история старые ответы. 1. Предмет, цели и задачи курса История Казахстана
Скачать 140.33 Kb.
|
1. Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческог духа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, чтопроисходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными. 2. Археологическая периодизация. 1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.) 2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.). 3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России). 4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период. 5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г). 6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства. 3. Антропологическая периодизация. Антропология – наука, изучающая строение тела человека, его возникновение и наследственность
Примечание: На территории Казахстана пока не найдены ископаемые останков древнего человека. Однако палеографическая обстановка в Южном Казахстане благоприятная для расселения древнего человека, находки архаических каменных орудий, сходных с примитивными орудиями дают нам основание свидетельствовать о жизни древнего человеческого общества на территории Казахстана. 4. Казахстан в эпоху палеолита. Эпоха камня – самый длительный период в истории человечества. Каменный век делится на древний– палеолит, среднекаменный – мезолит, новокаменный - неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Последний этап каменного, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком. Древний палеолит (примерно 2 – 2,5 млн. – 140 тыс. лет до н.э. Орудия труда: кремневые отщепы, рубящие орудия, рубила, чоппер, нуклеусы, обнаруженные в ракопках в урочищах Шабакты, Акколь, Казангап. Древние люди жили стадами. Основным занятием их было собирательство, занимались охотой, они были знакомы с огнем. Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Древнейшие люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов. Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э). Стоянки среднего палеолита найдены в Южном Казахстане Кызылжибек, Арыстанды, в Центаральном Казахстане Обылысай, Кзыл-Жар, Канай и др. В среднем палеолите люди жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины. Основные занятия людей этой эпохи были охота и собирательство. Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных. Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев. Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.). В эпоху позднего палеолита появляется человек современного физического типа – «человека – разумного». Появляются петрографы(наскальные рисунки животных), погребальный обряд, появляются первобытные верования(тотемизм, анимизм, шаманизм) Формируется родовая община(строй-матриархат). Орудия труда – составные из камня, кости, дерева. Батпак, Карабас, Шульбинка, Конай. 5. Казахстан в эпоху мезолита. Мезолит - 12-5 тыс. лет до н.э. Первобытный человек населял уже многие районы Казахстана. Древние люди Казахстана в основном расселялись в северенном и центральном Казахстане – в долинах рек Иртыш, Ишима, Тобола, Тургая и Урала. В период мезолита появилось оружие дальнего действия – лук и стрелы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры и т.п. В этот период вымерли мамонты и шерстистые носороги. В мезолите, вероятно, была приручена собака, кости которой найдены на многочисленных мезолитических стоянках человека в Европе и Азии. Этот период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется подвижностью людей — они часто перемещались с одного места на другое. Поэтому на их стоянках не успевали формироваться культурные слои. Поэтому стоянки людей этой эпохи встречаются очень редко.Еще одной особенностью эпохи мезолита являлось увеличение численности отдельных видов животных: зайцев, сусликов, лосей, волков и т.д. Археологическими исследованиями обнаружено всего около 20 стоянок этой эпохи, что объясняется мягким и теплым климатом в 8 тысячелетии до н.э. 6. Казахстан в эпоху неолита. Неолит - 5-3 тыс. лет до н.э. переход от присевающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство). Эпоха неолита позднейшего каменного века характеризуется использованием кремневых, костяных и каменных орудий. Появились зачатки горного дела и ткачества. В период неолита господствующим становился коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда.Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Стоянки эпохи неолита по расположению на местности делятся на четыре типа: на берегах рек, озер, родников и в пещерах. На местах стоянок найдено очень много орудий, большинство из них представляли собой ножевидные пластины. На таких стоянках люди жили продолжительное время.Стоянки найдены в Прикарпатском районе (пещера Кунгур), в Приаралье (стоянки в урочищах Жалпак, Космола). 7. Казахстан в эпоху энеолита. Ботайская культура Энеолит - 3-2 тыс. лет до н.э. При неолите преобладают каменные орудия, но заметно появление медных и бронзовых. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота, развивались домашние промыслы. Орудия труда: кремневая индустрия отщеповая. Ведущие типы – наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скрепки и т.д. В домостроительстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием. Общественная организация - родовой строй. На территории Казахстана в Северном Казахстане в энеолите появляются памятники Ботайской культуры -Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро, Иман-Бурлук и Саксаульская, и др. Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией В.В.Зайберта. Поселение Ботай на территории СК была исследована совместными усилиями казахстанских и британских археологов. Открыто поселение в 80-х годах.Основные занятия Ботайской культуры - коневодство, охота и рыболовство. С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей, примерно 5,5 тыс. лет назад. 8. Казахстан в эпоху бронзы. Андроновская культура. Андроновская культура эпохи бронзы. В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племенаандроновской культуры, охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Ее название связано с селом Андроново близ города Ачинска, возле которого были найдены первые археологические памятники эпохи.Занимала обширную территорию От Урала до Енисея (с З-В) и с Южной Сибири до Памира (с С-Ю). В 1946 году комплексное изучение этой эпохи бронзы на территории РК проводилась под руководством историка Маргулана. Антропологический тип андроновцев- европиоидный, язык-индоиранский. Хар-ка общества: До 1 тыс. лет до н. э. племена вели оседлый образ жизни. Жили в землянках, развивали металлургию. Главную роль играло скотоводство. Развивали лошадей, бактрианов- двугорбые верблюды, овец, КРС. Освоили пастушскоескотоводство. В этот период начинает распадаться первобытный общинный строй и на смену коллективной родовой собственности приходит частная семейная. А пастбища находятся в общинной родовой собственности. В андроновском обществе наблюдается имуществ. расслоения.Им был известен ткацкий станок и веретено. В хозяйстве присутсвовало мотыжное земледелие. Поселения: самым известным и малоизученным поселением эпохи бронзы является Аркайын, находится на границе Костанайской и Челябинской области. Аркайын- прототип древних городов. В ЮК стоянки Тангалы – обнаружено пиктография. Здесь же в районе хребта Каратау. Находятся массовое скопление петроглифов с изображением колесниц. Мавзолеи Тегискен и Таутары расположенные в Семиречье изготовлены из сырцового кирпича. 9. Казахстан в эпоху бронзы. Бегазы – Дандыбаевская культура. Андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: Бегазы – Дандыбаевской культурой.Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане. ОсобенностиБегазы-Дандыбаевской культуры: 1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве. 2) Строительство особого типа надгробных сооружений. 3) Своеобразный погребальный обряд. 4) Появление новых форм глиняной посуды. 5) Наличие большого количества шахт по добыче меди. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания. Большинство погребений бегазы - дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами. Хозяйство и быт: Около 3 тысяч лет назад на территории Казахстана произошли изменения климатических условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, а лето коротким и жарким. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. С переходом к кочевому скотоводству увеличилось число лошадей и овец. Увеличение поголовья скота - овец и лошадей привело к переходу от пастушеского скотоводства к кочевому скотоводству. В Казахстане верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем. Мясо и молочные продукты хранили в ямах вырытых в земле. 10. Племенные союзы саков на территории Казахстана: расселение, политическая история, культура. Саки описаны в источниках Геродота, Страбона, Птолемея, КтесияКнидского. Тексты составлены по приказу персидских царей. 3 группы племен: 1. Саки- парадайя (заморские) 2. саки- тиграхауда (остроконечные шапки) 3. саки- хаомивагра (напиток хаома). Язык- восточно-иранский. Образ жизни- оседло-кочевой. Антропологический тип – европиоидный. В VІІІ – ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков. У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые отношения. Хозяйство саков:Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот.На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножи и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни. Культура саков: Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие. Поселения, погребения: Иссык (курган), Чирик- Рабат, могильник Бесшатыр, Тегискен, Уйгарак. Каждый сакский воин имел при себе акинак (короткий кинжал) Религия саков:Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойниками они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп, саки применяли бальзамирование. Также приклонялись солнцу и огню, раннеиранские источники говорят, что тогда существовали религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. 11. Государство усуней. В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Семиречье, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников как «Страна Усунь».Усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. История: Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до н. э. (160 году до н. э.) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В начале н. э. обозначились противоречия усуней с хунну.В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Политический строй: Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству, а его родичи именовались «далу». Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Столица – Чигучен. Территория: р-н Семиречья.Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную.Ведут войны с Канглами и с гуннами. Устанавливают дипломатические и родственные связи с Китаем. Отрасли хозяйства: скотоводство, земледелие, гончарное дело, металлургия, ремесло. Было комплексное скотоводческо-земледельское хозяйство. Частная собственность на скот и на землю. Знать имела по 4-5 тыс. лошадей. Общественное устройство: общество- жрецы, дружинники, скотоводцы, земледельцы. Печати: военачальники (беки) –золотые, медные. Остальные – каменные, глинянные.Осёдлыеусуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах. Культура: Яркий памятник ювелирного искусства усуней - Карагалинскаядиалеманайденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м 12. Государство Кангюй. Государство Кангюй возникло в III веке до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно – сакского народа юечжи. Источники очень скудно освещают историю кангюев. Государством управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Относительно этнической принадлежности кангюев существует две точки зрения. Часть исследователей считают их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам. Занятием усуней и канглов было кочевое скотоводство. Основной пищей было мясо и молоко. Главным их богатством был скот. Они разводили лошадей, овец, верблюдов. Также им было известно земледелие. Усуни и канглы занимались ремеслом, они умели изготовлять глиняную посуду и различные предметы из бронзы и золота. Особенно большой интерес для истории культуры усуней представляют тщательно выполненные золотые пластики с изображением домашних животных, зверей и птиц. Государство Кангюй контролировало регион между рекой Талас и низовьями реки Чу, доходя до области Шаш на юге и до низовий Сырдарьи на севере. Кангюй занимал обширные пространства в среднеазиатском междуречье от Ташкентского оазиса до Хорезма; владения его были сосредоточены в долине р. Сырдарьи от низовьев и до Ташкента, коренные же земли размещались по среднему течению до рек Сарысу, Чу, гор Улутау. 13.Государство гуннов. В I тысячелетии до н. э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Одно из них – гунны. В истории хорошо известно имя гуннов – историческое название этого народа – хунну. Гунны оказали огромное влияние на судьбы всех регионов Евразии. Во 2 веке до н.э. гунны заставили Династию Кань подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань.Гунны оказались в Средней Азии и создали там государство белых гуннов. Язык- тюркский. Сведения о гуннах: в китайских источниках, у римского историка А. Марцеллина. Для общества хунну характерны признаки государства: частная собственность на скот и землю, государственный чиновничьий аппарат, налоговая система, наличие права. Правитель гуннов носил титул – шаньюй. Ему подчинялись темники князья из числа близких родств. правителя. Должности, чины передавались по наследству. В составе гуннов было 24 рода. Народное собрание собиралось 3 раза в год. Существовало домашнее рабство. Вели кочевой образ жизни. Основу хозяйства составляла экстенсивное скотоводство. Военным занятием была охота. Высокого уровня достигло военное дело. Основа армии- конница. Первый правитель хунну- Модэ. 14.Тюркский каганат(552-603 гг.) Древнее государство в Азии, одно из крупнейших в истории человечества, созданное племенами тюрок во главе с правителями из рода Ашина. Столица- Суяб, Язык- древнетюркский. Религия- шаманизм, тенгрианство, буддизм. Территория- от Корейского полуострова до Причерноморья. При кагане Мукане в 553 – 572 годы, тюркское государство входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как: Иран, Византия, Китай. Во главе государство стоял каган, власть его была наследственной. Власть, кагана опиралась на военную дружину. При кагане существовал совет из членов его рода. В совет также входили представители родоплеменной знати - беки. Власть кагана была неограниченной, однако он должен был считаться с волею совета. Народ в Тюркском кагане назывался «будун», «кара - будун». Тюркская знать носила название «кок» - «голубой», или «тенгри» - небесный. В Тюркском каганате были рабы, которые использовались только в домашних работах и при пастьбе скота. Тюркский каганат был непрочным политическим объединением: он просуществовал недолго. Борьба различных групп феодалов за власть, восстания покоренных племен и войны с Средней Азией (эфталитами) и Китаем ослабили его, и в 603 году государство Тюркского каганата разделилась на два самостоятельных: Восточный и Западный Тюркский каганат. Ядром Западно – Тюркского каганата (603 – 704гг) стали «десять племен» (будын) Западный Тюркский каганат занимал земли усуней от гор Каратау до Джунгарии. Ставка кагана находилась в г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летняя резиденция в Мин – булаке (близ г. Туркестана) 15. Западно-Тюркский каганат (603-704 гг.). Западно-тюркский каганат занимал территорию на юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо- западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей каганата и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу. А летняя ставка находилась в местности Мынбулак Основной этнополитический костяк каганата составляли «десять племен» - «он окбудун», чьи места проживания располагались от восточных предгорий Кара-тау до Джунгарии. Вместе с тем, они господствовали во всех завоеванных ими оседло-земледельческих регионах Восточного Туркестана и в Средней Азии. В состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и др.Все эти племена были близки по языку, быту и занятием.Первым правителем каганата был Тардуш (Дато). Основным занятием населения Тюркского и Западно - Тюркского каганата было кочевое хозяйство, но небольшая часть населения занималась земледелием. На территории Западного каганата, особенно в Семиречье было много городов: Суяб, Тараз, Мерке, Кулан и другие. Города являлись политическими экономическими и культурными центрами. В первой половине VIII века на территории Казахстана велась оживленная торговля. Культура Западно – Тюркского каганата в то время достигла высокого развития, существовала письменность. Религиозные верования были различны. Тюрки поклонялись огню, воде и небу. Верховным божеством считалось небо – «тенгри», которому они приносили в жертву лошадей, быков и баранов. Управление в Западно-Тюркском каганате было такое же, как и в Тюркском. В результате внутренней слабости каганата, феодальных междоусобиц, а также вторжения китайских и арабских войск в Западно-Тюркском каганате в 704 году власть перешла к тюргешам. 16. Тюргешский каганат (704-756 гг.). После распада Западного Тюркского каганата в 704 году в Семиречье к власти пришли тюргеши, предводителем которых был Уч - Элик – каган. Он основал Тюргешский каганат (704 – 756 гг). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз.Вторая ставка- Кунгит. В начале VIII века каган Уч – Элик делит всю территорию каганата на 20 областей (тутук). В каждой области насчитывалось до 7 тысяч хозяйств. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами за свою независимость. После поражение тургешей в 710 году в битве с китайцами позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 году взять Самарканд. В 713 году арабы захватили Ходжент, Фергану и пытались завладеть Ташкентом, и в 715 г. проникнуть в Восточный – Туркестан, однако арабская экспансия была остановлена тургешами, и в том же году очистили от арабов Фергану, а уже в 717 году талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата. После смерти пророка Мухаммеда (632 г) арабы начали священную «войну за веру», они дошли до Южного Казахстана. Одновременно здесь усиливали свои позиции китайцы. Это привело к тому, что летом 751 г. недалеко от Тараза между ними состоялась Таласское сражение. Китайцы потерпели поражение. В этой битве важную роль в разгроме китайцев сыграли племена карлуков. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из -за постоянных восстаний в покоренном Согде. В 756 году снова возобновилась междоусобная война между кара и сары тургешами и это окончательно ослабила каганат. И в 756 году власть в Семиречье перешла к другому тюркскому племени – карлыкам. 17. Карлукский каганат (756-940 гг.). После падения власти каганов из тюргешских племен власть в Жетысу перешла к карлукам. Карлуки – кочевые племена. Они занимали территорию между Алтаем и Балхашом. Их вожди носили титул Эльтебер, верховный правитель – джабгу, а в 840 году титул каган. Теснимые уйгурам, они переселились в Жетысу и здесь образовали Карлукский каганат (756 – 940 гг) столица была Суяб. В период господства в Семиречье и Южном Казахстане карлукской феодальной знати феодальные отношения продолжали развиваться. В оседлых земледельческих районах возникает феодальная собственность на землю, а в кочевых районах феодалы захватывали лучшие пастбища. Город Кайлык стал ставкой Карлукского каганата. Вокруг города росли ремесленные и торговые предместья и населения. В конце VIII и в IX вв. в Карлукском каганате хозяйственная и культурная жизнь сделала шаг вперед. Развивались дипломатические и торговые связи с Китаем, Хорезмом, Восточно - Туркестаном и другими странами. Развивалась торговля между кочевыми районами и земледельческими оазисами. Развитие торговли вело к росту денежного обращения. Карлукские каганы чеканили монеты со своими именами. Благодаря успехам в хозяйственной жизни Жетысу и Южный Казахстан при карлуках значительно усилилась. Эти районы играли ведущую роль в хозяйственной и политической жизни Казахстана. Укрепления карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане и основная часть карлыков приняли ислам в 940 г. История карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточно - Туркестана чигилями и Ягма. В результате карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии – Караханидам, которые за долгое время смогли объединить карлукские и тургешскиеплемена,Жетысу и долины Сырдарьи. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун, и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана СагпукБогра-хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама Богра-хан является основателем государства Караханидов. Существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался. 18. Огузское государство (IX - нач. XI вв.). В ІХ начале-Х веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, этот город находился на важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу. Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином «уруки» обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в крупных племенных союзы, назывались «иль» (страна). Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», их воспитывали специальные опекуны-«атабеки» (назначали). Жены правителей играли важную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военоначальники. Главнокомандующий войсками – «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались из могущественных родов (торе). Власть верховного правителя ограничивалась советом военно-племенной аристократии. В конце Х века сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 году между огузами и киевским князом Святославом был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром хазарского каганата и крупное поражение Булгарии. Основная масса Огузов была кочевниками-скотоводами, и только небольшая часть вела оседлый и полуоседлый образ жизни. В связи с оживлением торговли в бассейне реки Сыр-Дарьи на территории огузского государства в Х веке возникли крупные города: Янгикент, Отрар, Сауран, Джент, Сыганак. Население крупных городов состояло в основном из огузов. В середине ХІ века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кипчакской державы. Части их ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, а часть под власть караханидов. 19. Государство кимаков (IX - нач. XI вв.). В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена, как кимаки и кипчаки. В ІХ веке здесь образовалось государство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселились сюда из Центральной Азии.Государство занимало территорию от низовья реки Иртыш на востоке и до бассейна реки Урал на западе. Основным населением были кимаки, занимавшие в основном восточные земли каганата. По всей видимости, название каганат получил по принадлежности правящей династии к племени кимаков. В настоящее время существуют различные версии о языковой принадлежности кимаков: часть историков относит их к монголоязычным племенам, а часть считает тюркоязычными. Кимакским государством правил джабгу, который с конца ІХ века принял титул кагана. Государство кимаков имело ставку в Кимаки на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидовогузов, карлуков. Кимаки занимались кочевым скотоводством (разводили овец, лошадей, верблюдов), в Прииртышье и Семиречье - горным делом (добывали железо, золото, серебро, драгоценные камни), пахотным земледелием (выращивали пшеницу, ячмень, рис, бобовые, виноград), разводили коров и коз, у них были развиты бортничество, охота (с ловчими птицами и гончими собаками; облавы на соболей, горностаев, барсов), рыболовство (включая промысел осетровых). Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в конце ІХ-начале Х века стали появляться признаки её упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х века Кимакское государство перестало существовать, власть на её территории перешла к кыпчакскому объединению. 20. Государство Караханидов (942-1210 гг.). После распада в Х веке Карлукского каганата на территорию Восточного Туркестана, Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство - государство Караханидов (942 – 1210 гг). Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук – Богра – хана (915 – 955 гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства караханидов. В государстве караханидов входили такие тюркские племена как ягма, чигили, карлуки и другие. Главную роль в государстве играли чигили и ягма. Государство было разделено на две части или на два удела. Верховный каган с титулом Арслан Карахан был правителем восточной части государства, ставка его находилась в г. Баласагуне, второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью государства, ставка находилась в г. Таразе. Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по так называемой «лестничной системе» от старшего брата к младшему. При хане Мусы (сын Богра хана) в 960 году ислам был объявлен государственной религией. В 992 г. каган караханидов Богра хан Харун захватил Бухару, в 996 – 999 гг его преемник Наср I овладел всем Мавернахром Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе. Важнейшим социально – политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная системаКаганы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или городов налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (араб), а держатель икты назывался иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодала т.е. в собственников земли. Существовало несколько категорий икты. Наряду с иктой существовали и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство -ему принадлежали «вакфные земли», доходы с которых не облагались налогом. Наряду с указанными формами существовало мелкое крестьянство и общинное землевладение. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем, в ХI –XII веках в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и преобращалась к городской культуре. В Караханидском государстве были созданы значительные произведения на тюркском языке на арабской графике, такие как, «Кутадгубилиг» («Благодатные знания») Ю.Баласагуни, «Диван-и-Хикмат» («Книга мудрости») Ахмета Яссави «Диван- лугат-аттурк» («Словарь тюркских наречий») М.Кашгари. В целом эпоха Караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах жизни общества. 21. Кыпчакское государство (нач. XI в. - 1219 г.). В начале ХІ века после паденияКимакского каганата власть на огромной территории от Иртыша до Волги перешла в руки кипчаков, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кипчакское ханство начало ХІ в 1219 г. К середине ХІ века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречье. В этот период вся эта огромная территория называлась Кипчакской степью или «Дешт-и Кыпчак». Расцвет Кипчакского государства. К началу ХІІ века земли, занятые кипчаками, разделяются на два крупных объединения Западных и Восточных. Власть кыпчакских ханов передавалась по наледству от отца к сыну. Династийным родом считался ель – борили, из числа которых выходили ханы. Ханской ставке называвшиеся Ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом, и ханской армией. В военно – административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое – со ставкой на р.Урал на месте города Сарайчик и левое – с резиденцией в городе Сыгнаке. Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баксаки и др. Ставка хана была в городе Сыгнаке. Кризис кипчакских государств. В конце ХІІ века кипчаки переживают период кризиса, воевавшие на два фронта –против каракиданей в Семиречье и Хорезма на Сырдарье, Кыпчаки были вынуждены пойти на союз с Хорезм шахом и постепенно попадают под зависимость Хорезма. В 1210 году он перенес столицу в Отрар и стал править от имени Хорезм шаха, приняв титул Кайыр хана. Западные кипчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князейНовгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кипчаков и поживиться за счёт военной добычи, но его поход в 1185 году закончился полным разгромом русских войск на реке Каяле, что было описано в «Слове о полку Игорове». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кипчаки во главе с Казак ханом. В начале ХІІІ века часть кыпчаков во главе с ханами принимает христианство. Русские князья не только воевали с кипчаками и было время, когда они совместно выступали против общего врага. Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. Таким образом, Кыпчакское ханство было в XI – XII вв. сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности. 22. Государство каракитаев (1128 – 1213 гг.) Первые сведения о каракитаях, или киданях, относятся к V в н.э. Каракитаи занимали тогда территорию Маньчжурии и Уссурийского края. Каракитаи-тунгусо-монгольского происхождения. Они в начале ХІ века вторглись в Семиречье и создали свое государство (1128-1213 гг), они подчинили себе караханидов и превратили в данников. |