Главная страница

Вопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История


Скачать 2.02 Mb.
НазваниеВопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История
АнкорOtvety_1-180_istoria.doc
Дата30.01.2017
Размер2.02 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOtvety_1-180_istoria.doc
ТипДокументы
#1328
страница1 из 31
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Вопрос №1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения

История – это факты, которые совершались  в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории.Реальная история не всегда всем известна. Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами наукиЧтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по  письменным источникам или каким-то ещё основаниям.История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков)  и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории. Основным предметом истории должен стать  человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История,  прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность.

   История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа.  Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

   История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым  в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными

Вопрос № 2 Памятники каменного века.

Древняя история человеческого общества делится на каменную, бронзовую или железную века. В основу этой периодизации положен главный материал, из которого изготовляли орудия труда и предметы быта.Камен.век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит. Палеолитические обитатели Каз-на, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и cобирательством. В период палеолита произошли изменения в технологии изготовления камен. орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На тер-рии Каз-н зафиксировано большое кол-во памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Юж., Центр. и Вост. Каз-не. В эпоху позднего палеолита (40-30 тыс. лет назад) появляется человек современного типа (Homo Sapiens), возникает новая (отжимная) техника обработки камня. Это позволила создать такие орудия, как скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, дротики, а также орудия из кости - метательные наконечники копий, мотыги, лощила, различные фигурки животных и скульптуры женщин, которые указывают на зарождение в среде древних людей культа женщины - родоначальницы и хозяйки очага. Этот период принято называть матриархатом.

Мезолит (12-6 тыс. лет до н.э.) - является наименее изученным периодом в истории Каз-на.Мезолита хар-но зарождение присваивающего хоз-ва, т.е. скот-ва и земледелия и развитие микролитизации в каменном инвентаре.

Последующая эпоха - неолит(6-4 тыс. лет до н.э.) характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах республики. Наряду с охотой и рыболовством, зарождается земледелие и скотоводство. Важным открытием было и изготовление глиняной посуды, появление шлифованных орудий из камня; пиление и сверление получает широкое распространение. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных - кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади и т.д. В сев.каз. Виноградовка-2, Тельман, Дузбай, Алкау.

Серьезные изменения система хоз-ва эпохи камня претерпевает в Каз-не в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, керамическое производство, ткачество и др.)

Вопрос № 3 Бронзовый век на территории Казахстана.

Бронзовый век начался во 2 тысячелетии до н.э. Прогресс общества эпохи бронзы определили два фактора: металлургия бронзы и скотоводство. Богатство недр Казахстана полиметаллами явилось одной из основных причин возникновения на этой территории значительного очага производства бронзы, оказавшего большое влияние на развитие соседних племен. Перестройка первобытной экономики определялась также и климатическими изменениями. Так, в эпоху бронзы, на смену прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости; наступает период сухого и жаркого климата. Начало указанных процессов совпало с изменением демографической обстановки на территории Казахстана. Именно в это время сюда начинают переселяться большие группы скотоводов, принадлежащие по языку к той общности, которую принято называть индоевропейской. В 3 тыс. до н.э., с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки (через Кавказ и Подунавье), началась восточная миграция индоевропейцев. Наиболее крупные подвижки на восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 гг. до н.э., когда в степи сложились две новые археологические общности или культуры. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной» культуры (по способу погребения в срубах). Восточная, сложившаяся в степной зоне Казахстана и Южной Сибири (по месту выявления около с. Андроновка на Енисее), стала именоваться «андроновской» культурой. Особенности эпохи бронзы:

Производственное освоение металла, в том числе и золота.

Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.

  1. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в IV тыс.до н.э.

  2. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно.

  3. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода и на смену пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

Вопрос № 4 Андроновская культура на территории Казахстана: характеристика и памятники.

Наиболее крупные подвижки на восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 гг. до н.э., когда в степи сложились две новые археологические общности или культуры. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной» культуры (по способу погребения в срубах). Восточная, сложившаяся в степной зоне Казахстана и Южной Сибири (по месту выявления около с. Андроновка на Енисее), стала именоваться «андроновской» культурой. В результате изучения памятников андроновской культуры, археологи пришли к выводу, что зона ее простирается не только на Западную Сибирь и долину верхнего Енисея, но достигает на юге Центрального Тянь-Шаня, Южного Таджикистана, Афганистана. Тем не менее, коренной территорией остаются Казахстан и прилегающие районы Урала. Именно здесь были обнаружены древнейшие памятники андроновской культуры. Андроновская культура существовала около восьми-девяти веков, и в ее развитии выделяют три этапа: ранний (18-16 вв. до н.э.), развитой (14-13 вв. до н.э.) и поздний (12-11 вв. до н.э.). Археологические данные указывают на то, что андроновское население в подавляющем своем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Большие патриархальные семьи возводили землянки с различными хозяйственными постройками и загонами для скота. Очевидно, что пока существовала угроза частных нападений, иного способа выпасать скот не было. Но, по свидетельству археологов, после 15 века до н.э., появились неукрепленные поселения. Тогда и возникла новая форма скотоводства - отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища, перекочевывали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок. На дальних пастбищах они строили из жердей легкие каркасные жилища, со стенами из плетенки или циновок - своего рода предки юрт. Археологический материал позволяет судить и о религиозных представлениях андроновцев, об их идеологии, а также о стратификации общества, т.е. о разделении его на социальные слои или группы. Среди племен, населявших территорию Казахстана в ту эпоху, были широко распространены и отличались высоким уровнем исполнения различные ювелирные украшения.

Вопрос № 5

Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.

В первом тысячилетии до нашей эры приемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это были кочевые племена, саками их называли древние персы, китайцы называли сэ, а греки - скифами. Но не все саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку. В 5-3 веках до нашей эры саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу - Семиречья. Цари саков одновременно выполняли и роли верховных жрецов. Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием "искусство звериного стиля". Хозяйство и быт саков. Хозяйство саков. Судя по историческим сведениям, саки в основном занимались скотоводством. Они выращивали лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот, питались мясом животных, их шкуры и шерсть использовали для пошива одежды и других нужд. В жизни саков особое значение имели лошади. Статных и быстрых породистых скакунов держали вожди и известные воины. Поэтому, если умирал вождь, вместе с ним хоронили и его коня. На территории Западного и Южного Казахстана разводили верблюдов. Саки питались их мысом, пили их молоко (шубат), использовали в хозяйственных целях шерсть и шкуру. Верблюды ценились не только из – за мяса, шерсти, молока, но и как незаменимые перевозчики грузов в песках и полупустынях. Выносливые в жару и холод, верблюды для кочевников были необходимым гужевым транспортом. Крупный рогатый скот, который нуждался зимой в заготовленном корме, не получил у саков широкого распространения. Возле рек широко развивалось орошаемое земледелие. Таким образом, можно сделать вывод, что саки занимались и земледелием, они имели свои поселения, что способствовало развитию ремесел и торговли. Постепенно некоторые поселения превращались в малые города. В те времена у племен, объединенных общим историческим названием «саки» или «скифы» существовали различные хозяйственные уклады с присущими им особенностями. Большинство из них занимались скотоводством, часть – земледелием. Материальная и духовная культура саков. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков. Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений. Ювелирное искусство. Ювелирное искусство у саков было высоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота в формы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты, застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакских женщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий и украшений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусно изготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другие предметы быта. Религиозные верования саков. У саков религиозные представления играли особую роль, они содержали в себе всевозможный религиозный смысл, значение. По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь. Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган.

Вопрос № 6

Историко- культурное значение Великого шелкового пути.

В середине II – века до нашей эры начинает функционировать Шелковый путь. Во II – V вв., Шелковый путь, если начинать с востока, начинался в древней столице Китая и шел в районы Ланчжоу, далее вдоль Нань – Шаня, к западной окраине Великой Китайской стены, к заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разделялась на «Северный путь» и «Южный путь» В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро¬вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал¬ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь». «Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию. В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая  на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро¬вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости¬равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникно¬вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Вопрос № 7

Раскройте сущность неолитической революции.

Второй период относится к неолиту. В это время уже сложились зоны комплексного земледельческо-скотоводческого типа хозяйства, оседлое скотоводство и земледелие обеспечивали жизненные потребности людей. Однако по соседству с этими районами производящего хозяйства в Европе, на Кавказе и Средней Азии существовали значительные территории, где продолжали развиваться традиционные типы хозяйства охотников и собирателей. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (neolitic revolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и основанному на земледелии и/или животноводстве.Термин "неолитическая революция" ввел в середине ХХ века английский археолог Гордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием "промышленная революция". Эта революция, по Чайлду, "трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия", создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие "промышленная революция" к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин "неолитическая революция" быстро завоевал популярность. Другие варианты названий этого исторического события (например, "революция в производстве пищи", "земледельческая революция") не получили поддержки специалистов.Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности— атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7— 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10тыс. лет назад. Выводы. Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.).Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности — два важнейших культурных достижения.В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Вопрос № 8

Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе. Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.). Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

Вопрос № 9

Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
Древнегреческий историк Геродот саков называет «азиатскими скифами». По свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». Иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». Греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.
Памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах Казахстана, в частности, в кургане «Иссык» близ Алматы.
Ц.К.: Тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). Исследования проводили А.Х.Маргулан, М.К.Кадырбаев. Особенность устройства  курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов». Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы,Каркары, Кызылтаса,Кента, Улытау. В развитии Тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. К нему относятся могильники Тасмола,Караморум,Нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.- традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды.
Восточный Казахстан: 3 этапа. 1) Майэмирский – 7-6 век д.н.э.
Шиликтинский курган – исследован археологом С.С.Черниковым. 2) Берельский – 5-4 в.д.н.э.
3) Кулажургинский – 3-1 в.д.н.э.
Семиречье, Ю.К: некрополи: Бесшатыр, Иссыкский,Тургенский,Кигенский,Алексеевский.
2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3  в.д.н.э.
Термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. В основном, сведения греческих и римских авторов - Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.
Археологические памятники: Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западного Казахстана. Курганы Целинный,Сынтас,Бесоба обнаружены в Актюбинской области.

Вопрос № 10

Основные черты государственно-политического устройства хунну, усуней и кангюев

Раннегосударственный период потестарной эпохи продолжался примерно до V века нашей эры и характеризовался утверждением на геостратегической арене новых племен, сменивших саков.
Эти племена в течении более 600 лет – с III века до н.э. по III век нашей эры – прошли сложный путь развития. Усуни занимали территорию Семиречья, в районах Каратау и среднего  течения реки Сырдарьи – кангюи, на севере и северо-востоке нынешнего Казахстан, несколько позже – кыпчаки самоорганизовались в схожие государственные образования по типу «степной военной демократии ».
Внутри родов и племен усуней и кангюев уже возникло резкое имущественное неравенство. Усуни и кангюи образовали более или менее устойчивые племенные союзы, во главе которых  стал Гуньмо (царь). Так, усуньский союз объединял около 600 тыс. человек и мог выставить до 180 тыс. воинов. Союз племен кангюев насчитывал 120 тыс кибиток или также 600 тыс. чел. и мог выставить 150 тыс. воинов.
Во II и I вв до н.э. на территорию Казахстана из Монголии продвинулись прототюркские кочевые племена хуннов (гуннов.) Эти племена, также как и усуни и кангюи находились на стадии раннеклассовых объединений и временами создавали крупные союзы с многочисленным войском. Распад хунского союза начался с 119 года до н.э., когда он потерпел поражение в борьбе с Китаем. В середине I века н.э. часть хуннов двинулась на запад, оттеснив частично роды кангюев, кочевавших у Аральского моря. Кангюи, усуни и хунны оказались соседствующими самостоятельными союзами племен. В IV  н.э. веке большая часть хуннского кочевого союза через Казахстан продвинулась в Центральную Европу. Остатки хуннского союза были впоследствии ассимилированы племенами и народами подвергнувшимися их нашествию.
Племена усуней, кангюи и хунну были хорошо известны многим народам и государствам Азии и Европы. Например, усуни находились в экономических и политических отношениях с Китаем, установили тесные связи с государствами Средней Азии и в особенности с Хорезмом. Государство Кангюй имело такие же связи с мировыми державами того времени, как Римская империя, Византия, Иран (Персия), Китай.
Общественный строй этих племен представлял собой переходное состояние от безклассовых к классовым отношениям. Родовая аристократия (родовые вожди и старейшины, военные предводители) уже отделились от народа, она владела огромными стадами, распоряжалась общинными пастбищами и захватила высшие общественные должности. Во главе ее находился царь: у усуней – гуньмо, у хуннов – шань-юй (величайший) Первоначально гуньмо был у усуней выборным вождем, в дальнейшем он узурпировал право наследования власти. У усуней, как и у хуннов зародилась, но не получила развития десятичная система организации войска. Примерно на такой же ступени находились племена кангюев. У них вожди не были наследственными, а выбирались из числа храбрых, отличившихся в бою воинов. Кангюи в течение долгого времени сумели сохранить внешнюю самостоятельность. Под их властью находились 5 малых владетелей, которые были обязаны платить дань кангюям и следовать их внешней политике.
Вопрос № 11

История Первого Тюркского каганата (551-603гг.).

Тюркский Каганат

В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Распад Каганата. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат. Государственное устройство. Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Экономика и хозяйство. Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Вопрос № 12

История Западно-Тюркского каганата VII-VIII вв.

  • Западно-тю́ркский кагана́траннесредневековое государство, расположенного от Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточная Индии. Ядром государство был район Джунгарии, населёнными племенами дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби. Управлялся каганами из династии Ашина.657 году каганат был захвачен Китайской империи Тан. Китайская империя разделила каганат на 2 части.704 году власть в каганате захватили тюргешы. С этого момента каганат перестал существовать. Образование каганата. В конце VI век (603 год) а от Тюркского каганата отделилась его восточная часть. С тех пор независимо друг от друга стали существовать Западный и Восточный каганаты. В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племён дулу, а к западу от неё — пять племён нушиби.Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана). Центр государства находился в Семиречье. Расцвет каганата. Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610618 годах) и его младшего брата Тон-джабгу-кагана (618630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей - тудунов в области для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с согдийской надписью - Тун ябгу каган. При каганах Шегуе (610618 годах) и Тон-ябгу (618630 годах) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. В союзе с Византийским императором Тон-ябгу каган в 626 году начал войну против Сасанидского Ирана. В 626 году тюркские войска штурмом овладели Тифлисом. Однако заключение мирного договора между Византией и Ираном вынудило Тон-ябгу кагана прекратить военные действия. В 630 году Тон-ябгу каган был убит в результате заговора, организованного его дядей Сибир-ханом. Вскоре был убит и он. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну. . В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. Падение каганата. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640657 годах) облегчили вторжение в Семиречье китайских войск династии Тан[4]. Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из Каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году их политической гегемонии в Семиречье. В VII веке Восточно-тюркский каганат с многочисленными войсками напал на Западно-тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Вследствие феодальных междоусобиц в середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался. Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

Вопрос № 13

Тюрки в системе международных отношениях в VI в. (тюрко-эфталитские, тюрко-иранские и тюрко-византийские отношения)

Мы знаем, что тюркское государство, созданное Бумин-ханом и Истеми Ябгу, было разделено на восточную и западную части. Ханы обеих частей находились в политических отношениях с китайцами. Мы ограничимся рассказом лишь о тех связях, которые были важными для тюркской истории. Тюрки и Китай. Китайцы всегда строили свои отношения с тюрками на дву х основных предпосылках:1) стараться сосуществовать в мире с тюркскими правителями, которые были сильными в политическом и военном аспектах;2) вносить раскол между разными тюркскими группировками, сталкивать их друг с другом и таким образом ослаблять тюрков. В середине VI века, в период, когда создавалось тюркское государство и даже после его создания, китайцы предпочитали мирные отношения с тюрками. Они проявляли к тюркам уважение. Все крупные властители Азии чувствовали необходимость в опоре на дружбу с тюрками, которая давала гарантии безопасности их правлению. Таким образом, периоды властвования Букан-хана и Истеми-хана были одними из блестящих периодов тюркской истории. Тюрки и Иран. В период, когда Истеми-хан создавал государство в Западном Туркестане, в Иране властвовал представитель династии Сасанидов Нуширван (531— 570). Время Нуш ирвана-один из лучших периодов иранской истории. Но уже при отце Нуширвана, Кобаде, Сасанидское государство стало проявлять признаки упадка. В эту эпоху Иран после мощного культурного подъема переживал события, способствовавшие его регрессу, подобно тому как это происходило в истории всех крупных народов. Причин политического и культурного регресса в Иране было несколько. Главной из них. была ужасающая несправедливость в распределении богатств страны. Именно поэтому в последние годы правления Кобада Иран потрясли в ыступления сторонников уравнительства. Нуширван смог подавить их . Он провел целый ряд реформ и сумел на время устранить экономический кризис. Однако сил на противостояние внешним врагам у государства не осталось. Нуширван опасался возможного нападения на Иран Истеми-хана. Иранцы в военном отношении не обладали силой, способной противостоять тюркскому войску. Нуширван хорошо знал, что почти во всех сражениях между иранцами и тюрками побеждали последние. Он был твердо уверен в необходимости мирных отношений с тюрками. Для этого он решил породниться с династией Истеми и попросил себе в жены его дочь. Тюркский хакан не счел нужным возражать.Хотя после этого события между тюркским и иранским государствами и установились добрососедские отношения, долго они не продолжались. Главным фактором, способствовавшим ухудшению отношений стал хозяйственный (экономический). Византийские, китайские исторические источники, а также сведения, содержащиеся в орхонских надписях дают возможность получить довольно полную и живую картину политической и культурной жизни тюрков VI—VIII вв.Политически e отношения между тюрками и византийцами не ограничились посольствами Маньяка и Земаркоса. Византийские историки сообщают о том, что спустя несколько лет после поездки Земаркоса к Истеми-хану в Константинополе побывал тюркский посол Анакастес. Тюрки использовали все возможности для того, чтобы столкнуть византийцев с иранцами. Конфликт Византии с Ираном был важен для тюрков. Они хотели с помощью византийцев сначала ослабить иранцев, а затем и подчинить их себе.

Вопрос № 14

Тюргешский каганат (VIII ) (704 – 756 гг.).

После распада Западного Тюркского каганата в 704 году в Семиречье к власти пришли тюргеши, предводителем которых был Уч - Элик – каган. Он основал Тюргешский каганат (704 – 756 гг). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. В начале VIII века каган Уч – Элик делит всю территорию каганата на 20 областей (тутук). В каждой области насчитывалось до 7 тысяч хозяйств. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами за свою независимость. Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Ещё в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII - начале VIII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды город Кунгит, ставкой большой орды Суяб.После смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского государства, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях.В 748 г. вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб.В 751 году у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайское нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. По данным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускались в городе Тараз. Согдийцы - древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В. основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу  еще более усилилось в период вторжением арабов.

Вопрос № 15

Государство карлуков (середина VIII- первая половина X вв.) (756 -940 гг.)

После падения власти каганов из тюргешских племен власть в Жетысу перешла к карлукам. Карлуки – кочевые племена. Они занимали территорию между Алтаем и Балхашом. Их вожди носили титул Эльтебер, верховный правитель – джабгу, а в 840 году титул каган. Теснимые уйгурам, они переселились в Жетысу и здесь образовали Карлукский каганат (756 – 940 гг ) столица была Суяб. В период господства в Семиречье и Южном Казахстане карлукской феодальной знати феодальные отношения продолжали развиваться. В оседлых земледельческих районах возникает феодальная собственность на землю, а в кочевых районах феодалы захватывали лучшие пастбища. Во время Карлукского каганата в Жетысу возникают, новые города как: Баласагун, Кайлык и Эки-Огуз. Город Кайлык стал ставкой Карлукского каганата. Вокруг города росли ремесленные и торговые предместья и населения. В конце VIII и в IX вв. в Карлукском каганате хозяйственная и культурная жизнь сделала шаг вперед. Развивались дипломатические и торговые связи с Китаем, Хорезмом, Восточно - Туркестаном и другими странами. Развивалась торговля между кочевыми районами и земледельческими оазисами. Развитие торговли вело к росту денежного обращения. Карлукские каганы чеканили монеты со своими именами. Благодаря успехам в хозяйственной жизни Жетысу и Южный Казахстан при карлуках значительно усилилась. Эти районы играли ведущую роль в хозяйственной и политической жизни Казахстана. Укрепления карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане и основная часть карлыков приняли ислам в 940 г. История карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточно - Туркестана чигилями и Ягма. В результате карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии – Караханидам, которые долгое время смогли объединить карлукские и тургешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

Вопрос № 16

Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура.
Кимакский каганат — древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата. Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.
Общественный строй. Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители. Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше. Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность. Религиозные верования в каганате.Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, так называемое тенгрианство, почитали солнце и звезды, занимались астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддисты, позднее, с VIII в., — ислам.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


написать администратору сайта