Вопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История
Скачать 2.02 Mb.
|
45.Казахское Ханство при Тауке хане 1680-1718гг Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами[i] за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами.Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе. Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался кониксус! Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный, который устанавливают отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов: 1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака , права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства. 5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств. 6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте. В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым.С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком-башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкнавения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов.Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий.Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712,1714,1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на восток. Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным государем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые,однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза. В правление хана Тауке были кодифицированы и дополнены нормы обычного права казахов. Составленные законы известны под названием «Жеты-Жаргы», что буквально означает «семь установлений». В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества. В научной литературе этот юридический документ именуется «Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». В источниках нет сведений о том, кто был автором «Уложения». По историческим преданиям, его творцом принято называть хана Тауке, который будто бы собрал в урочище Культобе биев — представителей трех жузов, и они соединили «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, называемые «Жеты-Жаргы».Трудно сказать что-либо определенное об источниках «Уложения хана Тауке»; некоторые ученые ищут их в Ясе Чингиз-хана, другие говорят о полной независимости «Жеты-Жаргы» от Ясы. Поскольку Яса представляла собой продукт обычного права, то, естественно, что его традиционные нормы, вошедшие в свое время в состав Ясы и не потерявшие своего значения в условиях казахского общества конца XVII в., были учтены составителями «Жеты-Жаргы», но в соответствии с требованиями своего времени. Очевидно, в качестве основного источника «Жеты-Жаргы», скорее всего, следует рассматривать старое обычное право казахов, а также неписаные законоположения казахских ханов, предшественников Тауке. В законы вошли в основном установления, отвечавшис потребностям военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII в. Создание «Жеты-Жаргы» преследовало цель приспособить существовавшие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. В «Уложении» хана Тауке, таким образом, были юридически закреплены социальные и правовые нормы казахского общества того времени. «Жеты-Жаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, т.е. в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. 46.Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати(Известный историк, литератор; родился в Ташкенте, умер в Кашмирском крае) хорошо знал историю Моголстана, Средней Азии и Казахстана, особенно историю феодальной части племени дулат. В 1541-1546 годах в Кашмире он написал "Тарихи Рашиди".Это произведение Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на рассказы о дулатах, передаваемые устно из поколения к поколению, легенды моголов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах моголских ханов: сведения различных свидетелей, а также собственные наблюдения. Вместе с этим автор использовал исторические произведения живших до него известных ученых, таких как: Жувейни, Жамал Караши, Рашид-ад-дин, Али Иазди, Абдуразак Самарканди. Есть полные основания считать, что это произведение написано на основе архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил много ценных сведений об истории средневековых казахов.В произведении "Тарихи Рашиди" есть много сведений о формировании Казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кипчаке, падении Моголстана, феодальных войнах, о союзничестве казахов, киргизов и узбеков в борьбе с внешним врагом. Есть также ценные сведения о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.Абу-ар-Рашид, вновь воссевший на трон в 1533 году, опасаясь своих соплеменников, стал их преследовать. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара Дулати, Саид Мухаммед, убил Дулата, после чего Мухаммед Хайдар Дулати бежал в Индию. Там он возглавил воинов во дворце Великих Моголов.Мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей. 47.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана.Этноним «Казах» Происхождение этнонима «казах» до сих пор является дискуссией, оно носило отражение в многочисленных легендах. Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тешна и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться. Но все же наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово «казак» возникло в регионе обитания кипчаков не ранее XI в. и означает «свободный скиталец», в него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся то своего народа.Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны в большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению. В научной литературе утвердилось понимание этноса, как исторически сложившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и 'обособленности от других этнических групп (т.е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостности важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере, в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории.В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV-XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, отсаков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные. эпохи имели свои государства.Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге - казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях.Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеазиатском регионе и за его пределами.В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории.Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов - в северных и западных. |