Вопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История
Скачать 2.02 Mb.
|
52.Общественно-политический строй казахов в XVI-XVIIIвв общественный строй казахов в XVI - в начале XIX века характеризуется раздробленностью всей системы кочевого народа. Вторая половина XV века стало периодом образования Казахского ханства. Сосредоточенность в одном географическом пространстве великого кочевого народа стало первым шагом для дальнейшего развития казахов. Характеризуя то или иное общество, первым делом следует обратить внимание на развитие в сфере экономики, политики и в обществе.Рассматриваемый период вошел в историю как период подъемов и упадков. Ханы сменялись один за другим, каждый из которых привносил в жизнь общества новые уклады и порядки. Выработанные нормы и правила оказали огромное влияние на жизнь всего кочевого народа. Политика того или иного хана отличалась своей индивидуальностью и перспективностью.Внутренняя политика ханов была основана на борьбе с иноземными захватами. Такие как, Касым, Хакк - Назар, Есим и Тауке ханы. Все они добивались единой цели: объединить и расширить территорию Казахского ханства в одно централизованное государство.Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.В истории казахского права ханского периода известно Семь установлений хана Тауке, которое носит название «Жеты жаргы», в которое вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХVII в. Важнейшим моментом, определившим характер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодального казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные. Документ носит название «Жеты Жаргы» (Семь установлений), потому что в этом документе охвачены семь сфер деятельности общества.В заключении стоит отметить, что развитие Казахского общества было не стабильным. В истории Казахстана известны ханы, при правлении которых менялась внутренняя, внешняя политика и подверглось изменениям социальное развитие государства.Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа. 53.Социальная структура казахского общества XVI-XVIIIвв Казахское общество состояло из 2-х основных противопоставленных друг другу социальных групп - ак суйек - белая кость и кара суйек - черная кость, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. К ак суйек относились только чингизиды, которые назывались «султанами», и хаджи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммата. Остальные группы относились к кара суйек . Принцип разделения общества на группы по сословному признаку проводился строго последовательно, султаны у казахов сделались аристократическим сословием и составляли самую влиятельную силу казахского общества. Дети чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним и права, потомственно принадлежавшие этой соц.группе, независимо от экономического состояния , а также нравственных, умственных и физических качеств того или иного лица. Монопольное право на ханский престол сохранилось только за Чингизидами. Права участия в общегосударственном управлении султаны казахских улусов осуществляли сообща являясь на ежегодно созываемые курултаи – собрания, ведавшее делами, касавшимися всех слоев и прослоек казахского общества. Каждый влиятельный султан претендовал на улус, но верховным собственником всей земли был царствующий род в целом, т.е. земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых, но верховное управление в каждый данный момент осуществлялось одним из них – ханом, которому принадлежало право отчуждения и передачи улуса другому султану. Султаны не несли никаких (кроме военных) повинностей, были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд мог только сам хан или другой султан. В отличие от аристократического сословия у представителей кара суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в 3 жуза: Улы жуз, Орта жуз и Киши жуз. Общественное положение каждого отдельного представителя кара суйек, будь он потомственным бием или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. Порядок старшинства соблюдался: 1. при определении места в боевом порядке 2. при дележе военной добычи 3. при вступлении в дом и рассаживании по места 4. при открытии торжества В казахском обществе существовало, конечно, и деление лиц по имущественному состоянию: богатые (бай), бедные (кедей). Но количество имущества тем не менее не давало баям привилегий как султанам. Особыми правами обладали только бии – предводители родов и племен. Влияние биев (беков) определялось как их многочисленностью и силой, так и древностью происхождения. Им принадлежал суд, административная и военная власть. Бии наравне с султанами могли участвовать в решение общегосударственных дел, сообща являлись на курултаи. Бии в противоположность Чингизидам и «наднациональному» сословию составляли «национальную аристократию», элиту «кара суйек».Была категория лично несвободных мужчин – кул и женщин кюн – рабы, бесправная группа общества, лично зависимая от хозяина . Т.о. общество ханского периода представляло собой иерархически организационную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Высшую ступень соц. иерархии занимали султаны и хаджи. Ступенью ниже стояла родоплеменная знать, не принадлежавшая роду Чингизидов. Нижнюю ступень общественной лестницы занимали рядовые кочевники, скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы.К группе привилегированных особ казахского общества в XVI – XVIII вв относили также батыров и аксакалов, которые играли определенную роль в политической жизни общества. 54.Хозяйство и быт казахов а XV-XVIIIвв Хозяйство Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах – крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа жабы. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными поисками или строили для них специальные укрытия. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились сезонные пастбища: зимние – қыстау, весенние – көктеу, осенние – күзеу и летние – жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склепы сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайляу отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней. Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи – кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах, и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы. Зимняя пастьба скота, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота. Эти земли приберегались на самое трудное время. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота – жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия – засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера - «сор», не замерзающие даже в сильные морозы. В особо трудные зимы казахи использовали способ отчистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов – күрек ашу, бревен привязанных арканами к лошадям. Первые дни откочевки на жайляу являлись праздником - наурызнама. Остановка на весенних пастбищах – трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобылиц, проводили кострацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а декабре – кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму – согым. Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки – более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами. Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию, распространенному в южных районах Казахстана, регионах Западного Казахстана и Сарыарки, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие – нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи ограждали валами участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Задержанная влага использовалась для полива. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды, а весной распахивали. Переходной формой от нерегулярного к регулярному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждали плотиной – богет, и вода из водохранилища спускалась на поля по мере надобности. Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных peк. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения – ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на них ставились плотины, которые образовывали искусственные водохранилища – тоспа или айдын. Помимо обычной самотечной системы орошения, казахи использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами. Использовалось также орошение с помощью водоподъемных устройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды – ручные черпаки атпа, состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Им набирали воду и заливали арык, ведущий в поле. Распространенным водоподъемным устройством был шыгыр – деревянное колесо до 5 и более метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклоном прикреплялись ведра. Система передач соединяла колесо с рычагом, приводившимся в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду из степных рек с глубоким руслом. Вода из ведер выливалась в наклонный желоб, соединявшийся с арыком или водохранилищем. При подъеме на большую высоту ставились ярусами два и даже три шыгыра. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. Земледелием занимались не только на юге Казахстана, но и в центральных, северных и восточных регионах, однако оно играло в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль. Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры – пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, кукурузу, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы - бидай. Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана были сорта кызыл бидай (красная пшеница с длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, длинным и тонким зерном). Известны были также сорта кара сулы – черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); лизелик - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана; тиечи бидай – сорт с трудно обмолачиваемым колосом, лючин бидай – пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку. Просо - тары обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинства. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались ак тары – белое просо, кызыл тары – красное просо и шокай - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме того, были известны торгайские сорта проса – акбикеш, коныр шолак, конак. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - сулы и ячмень - apпa. Выращивали также рожь - кара бидай, рис – шалы и бахчевые культуры – арбузы и дыни. 55.Казахско-джунгарские отношения.Нашествие джунгар 1723г С самого начала XVIII века Казахское ханство, пережив глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Борьба между казахами и джунгарскими владетелями продолжалась более столетия. В основе ее лежало соперничество из-за пастбищ. Кроме пастбищных территорий джунгарских хунтайджи привлекали торгово-ремесленные центры юга Казахстана. С захватом городов Южного Казахстана джунгарскими феодалами открывалась перспектива овладения не только торгово-ремесленными центрами, но и территорией, где проходили караванные пути, связывавшие Казахстан с Россией и со стран востока. Цеван-Рабдан (1697-1727 гг.), с его именем связаны тяжелые притеснения и страдания казахского народа. Укрепляя джунгарское ханство, он направил свои усилия на захваты в казахских кочевьях. В землях Тянь-Шанских кыргызов, в Восточном Туркестане, среди народностей Саяно-Алтая и Барабинской степи Джунгары наносили одно поражение за другим, угоняя пленных и скот, отнимая пастбища и имущество. Джунгары тайджи в 80-х гг XVII века удерживал за собой казахские кочевья в Жетысу и по реке Чу и Талас. Крупное вторжение джунгарских войск в пределы Казахстана произошел в 1710-1711 гг. Осенью 1710 года было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах. Основной вопрос – отношение к Джунгарскому ханству. Был избран верховный командующий из числа ханов – Абулхаир, предводителем ополчения был избран Богенбай батыр. Военные действия Джунгар все более возрастали, хунтайджи Цеван Рабдан подчинил своей власти Восточный Туркестан, совершил вторжение в Тибет. Основное событие военных действий состоялось а реке Аягуз. Победа казахов. Из-за отсутствия единства в руководстве казахские воины потерпели поражение. В 1723 году был заключен Джунгаро-Китайский мир. Джунгары, обезопасив свои тылы с Востока, стал деятельно готовиться к войне с казахами.К 1723 году в Казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Хансю. Встал вопрос о самом существовании казахского народа. В «годы великого бедствия» погибло 2/3 всего народа. Многие казахские роды и общины не были готовы к неожиданному удару джунгар. К тому же была захвачена по сути вся территория Казахстана, исключая пустынные земли. Джунгары оккупировали огромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII века. Приблизительными границами между джунгарскими и казахскими владениями стали Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Пали Ташкент, Сайрам, Туркестан. На запад хлынула волна беженцев. Казахи Младшего жуза долго не могли оставаться в пределах среднеазиатских ханств, ибо местные правители не только не предоставили им кочевья, но заодно с Джунгарскими захватчиками не прочь были разграбить их. Теснимые Джунгарами казахи отошли к Среднему течении Сырдарьи, в местах, где жила значительная часть Каракалпаков. От джунгарского нашествия в 1723-1725 гг. тяжелый урон нанесли также кыргызы, узбеки, каракалпаки, но их положение казалось менее трагичным.В 1635 году в горах Тарбагатая и южного Алтая образовалось новое монгольское государство Джунгария. Подталкиваемое с востока китайской империей Цин, оно начало походы в казахскую Степь. Джунгары (самоназвание ойраты, по-казахски калмаки) вторгались в 1635, 1652 (погиб хан Жангир), 1681—1684 (сожжен Сайрам), 1687 (осада Туркестана) , 1711—1712 , 1714—1717 годах. Но самым опустошительным было вторжение 1723—1727 гг., запечатлённые в народной памяти казахов, как «актабан шубырынды»- «годы великого бедствия», когда значительная часть казахского народа, раздробленного на множество враждовавших между собой владений, была вырезана джунгарами, захвачены города Туркестан и Ташкент, массы обездоленных людей, спасаясь от захватчиков, бежали в Самарканд и Бухару.
|