Главная страница
Навигация по странице:

  • Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.)

  • 59.Акыны и жырау XV-XVIIIвв. Их творчество

  • 60.Особенности социального устройства казахского общества в XV-началеXVIIIвв

  • 60.Покажите особенности социального

  • 61.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. вы можете отметить

  • 62.Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить

  • Вопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеВопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История
    АнкорOtvety_1-180_istoria.doc
    Дата30.01.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_1-180_istoria.doc
    ТипДокументы
    #1328
    страница10 из 31
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   31


    Хан Хорезма

    Абулгази

    Абулгази, Абу-л-Гази-хан (Абул-гази, Багадур-хан, Абульгази Багадырхан) (узб. Abulgʻozi Bahodirxon, 24 августа 1603, Ургенч1664, Хива) — хивинский хан из потомков Чингисхана, известен также как историк и первый узбекский писательосновоположник классического узбекского литературно-прозаического языка. Родился в Ургенче, сын Араб-Мухаммед-хана.ПравлениеВ 17 лет Абулгази получает от отца удел, после чего ссорится с братьями и изгоняется ими в Персию. В 1644 Абулгази возвращается в Урганиджи и провозглашается ханом. Вступил на престол в 1645 после длительной борьбы со своими братьями. Воевал против туркмен, калмыков, Бухарского ханства. В 1663 отказался от престола в пользу своего сына Мухаммед Ануша, умер в 1664.СочиненияАбулгази известен как автор двух исторических сочинений: «Родословная туркмен» (закончена к 1661) и «Родословная тюрок» (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); она переведена на некоторые европейские языки, в том числе и на русский, Саблуковым и помещена в изд. И. Н. Березиным «Библиотеке восточных историков» (т. III, Каз., 1854 г.).В последние годы жизни начинает писать на чистом узбекском языке историю рода Чингизхана и рода Шайбана, к которому принадлежала его семьяз значение Абулгази для узбекской литературы состоит в том, что он открыто выступил в нём против чагатайского литературного языка, испытавшего сильное персидское влияние. Язык Абульгази — лёгкий, простой язык хивинских узбеков и сильно отличается от чагатайского литературного языка. Стиль Абулгази, несмотря на научный характер его сочинений, отличается ясностью и словарным богатством, а также включает большое количество узбекских народных выражений и пословиц

    Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.)

    Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати, мыр­за Му­хам­мед Хай­дар бен Му­хам­мед Ху­сайн Ку­рекан­дуглат ро­дил­ся в 1499 г. в Таш­кенте, умер в 1551 го­ду в Каш­мирс­ком ва­ла­яте в Ин­дуста­не. Зна­мени­тый ис­то­рик, ли­тера­тор. В ли­тера­туре из­вестен как Хай­дар мыр­за, Мыр­за Хай­дар. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лат яв­ля­ет­ся ав­то­ром дас­та­на «Джа­хан­на­ма», во­шед­ше­го в ис­то­ричес­кий спра­воч­ник по Мо­гулис­та­ну и приг­ра­нич­ных ему об­ластей — «Та­рихи Ра­шиди».Пред­ки Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати бы­ли вид­ны­ми по­лити­чес­ки­ми де­яте­лями на тер­ри­тории юго-вос­точно­го Ка­захс­та­на, Кыр­гызс­та­на и Вос­точно­го Тур­кеста­на, вхо­див­шей в го­сударс­тво Мо­гулис­тан. Они за­нима­ли пос­ты улус­бе­ков, тар­ха­нов и уп­равля­ли сво­им нас­ледс­твен­ным вла­дени­ем — Манг­лай-Су­беном. Амир По­лат­шы (Пу­лад­чи) ду­лат во вре­мена раз­ва­ла Ча­гатай­ско­го го­сударс­тва в се­реди­не XV ве­ка наз­на­чил Ту­гылык Ти­мура ха­ном вос­точной час­ти это­го го­сударс­тва. Еще один пре­док Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати — Амир Ху­дай­дат – в свою быт­ность улус­бе­ком сме­нил шесть ха­нов на Мо­голь­ском тро­не.Де­душ­ка Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати — мыр­за Му­хам­мед Хай­дар пра­вил Каш­га­ри­ей до 1480 го­да, его отец Му­хам­мед Ху­са­ин был од­ним из спод­вижни­ков ха­на Сул­та­на Мах­му­да, пра­вив­ше­го в кон­це XV – на­чале XVI ве­ка вос­точной частью Мо­голис­та­на. Мать Му­хам­ме­да Хай­да­ра Ду­лати, хан­ша Хуб­ни­гар, бы­ла до­черью Жу­нис ха­на, ко­торый, в свою оче­редь, со сто­роны ма­тери был дво­юрод­ным бра­том Сул­та­на Са­ида и ос­но­вате­лем ди­нас­тии Ве­ликих Мо­голов За­хар-ад-ди­на Му­хам­ме­да Ба­бура, пра­вив­ше­го Ин­ди­ей.Детс­тво Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати при­ходит­ся на вре­мена за­ката го­сударс­тва ди­нас­тии Ти­мура в Сред­ней Азии, про­изо­шед­ше­го под дав­ле­ни­ем уз­бекс­ких ко­чев­ни­ков Му­хам­ме­да Шей­ба­ни, раз­ва­ла Мо­гулис­та­на и воз­вы­шения Ка­захс­ко­го ханс­тва. Пос­ле смер­ти от­ца, во вре­мя вой­ны меж­ду ха­ном Сул­тан Мах­му­дом и ха­ном Му­хам­ме­дом Шей­ба­ни родс­твен­ни­ки Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати отп­ра­вили его в Ка­бул к Ба­буру. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати участ­во­вал в уст­ро­ен­ном Ба­буром по­ходе на Ма­веран­нахр. С 1512 го­да Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати, на­ходясь во двор­це ха­на Сул­та­на Са­ида в Каш­га­рии, за­нимал вид­ные во­ен­ные и дру­гие прид­ворные долж­нос­ти. Он при­нимал учас­тие в вой­не с Абу Бак­ром за Каш­гар и Жар­кент в 1514 го­ду, а так­же в во­ен­ных по­ходах на Кыр­гызс­тан, юго-вос­точный Ка­захс­тан и Ти­бет. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати вос­пи­тывал нас­ледни­ка ханс­ко­го прес­то­ла — Абу ар-Ра­шид сул­та­на.По сло­вам Ба­бура, Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати об­ла­дал эн­цикло­педи­чес­ки­ми зна­ни­ями. Он был в кур­се всех по­лити­чес­ких со­бытий, знал по­лити­чес­ких де­яте­лей. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати был хо­рошим зна­током ис­то­рии Ка­захс­та­на и Сред­ней Азии, Мо­гулис­та­на, осо­бен­но фе­одаль­ной час­ти пле­мени ду­лат. В 1541–1546 го­ды в Каш­ми­ре он на­писал «Та­рих-и Ра­шиди» («Ис­то­рию Ра­шида»).Дан­ную ра­боту Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати на­писал на пер­сидс­ком язы­ке, опи­ра­ясь на пе­реда­вав­ши­еся от по­коле­ния к по­коле­нию расс­ка­зы о прош­лом ду­латов, ле­ген­ды мо­гулов, сек­ретные до­кумен­ты, сох­ра­нив­ши­еся во двор­цах мо­гулс­ких ха­нов, сви­детель­ства оче­вид­цев и свои наб­лю­дения. Ав­тор так­же поль­зо­вал­ся ис­то­ричес­ки­ми про­из­ве­дени­ями та­ких из­вест­ных уче­ных прош­ло­го, как Жу­вей­ни, Жа­мал Ка­раши, Ра­шид ад-Дин, Ша­раф ад-Дин Али Йаз­ди, Абд ар-Ра­зака Са­мар­ка­ни и дру­гих. Все это поз­во­ля­ет ха­рак­те­ризо­вать дан­ное про­из­ве­дение как ис­то­ричес­кий спра­воч­ник, ос­но­ван­ный на яс­ных ар­хивных дан­ных. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати ос­та­вил очень цен­ные све­дения, ка­са­ющиеся сред­не­веко­вой ис­то­рии ка­захов.«Та­рих-и Ра­шиди» со­дер­жит мно­го све­дений о фор­ми­рова­нии Ка­захс­ко­го ханс­тва, о даль­ней­ших со­быти­ях в Же­тысу и Вос­точном Дешт-и-Кып­ча­ке, па­дении Мо­гулис­та­на, фе­одаль­ных вой­нах, ус­та­нов­ле­нии дру­жес­ких со­юзов меж­ду ка­заха­ми, кыр­гы­зами и уз­бе­ками в борь­бе про­тив внеш­не­го вра­га. В ра­боте так­же име­ет­ся мно­го цен­ных дан­ных о со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ком по­ложе­нии Юж­но­го и Вос­точно­го Ка­захс­та­на в XV-XVI ве­ках, об ис­то­ричес­кой ге­ог­ра­фии сред­не­веко­вого ка­захс­тан­ско­го Же­тысу, го­родс­кой и зем­ле­дель­чес­кой куль­ту­ре ка­захов.«Та­рих-и» сос­то­ит из двух тет­ра­дей. В пер­вой под­робно опи­сыва­ет­ся ис­то­рия пра­вите­лей Мо­голис­та­на — ха­нов из ди­нас­тии Ча­гатая. Вто­рая тет­радь сос­тавле­на в ви­де вос­по­мина­ний, в ней идет речь об ис­то­ричес­ких со­быти­ях вплоть до за­во­ева­ния мир­зой Му­хам­ме­дом Хай­да­ром (де­дом Ду­лата) Каш­га­рии. По­вест­ву­ет­ся так­же о борь­бе Сул­та­на Са­ид-ха­на за власть в Мо­голис­та­не, о за­во­ева­нии зе­мель пле­мени ду­лат и соз­да­нии в 1541 го­ду Мо­голис­та­на, о стрем­ле­нии ди­нас­тии Ча­гатая вер­нуть преж­ние вла­дения Мо­голис­та­на — Же­тысу и Тянь-Шань, о вза­имоот­но­шени­ях мо­голь­ских ха­нов с ди­нас­ти­ей Ча­гатая и ка­захс­ки­ми ха­нами. «Та­рих-и Ра­шиди» так­же ох­ва­тыва­ет ис­то­ричес­кие со­бытия, про­ис­хо­див­шие в XV-XVI ве­ках в Сред­ней Азии, Вос­точном Тур­кеста­не, Аф­га­нис­та­не, Ин­дии. Се­год­ня пе­реве­ден­ные на пер­сидс­кий и ту­рец­кий язы­ки ва­ри­ан­ты «Та­рих-и Ра­шиди» хра­нят­ся в Санкт-Пе­тер­бурге, Таш­кенте, Ду­шан­беАбу-ар-Ра­шид, вновь вос­севший на трон в 1533 го­ду, опа­са­ясь сво­их соп­ле­мен­ни­ков, стал их прес­ле­довать. Дво­юрод­ный брат Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати, Са­ид Му­хам­мед, убил Ду­лата, пос­ле че­го Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати бе­жал в Ин­дию. Там он возг­ла­вил во­инов во двор­це Ве­ликих Мо­голов.Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати умер в 1551 го­ду во вре­мя восс­та­ния мест­ных жи­телей.

    59.Акыны и жырау XV-XVIIIвв. Их творчество

    Период XV

    начала XVIII вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..В XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы. В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

    60.Особенности социального устройства казахского общества в XV-началеXVIIIвв

    Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса. В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия:
    Ак суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи). Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.
    Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство - ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе. Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано - Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи.
    Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию. Вся остальная часть населения относилась к кара – суйек (черная кость). Среди них выделялись – бии – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк.
    Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.
    Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание.
    Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) – рабов.
    Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав.
    Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения,  несли ряд повинностей.
    Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов;
    Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота ), а земледельческих районах – «ушур» ( одну десятую часть  урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар».
    Среди шаруа также различались:
    консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;
    егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.

    60.Покажите особенности социального устройства казахского обществав XV-начале XVIII века.

    Казахское общество в XV-XVIII вв. сохраняло традиции кочевой государственности. Общество выглядит достаточно иерархичным. Высшее сословие в нем составляют потомки Чингис хана - торе, и ходжи, представляющие высшую религиозную прослойку. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в казахском обществе, хотя кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей -ходжей. Носители фактической власти в кочевом обществе -родоплеменная знать, представляющая собой потестарную организацию казахов. Она стоит ступенью ниже, чем чингизиды и ходжи. Далее в общественной структуре представлено основное население - кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. В разряд особой группы - толенгутов включали приближенных и служащих в окружении торе. Толенгутовство - ближайшее окружение торе. Формирование их идет как за счет свободных кочевников, ушедших из своих родов, так и вольноотпущенников-рабов (кул). Состав этой группы постоянно пополнялся за счет рядовых кочевников и вольноотпущенников-рабов. Настоящие же рабы, немногочисленны в кочевом обществе казахов XV-XVII вв., в общественную структуру не входят, поскольку лишены всех общественных прав.По своему социальному содержанию казахское общество было далеко неоднородным. Суть родовой организации кочевников не имеет ничего общего с родовыми устоями первобытных кровнородственных союзов. Влиятельные баи имели большое количество скота. Богатство способствовало повышению социального статуса людей, им открывалось широкое поле общественной деятельности. Значение баев в обществе определялось ролью сословия, к которому они принадлежали. Баи могли быть выходцами из султанов, из знатных родов, из среды «кара суйек», т.е. они не были однородным сословием. В то же время в обществе встречались неимущие, но очень знатные султаны, бедные, но очень авторитетные бии, батыры. Общественная организация казахов XV-XVII века есть прежде всего переплетение множеств форм коммуникаций, лежащих в основе социальной жизни. Социальное устройство - это результат своеобразного уклада, оно порождается господствующим укладом в данном обществе. Для достижения определенного благосостояния кочевник, прежде всего, должен иметь обширную территорию, достаточное количество сезонных пастбищ. В случае же их нехватки скот гибнет. Потеря скота всегда влечет за собой изменение социальной значимости его хозяина. Широта социальных связей, которыми располагает богатый скотовод, служит мерилом социального положения в обществе: от этого зависит престиж среди соплеменников, наличие реальной власти, занятие общественных и, наконец, возможность создания полигамной семьи. Единство семьи предполагает близкое родство, общие интересы, нераздельное владением богатством. На зимних стоянках такие социальные единицы (ауыл-шанырак) объединяются в большую группу, так как в зимнее время трудности и опасности возрастают и их легче переносить коллективно. Так возникает родовое подразделение «ата баласы». Во главе родственного союза стоят старейшины (аксакалы). С давних пор такие родовые подразделения составляют исторические группировки, объединенные общим происхождением, совместной перекочевкой, военной организацией, и наличием руководителя - бия. Подобная организация носит название ру (род). Роды объединялись в союзы, а те, в свою очередь - в большие орды (жузы). Таким образом, основу социальной организации казахов составляет племенная организация. Каждое сословие имеет свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе является ведущим, и социальное положение в подобном обществе определяется не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса. Казахское ханство состояло из нескольких улусов во главе с чингизидами ханствующего рода. По свидетельству Рузбихана, в начале XVI в., крупных улусов было около десятка. Каждый улус состоял из определенного количества родов. Улус мог выставлять десять тысяч воинов. Во время военных походов общее руководство вели султаны и ханы. В принципе, основная функция ханов заключалась как раз во внешней деятельности, в военном предводительстве. Хотя хан имел совет из улусных султанов, биев и жырау, самые важные дела общества выносились на курултай: решение вопросов территории, дипломатии, престолонаследия и военных действий. В казахском обществе в XV-XVII вв. основным механизмом регулирования выступала чингисова «Ясса». Вместе с тем на основе совершенствования «Яссы» вырабатывались уовые порядки общественной жизни. Таковы: «Касым ханнын каска жолы» - «Ясная дорога Касым хана», «Есим ханнын ески жолы» - «Проторенная дорога Есим хана». В XV т XVII вв. заметно некоторое оживление мусульманского права - шариата (во времена Тауке хана). Таким образом, мы можем сгруппировать все вышеуказанные группы в два разряда: к первому относятся аристократия (ак суйек) и родовая знать, ко второму - независимые кочевники, представлявшие основное население степных просторов.

    61.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. вы можете отметить?

    Материальная культура Казахстана XV-XVII в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды.Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно и его убранство были максимально приспособлены к кочевому и полукочевому образу жизни казахов. Основным видом жилища в это время являлась Ц.повозка - передвижное жилище.

    Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянной решетки), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от количества крыльев - канатов. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь» в 100-120 кв. м.

    Для Казахстана XV-XVII в.в. характерны также полуседлые и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как жер уй, шошала, кора выявлены на юге Казахстана. Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились их главные зимние стоянки.

    В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха ,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик1' и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша тон".

    Казахское оружие было разнообразным; Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш"; мечи - "себеле", палаши - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар'У длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "буйда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы.

    С конца XVII в. стали использовать и ружья, частично купленные в городах Средней Азии, частично изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фителем и украшенные насечкой серебром или без насечки, с коротким стволом. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кеш". Порох, пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Таким образом, материальная культура казахов отличалась самобытностью, оригинальностью, отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно- экономический уклад казахов, их пища, одежда были наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

    62.Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?

    Культура Казахстана XV-XVII в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то, что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.

    День нового года (Наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов- импровизаторов.

    Погребальные обряды XV-XVII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа "тенгри". У казахов существовала вера в загробную, жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня; оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов и знатных людей хоронили в Туркестане. В дальних районах на время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь ^наступлением теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.

    Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и некоторые знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. Большое практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичнорти явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

    Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на три декады.

    Господствующей формой религии казахов XV-XVII вв. является ислам, но в то же время кочевники по-прежнему выполняли обряды шаманизма, основанные на культе Тангри. В мировоззрении казахов XV- XVII в.в. солидное место занимали анимистические представления и культ сил природы, все объяснялось наличием борьбы дуальных начал - кие (добро) и кесир (зло). Каждое природное явление имело своих хозяев, предписывалось приносить им жертвоприношения и заклинания. Большое значение имел культ огня, как покровитель жилища и домашнего очага, чистоты помыслов и действий.

    По свидетельству источников к XV-XVII в.в, относятся мавзолей Жанибека и Касыма в древнем некрополе г. Сарайчик, Так же известны мавзолей Есима и Джангира, настроенные внутри ограды мечети Ахмеда Ясави в Туркестане. Интересные архитектурные произведения появились в этот период на территории Мангышлака, Улытау, в низовьях р. Сырдарьи.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   31


    написать администратору сайта