Социальный слой древнерусского государства. “Социальный строй древнерусского. Курсовая работа на тему "Социальный строй древнерусского государства по материалам "
Скачать 47.15 Kb.
|
Курсовая работа на тему “Социальный строй древнерусского государства по материалам “Русской Правды” Выполнил: Расулов Хайрула Рамазанович Актуальность темы. На Руси формирование феодальных отношений начиналось в VIII-XIX веке. Хозяйственный и общекультурный подъем Древнерусского государства (Киевской державы) не может заслонить того факта, что феодальные поместья князей, бояр или монастырей были здесь редкостью. Даже в эпоху правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внука (Владимира Мономаха), в XI–начале XII вв., подавляющее большинство населения составляли лично свободные общинники, платившие подать великому князю. В этом смысле основное экономическое отношение феодализма – феодальная рента – еще не отделилось от общего государственного налога. Введение Глава 1. Особенности социального строя древнерусского государства 1.1. Социальная структура общества и основные категории населения в Древней Руси 1.2. Правовое регулирование взаимоотношений в древнерусском обществе Глава 2. Правовое положение социальных групп в древнерусском государстве по материалам “Русской правды” 2.1. Правовое положение феодалов в Древней Руси 2.2. Правовое положение низших социальных групп в древнерусском государстве Заключение Список использованных источников Введение Актуальность темы. На Руси формирование феодальных отношений начиналось в VIII-XIX веке. Хозяйственный и общекультурный подъем Древнерусского государства (Киевской державы) не может заслонить того факта, что феодальные поместья князей, бояр или монастырей были здесь редкостью. Даже в эпоху правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внука (Владимира Мономаха), в XI–начале XII вв., подавляющее большинство населения составляли лично свободные общинники, платившие подать великому князю. В этом смысле основное экономическое отношение феодализма – феодальная рента – еще не отделилось от общего государственного налога. Также можно отметить, что государственность средневековой Руси прошла те же стадии, что во Франции и других ведущих европейских странах – от раннеклассовой монархии к раздробленности, а затем к образованию единого централизованного государства. Но в той же Франции объединение страны к концу XV в. было обусловлено, в первую очередь, экономическими мотивами, в частности, объединительной ролью городов и торговли. В России же политические интересы, интересы освобождения от иноземного ига превалировали над экономическими. При этом и сама государственная власть перенимала черты власти ордынских поработителей, двигаясь в направлении самодержавия. Напомним, что уже к концу XV в. в России были подорваны, а в начале XVI в. окончательно угасли последние очаги вечевой демократии. Объект исследования — историческая характеристика социального строя Древнерусского государства по материалам «Русской Правды». Предметом исследования является — социальная структура древнерусского общества. Цель исследования — дать историческую характеристику социальных слоев населения Древней Руси и социального строя Древнерусского государства по материалам «Русской Правды». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: охарактеризовать древнерусскую структуру общества; проанализировать основные категории населения древнерусского государства; определить правовое регулирование взаимоотношений в древнерусском государстве; определить правовое положение социальных групп в древнерусском государстве; охарактеризовать правовое положение феодалов в древнерусском обществе; охарактеризовать правовое положение низших социальных групп в древнерусском обществе. Методология исследования. Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. В работе также использовались традиционные специально-исторические методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко- генетический. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, библиографического списка. Глава 1. Особенности социального строя дневнерусского государства 1.1. Социальная структура общества и основные категории населения в Древней Руси Какие слои населения существовали в Древнерусском государстве? И насколько они были многочисленны? Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей люди. По какой-то причине количество находок периода X-XVI веков не столь многочисленно, сколь в более поздних периодах. Чтобы понять, почему это так, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали. Для начала следует ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздним временем, исследования ранних периодов проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда. Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине XIII века благодаря монголам. Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством. До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с X по XIII века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников. Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в X веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве. Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в XIV-XV веках стало и того меньше. Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения. На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов. Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях. Благодаря сведениям о поселениях можно рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным свидетельством служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская Правда», благодаря которому перечислить основные категории населения в древнерусском государстве получается достаточно достоверно. Начать следует с верхушки общества – тех людей, в руках которых сосредотачивался весь объём власти. Конечно же, они принадлежали к выдающимся родам. Во главе всего народа стоял князь. Представители самых знатных семейств образовывали знать – эта привилегия по праву рождения в те древние времена была особенно сильна. Помогали в управлении, а фактически, считались административным аппаратом и военной поддержкой, бояре. Их ещё называли старшими дружинниками, термин «бояре» возник чуть позже. С их помощью решались многие важные вопросы, судебные тяжбы, из их числа назначались посадники. Посадники, к слову, представляли в своём лице, когда требовалось, власть князя. То есть среди основных категорий населения Руси в XI веке они являются теми, кто нажимал на рычаги истории, ведь что бы значила власть самого князя без удачно подобранных советников? Младшая дружина являлась теми, кого на современном языке принято называть «телохранителями». Охрана самого князя, бояр – вот их основная задача. Набирали в младшую дружину как детей достойных по происхождению людей, так и представителей народа, которые отличились своими лучшими качествами. Такой щедрый подход с разрешением приблизиться людям из более низких слоёв населения Древней Руси обеспечил боярам их преданность. Юное поколение и выходцы из народа своего рода являются гарантией хорошей службы ввиду того, что они обязаны хозяевам своим возвышением. На современном языке мы бы назвали это «восхождением по карьерной лестнице». Духовенство — этих людей отчасти также можно назвать свободным населением Древней Руси, потому что они пользовались определённым уважением. Это были священники, которые несли службу разных церквях – как городских, так и сельских. Проживало духовенство в монастырях, жило в молитвах и трудах, отказываясь от мирских удовольствий. Но, несмотря на такой отшельнический образ жизни, из списка групп населения в древнерусском государстве духовников исключать нельзя, ведь с обществом они пересекались, и нередко. Так, буквально с XI века монастырские земли становятся интересны в качестве крупных хозяйственных земель. Городское население Древней Руси называлось «чадью» и представляло из себя купцов, поденщиков, ремесленников. Все эти люди трудились не покладая рук, в отличие от той же знати, но при большом труде пользовались и большим уважением. Особенно купцы, среди которых было немало как местных, так и иностранных. Свободное население Киевской Руси называлось «люди» или «полюдье». К нему относились, говоря в общем, те, кто обладал некоей свободой, но при этом был вынужден платить определённую сумму государству. Поэтому свобода была относительной, но при этом жизнь – вполне приемлемой. Огромным преимуществом данной категории населения населения в Древней Руси являлось то, что у неё имелось в наличии определённое имущество, которое можно было завещать детям. И это имущество, как, собственно, и сам человек, защищалось законом. К преимуществам подобного положения можно назвать и разрешение участвовать в судебном процессе. Свободные земледельцы – основная масса населения Киевской Руси Однако в то время было достаточно и тех людей, которые из-за того или иного стечения обстоятельств были частично или полностью зависимы от вышестоящих по положению. Тут имеется своя классификация, которую следует разобрать более подробно. Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были: 1. Закупы – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» в переводе означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой категории. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком. Причём временные рамки возвращения долга не устанавливались. Такая форма появления зависимого населения в Киевской Руси считалась делом вполне обыденным. 2. А вот в случае бегства закупа он менял статус на холопа. Это была категория населения на Руси, близкая к рабам. Они обладали правами меньшими, чем кто бы то ни было. Кроме названной причины бегства от долга, холопом можно было стать в том случае, родившись от холопа, заключив брачный союз с таким человеком без предварительного согласия его хозяина, совершив преступление вроде грабежа или обанкротившись. Это зависимое население Киевской Руси не имело ничего своего – автоматически хозяином выступал господин холопа. 3. Стоит также упомянуть о категории зависимого населения Киевской Руси, которая находилась ближе к закупам и являла собой практически свободных людей — рядовичей. Рядовичи заключали договор с землевладельцем добровольно. Как правило, причиной служила нужда. И чтобы справиться с нуждой, приходилось, согласно договору, выполнять ряд работ. Собственно, от слова «ряд» и появился термин данной категории. Прав рядович имел больше, чем закуп, что подтверждается хотя бы тем фактом, что первый мог часто выступать в качестве административного представителя своего хозяина. Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно. Так, исходя из литературных памятников, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать. Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве». Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы. Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными. 1.2. Правовое регулирование взаимоотношений в древнерусском обществе Становление Руси как государства беспрерывно сопровождалось изменениями и нововведениями в области права. Первым источником Русского права, как и у любой другой цивилизации, стали обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя, где те имели роль «народной мудрости», переходящей из поколения в поколение. Очень долгое время, эта «народная мудрость» являлась основным источником права для всего русского народа, в частности для общин, которые жили по заветам предков, сохранившихся в виде обычаев, в которых сбереглась родоплеменная сплочённость, сохранившаяся ещё с первобытных времён. Интересы общины всегда ставились выше интересов отдельно взятого человека, и если человек не был согласен с этим, то его либо переубеждали, либо наказывали, либо вовсе изгоняли из общины. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось мало свидетельств о ранних временах становления Руси как государства. Одним из первых этапов в развитии Древнерусского права, являлись договора с «Греческим царством». В 907 году Олег совершил удачный поход на Византию, вследствие чего 2 сентября 911 года греки подписали мирный договор, состоящий из 11 частей, в котором оговаривались следующие пункты: наказания за уголовные преступления; правила судебного процесса и наследования; создание благоприятных условий для русско-греческой торговли; порядок выкупа пленных и т. д. Второй (944 год) и третий (971 год) договора были составлены по большей части в пользу Византии. Русское государство обязывалось не нападать на греков, а также защищать их в случае нападения иных государств. Следующим этапом в развитии Древнерусского права можно назвать введение в X веке Владимиром Святославовичем церковного устава, в котором устанавливаются нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, преступления против церкви и нравственности. Особое место в этом документе уделялось «десятине» – десятой части доходов государства, которую оно должно было передавать церкви. В церковном праве чётко указаны традиции и обряды самого главного правового института любого общества – института семьи. В XI веке на территории Руси набирала обороты тенденция моногамной семьи в связи с Крещением Руси. Брак всегда должен был заключаться в церкви, а не освященный брак считался грехом. В это время огромной законодательной и правовой властью обладало народное собрание – вече. В исторических документах не сохранилось особого упоминания о законодательных процессах, проходивших на вече, но в силу монархической природы Древнерусского государства, оно не могло представлять собой ничто иное, кроме как орган законодательной власти. Особое место занимали органы местного самоуправления – верви. В обязанности этих органов входило перераспределение земельных наделов, решение судебных споров, расследование преступлений, исполнение наказаний, надзор над правопорядком, обложение податями и их распределением. В то же время стремительно развивалось обязательственное право, в котором выделяли три основные тенденции: Развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров и соглашений между людьми. Нарушение обязательств из области правонарушений перемещается в область уголовно наказуемую. Набирало обороты долговое рабство, при котором должник должен был отработать весь свой долг. Однако более всего сохранилась информация об устройстве Древнерусского государства в первом своде законов – «Русская Правда». «Русская правда» является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом, и главным его составителем историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа. Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками. «Русская Правда» представляет собой даже не один-единственный документ, а целый комплекс кодексов и уставов: «Древнейшая Правда» (1015 г.), «Правда Ярославичей» (1072 год), «Устав Мономаха» (около 1120-1130 гг.). В «Русской Правде» впервые попытались отразить виды преступлений и формы наказаний за их свершение. Преступления делились на два типа: преступления против личности и преступления против собственности. В «Русской Правде» не упоминаются преступления против государства, так как в народном сознании ещё не до конца сложилось понятие государства, а вред государству (такой как восстания) приравнивались к вреду князю и против них была только одна форма наказания – казнь зачинщиков, часто массовая. Особое внимание в судебном праве выделяется кражам. В «Русской Правде» подробно описываются штрафы, которые должен был уплатить уличённый в краже вор за ту или иную украденную вещь. В целом, эта картина выглядела так: вор должен компенсировать пострадавшему весь урон, вернуть краденное и выплатить штраф. Система штрафов за преступления включала в себя ещё один особый штраф – виру. «Вира» – штраф за убийство свободного человека. На Древней Руси существовал институт «дикой виры», куда вносили деньги все члены общины, дабы внести выкуп за убийство. «Русская Правда» ничего не говорит о мере наказания, в виде лишения свободы. Тюрем на Древней Руси не было и максимум, как можно было лишить свободы человека – заточить его в «проруб» (погреб), что обычно применяли против должностных лиц, где их держали до определённых событий. «Русская Правда» подразделяется на «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную». «Краткая Правда» – самая древняя редакция «Русской Правды», состоявшая из двух частей. Её первая часть была принята князем Ярославом Мудрым в 1030-х годах. Ярослав является автором первых 17 статей «Краткой Правды». Основные источники первого русского законодательства – это обычное право (основанное на обычае) и византийское право. «Русская Правда» содержит нормы процессуального, торгового, уголовного и наследственного права. «Правда Ярослава» в своей первой статье разрешает кровную месть: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого». Однако в «Правде Ярослава» уже заметны тенденции к замене кровной мести выплатой штрафа (так называемая «вира»). В ней описано ограничение кровной мести при отсутствии чётких различий в штрафах, в зависимости от социального положения потерпевшего. Вторая же часть была принята на съезде князей в Киеве и получила название «Правда Ярославичей». В этой части была прописана полная отмена кровной власти, а также защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания в сторону обвиняемого. В «Краткой Правде», по большей части, описываются нормы судебных и феодальных отношений. На Руси, развитие феодальных отношений протекало также как и в других странах: за службу своему сюзерену феодал получал земельное держание – феод, и, как было установлено: «Каждый, да держит отчину свою», – то есть каждый феодал должен был управлять своими землями, заботиться о жителях, их населяющих и защищать их. В практике феодальных отношений была допущена та же самая ошибка, что и в других государствах – феодалы постепенно получали всё больше и больше свободы, вследствие чего начинали чувствовать себя равными своему сюзерену. «Пространная Правда» была составлена после подавления восстания в Киеве в 1113 году. Она, как и «Краткая Правда», состояла из двух частей – устава Владимира Мономаха и устава князя Ярослава. «Пространная правда» – особый кодекс, в котором закреплялись основные привилегии феодалов и укреплялось зависимое положение смердов, закупов и холопов. Например, за убийство простого холопа назначался штраф (80 гривен), а за убийство высшего феодала (князя) или боярина – смертная казнь. Также «Пространная Правда» определяла порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров и определяла право охраны собственности на землю. Передача по наследству в «Пространной Правде» определяется тем, что каждый сам выбирает себе наследника. Если наследника не успели выбрать, то распределение наследства идёт по старшинству, начиная с сыновей, братьев и других представителей семьи мужского пола. «Пространная Правда» дала ещё большую полноту власти феодалам, вследствие чего, Древняя Русь напоминала не столько единое государство, сколько союз множества независимых государств. В «Пространной Правде» упоминается о княжьем суде, при котором князь был не только военным руководителем и представителем законодательной власти, но и верховным судьёй, который мог сам назначать меру наказания и судить виновных всех мастей, вне зависимости от их положения в обществе. Однако, княжий суд не имел право выходить за рамки, установленные «Пространной Правдой». На формирование права в Древней Руси повлияло вторжение монголов. Степные кочевники организовали на Русь 25 походов и значительно отбросили в развитии Русь на несколько столетий назад. При татаро- монгольском иге в Древнерусском государстве сохранялись основные нравственные институты, но забывались многие другие, вследствие чего некоторые правовые обязательства были упразднены. Что же можно в итоге сказать по поводу Древнерусского государства? Оно разнообразно, неоднородно и в нём с самых древних пор прослеживается борьба «богатых с бедными». Однако Русь – действительно уникальна. На долю русского народа за всю его историю выпало множество испытаний, которые тот с честью и достоинством прошёл, обретя своё удивительное и неповторимое лицо. В её правовой системе прослеживается постепенная защита то высших слоёв общества (князей, бояр), то простых крестьян, которая и сформировала наш менталитет, сохраняющийся и по сей день. Глава 2. Правовое положение социальных групп в древнерусском государстве по материалам “Русской правды” 2.1. Правовое положение феодалов в Древней Руси Отдельно стоит выделить категории населения по «Русской Правде», их правовое положение и статус. Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья. Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники. Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги. Несколько раз в документе употребляется выражение “княжьи мужи”. Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты. Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия. Хотя в “Русской Правде” правовое положение населения и подразумевает наличие “княжьих мужей”, ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются. Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности. В “Русской Правде” нередко встречается понятие “тиун”. Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд. На Руси положение представленных лиц было различным. Структура класса феодалов была достаточно сложной и состояла из различных социальных групп. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, наместники (посадники), тиуны и т. д. Феодалы, осуществлявшие гражданское управление и отвечавшие за военную организацию, были взаимно связаны системой вассалитета. Они собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными социальными группами. Так, в «Русской Правде» устанавливалась двойная вира в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов и огнищан. В то же время о боярах и дружинниках в ней ничего не говорилось. Тем не менее из летописных сводов следует, что за их убийство обычно применялась смертная казнь. Наиболее привилегированной социальной группой класса феодалов были бояре, являвшиеся, как правило, советниками и старшими дружинниками князя. Об этом писал М. Ф. Владимирский-Буданов, указывая, что бояре формировались «из двух элементов: во-первых, из лучших людей среди жителей каждой земли; во-вторых, из высших членов княжеского двора — дружинников». В древнерусских источниках встречаются и другие категории феодалов: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. В целом сложилось два пути формирования боярства. Боярами становилась прежде всего родоплеменная знать, выделившаяся в процессе разложения первобытнообщинного строя. К этой категории следует отнести нарочитых мужей, старейшин градских и земских бояр, которые представляли интересы своего племени при княжеском дворе. Вместе с великим князем они участвовали в военных походах. Земские бояре получали из рук великих князей иммунитетные грамоты, согласно которым за ними закреплялись в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земельные угодья. Вторую категорию составляли княжеские бояре, занимавшие высшие посты при дворе великого князя. Они были дружинниками князя, а во время военных походов составляли основу княжеского войска. В мирное время они выполняли различные поручения великого князя по управлению государством, становились его советниками по вопросам внутренней и внешней политики. В XI в. категория земских бояр начала сливаться с княжескими боярами, а различия между ними полностью исчезли. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Князья выступали как верховные собственники и распорядители всей русской земли. Но в X в. начинается активное образование княжеского домена, т.е. земельных владений княжеской семьи, который складывается путем захвата общинных земель и пустошей, которых было еще достаточно много. Боярское землевладение формировалось как из земель, пожалованных князем, так и из владений родоплеменной знати. По мере укрепления власти киевских князей бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли, податной и судебный иммунитет. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. «Русская Правда» устанавливает наказание в виде штрафа за убийство княжеских слуг, огнищан, тиунов, конюхов. Однако о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего ряд исследователей делает заключение, что, вероятнее всего, за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь. Представители православной церкви обладают особым правовым положением по «Русской Правде». Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов. Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники – самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов. Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму – особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси. В «Русской Правде» были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви. В период Киевской Руси начали формироваться феодальные отношения. Происходит становление системы частного землевладения, усложняется иерархия господствующего класса, интенсивно проводится дифференциация феодально зависимого населения. Ведущей отраслью экономики этого времени было сельское хозяйство, развитие которого опиралось на традиции и опыт предыдущих поколений. Но при этом все энергичнее шел поиск новых технологий обработки земли, постоянно совершенствовались орудия труда. Но в это же самое время начинается концентрация в городах ремесленников и различных мастеровых людей. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, концентрация ремесленников в городах, активизация обмена и торговли способствовали становлению денежной системы. Основным средством производства была земля, которая, однако, не находилась в частной собственности, и могла быть конфискована князем. С начала существования Киевской Руси даже церковные земле не находились в частной собственности, однако впоследствии церковь получила определенную экономическую самостоятельность, став владельцем земли и подаренного имущества. Князья платили на нужды церкви своеобразный налог – десятину. Для Х-ХII вв. характерным было развитие вассальных отношений, феодального землевладения. Формировались феодальные хозяйственные отношения, экономической основой которых была земля, на которой работало феодально зависимое население. Кроме того, в пользу феодала крестьяне вынуждены были платить ренту. Итак, сельское хозяйство, в частности земледелие, было основной отраслью хозяйства, хотя определенного развития достигли и промыслы. Важное место в хозяйственной жизни древнерусского общества принадлежало ремеслу (гончарство, ювелирное, ткацкое производство, металлургия, обработка железа и т. д.). При этом сельское ремесло отличалось от городского. Продолжающееся отделение ремесла от земледелия и дифференциация ремесленных специальностей, а также концентрация и организация ремесленников обусловили подъем торговли и рост городов, развитие международных торговых путей, а значит, и становление и развитие денежной систем 2.2. Правовое положение низших социальных групп в древнерусском государстве Основную часть сельского населения Киевской Руси составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды — это лишь часть крестьян, проживавших в вотчинах и уже попавших в зависимость к феодалам. В «Русской Правде» нет конкретных данных об ограничении правоспособности смердов. В то же время имеются нормы, в соответствии с которыми они выплачивали за совершенные преступления штрафы в таких же размерах, как и категория свободного населения. Однако в древнерусских источниках упоминается о том, что князья жаловали боярам села со смердами. Это свидетельствует о том, что значительная часть смердов со временем попадала в постоянную зависимость от князя. В связи с тем, что рабовладельческий способ производства не стал преобладающим на Руси, рабство не получило широкого распространения и рассматривалось лишь в качестве общественного уклада. Это было обусловлено прежде всего тем, что содержание раба обходилось слишком дорого, так как в течение продолжительной зимы рабы в большом количестве не находили применения в хозяйстве. Распространению рабства на Руси препятствовали также довольно развитые общинные связи, способствовавшие обеспечению выполнения сезонных работ силами свободных общинников. Поэтому рабство на Руси носило ярко выраженный патриархальный характер. «Патриархальный стиль отношений рабов с господами определялся, — отмечает И.Я. Фроянов, — социальной принадлежностью холоповладельца, будучи наиболее типичным для простонародья — крестьян и ремесленников, которым удалось приобрести невольников» Для обозначения правового положения данной категории населения использовались термины раб, челядин и холоп. По мнению некоторых исследователей, эти термины имели разное происхождение: челядь и холопы происходили из соплеменников, а рабы — из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. Рабами становились также преступники. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. В древнерусских источниках даже имеются данные о фактах самопродажи в рабство. Источники называют их по-разному: люди, людины, сябры, смеры. Чаще всего употребляется слово «смерд». Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все свободные сельские жители. Другие считают, что смерды — это часть крестьян, уже находившихся в определенной зависимости от феодалов. Правовое положение «смердов» не до конца ясно. «Русская Правда» нигде конкретно не говорит об ограничении правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзывают их неравноправное положение, постоянная зависимость от князей, которые «жалуют» села со смердами. Смерд ограничен в праве наследования, после его смерти в случае отсутствия сыновей имущество передается князю, а дочери получают только приданое, в то время как имущество боярина или дружинника в аналогичной ситуации переходит к дочерям (ст. 90—91 «Пространной Правды»). По другим источникам, смерд выступает как лично свободный человек, он ведет самостоятельное хозяйство, выплачивает штрафы, характерные для свободных людей, имеет право переходить от одного патрона к другому, за кражу его коня устанавливается штраф в 2 гривны и пр. По мере оседания части холопов на землю под влиянием христианства происходит облегчение положения холопов. Применительно к ХI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагматическим причинам. В XIIв. признается их право на имущество, занятие торговлей (по поручению хозяина), а рабыня, прижившая детей от своего господина, получает вместе с детьми свободу после его смерти. Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество. Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения. Холопы-тиуны во дворе князя или боярина стали играть видную роль в управлении, их убийство наказывалось штрафом в 40 гривен, как и свободного человека. Боярский тиун мог выступать в суде в качестве «видока» — свидетеля, но не «послуха» — поручителя, ибо поручителем мог стать только свободный человек. Самой многочисленной группой полусвободного населения Киевской Руси были смерды, то есть лично свободные крестьяне, которые «сидели» на государственных ( «окняжених») землях, платили дань и выполняли в пользу князя повинности (поставка транспорта для нужд княжеской администрации, строительство городов и укреплений и т. д.). Изгоями называли людей, которые потеряли «законную» связь со своей социальной средой (бывшие смерды, которые лишились земли и средств производства, обанкротившиеся купцы, деятели духовенства,что не могли отправлять церковную службу, князья, не имевшие престолов). Однако следует отметить, что закон охранял их как свободных людей. Закупами называли группу бывших смердов, которые должны были отработать денежный заем («Кучу»), полученный от землевладельца. По правовому положению к смердам были близки рядовичи – люди, попавшие в экономическую кабалу, юридически оформив свое состояние специальным договором – «рядом», который выступал в двух формах – договора-найма и договора-займа. В древнерусских городах население делилось на две основные категории – городскую аристократию (князья и бояре, княжеская администрация, богатое купечество, зажиточные ремесленники, высшее духовенство, в чьих руках сосредоточены большие богатства), и городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, челядь). Большая часть этого народа в X- XI в. была зависимой от своих хозяев, (проживала на их землях). Значительную часть городского населения на Руси составляли жители, занятые в сфере сельскохозяйственного производства. Одной из важнейших общественно-политических сил в Киевской Руси была Русская православная церковь, изначально ставилась в экономическую зависимость от светской власти. Но потом церковь стала собственником земли, то есть начала получать определенную экономическую самостоятельность. Киевские князья дарили церкви не только имущество, но и землю. Десятина со временем превращалась из доли княжеских доходов особого дань, которую церкви стали собирать самостоятельно через своих чиновников-десятинников. В X-XII вв. активно формировались вассальные отношения в древнерусском обществе: за верную службу князь даровал своим боярам и дружинникам города и деревни. Дарилась не территория, а право взимать налоги. Так сложилась поместная форма феодального землевладения, которая не предусматривала передачи земли в наследство и его отчуждения без согласия князя. Впоследствии распространение набирает вотчина – наследственное владение, мог свободно отчуждаться (продаваться, передаваться по наследству, дариться). Хотя процесс утверждения феодальных хозяйственных отношений в Киевской Руси в целом совпадал с общеевропейскими тенденциями, он имел и свои особенности. Во-первых, в Древнерусском государстве феодализм зарождался на основе первобытнообщинного строя, восточнославянское общество перескочило через рабовладельческий этап развития. Во-вторых, темпы развития феодализации были замедленными по сравнению с Европой, где еще с античных времен прижились традиции частной собственности; в-третьих, возникновение и становление большого землевладения не привел к массовому обезземеливания крестьян, поскольку в рамках государственной территории существовало значительное количество незаселенной, хозяйственно неосвоенной земли. Заключение Итак, в заключение следует сказать, что важнейшим достижением правления Ярослава Мудрого стало издание впервые в русской истории единого свода общегосударственных законов – «Русской Правды» («Правда Роськая», иногда называют «Правда Ярослава»). «Правда» в данном случае – не то, что означает сегодня, а образование от глагола «правити – управлять, вершить управление», т. е., буквально «юстиция» или «закон». Единый свод законов упорядочивал жизнь в государстве, подчеркивал национальное единство всех восточнославянских земель. Поскольку он стоял выше всех других законов и обычаев, то устранял те из них, которые шли вразрез с общегосударственными интересами. Впоследствии преемники Ярослава дополняли свод новыми законами. Издание «Русской Правды» знаменовало собой переход к князьям законодательных полномочий, начало характерного для развитой государственной системы доминирования писаных законов над народными обычаями. «Русская Правда» в основном регулировала гражданские правоотношения, устанавливала уголовную ответственность за преступления и принципы судопроизводства (в частности, выборность гражданских судей в количестве двенадцати человек). В настоящее время ее текст является важным историческим источником, дающим представление о государственном и социальном устройстве в Древней Руси, об укладе жизни русских людей в то время. Как писал известный деятель русской литературы XVIII– XIX вв. Н. М. Карамзин, увлекавшийся изучением древнерусских летописей (иногда его ошибочно называют историком, хотя в то время история еще не сложилась как специальная наука), «Русская Правда» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. «Русская Правда», закрепляя в основном демократические принципы управления обществом, была основана на традиционных древнеславянских представлениях и является характерным примером того, что изначально русский народ был европейским по своему менталитету. То есть основной ценностью в древнерусском мировоззрении была человеческая личность, ее достоинства и качества. Чем человек был предприимчивее, активнее, храбрее, тем больше он ценился обществом, и эти качества считались более важными, нежели исполнительность на службе, общая дисциплинированность. Правление Ярослава Мудрого недаром зовется рассветом Древнерусского государства: значительное расширение территорий, укрепление международных связей посредством династических браков, получение церковной автономии от Византийской империи, расцвет культуры, повсеместное строительство школ и храмов, создание первого нормативно-правового свода. Список использованных источников 1. Вениосов А. В. История государства и зарубежных стран. 2-е изд. Мн. 2012. 544 с 2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М. 2005. 620 с 3. История экономической мысли Украины. Уч. Пос. /под ред. Р. Васильєвой, Л. Горкиной, Н. Петровской и др. К. 1993. 451 c 4. История экономической мысли Украины. Уч. Пос. /под ред. Р. Васильєвой, Л. Горкиной, Н. Петровской и др. К. 1993. 451 c 5. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики зарубежных стран. М, Палеотип. Логос. 2003. 600 с 6. Медиссон В. В. Основы философии частного права. Уч. Пос. Научно-иследовательский институт частного права и предпринимательства АПрН Украини. К. Школа. 2004.143 с 7. Нефедов С. А. О демографических циклах в истории Средневековой Руси // Клио. 2002. № 3. С. 193-203 8. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. М. «ПРОСПЕКТ».1997.544 с 9. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики зарубежных стран. М, Палеотип. Логос. 2003. 600 с 10. Павленко, Н. И. История России / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко. – М.: Абрис, 2012. – 661 c. 11. Поляков А. В. Возникновение и развитие древнерусского права. Право. Общество.Государство: история, современные тенденции и перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Ритм» (Воронеж). 2017. С. 151-154 12. Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. Изд-во МГУ. 1968.225 с 13. Терлюк И. Я. Государство и право Украины : страницы истории. Уч. Пос. Львов: Сполом. 2008. 352 с 14. Конотопов М. В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М, Палеотип. Логос. 2003. 600 с 15. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб. 1999. 326 с |