Главная страница
Навигация по странице:

  • 49.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и междунаролное положение Казахского ханства в XVIIв

  • 50.Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить

  • 51.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVIв можете отметить

  • Вопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеВопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История
    АнкорOtvety_1-180_istoria.doc
    Дата30.01.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_1-180_istoria.doc
    ТипДокументы
    #1328
    страница7 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31

    48.Какие этапы в формировании этнической территории казахов вы можете отметить?(имеется в виду средневековый период истории) Процесс формирования казахов начался уже очень давно. По результатам археологических исследований можно проследить пути развития людей, начиная с первобытнообщинного строя до эпохи железа. Первым периодом становления казахского народа считается ранний период тюркской эпохи. Важность этого момента состоит в том, что далекие предки казахов - племена Канлы и Уйсуней - смешались с племенами гуннов вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшие за собой некоторые изменения. Древним населением Казахстана, вошедшим в последствие в состав казахского народа, являются племена Канлы из Южного Казахстана. Затем они сблизились и смешались с племенами сарматов из Западного Казахстана. Вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен и их полную ассимиляцию с местным этносом. Появились тюргеши, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав на территории древнего Казахстана. Главным было то, что племена - саков, гуннов, Канлы, Уйсунов - были близки к друг другу своими традициями, обычаями, верованиями. Третьим периодом можно считать увеличение численности населения, которое приходится на 10-13 века. В это время на востоке нашей страны расположились племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Наиманы и жалаиры достигли Жетысу. Жалаиры стали главенствующем племенем - в Старшем Жузе, а найманы и кереи - в Среднем Жузе. Очагами становления казахского этноса считаются Южный, Центральный, Юго - Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло формирование народа в Восточном Дешт-и-Кыпчаке на основе Кыпчакских племен, в Семиречье - на основе усуно-карлукских племен. На востоке и на Алтае началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ. Однако завоевание Казахстана монголами отбросило этот процесс на 150 лет. Монгольское нашествие серьёзно повлияло на становление этносов, вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа. Так же непосредственно на процесс формирования казахов оказало возникновение на территории Казахстана таких государств как: Саков(10 века до н.э.), Кангюев, или Канлы(3 век до н.э.), Уйсуней(2 век до н.э.), Тюркского каганата(553-603 гг.), Западнотюркского каганата(603-704 гг.), Тюргешского(704-756 гг.), Карлукского каганата(756-940 гг.), Огузкого( 9-11 века), Кимакского каганата(9-11 века), Караханидов(942-1212 гг.), Каракитаев(1125-1212), Кыпчакского ханства(11-13 века).  Политические и социально-экономические события 14-15 вв. способствовали завершению процесса сложения казахской народности. Формированию этнической территории, объединению казахских племен и родов способствовало образование Казахского ханства в 1465-1466 годах, Кереем и Жаныбеком. Таким образом, процесс формирования Казахского народности и её этнической территории  завершился в 15-16 вв. И в целом для этого потребовалось около 2 тысяч лет.    

    49.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и междунаролное положение Казахского ханства в XVIIв

    Конец ХVІ - начало ХVII вв. — особый период в истории Казахстана, время укрепления казахской государственности, активных военно-политических, торговых и культурных отношений казахов с соседними странами и народами. В это время власть казахов распространялась на Ташкент, Туркестан, Сауран, Андижан, за которые происходили постоянные войны между казахскими правителями и Аштарханидами.В первой половине XVII в. среди казахских султанов существовало   несколько соперничавших между собой гуппировок, возглавляемых   султанами Есимом (официально наследовал титул хана в 1598 г. после Тауекеля, правил в Туркестане), Турсуном, Абулаем, Хан-заде. Так, в 1611 г. Есим-хан во главе с 5 тысячами казахов из Туркестана и Ташкента оказал помощь Имамкули-хану в борьбе с Ираном и Вали-Мухаммадом. Однако этот союз носил временный характер, и Имамкули-хан неоднократно совершал походы против казахов. В «Тарих-и аламара-йи Аббаси» описываются два похода Имамкули на Ташкент против казахов: один в начале 1020/1611 г., а второй - в начале 1022/1613 г. В первом походе Имамкули-хан, дойдя до Самарканда, помирился с казахами и признал за ними право господства над Ташкентом и его областью. В 1613 г. Имамкули-хан вместе с Надир-Мухаммад-ханом, возглавившим балхские войска, совершили поход на Ташкент и одержали победу над казахами. После этой победы он назначил своего сына Искандар-султана правителем Ташкента. Вскоре ташкентцы убили Искандара, и тогда Имамкули-хан, снова овладев Ташкентом, учинил страшную резню. Ташкент недолго оставался во власти бухарского хана. Подробности взаимоотношений казахских владетелей с Бухарским ханством описываются в «Тарих-и аламара-йи Аббаси», «Бахр аль-асрар» и в «Статейном списке» Ивана Хохлова. Эти источники сообщают о войне (1030/1620—1621) между Имам-кули-ханом и казахским ханом Турсун-Мухаммадом, сидевшим в Ташкенте. По словам Искандара Мунши, Имамкули, два раза разбитый наголову, вынужден был помириться с казахами.В 1613 г. Имамкули-хан объявил казахского султана Турсуна правителем Ташкента. Позже Турсун-хан отказался признавать сюзеренитет Аштарханида Имамкули-хана, начал чеканить свою монету и взимать в свою пользу бадж (пошлину) и харадж (поземельный налог). После этих событий и междоусобной борьбы с Турсун-султаном Есим-хан вместе с подвластными ему казахскими и киргизскими улусами вынужден был уйти в Киргизстан. Источники, повествующие о событиях XVI—XVII вв., упоминают о союзных отношениях казахов и киргизов. Киргизы вплоть до середины XVIII в.  признавали власть казахских ханов Тахира, Хакназара, Тауекеля, Есима, которые в источниках часто назывались как «государи казахский и киргизский».В начале XVII в. отмечаются совместные действия казахов и киргизов в политических делах Аштарханидов. В 1621 г. состоялось одно из самых крупных сражений между войсками Аштарханидов и объединенными         силами казахов и киргизов. Турсун-хан собрал около 100 тысяч воинов, из которых 10 тысяч было выставлено правителями киргизских племен. По сообщениям Махмуд ибн Вали, численность войска Имамкули-хана дос-тигла 160 тысяч. К тому же к Аштарханидам присоединился со своим       войском казахский султан Абулай, правитель Андижана и ставленник   Имамкули-хана. Противники сошлись близ крепости Шахрухийа. В тот момент сражения, когда воины под началом Абулай-султана стали покидать поле боя, в бухарском войске поднялась паника, и Имамкули-хан отступил.К началу XVII в. относятся союзные отношения казахских ханов с чагатаидами Могулии: Турсуна с ханом Яркенда и Кашгара Абд ал-Латиф (Апак)-ханом; Есима с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим-ханом. Более того, в тот период, когда Есим-хан, видимо, не был признан всеми единственным ханом казахов, он вынужден был уйти к Абд ар-Рахим-хану и более пяти лет принимал участие со своими отрядами в борьбе на его стороне.Махмуд ибн Вали весьма детально освещает активное участие Есим-хана в районе Аксу и Бая.Междоусобные распри казахских сулганов все более усугублялись, воз-никла вражда между правителями Есимом и Турсун-Мухаммадом. Об этом подробные сведения мы находим у Абулгази, автора «Родословной тюрок», где он говорит, что Есим умертвил Турсун-хана и перебил множество людей его.В окрестностях Ташкента состоялось сражение хазахских ханов Есима и Турсуна. По сообщению «Бахр аль-асрар», Турсун-султан погиб: его умертвили его же приближенные. После этого бухарский хан передал Есим-султану грамоту о вручении ему бразды правления Ташкентом, Туркеста-ном. В 1628 г. вместе с убийством Турсуна Есим-ханом были истреблены остатки казахов-катаганов, находившихся в подчинении Турсуна.Согласно известиям Махмуда ибн Вали Есим-хан умер в 1628 г. Имеются и другие сведения о том, что Есим-хан правил до 1643 года. Есим-хан похоронен в г. Туркестане, подле мечети Ходжа Ахмада Ясави. До настоящего времени сохранилось предание, которое связывает с его именем создание Уложения, известного как «Есім ханның ескі жолы». После Есим-хана Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Абулай-султан, казах, владевший Андижаном. Власть перешла к сыну Есима — Жангиру.

    50.Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить?

    В 1680 г. престол Казахского ханства перешел к сыну Жангира, хану Тауке. Новый правитель был достаточно сильным ханом, дальновидным политиком и умным дипломатом. Тауке-хан в отличие от своих предшественников стремился укрепить свою власть с помощью представителей степной аристократии — биев, составлявших значительную элитарную социальную группу в ханстве. Институту биев в казахском обществе традиционно отводилось большое значение. Бии играли значительную роль в отправлении обычно-правовых, хозяйственных, военных и идеологических функций. Они, однако, не принадлежали к ветви Чингизидов.Окружив себя биями, Тауке через посредсгво «совета биев» повел борьбу против сословия Чингизидов, открыто выступавших против ханской власти. Совет биев существовал задолго до Тауке-хана, по народным преданиям с легендарных времен Майкы-бия. Это высокое собрание созывалось не часто, по мере особой необходимости при решении важных вопросов. Тауке предпринял серьезные попытки в упорядочении деятельности бийских советов. Он установил места проведения советов и время созыва съезда биев. Как важнейший орган хана совет биев проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г. Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.Тауке-хан совет биев превратил в важнейший орган, подчас с совещательными функциями, при этом значительно расширив права биев в судебном производстве.Вскоре совет биев стал постоянным учреждением, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики Казахского ханства.Решения совета биев имели обязательную силу. Ни одно из его решений и постановлений никем не отменялось до следующего высокого собрания.Тауке повел политику, направленную на привлечение наиболее влиятельных биев к делам ханского двора и государства путем уступки им части ханских полномочий. Хан Тауке начал успешно созывать совет биев, прежде всего с участием наиболее влиятельных трех казахских жузов. В Старшем жузе был непоколебим авторитет Толе-бия, в Среднем — Казыбек-бия, в Младшем - Айтеке-бия. Их мудрость и решимость были направлены на преодоление тяжких испытаний ханства, в частности, на объединение сил казахского народа против ойратского нашествия.В этом плане вряд ли можно переоценить значение совета биев в таком важнейшем политическом акте, как объединение трех жузов. Наряду с этим Тауке-хан перешел к расширению «бийско-батырской базы» своей политики и власти. На созываемые советы стало приглашаться множество средних биев и военачальников — батыров родовых структур.Защищая интересы бийских групп, Тауке вместе с тем укреплял свою власть. Все это давало возможность усилить влияние верховной власти на казахские племена и кочевые коллективы. Таким образом, предпринятые им преобразования во внутренней политике казахского общества представляли собой целеустремленную попытку централизации ханской власти.Значительная группа казахской знати во главе с ханом Тауке была заинтересована в развитии торговли со Средней Азией. Примерно с 1687-1688 гг. Тауке вел переговоры с бухарским ханом Субханкули по поводу Ташкента. В Присырдарье ханская власть Тауке была достаточно прочной, и г. Туркестан был его столицей.Упорно и настойчиво хан Тауке добивался русско-казахского сближения. Лишь в 1686-1693 гг. он отправил в Сибирь пять посольств. При этом Тауке совершенно реально определял свою заинтересованность в укреплении русско-казахских связей на началах равенства. Несмотря на трудности, связанные со взаимными нападениями, сопровождавшимися грабежами и убийствами мирных жителей, угоном скота и взятием в плен сотен людей, мирные отношения между Россией и Казахским ханством в целом сохранялись. Обмен посольствами на рубеже ХVІІ-ХVIII вв. расширил политические и торговые связи между двумя странами.В период правления Тауке-хана обострились казахско-ойратские    отношения. При правлении Галдан-Бошокту (1670-1697), в особенности после прихода к власти его преемника Цеван-Рабтана (1697-1727) казахско-калмакские отношения вновь резко обострились. С 1698 г. началась новая полоса вооруженных столкновений между ойратскими и казахскими правителями. Джунгарская военная знать стремилась овладеть Южным Казахстаном, территорией, по которой проходили важные торговые пути и где находились значительные торговые центры. Казахские города Сыгнак, Туркестан, Отрар, Сайрам, в особенности Сузак, превратились в своеобразные стратегические пункты в борьбе с Джунгарией. Отдельные удачи хана Тауке в борьбе с ойратами не принесли ему большого успеха в войне, инициатива в которой принадлежала ойратам. Калмакско-казахские сражения следовали одно за другим. Наиболее значительные из них имели место в 1711—1712, 1714, 1717 гг.Джунгария несла серьезную угрозу казахам.В 1718 г. умер Тауке-хан, последний из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза. При Тауке функционировало относительно централизованное Казахское государство.

    51.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVIв можете отметить?

    Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Есенгей бойлы Ер Есiм" (Мужественный Есим). Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары. В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Казахское ханство во второй половине XVI века - в первой половине XVII века Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было сконсолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упала. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 г. В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами. В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными. В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр. Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет. Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы. Все началось с того, что Турсун внезапно устраивает набег на ставку Есима в Туркестане, в то время, когда последний, собрав войско, отправился покорять беспокойных калмаков. Однако для Турсуна этот поход стал последним. В конце концов приближенные Турсуна умертвляют его. Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов. Отправив голову Турсуна к Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов. Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности, не характерные ни для западных, ни для восточных обществ и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли. Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим прежде всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается, что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народных преданиях как "Есим салган ескi жол". Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания. Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке. Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане, где над его могилой был воздвигнут мавзолей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31


    написать администратору сайта