Вопрос 1История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения История
Скачать 2.02 Mb.
|
Вопрос № 17Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура.В XI-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу. Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул "джабгу". Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии. В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака. В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов. Вопрос № 18 Этнополитическая история кыпчаков (1X-XI вв.). Образование кипчакской конфедерации. В X в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского.В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбищаК концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя "кимак".Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. К середине XI в. . кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западнее пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или "Дешт-и-Кыпчак".Расцвет кипчакского государства. В середине XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода едьбори. Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Западные кыпчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1185г. хан тенских кыпчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кыпчаков и поживиться за счет военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на р. Каяле, что было описано в "Слове о полку Игореве". В этой битве принимали участие и запад но-Казахстане кие кыпчаки во главе с Казак ханом. Кыпчакское ханство находилось в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы ханства.В 1065 г правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимает поход против кыпчаков и ему удается подчинить себе район Мангыстау. К концу 11 в кыпчаки вновь установили свое господство над этим регионом. В 1069 г кыпчаки начали совершать набеги против Хорезма.В конце 11-12 в Жент,Янгикент и др.города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских ханов. В первой половине 12 в здесь развернулась упорная борьба между кыпчаскими ханами и мусульманскими династиями.Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз в 1133г завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства. Вопрос № 19 Государство Караханидов: этнополитическая история, социально-экономическое развитие и культурный ренессанс. В сороковые годы X в. возникает государство Караханидов (942-1210 гг.) на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой. В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. Вопрос № 20 Ханство кипчаков. Кипчаки - (кыпчаки, в древнерусских летописях – половцы, в европейских источниках – куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между vонгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с монголоязычными кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами; распадались на ряд племен. В условиях распада Хазарского каганата кипчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа. В 11 в. восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакским племенам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги, а затем – и восточно-европейскими степи. Кипчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. В 12 в. в половецкой земле появились города с многонациональным населением (кипчаки, аланы, булгары, русы). Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией. Кипчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками. Половцы вели почти беспрерывные войны с соседями. Главной целью их набегов было приобретение добычи и грабеж населения. В 1054–1055 кипчаки впервые появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами. К началу 12 в. в причерноморских степях стали складываться два крупных кипчакских объединения – приднепровское и донское. Вопрос № 21 Культура тюркских племен в VI-XII вв. Устное народное творчество и литература. Ученые Казахстана оставили после себя богатое устно-поэтическое творчество, в котором были отражены вековой опыт народа, его мечты и надежды. С древних времен до наших дней дошли, и редкие памятники тюркской письменности. К письменным памятникам литературы этой эпохи относится «Диван-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), составленный Махмудом Кашгари в конце. XI в. Автору было неизвестно 25 различных племен, среди которых он называет киргизов, уйгуров, огузов, кипчаков. В словаре содержатся ценные сведения по истории, фольклору, языку того периода. Среди пословиц, приведенных Махмудом Кашгари, можно встретить и такие, которые бытуют в народе и в настоящее время: «Гость пришел — счастье пришло», «Не жалеющий коня останется пешим;», «Спущенная стрела обратно не вернется». Наука. В Средней Азии и Казахстане развивалась также и наука. Выдающимся ученым-мыслителем того времени был Фараби (870—950), который родился в городе Отраре, Руководимый жаждой знаний, Фараби в молодые годы много путешествовал, побывал во многих культурных центрах мира. Часть своей жизни он прожил в Багдаде, позднее он жил в Алеппо и Дамаске, где интенсивно занимался науками. Умер он в возрасте 80 лет. 1100-летний юбилей Фараби отмечался в международном масштабе. Духовная культура. К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и «низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной культуре народов, населявших Казахстан в V - начале XII столетий. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцев и кумыков. Вопрос № 22 Памятники древнетюркской письменности. На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Мессершмидтом, и Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Н. М. Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), и советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.) По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Датский ученый, В. Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков. Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык.Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость». Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа. Вопрос № 23 Верования и обычаи тюркских племен (культ тенгри, буддизм, манихейство и др.). . Основной религией древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу(Тенгри). Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер-Суб(Земля-Вода) и Умай(покровительница домашнего очага)Именно по воле неба считали тюрки правили каганы, которые именовались «Небоподобные или рожденные на Небе».Военные успехи тоже определяются волей Неба.Тенгрианству поклонялись огузы, карлуки, кимаки, кипчаки и монголы в XII-XIII веках. У древних тюрок еще развивалось тотемистическое воззрение. Тотемистическое племя делится на кланы. Члены каждого клана связаны между собой именем какого-нибудь животного.Эим именоем они себя называют и даже ведут мистическую родословную от него. Китайские летописи отмечают.чтодревние тюрки ведут свое происхождение от волчицы. Десять сыновей этой волчицы, согласно легенде, стали основателями десяти поколений(родов) тюрков. Тенгрианская комология подразделяла Вселенную на 3 сферы:подземный мир, наземный мир и небесная сфера.Все три сферы пронизывало Мировое дерево, черезкоторое было возможно общение с духами предков на небе.В то же время существовали и другие религии,которые распространялись по Великому-шелковому пути.Буддизм- проник в Южный казахстан в 1 в.до н.э. Его распространяли согдийцы и канлы.С IV в. Тюркская аристократия и часть городского населения пропеведовали буддизм.Памятники: будийские храмы в Ак-Бешиме, Суябе;подземный монастырь в Испиджабе;Христианство несторианского толка распространялось в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья, при патриархе Тиммофее христианство было принято карлукским джабгу,в Таразе и Мерке действовали христианские церкви,были образованы митрополии.Манихейство-возникло в III в н.э. в Иране, представляла собой синтез христианства(идея мессианства) и зороастризма(идею борьбы добра и зла).Распространяли согдийцы.Манихейские обители айдены в Таразе, Баласагуне,Шигил-балыке. Зороастризм возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране.Характерно пояитание 4 стихий Вселенной – воды, огня,земли,воздуха.Распространяли согдийцы. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе, Красная речка.Ислам VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 960 г караханиды объявили Ислам государственной религией. Совершаются мусульманские погребальные обряды, церкви превращаются в мечети. Вопрос № 24 Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII вв. Рост городов. В Х—XII вв. в Средней Азии и Казахстане шел быстрый рост городов и городских поселении. Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи. При некоторых отличиях городских центров разных экономических и хозяйственных зон в главных своих чертах (социально-экономические отношения, топография, архитектура, материальная культура) они были все-таки близки. Появился ряд новых городов — Карачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыгкент. Казахстанские города XI—XII вв. .в большинстве отличались высоким для того времени уровнем благоустройства. В домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства — ташнау Они состояли из поглощающего колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без .дна или специально изготовленная глиняная труба. Устье колодца перекрывалось жжеными кирпичами, в центральном из них имелось отверстие для слива воды. Обычными для быта крупных городов были водопроводы. В городах сооружали подземные сводчатые тоннели, в них укладывали гончарные трубы. Остатки такого тоннеля обнаружены в Отраре. Он имел высоту 1,8 и ширину 1,5 м, внутри него сохранились два ряда гончарных труб, бравших начало из водохранилища у южной стены городища. В Таразе на территории шахристана в слое XI—XIIвв. также прослеживается участок водопровода. Гончарные трубы здесь были уложены на специальную «подушку» из камней и леса и сверху перекрыты каменными плитами. Звенья водопровода представляли собой глиняные трубы диаметром до 20 и длиной 25 см с раструбом на одном из концов, куда вставлялся узкий конец другой трубы. Сеть водопровода тянулась к центру города с уклоном и обеспечивала напор для подачи воды в дома. Русло р. Талас, из которой был выведен водопровод, подходило к стенам города и тут был сооружен водонапорный бассейн, стоявший гораздо выше водопроводной сети и обеспечивавший подачу воды самотеком.Раскопки Баба-Аты на северных склонах Каратау показали, что горожане и этого города знали водопровод. Они использовали родниковые воды, собиравшиеся в водосборном колодце, обложенном камнем, затем по трубопроводу вода выводилась на территорию рабада . В городах имелись общественные баня . Одна из таких бань, обнаруженная в Таразе, представляла собой почти квадратную в плане постройку площадью 152 кв. м из жженого кирпича. В помещениях бани полы выложены кирпичными плитами, что свидетельствует появление монументальных архитектурных сооружений. Вопрос № 25 Ученые и мыслители IX-XII вв. Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата). Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона. Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля. Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом. Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана. Вопрос № 26. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана. Основатель монгольской империи Чингисхан родился в 1155 г. При рождении ему было дано имя Темучин. На курултае монгольской знати в 1206 году Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингисханом. По сведениям «Тайной истории монголов», монгольские племена в начале XIII в. находились в мирных и добрососедских отношениях с кереитами. При дворе керейского хана, воспитывался будущий предводитель монголов Чингисхан. Созданная в 1206 году Монгольская империя во главе с Чингисханом основывалась на принципах военно-административных аймаков. Вся Монголия, ее армии и население подразделялись на три аймака. Армия состояла из Левого, Правого и Центрального крыла, которые составляли три военно-административных аймака. В монгольской армии появилась осадные, (.побитные и метательные орудия после её вторжения в 1211-1215 IT. на территорию Китая. Основной закон Монгольского государства «Яса» состояла из двух частей, в первой части были слова-назидания Чингисхана. По «Ясе», высшим органом Монгольского государства был курултай, Который созывался один раз в год. Найманский хан Кучлук запрещал жителям Жетысу исполнение мусульманских обрядов. Гонения мусульман, запрет найманским ханом исполнение мусульманских обрядов вызвало в Жетысу межрелигиозное противостояние. Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы в 1218 году вторглись в Жетысу. Желая привлечь население Жетысу на свою сторону, монголы издали указ, по которому запрещалось грабить местное население. Из-за притеснений найманов, многие города Жетысу сдавались монголам без боя, в том числе Баласагун. Поводом для вторжения монголов на территорию Казахстана н ( реднюю Азию стала гибель и разорение в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом. В 1219 г. 150 тысячное войско Чингисхана вторглось на территорию Южного Казахстана, население Отрара шесть месяцев держало оборону во главе с правителем города Каир ханом. Монголами полностью были уничтожены три южно-казахстанских города: Отрар, Сыгнак, Ашнас. Все присырдарьинские города оказались полностью под властью монголов в результате военных компаний 1219-1220гг. Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями на Четыре улуса. В улус Джучи входили территория от Иртыша до Восточной Европы. Джучи умер в 1227 г., и улус унаследовал его сын - Бату. В улус Чагатая вошла территория Южного и Юго-восточного Казахстана и Средняя Азия с центром в городе Алмалы. В середине ХIV века государство Чагатаидов распалось на Могулистан и Мавераннахр. Территория Тарбагатая и верхнее течение Иртыша вошли в улус Угэдэя. В 1251 году улус Угэдэя был ликвидирован. Монгольские завоевания охватили в XIII в. огромную территорию Евразии. Покорение Восточной Европы возглавил Батый. В итоге европейских походов Батыя, которые длились с 1236 г. по 1242 г., образована Золотая Орда, территория которой простиралась от Алтайских гор до Дуная. Основанное Батыем государство Золотая Орда в письменных источниках называлось Улусом Джучи. В низовьях Волги располагалась столица Орды, город Сарай-Бату. Это было первое крупное государство, созданное на месте улуса Джучи. В итоге европейских военных компаний Батыя народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от Золотой Орды и выплачивали дань. В Золотой Орде управлением местного населения, военным надзором и сбором налогов занимались баскаки. Создатель Золотой Орды хан Батый управлял государством в 1227-1255 гг. Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики государства Батый особое внимание уделял развитию городов. В период правления хана Берке Золотая Орда становится независимой от Монгольской империи. Для укрепления связи с мусульманскими странами при Берке хане распространяется ислам. При нем укрепляется связь, и развиваются дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. В конце XIII в. укреплению военно-экономических отношений Золотой Орды с Египтом препятствовала Византия, что послужило причиной военной компании Золотой Орды против Византии. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договора и расширение торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья. Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества в первой половине XIV в. в период правления Узбека и Джанибека. Ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды в 1312г. при хане Узбеке. Упадок Золотой Орды как следствие усиления междоусобных распрей наблюдается во второй половине XIV в. Воспользовавшись поражением Мамая на Куликовом поле, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил хан Тохтамыш. Золотая Орда распалась на отдельные государства в середине XV в. Вопрос № 27. Кого завоевали монголы? В конце ХII - начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном. В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сырдарье, сам же направился к Бухаре. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты. В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами. Завершение завоевания. Образование улусов. Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию. Вопрос № 28. Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана. В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн. Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка. Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому. Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном. В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра. . Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты. В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами. Вопрос № 29. Завоевание Чингисханом Средней Азии и Казахстана 1219-1224 гг. В конце ХII - начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном. В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сырдарье, сам же направился к Бухаре. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты. В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами. Завершение завоевания. Образование улусов. Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию. Вопрос № 30. Последствия монгольского завоевания для казахского народа. Безусловно, монгольское завоевание прервало процесс консолидации тюркских народов. Были разрушены три города, у других снесены крепостные стены, что в природных условиях Казахстана приводило к изменению структуры их. Кстати во время западного похода Бату в русских княжествах разрушению подвергались только города, оказавшие сопротивление. Упадок городской культуры привел к упадку транзитной торговли, следовательно, и хозяйства пригородных оазисов. Позже, после восстановления города стали занимать меньшую территорию, некоторые исчезли совсем. Монгольское завоевание оказало влияние и на общественные отношения в завоеванных землях. В скотоводческих регионах законсервировались раннефеодальные отношения. Однако монголы заимствовали у тюркских народов систему пожалований – икту, вакуф, мильк и другие. Главным же последствием на первом этапе завоевания стало разделение родственных тюркских народов в рамках новых административных границ, что привело к разобщенности населения в этническом, хозяйственном, культурном плане. К положительным последствиям можно отнести постепенное преобладание интеграционных процессов на втором этапе, введение централизованной власти. Значительная часть населения эмигрировала за пределы родины, спасаясь от чужеземцев. Большой процент эмигрантов составили кипчаки, за пределами родины не затерявшиеся, сумевшие адаптироваться в новых, кардинально отличавшихся от степных условиях. К концу XIII века население Каира достигло 1 миллиона человек, в основном за счет эмигрировавших тюрков, деятели культуры, науки из городов бежали в Делийский султанат, ставший к середине XIII века одним из центров мусульманской культуры. Именно они пришли к власти в Египте, Делийском султанате, заняли видные посты при правителях Ирана, Закавказья и так далее. Монгольское завоевание стало огромным потрясением для народов, населявших Казахстан, однако это этап исторического развития, который пережила наша земля на пути к созданию казахской государственности. |