Главная страница
Навигация по странице:

  • Письменные источники.

  • Археологические источники. Что же касается археологических источников

  • Глава 2. Социальное и политическое устройство.

  • Доклад Китай Эпоха инь. Доклад_Китай_Эпоха_Инь. Государство Инь Социальное и политическое устройство. Письменные и археологические источники. Глава Источники по истории периода ШанИнь


    Скачать 19.03 Kb.
    НазваниеГосударство Инь Социальное и политическое устройство. Письменные и археологические источники. Глава Источники по истории периода ШанИнь
    АнкорДоклад Китай Эпоха инь
    Дата04.05.2022
    Размер19.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад_Китай_Эпоха_Инь.docx
    ТипДокументы
    #510460

    Государство Инь Социальное и политическое устройство. Письменные и археологические источники.


    Глава 1. Источники по истории периода Шан-Инь.

    Исторические источники по периоду Шан (Инь), имеются трёх видов: письменные, эпиграфические и археологические. Мы рассмотрим лишь письменные и археологические.

      1. Письменные источники.

    Крупнейшим письменным источником, содержащим в себе детальное описание древнекитайской истории эпохи Инь, является грандиозное сочинение великого древнекитайского историографа Сыма Цяня под названием «Исторические записки». Этот источник в принципе является основным письменным источником по истории данного периода. Написан этот труд был в первом веке до нашей эры, и именно это сочинение оказало колоссальное влияние на всё дальнейшее развитие историографии, причём не только китайской, но и в целом дальневосточных стран. «Исторические записки» Сыма Цяня представляют собой всеобщую историю страны с наиболее древних её времён до I века до нашей эры. Автор данной работы применил принципиально новый в те времена принцип изложения истории, такой как жизнеописания. Три из пяти её разделов составлены по этому принципу. Так, раздел «Основные записи» повествует о наиболее значимых деяниях тех или иных династических правителей, раздел «Истории наследственных домов» - соответственно, о наследственных домах крупнейших представителей наследственной аристократии, представляя собой сборник их биографий, и раздел «Жизнеописания» - о жизни и деятельности, опять же, в биографической форме, наиболее важных исторических личностей. В данную работу были включены также «Трактаты», в которых достаточно подробно описывались некоторые аспекты быта, общественной жизни, культуры и науки. Также в «Исторических записках» был раздел под названием «Таблицы», в котором Сыма Цянь рассматривал проблемы хронологии.

    Инновационный историографический метод Сыма Цяня также применял другой китайский историограф Бань Гу (32-52 гг.) в своём труде «Ханьская история». Однако, работа Бань Гу повествует об истории лишь одной династии – Хань, если говорить ещё более конкретно – Западной Хань.

      1. Археологические источники.

    Что же касается археологических источников по этой эпохе, то в первую очередь здесь следует обозначить один важный момент. В начале XX века в исторической науке главенствовал гиперкритический подход к изучению данных о государстве Инь. Говоря о необходимости выявления аутентичности древних памятников и позднейших искажений, а так же вставок в них, сторонники этого подхода считали, например, недостоверными все данные «Исторических записок» о периоде Инь, написанные Сыма Цянем. Связано это с тем, что, согласно утверждённому тогда мнению, китайская государственность зародилась в более поздний период – в эпоху Чжоу. Разгромным для этих позиций аргументом стали результаты археологических раскопок, проведённых в Китае во втором десятилетии XX века. В 1921-м году шведский археолог Андерсон, в ходе проводимых им раскопок в среднем течении реки Хуанхэ, впервые обнаружил остатки неолитической культуры, получившей название Яншао. А в 1928-м году возле поселения Аньяна уже производились раскопки столицы древнейшего китайского государства Инь, которые позволили получить достаточно подробное представление об уровне производства, социально-экономической организации, а также материальной культуре Древнего Китая XIV-XI веков до нашей эры.

    Глава 2. Социальное и политическое устройство.

    Теперь рассмотрим общество и государство той эпохи. Эпоха Инь может похвастаться, по меньшей мере, тремя достижениями колоссальной важности – изготовление предметов из бронзы, образование городов и возникновение письменности.

    Однако, все технические достижения того времени практически не коснулись основный сферы общественного производства на тот момент – земледелия. Бронза в эпоху Инь использовалась по большей части лишь в двух областях – в изготовлении ритуальных сосудов для жертвоприношений и в оружейном производстве.

    Согласно данным источников, социальная структура древнекитайского общества была достаточно непроста. Формирование классовых отношений с присущим ему социальным расслоением в XIV – XI веках до нашей эры подтверждает анализ множества иньских погребений. На основе этого анализа можно выделить как минимум четыре типа погребения, чётко разделяемые между собой по таким признакам, как размер, характер, количество инвентаря и так далее.

    Первый тип представляют крупнейшие погребения, раскопанные в районе Аньяна. Это – большие гробницы с центральной погребальной камерой площадью 400-500 квадратных метров и глубиной от 10 метров, в которые помещался внешний гроб, заключающий в себе ещё один – внутренний гроб. В загробный мир вместе со знатным усопшим отправляли бронзовые сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты, сосуды из белой каолиновой глины. В таких гробницах встречались даже повозки, запряжённые лошадьми. Также в захоронениях этой категории всегда обнаруживаются костные останки людей, вероятнее всего, слуг и придворных, погребаемых насильственно вместе с хозяином. Такие захоронения принадлежали, очевидно, владыкам и их ближайшим родственникам. Ко второму типу погребений относятся захоронения размером, в среднем, 20-25 квадратных метров и глубины 5-7 метров. В них, как правило, не наблюдается человеческих останков, но инвентарь там довольно богатый и разнообразный – бронзовые сосуды, яшмовые украшения, оружие. Эти относительно богатые погребения были могилами представителей господствующего слоя иньского общества, занимающих в нём особое привилегированное положение. Третий тип захоронений представляли фунтовые ямы, едва вмещающие труп. В их инвентаре встречаются грубые глиняные сосуды, иногда и орудия труда. Такие захоронения принадлежали свободным общинникам. К захоронениям же четвёртой категории относятся погребения под фундаментами зданий, либо возле более крупных погребений. Судя по характеру скелетов, а также их расположению, так хоронили людей, умерших насильственной смертью – обезглавленных или засыпанных заживо. Так хоронили людей, не имеющих равных прав даже с простолюдинами – подневольных работников, слуг и рабов.


    написать администратору сайта