АРМ 1. Активнораздаточный материал
Скачать 79 Kb.
|
Философия 2018-2019 у.г. МОК Кабилова Р.Х.
Краткое содержание1. Предмет философии. В Средние века в XIII веке итальянский политический деятель Джаваньоли основал монашеский орден изуатов (правление Папы Римского Климента IX). Позднее в XVI веке – Лойола основал другой монашеский орден изуитов (Папа Римский Климент XIV). При беглом сопоставлении этих двух исторических фактов, возникают вопросы – случайно ли, что эти ордена носили почти одинаковое название? Почему Папы, упразднившие эти ордена, носили одинаковое имя? Случайно ли или в этом есть какая-то закономерность, что умерли они в один и тот же день 10 августа, каждый в свое время? Другой пример из знакомой нам русской истории. В порыве гнева Иван Грозный убивает своего сына, и после смерти царя, династия Рюриковичей перестает существовать на русском престоле. Позднее. Петр I убивает своего сына, и опять же первоначальная династия Романовых исчезает с исторической арены (т.к. у него не было больше сыновей, на русский престол теперь стали восходить отпрыски европейских династий, которые, по сути, не были Романовыми). Возникают сразу те же вопросы – случай или нет? Этим миром правит закономерность или случайность? Или им правит нечто иное? Если иное, тогда что или кто? Когда мы задаем себе эти и подобные вопросы, пытаемся ответить на них, то мы автоматически попадаем в МИР ФИЛОСОФИИ. В начале, не было ни философии, ни религии, ни искусства, ни науки. Была одна мифология, которая своими средствами, опираясь на мифологическое мышление давала ответы на все вопросы, которые возникали у людей. Внутри нее зародились – искусство, религия и философия. Повзрослев, они каждая пошла своим путем. Искусство, по-своему (с помощью художественных образов) стала объяснять мир, религия, по-своему (опираясь на веру в божественное начало), философия пошла своей дорогой. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Древнем Египте, Вавилоне, др. Индии, др. Китае и др. Греции, философия является одной из древнейших областей знания и духовной культуры. Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение, образовано из слов «филео» (люблю) и «софия» (мудрость) что означает «любовь к мудрости». Впервые термин встречается у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Но в качестве особой отрасли знания о бытии, познании, обществе, человеке, смысле жизни был введен Платоном (428-347 гг. до н.э.). Предмет философии изменялся по мере накопления знании о мире, по мере развития самого философского знания. Вначале философия в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, медицинских и др.). По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, история, география и другие отрасли знания. Происходило развитие, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика, история философии, философия истории. Существует множество определений предмета «философия». В наиболее общем виде философия – это система общих взглядов на мир, человека, место человека в мире. Предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания. Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (Пример с полем, на котором сидят ученые и копают каждый свою яму-науку). В своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Фридрих Энгельс сформулировал основной вопрос философии. Он имеет две стороны: Первая сторона отвечает на вопрос: что первично, материя или сознание? В зависимости от того как решается данный вопрос, все философские школы разделились на идеалистические, материалистические и дуалистические. Материализм – материя, природа первична, идеализм – сознание, идея, духовное, первично. Дуализм - материя и сознание – первоначала, существующие независимо друг от друга (Рене Декарт и др.). Идеализм подразделяется на субъективный (Беркли, Махи Авенариус) и объективный (Платон, Гегель). Вторая сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: познаваем ли мир? Большинство философов положительно отвечают на данный вопрос. Но есть философы, отрицающие возможности познания. Их называют агностиками, а их учение агностицизмом. 2. Основные функции философии. Философия выполняет ряд функций: - мировоззренческая функция состоит в том, что способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром. - методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; - гносеологическая – это познавательная функция философии; - критическая состоит в том, что учит подвергать сомнению существующие знания, искать их новые черты, противоречия, качества; - аксеологическая функция в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира сточки зрения различных ценностей; - социальная состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру; - воспитательная заключается в том, что философия культивируя гуманистические ценности и идеалы стремиться привить их человеку, обществу, способствует укреплению морали; - прогностическая, на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества; - практическая функция в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказываются достоверность теоретических суждений. Осуществление этих функций определяет роль философии в жизни общества. 3. Философия и мировоззрение. Коренными вопросами философии всегда являлись вопросы мировоззрения. Мировоззрение- совокупность взглядов на мир в целом, на место в нем человека и его отношение к этому миру. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. (Пример с рюкзаком). Типы мировоззрения: В качестве основных исторических типов мировоззрения выделяют: мифологический, религиозный, философский. 1. Мифология является исторически первым типом мировоззрения, формируется на ранних стадиях развития общества - первая попытка человека объяснить происходящее и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы. Миф – образно-чувственное представление по поводу явлений природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного сознания, однако элементы мифологического мировоззрения, мифотворчество присутствуют и на более поздних этапах развития духовной культуры человечества, в том числе и в настоящее время. 2. Религия основывается на вере в «сверхъестественное», признании главенствующей роли сверхъестественного начала в мироздании и жизни людей. Если в мифах мир предстает как единое целое, то религия его удваивает, делит на сверхъестественный и естественный. Характерные черты религии - вера в «сверхъестественное», наличие специфических религиозных чувств, культа, организации. 3. Философия отличатся ориентацией на рациональное объяснение мира, характеризуется стремлением теоретически обосновать действительность. Это теоретически сформулированное мировоззрение, или наиболее систематизированное, рационализированное мировоззрение. Основные проблемы философии - это мировоззренческие вопросы, связанные с отношением человека к миру в целом. Т.о. основная проблема мировоззрения – это проблема отношения человека и мира. Философия – это не только мировоззрение и теория, но и метод. Два основных философских метода – диалектика и метафизика. Основные принципы метафизики: отрицание идеи развития, всеобщей связи, объективности противоречий. Основные принципы диалектики: признание универсальности развития, всеобщей связи, объективных противоречий как источника развития. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности. Мировоззрением может обладать человек, порой даже не умеющий ни писать, ни читать. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - сочетание мироощущения с миропониманием. С мировоззрением связаны любознательность, удивление, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя. Вместе с тем, людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью. (Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Взгляд на мир из окна персонального автомобиля очень отличается от взгляда из общественного транспорта). Мировоззрение, его узловые моменты тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения - взгляды, принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений - так велика их сила - люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть. Т.о. мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, убеждений и сомнений. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. Контрольные вопросы: 1. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение? 2. В чем состоит методологическая функция философии? 3. Каковы функции философии? СРС: 1. Возникновение философии, основные ее этапы. 2. Раскройте суть основного вопроса философии. СРСП: 1. Основные формы мировоззрения. 2. Назовите основные течения в философии. 3. Отличия методов диалектики и метафизики. ГЛОССАРИЙ Агностицизм (Agnosticism) (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 г. для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания. Академия (Academy) (Платоновская )- основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Аксиология (Axiology) философская – философская теория ценностей (см. ценность) Антропоцентризм (Anthropocentrism) – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию. Бытие (Life)– философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Гносеология (Gnosiology) (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию. Дуализм (Dualism) (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму. Диалектика (Dialectics) (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012. 2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014. 3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013. 4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014. Дополнительная: 1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010. 2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011. 3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014. 4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011. На иностранных языках 1. Robert Audi Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. — Thomson & Gale, 2006. — Т. 7. — С. 325—337. — ISBN 0-02-865787-X. 2. The Oxford companion to philosophy / Ted Honderich. — New Edition. — Oxford University Press, 2005. — 1060 с. — ISBN 0–19–926479–1. 3. Brooke Noel Moore, Kenneth Bruder. Philosophy. The Power of Ideas. — 6th edition. — Mc Graw Hill, 2005. — 600 с. — ISBN 0-07-287603-4. 4. Edward Craig Philosophy // Nigel Warburton Philosophy. Basic Readings.. — Routledge, 2005. — С. 5—10. — ISBN 0-203-50642-1. 5. Rodolphe Gasché. The Honor of Thinking: Critique, Theory, Philosophy. — 1st edition. — Stanford University Press, 2006. — 424 с. — ISBN 0804754233. 6. Richard H. Popkin Origins of Western Philosophic Thinking // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. — New York: Columbia University Press, 1999. — С. 1—5. — ISBN 0-231-10128-7. Интернет-источники: 1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2.www. «filosofia» kz 3.online.prg.kz 4.www.testent.ru 5.Электронная Философская книга // filosof.historic.ruф |