Главная страница

Шпоры по философии МарГУ. 1 Предмет философии и ее функции в обществе


Скачать 294.5 Kb.
Название1 Предмет философии и ее функции в обществе
АнкорШпоры по философии МарГУ.doc
Дата03.05.2017
Размер294.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпоры по философии МарГУ.doc
ТипДокументы
#6750
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница3 из 3
1   2   3
Часть исследователей решающую роль в историческом процессе от­водили личности, роль которой в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влия­ние на общественный процесс выдающейся личности, так как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования.В вопросе о направленности истории в науке сложилось два вариан­та его решения: пессимистический и оптимистический.Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.). Он разделил человеческую историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Золотому веку соответствовала высо­кая нравственность, а железному - полное падение нравов.Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.Теории общественного регресса, как правило, разрабатываются в периоды глубоких социальных кризисов. Например, христианская кон­цепция движения общества от райского состояния к грехопадению воз­никла в период кризиса рабовладельческой Римской империи, а Шпенглер написал свою работу «Закат Европы» под впечатлением последствий Первой мировой войны.Оптимистический вариант общественного процесса состоит в при­знании того, что в истории господствует прогресс - тип развития, кото­рый означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к бо­лее совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулиро­вана французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совер­шенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.

41 Личность и общество, их взаимодействие.

42 Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Самым простым и, вместе с тем самым главным элементом общест­ва, является человек.

Человек — это понятие родовое, выражающее общие черты, прису­щие всему человеческому роду. Являясь частью природы, человек при­надлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — homo sapiens. Человек — существо биосоциальное, включающее как социаль­ные, так и биологические черты. Основными отличиями человека от животных являются следующие: человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные жи­вотные используют только естественные орудия (палки, камни);он осуществляет сознательную целенаправленную творческую дея­тельность, тогда как животное в своем поведении подчинено инстинктам; в процессе деятельности человек преобразует окружающую дейст­вительность, создает необходимые материальные и духовные блага и ценности; он обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и речью. Целенаправленная деятельность осуществляется благодаря наличию у человека богатейшего набора способностей, то есть индивидуальных особенностей, которые позволяют ему успешно заниматься определен­ного рода деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков — врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы. Но природа не столько дает способности, сколько они вырабатываются и развиваются в процессе деятельности и тренировки. Мыслитель Сенека отмечал, что «свои способности человек может уз­нать, только попытавшись приложить их». Выделяют интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные способности. В свою очередь, их можно разделить на общие, определяющие успех человека в различных видах деятельности (умственные, коммуникативные), а также особен­ные, которые определяют успех в специфических видах деятельности, для которых необходимы особые задатки (музыкальные, математические, технические и т.д.).Сочетание различных развитых способностей называется одаренностью, а талант — это выдающиеся способности. Гениальность — высший уровень развития способностей и талантов. Индивид - это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства. Индивидуальность - это совокупность свойств и способностей, от­личающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдель­ного человека. Личность — это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта. С позиции сущностной характеристики, личность — это устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества. Важнейшими из них являются: сознание и самосознание. Чем больше развито самосознание, тем больше развита и сама личность; способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми; личное достоинство, которое проявляется в уважении к другим и требовании уважения к себе; наличие убеждений и принципов, готовность отстаивать их; способность нести ответственность за свои поступки и действия; свобода выбора, то есть возможность поступать по собственной воле; самоопределение — сознательное выявление, и утверждение собственной личности.


43 Глобальные проблемы человечества.

Результатом противоречивого характера общественного прогресса в XX веке стало появление глобальных проблем. Их сущность в том, что они носят планетарный характер, угрожают всему человечеству и могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств. К глобальным проблемам относятся проблема войны и мира, экологиче­ская проблема, проблема неравномерности развития стран, энергетиче­ская и сырьевая проблемы, проблема международного терроризма, про­блема борьбы с такими болезнями, как рак, СПИД и т.д., а также про­блема кризиса духовности человечества и другие.

Человечество может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, био- и социосферы. Ускорение процессов развития его стабильности. Ход процессов развития человечества сопровождаются состоянием неустойчивости, возникают новые системные качества. Таким образом человечество приобрело всепланетный статус, но вновь возникающие проблемы имеют глобальный характер: катастрофы, голод, войны и т.д. При анализе глобальных проблем важно не упустить из виду, что их разрешение представляется делом отнюдь не простым, а весьма сложным и даже опасным. Нет простых решений для преодоления глобальных проблем современности. Суть в том, что человечество вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера. Под стратегией человечества понимают характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию человека и окружающей среды.

Стратегия человека выступает как органический идеал его деятельности в масштабе в рискованных условиях стратегия человека стремится достойно встретить новые модернизации, а для этого нужна новая философия.

44 Проблема человека в философии.

Кант утверждал: «Самый главный предмет в мире – это человек, ибо он для себя своя последняя цель. Право человека должно считаться священным». Вопросы сущности и существования Ч – одна из главных проблем философии. В философии существует множество определений Ч. «Ч – это микрокосмос» (Демокрит). «Ч – это двуногое без перьев» (Платон). «Ч – политическое (общественное) животное» (Аристотель). «Ч – слуга и истолкователь природы» (Бекон). «Ч – разумное, мыслящее существо» (Гоббс). «Ч может быть только тем, кто он есть» (Монтень). «Ч – это мутный поток, канат над пропастью» (Кант). «Ч – мыслящий тростник» (Паскаль). «Ч - машина» (Ламетрий). Эти разнообразные определения Ч можно свести к нескольким основным подходам. 1. Натуралистический. Сущность Ч выводится из морфологических особенностей жизни. 2. Социально-практический. Поиски сущности человека в видах деятельности. «Ч – это животное, делающее орудие труда» (Маркс). «Ч – существо, способное обещать» (Ницше). 3. Религиозный. Ч не животное, а творение бога. 4. Субъективно-идеалистический. Ч рассматривается как существо, независимое от природы. «Первый вольноотпущенник природы» (Фромм). «Как особая ветвь эволюций, осознавший себя сам» (Тейяр де Шарден). Ч – это я и мои обстоятельства. Итак, существуют разные подходы к пониманию сущности Ч, и нельзя дать одно определение. Одни говорят, что гомосапиенс - Ч разумный, мыслящий; гомофабер – Ч производящий; гомоливенс – Ч выживающий. Действительно, Ч – это противоречивое существо. «Ч – это и волк, и овца; полузверь и полубог» (Фромм).
1   2   3


написать администратору сайта