Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозная КМ

  • Философская КМ.

  • Духовная культура

  • Шпоры по философии МарГУ. 1 Предмет философии и ее функции в обществе


    Скачать 294.5 Kb.
    Название1 Предмет философии и ее функции в обществе
    АнкорШпоры по философии МарГУ.doc
    Дата03.05.2017
    Размер294.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по философии МарГУ.doc
    ТипДокументы
    #6750
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 3
    1   2   3
    Научная КМ формируется по мере развития научных знаний и представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира. Она строится на основе фундаментальных научных теорий. Самое широкое представление о мире дает естественно-научная КМ, которая содержит в себе частные научные КМ (физическую, химическую, биологическую). Главная составляющая естественно-научной КМ – физическая КМ, т.к. физика – фундамент современного естествознания. Гуманитарные науки формируют социологическую КМ. Первая КМ была выдвинута в античности, она носила натурфилософский характер. В 16-17 вв. начинает формироваться современное естествознание, основанное на научном эксперименте. Оно связано с именами Коперника, Кеплера, Бруно, Галилея, Ньютона. Это была механическая КМ (мир как гигантская машина, которая функционирует согласно вечным механическим законам природы). В 19-20 вв. механическая КМ сменилась сначала электромагнитной, а затем квантово-релятивистской КМ (Эйнштейн), в основе которой лежит идея о сложной системной организации мира (микромир, макромир, мегамир).

    Религиозная КМ дуалистична, т.е. исходит из удвоения мира на божественный (сверхчувственный, творящий) и естественный (природный).особенности религиозной КМ вытекают из особенностей религий. Христианская теология выдвигает креационистскую идею о сотворении мира Богом из ничего. Бог – творец мира, он непрерывно правит миром. Нестабильность, «нечистота» форм, зло в мире от отпадения от Бога. Буддизм рассматривает мир как постоянно возобновляющийся круговорот без начала и конца. Колесо космического порядка движется без создателя, без начала и конца в силу сцепления причин и следствий (закон о карме). Ислам исповедует единого бога Аллаха. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение (Коран), распоряжается миром.

    Философская КМ. Философия изначально стремилась дать целостную КМ, ответить на вопросы «что есть мир?», «что лежит в его основе?», «каково место человека в этом мире?». В качестве системообразующего принципа философской КМ выступает понятие «бытие» (исходная категория философии, означает существование вообще).

    23 Проблема познания в философии.

    Познание - это процесс приобретения и развития знаний, их посто­янное углубление, расширение и совершенствование. Объектом позна­ния является реальная действительность, а субъектом сам человек.

    Познание развивается и совершенствуется в связи с— материальным освоением человеком окружающего мира. Практика является основой познания, целью познания и критерием ис­тинности наших знаний о мире.

    В познании можно выделить два уровня: чувственный и рациональный.

    К основным формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление.


    1. Происхождение и сущность сознания.

    Сознание — это идеальное отражение действительности с помощью образов и понятий. Оно свойственно только человеку.

    Сознание многофункционально:

    обеспечивает жизнедеятельность человека и общества;

    дает возможность отрываться от материального мира, порождая идеальные образы;

    позволяет человеку идеально проигрывать действия, прогнозиро­вать и предвидеть результаты дальнейшего развития как природных, так и общественных процессов.

    Высшим уровнем сознательной деятельности является самосозна­ние — осознание человеком самого себя как чувствующего и мыслящего существа. Оно выполняет функции регулирования поведения и контроля.

    Сознание существует как в индивидуальной, так и в общественной форме. Общественное сознание представляет собой отражение общест­венного бытия, выраженное в науке, философии, искусстве, религии и т.д.
    Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Ге­гель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исто­рический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется.

    Философ пытается также объяснить механизм сознания, выдвинув идею о том, что сознание появляется в процессе трудовой деятельности. Общественное бытие определяет общественное сознание. Повседневная реальная жизнь людей находит отражение в религиозных идеях, нравст­венных и политических нормах, в произведениях искусства и т.д.


    25 Методы научного познания.

    Метод - это система приемов, правил и требований, которые при­меняет исследователь в ходе познавательной деятельности. Наблюдение — целенаправленное систематическое изучение объекта с целью выявления его свойств и качеств. Для него характерны целена­правленность, систематичность, планомерность, активность наблюдате­ля.

    Сравнение — сопоставление изучаемых объектов с целью выявить в них общее или различия.

    Эксперимент — это метод изучения объекта в специально созданных искусственных условиях, необходимых для выявления его свойств.

    Анализ — это мысленное разложение изучаемого объекта на части с целью их более глубокого изучения.

    Индукция предполагает движение мысли от знания частного к общему, от знания фактов к выделению закономерности.

    Дедукция - движение мысли от общего к частному.

    В научном исследовании индукция и дедукция диалектически взаи­мосвязаны между собой.

    Моделирование — это метод, при котором интересующий объект за­меняется другим, подобным первому. Первый — оригинал, второй — мо­дель. Моделирование применяется там, где изучение оригинала затруд­нительно или невозможно.

    Гипотеза — научно обоснованное предположение. Этот метод сви­детельствует о творческом характере научного исследования, в ходе его происходит открытие новых законов и создание теорий.

    26 Истина в философии.

    Истина (И) – цель познания. Что есть И? В современной философии выделяют 3 основные концепции И. 1. Концепция соответствия. Истинными являются высказывания, которые соответствуют действительности (неопозитивизм). 2. Концепция когерентности. Под И понимают непротиворечивость высказываний, взаимосогласованность. Это конвенционалистское понимание И («конвенция» – соглашение). 3. Концепция прагматичности. И – это то, что приносит выгоду, пользу – прагматизм. Все 3 концепции дополняют друг друга, хотя и неравнозначны. Где находится И? И – это понятие, относящееся только к человеческому познанию. В объективном мире существуют не И, а предметы, которые отражаются в истинных представлениях. Но И объективна по своему содержанию, т.е. не зависит от человека и человечества. В истории философии предлагались различные критерии И: чувственный опыт (эмпирики), разум, ясность мышления (рационалисты), польза, выгода (прагматизм), практика – материально-производственная, социальная деятельность людей, труд, научный эксперимент (диалектический материализм). И – это процесс (движение мысли), т.е. это не есть нечто вечное и неизменное. Формами выражения этого процесса выступают относительная И (правильное в своей основе, но неполное, неточное знание о предмете) и абсолютная И (совершенно полное, точное знание о предмете, его свойствах). В истории философии имели место крайние точки зрения на эту проблему: релятивизм (признает только относительные И) и догматизм (признает только абсолютные И). В действительности относительные и абсолютные И взаимосвязаны. «В каждой относительной И есть зерно абсолютной, а абсолютная И складывается из суммы относительных И» (Ленин). Но мы не можем достичь абсолютной И о мире в целом. И всегда конкретна, т.е. она отражает предметы в определенных условиях места и времени. И одна, но у каждого может быть своя оценка, которая не всегда совпадает с И.

    Вера – это доверие к внутреннему убеждению в чем-либо. Она не нуждается ни в логическом доказательстве, ни в опровержении. Если И доказывается, подвергается проверке, то вера – это способ знания без доказательства. Этот способ знания широко применяет иррационализм (религиозная философия).

    27 Философское понимание материи.

    В философии сложилось множество школ и течений, которые раз­делились на два больших направления в зависимости от решения вопро­са о том, что первично — материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу.

    Будучи ро­доначальником материализма Ф. Бэкон Нового времени, он создает целую про­грамму исследования материи: чтобы знать материю, ее следует изучать опытным путем, который показывает, что она многообразна и обладает огромной внутренней силой. Материя движется по своим собственным законам, которые Ф. Бэкон назвал формами материи. Задача человека познать их и поставить себе на службу.

    Природа стала представляться как сложная механическая система, состоящая из атомов, а материя отождествлялась с одной из форм ее существования — с веществом Диалектический материализм исходит из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир есть движущаяся материя, ко­торая несотворима, вечна и неуничтожима. Всеобщими формами ее су­ществования являются движение, пространство и время.

    28 Философское понимание движения.

    Самым общим способом существования является движение (Д) как изменение вообще. Первое понимание Д было дано в античности. Аристотель говорил: «Движение – это изменение вообще». Это определение имеет место и сегодня. Под Д мы понимаем различные типы изменчивости, начиная от простого перемещения тел в пространстве и заканчивая мышлением. Материалисты указывают на неразрывную связь Д и материи. Они считают, что «движение есть способ существования материи» (Энгельс). Д объективно, как и сама материя. Идеалисты отрывают материю от Д. Они признают Д мыслей, идей (Гегель). Основные свойства движения: 1) Д всеобще, абсолютно; 2) Д неотделимо от своего носителя; 3) Д универсально; 4) Д противоречиво. Наряду с изменчивостью существует и устойчивость – покой, благодаря чему все вещи сохраняют свою определенность (форму). Если Д абсолютно, то покой относителен (временен). Д может существовать в 2х основных типах. Количественное изменение – когда сохраняется качество предмета (механическое движение). Качественное изменение – происходит структурная перестройка, образуются новые предметы (развитие). Д также существует как ряд основных форм (форма Д – способ существования качественно определенного вида бытия): механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное Д. Метафизики рассматривают источник Д в 2х формах: идея перводвигателя (Аристотель) и идея первотолчка (Ньютон). Диалектика видит источник любого Д в самих предметах – это внутренние противоречия и их разрешение.

    29 Пространство и время.

    Многообразие форм движения получает единство через такие все­общие формы, как пространство и время. Пространство - это протяженность и структурность материальных тел. К свойствам пространства относятся протяженность и трехмерность. Оно характеризуется симметрией, асимметрией, внешней формой и размером, местонахождением и т.д. Все эти свойства зависят от структуры и внешних связей объектов, характера взаимодействия с внешни­ми полями. Время - это длительность существования материальных тел и по­следовательность смены состояний. Время одномерно, асимметрично, необратимо и всегда направлено из прошлого к будущему. Специфиче­скими свойствами времени являются конкретные периоды существова­ния объектов, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость смены состояний, темпы развития и т.д.Развитие материи и появление новых форм ее движения сопровождается становлением качественно специфических форм пространства и времени. Три основных сферы мира - неживая природа, живая природа и общество - характеризуются специфическими пространственно-временными структурами.

    30 Общество и общественные отношения.

    В ходе своей деятельности люди вступают в общественные отно­шения — относительно устойчивые и самостоятельные связи между ин­дивидами и социальными группами. Все общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Их принципиальное от­личие в том, что материальные отношения складываются непосредст­венно в ходе практической деятельности людей, не проходя через обще­ственное сознание. Духовные отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, пра­вовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения.

    Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся сис­тему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жиз­ни людей:

    экономическую — сферу отношений людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления;

    социальную сферу, которая представляет собой взаимосвязи соци­альных групп, слоев и общностей;

    политическую — сферу взаимодействия отдельных людей и социаль­ных групп по вопросу государственной власти;

    духовную сферу, включающую в себя религиозные, нравственные, правовые и другие идеи, соответствующие им отношения и организа­ции.

    Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Например, демократические преобразования политиче­ской системы российского общества привели к формированию новых рыночных отношений в сфере экономики, что, в свою очередь, во мно­гом повлияло на социальную сферу общественной жизни.


    31 Общество и природа, их взаимосвязь.

    Важной проблемой социальной философии является проблема взаи­модействия общества и природы. В широком смысле слова природа - это все многообразие движу­щейся материи, ее свойств и состояний. Современная наука об обществе выделяет несколько направлений влияния природы на жизнь людей: природная среда влияет на разделение труда. Именно с учетом природных условий произошло разделение труда на скотоводство и земледелие; от природных условий зависит производительность труда. В разных погодно-климатических условиях производительность труда бывает разной; природная среда формирует особенности духовной культуры обще­ства. Это ярко проявляется в религии, искусстве, философии; природа оказывает влияние на социально-психологический облик народа и настрой общества, то есть на его менталитет. Например, огра­ниченная ресурсами природа формирует у людей чувство бережливости, в то время как щедрая природа прививает расточительность. И хотя по мере развития производительных сил зависимость обще­ства от природы уменьшалась, но ослабление ее в одном отношении порождало зависимость в другом. В XX веке значительно усилилось давление общества на природу, что привело к возникновению экологического кризиса, в результате ко­торого было нарушено динамическое равновесие между обществом и природой. По степени распространенности выделяют локальные, региональные и глобальные экологические кризисы. По происхождению они бывают природные, то есть обусловленные изменениями самой природной сре­ды, независимо от вмешательства человека (извержение вулканов, зем­летрясения, наводнения и т.д.), и антропогенные, которые возникли в результате человеческой деятельности. Современная экологическая ситуация носит глобальный характер и является порождением общества, которое превратилось в самостоя­тельную геологическую силу - фактор, способный привести к не мень­шим изменениям, чем стихийные бедствия. Сущность современной экологической ситуации выражается в следующем: происходит чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов, сырьевых и энергетических. Так, человечество в год сжигает примерно 3 млрд. тонн нефти. Ученые подсчитали, что при таких темпах ее хватит примерно на сорок лет; происходит очень быстрое загрязнение природной среды; идет чрезмерно быстрый рост населения, что, в свою очередь, еще больше усиливает нагрузку на природу. В 1985 году население земного шара составляло 4,8 млрд. человек, а в 2000 году на Земле родился 6-миллиардный житель. Таким образом, экологический кризис может стать общим кризисом цивилизации и привести к деформации всех сторон человеческой жизни— экономической, социальной, духовной. Сегодня ученые предлагают несколько путей выхода из экологиче­ского кризиса: Необходимо и дальше развивать и совершенствовать производительные силы и на их основе выходить на безотходное производство, создание новых искусственных материалов, рост производительности труда и т.п. Все это положительно повлияет на природу, социализирует ее. Во имя выживания следует отказаться от технических завоеваний, изобретений человечества и осуществить переход на «чистую» энергию- солнца, ветра, воды. Это, в свою очередь, должно привести к изменению образа жизни и уменьшить антропогенную нагрузку на природу примерно в 10 раз.3. Третья позиция ученых, выраженная в концепции академика Н. Моисеева, пытается объединить первую и вторую. Реальный путь —в длительной переходной программе изменения взаимодействия общества и природы на основе развития техники, улучшения экологического воспитания, переустройства общества, его потребностей и менталитета.

    32 Социальная структура общества.

    Социальная структура общества — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей. Она включает в себя как макрогруппы (на­ции, классы), так и микрогруппы (семья, трудовой коллектив, нефор­мальное объединение). Их роль в жизни общества неодинакова. Так, большие группы оказывают определяющее влияние на общественное развитие и в них наиболее ярко воплощены объективные законы обще­ственной жизни.

    Социальная структура общества носит исторический характер, то есть меняется в ходе развития самого общества. При этом главной тенденцией изменений является усложнение социальной структуры, ко­торое связано с экономической, политической и профессиональной дифференциацией (расслоением).

    Экономическая дифференциация выражена в различии уровня дохо­дов, уровня жизни, существовании богатых, бедных, средних слоев на­селения.

    Политическая дифференциация отражает деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.

    К профессиональной дифференциации относится выделение в обще­стве различных групп по роду деятельности, занятиям.

    Вышеназванные виды дифференциации обусловлены социальными причинами. Наряду с ними выделяют дифференциации, которые связа­ны с биологической природой человека и являются биосоциальными. Это этническая и демографическая дифференциации.

    Демографическая дифференциация связана с разделением людей по полу, возрасту, месту проживания и является предметом изучения науки демографии.

    33 Духовная культура общества.

    Культура - это все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты.

    Различают материальную и духовную культуру. Материальная куль­тура создается в процессе производства и включает в себя технику, про­изводственный опыт и все материальные ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека.

    Духовная культура это процесс духовного творчества и его ре­зультаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д.

    Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны и взаимо­действуют между собой. Ни один компонент материальной культуры не может быть создан без помощи духовных элементов - идей, теорий и т.д. С другой стороны, духовная культура может существовать и пере­даваться из поколения в поколение только в материальной форме (кар­тины, скульптуры, музыкальные произведения, книги).

    Духовная культура выполняет в обществе целый ряд функций:

    1. Образовательно-воспитательная функция. Индивид становится личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, норм, ценностей, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы, всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

    2. Интегрирующая функция культуры. Освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной стране, нации, религии, социальной группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, объединяет их, обеспечивает целостность сообщества.

    3. Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Культура определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Она регулирует его поведение в семье, на работе, в быту и т.д. Выход за пределы этих рамок приводит в действие санкции, которые установлены обществом и поддерживаются силой общественного мнения и различными формами институционального принуждения.

    Следовательно, духовная культура является средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, служит важ­нейшей характеристикой как отдельной личности, так и общества в це­лом.

    Духовная культура выступает в различных формах, которые отли­чаются:

    а) особенностями той части действительности, которую они отражают;

    б) способом отражения действительности;

    в) функциями, выполняемыми в обществе;

    г)особенностями своей эволюции.

    34 Религия в системе духовной культуры.

    Древнейшей формой духовной культуры является религия. Сущест­вует множество определений религии. Они зависят от мировоззрения тех, кто их формулирует. Современное обществознание определяет религию как совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность. Главным признаком религии является вера в сверхъестест­венное.Религия - это сложное образование, включающее в себя несколько элементов:а) религиозные представления - это представление людей о реальном существовании сверхъестественного, которые изложены в форме мифов, легенд, сказаний и т.д. Религиозное сознание имеет два уровня: обыденное и теоретическое. Обыденное формируется стихийно, в процессе самой жизни. Теоретический уровень сознания включает в себя специально разработанную систему идей и принципов (теологию); б) религиозные настроения - это совокупность чувств, переживаний, эмоций, связанных с верой в сверхъестественное. Например, любовь к Богу, благоговение перед ним, страх перед нечистыми силами и т.д.;в) религиозные действия (культ) — совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное с целью заручиться его поддержкой. Например, молитва, проповедь, таинство и т.д.;г) религиозные организации и институты, которые упорядочивают и регулируют религиозные отношения людей. Основные типы организаций — церковь, секта.Религия как форма духовной культуры выполняет в обществе ряд функций:1) мировоззренческую — религия дает людям систему взглядов,идеалов и убеждений, объясняет человеку мир и показывает его место в нем; 2) утешительно-компенсаторную - религия успокаивает, дает надежду, восполняет ограниченность знаний о природе, обществе и самом человеке; 3) регулирующую — с помощью норм, ценностей, традиций и обычаев религия регулирует отношения людей в обществе; 4) интегрирующую - религия способствует объединению людей,складыванию наций, укреплению государств. Так, в период феодальной раздробленности Руси принятие христианства сыграло объединяющую роль5) коммуникативную — религия может обеспечивать связь поколе­ний, верующих друг с другом, верующих с Богом.Религия не случайное явление в человеческой истории, она не вы­думка жрецов и тиранов. Религия возникла с необходимостью на опре­деленном этапе развития общества и изменялась в ходе его эволюции, приобретая различные формы.Самой простой классификацией форм религии является деление их на следующие группы:1. Родоплеменные древние верования: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм. Тотемизм — это вера в сверхъестественные связи, родство ме­жду группой людей и определенным видом животных или растений. Фетишизм — это вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов. Анимизм - вера в существование духов и душ. Магия - вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью символических действий, заговоров, заклинаний и т.п.2. Национально-государственные религии, которые составили основу религиозной жизни отдельных народов. Это иудаизм в Израиле, индуизм в Индии, синтоизм в Японии и т.д. Их характерные черты:а) все они возникли в период разложения родового строя и формирования классового общества и выразили интересы как имущих (санкционировали их правление), так и неимущих (давали надежду и утешение) слоев населения; 3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Их характерные черты:а) огромное число последователей (около 1,5 млрд. христиан, 0,8 млрд. мусульман, 0,3 млрд. буддистов);б) космополитизм, то есть межэтнический характер, выход за пределы наций и государств;в) эгалитаризм, то есть проповедь равенства всех людей, обращенность к различным социальным группам;г)
    35 Искусство в системе духовной культуры.

    Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

    Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира.

    Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть нечто иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство "вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в античности.

    Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий.

    Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой, особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления - все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой бывает убедительнее самой действительности.

    Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.

    Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

    Иными словами, искусство выполняет множество практически полезных функций, но главная из них - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворения и наслаждение

    Причем, не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного.

    36 Мораль в системе духовной культуры.

    Одной из форм общественного сознания является мораль, которая выполняет функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни. Мораль — это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения. Она возникает еще в древности для обеспечения сплоченности первобытного коллектива, которая дала людям возможность выжить и развиться дальше.

    В рабовладельческом обществе, с разделением труда на умственный и физический, появляется этика как учение о морали. Ее основателем был древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.).

    Мораль включает в себя три структурных уровня:

    1. Нравственная практика: нравы, поступки, типичные ситуации и моральные противоречия.

    2. Моральное сознание, которое включает в себя ценности и оценочные суждения, то есть «что такое хорошо и что такое плохо».

    2. Нравственное самосознание, предполагающее нравственный ана­лиз ситуации, самооценку, переживание единства с другими людьми, волевую готовность совершить выбор между добром и злом. Мораль выполняет в обществе следующие функции: 1. Регулирующая — главная функция морали. Она заключается в приведении поведения человека или социальной группы в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Главные инстру­менты регулирования — это принципы, нормы, правила, традиции, обы­чаи, заповеди, привычки.

    1. Аксиологическая функция морали заключается в оценке с точки «нравственно - безнравственно» поступков, отношений, мотивов, взглядов.

    2. Ориентирующая функция состоит в выработке системы ценностей, помогающей сформировать нравственные оценки и линию поведения.

    3. Воспитательная функция морали заключается в том, что с помощью норм, обычаев, традиций и т.д. она формирует у людей общепризнанные образцы поведения.

    4. Коммуникативная функция морали обеспечивает взаимопонимание, общение людей на основе общих нравственных ценностей.



    37 Наука в системе духовной культуры.

    Одной из форм духовной культуры является наука, главная задача которой состоит в выработке объективных знаний о мире. Наука это система знаний о мире и его законах. Родиной науки является Древняя Греция.

    Значительное влияние на жизнь общества наука стала оказывать в эпоху Возрождения. Благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея, И. Келлера была признана возможность математического описания ре­зультатов экспериментов и обнаружены закономерности природы.

    В Новое время, в XVII—XVIII веках, в эпоху становления капитали­стического способа производства, наука начинает развиваться относи­тельно самостоятельно: создаются научные общества и академии, изда­ются научные журналы.

    В XIX—XX веках возникают научные лаборатории, институты, исследовательские центры. А с началом научно-технической революции в середине XX века наука стала превращаться в непосредственную производительную силу обще­ства, оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни.

    Главные социальные функции науки:

    1. Познавательная. С помощью науки человек познает природу и общество, выявляет законы их развития.

    2. Мировоззренческая. Наука помогает человеку сформировать систему взглядов на окружающий мир и его место в нем.

    3. Прогностическая. Наука позволяет людям не только изменять мир в соответствии со своими потребностями и интересами, но и прогнозировать последствия этих изменений, видеть тенденции развития природных и общественных явлений.

    Наука разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительно­сти они изучают. По предмету и методу познания можно выделить нау­ки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гумани­тарные науки).

    В состав естественных наук входят механика, химия, физика, биоло­гия и другие.

    К гуманитарным наукам относятся философия, социология, эконо­мическая теория, политология и другие. В них фиксируются особенно­сти общественных отношений.

    38 Формационный подход к периодизации истории.

    В настоящее время большинство исследователей пришли к выводу о необходимости единства формационного и цивилизационного подхо­дов к анализу истории общества, так как существует необходимость вы­деления в ней уровней общего, особенного и единичного.

    Сторонники этой позиции считают, что в понятиях «формация» и «цивилизация» рассматривается одна и та же реальность под разными углами зрения. Формационный подход направлен на выявление общего, а цивилизационный помогает зафиксировать особенное, уникальное в жизни стран и народов.

    Кроме того, формационное и цивилизационное начала имеют разное соотношение в различных обществах, на разных ступенях его развития. Например, Восток, по мнению многих исследователей, выступает, по преимуществу, как система цивилизаций, а Запад - как набор общест­венно-экономических формаций.

    Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: дошдустриалъную, индустриальную и постинду­стриальную

    Таким образом, формационный подход предполагает признание следующих положений:

    1. История общества есть закономерный процесс, который носит всемирно-исторический характер.

    1. Решающая роль в жизни общества принадлежит материальному
      производству и экономическим факторам.

    2. Для гармоничного развития общества необходимо соответствие
      производственных отношений характеру и уровню развития производи­
      тельных сил.

    3. Переход от одной формации к другой является неизбежным
      и происходит в результате социальной революции.


    39 Цивилизационный подход к периодизации истории.

    Именно поэтому сегодня все более утверждается цивилизационный подход к анализу исторического процесса.Термин «цивилизация» в переводе с латинского означает «граждан­ский» и до сих пор не имеет единого толкования, а употребляется в сле­дующих значениях:Цивилизация как ступень в развитии человечества, которая следует за дикостью и варварством. Эту точку зрения разделяли Л. Морган,Ф. Энгельс. Сегодня ее придерживается О. Тоффлер.Цивилизация - это уровень развития региона или отдельного этноса. Например, античная цивилизация.Цивилизация - стадия упадка и деградации в развитии локальных культур, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-
    механическое господство (О. Шпенглер «Закат Европы»).Цивилизация понимается как синоним культуры (А. Тойнби «Исследование истории»).В настоящее время доминирующим становится представление о ци­вилизации как о локальной социокультурной системе. Цивилизация - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.Цивилизационный подход основывается на следующих положениях: цивилизация всегда указывает на определенную степень зрелости общества (в противоположность дикости и варварству); цивилизация не связана с жестким выделением способа производст­ва, а основана на более широком круге элементов общественной жизни, включая культуру, религию и т.д.;главными элементами при выделении цивилизации являются духов­ные, культурологические;в понятии «цивилизация» фиксируется более конкретная обществен­ная жизнь, ее особенности и взаимосвязи.На формирование и развитие цивилизации оказывают влияние мно­гие факторы: природная среда (климат, плодородие почв, богатство ре­сурсов); технико-технологический базис (в связи с чем ученые говорят о трех волнах цивилизации: земледельческой, индустриальной, постин­дустриальной); этнические черты народов, исторические особенности их развития.Вместе с тем, цивилизационный подход также не является универ­сальным. К его недостаткам можно отнести следующие:делает невозможным взгляд на историю как на единый процесс раз­вития всего человечества;отрицая единство человеческой истории, создает возможность изо­ляции народов и обществ;затрудняет выявление закономерностей в историческом процессе. В настоящее время большинство исследователей пришли к выводу о необходимости единства формационного и цивилизационного подхо­дов к анализу истории общества, так как существует необходимость вы­деления в ней уровней общего, особенного и единичного.Сторонники этой позиции считают, что в понятиях «формация» и «цивилизация» рассматривается одна и та же реальность под разными углами зрения. Формационный подход направлен на выявление общего, а цивилизационный помогает зафиксировать особенное, уникальное в жизни стран и народов.Кроме того, формационное и цивилизационное начала имеют разное соотношение в различных обществах, на разных ступенях его развития. Например, Восток, по мнению многих исследователей, выступает, по преимуществу, как система цивилизаций, а Запад - как набор общест­венно-экономических формаций.Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: дошдустриалъную, индустриальную и постинду­стриальную.

    40 Общественный прогресс и его критерии

    Изменения, движение в обществе принято обозна­чать понятием общественного процесса. Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются многие поколения людей. В историческом процессе происходит взаимодействие объекта и субъекта, воплощается взаимосвязь поколений, связь прошло­го, настоящего и будущего.Объект общественного процесса - вся историческая действитель­ность, а субъект — его участники (классы, социальные группы, организа­ции людей, индивиды, выдающиеся личности).На вопрос о том, кто является самым значимым субъектом истории, у исследователей нет единой точки зрения.Например, русский философ XIX века Л. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, а К. Маркс решающую роль отводил народным массам, потому что именно они создают мате­риальные и духовные блага, необходимые для человеческого существо­вания.По мнению Н. Бердяева, необходимо различать понятия «народ» и «масса»: масса не осознает себя, руководствуясь инстинктами и эмо­циями.

    1   2   3


    написать администратору сайта