Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия выполняет в обществе ряд функций

  • Шпоры по философии МарГУ. 1 Предмет философии и ее функции в обществе


    Скачать 294.5 Kb.
    Название1 Предмет философии и ее функции в обществе
    АнкорШпоры по философии МарГУ.doc
    Дата03.05.2017
    Размер294.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по философии МарГУ.doc
    ТипДокументы
    #6750
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 3
      1   2   3

    1 Предмет философии и ее функции в обществе.

    Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» iphileo— любовь, sophiaмудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (VI—V вв. до н.э.), который считал, что жизнь подоб­на игрищам: одни приходят на них состязаться, иные — торговать, а са­мые счастливые — на все это посмотреть. Для одних целью является сла­ва, для других - нажива, а для третьих - истина. Следовательно, смысл философии, по мнению Пифагора, в поиске истины.Представление о сущности философии в ходе истории менялось. Так, у Аристотеля философия — это знание общего. В средние века Се­нека определял философию как учение о нравственности и правильном понимании людьми своего места в мире. Кант считал, что философия является учением об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума. А у Гегеля философия - это особый способ мышления в понятиях. Русский философ В. Соловьев отмечал, что фи­лософия — это не только знание, но и нравственное совершенствование.В философии люди ищут ответы на главные вопросы своей жизни. Их наиболее четко сформулировал немецкий философ И. Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?

    Философы всегда стремились выработать максимально обобщенное знание о мире и человеке. Поэтому философию можно определить как систему знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру.Своеобразие философии в следующем:1)Она обладает всеобщностью и абстрактностью.2)Имеет особую рефлексивность. Она рефлексирует саму духовную (в том числе познавательную) деятельность.3)Содержит в себе мощный ценностный компонент, обладает значительным аксиологическим аспектом, призванным утверждать гуманистические идеалы.Важной чертой философского размышления является сомнение, что придает ей духовно-практическую направленность.

    Философия выполняет в обществе ряд функций: Мировоззренческая. Философия дает человеку систему общих теоретических взглядов на мир в целом и место человека в нем. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие методы исследования, познания, которыми пользуются не только философия, но и наука. Прогностическая функция философии в том, что она формирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, человека, его сознания и общества. Критическая функция предполагает поиск истины посредством конструктивной критики заблуждений и ошибок предшественников. Аксиологическая функция философии состоит в исследовании природы ценностей, а также в оценке явлений, событий с точки зрения добра, справедливости, красоты и т.д.

    2 Истоки философии, их характеристика.

    Философия возникла примерно 2,5 тысячи лет назад, ее появлению способствовали материальные и духовные предпосылки.К материальным предпосылкам относится переход человечества от бронзы к железу, что обусловило скачок в развитии производительных сил, активизировало деятельность человека и, как следствие, вызвало потребность логически понять мир. Именно на этом основании Гегель называл философию эпохой, схваченной в мысли. Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность.Мифология (от греческого mifosпредание, logos - слово) — это ис­торически первый способ объяснения сущности мира и человека.Мифы существовали у всех народов. В них люди пытались найти ответы на вопросы о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исто­рические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции:1)формировали коллективное представление о том или ином явлении;2)осуществляли связь поколений, передаваясь устно или письменно;3)закрепляли в обществе определенную систему ценностей и норм поведения;4)устанавливали единство человека с окружающей природой.Но по мере развития общества мифологическое мировоззрение пе­рестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии.Главные отличия философии от мифологии:а) мифы все объясняли с помощью божества, а философия обращается к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом;б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства;в) миф - это эмоционально-психологическое, художественное объяснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с помощью понятий.Второй духовной предпосылкой философии стала преднаука, кото­рая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам.Частью философского размышления быстро стали и астрономиче­ские знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космо­се, об устройстве Вселенной.Третьей духовной предпосылкой философии стала обыденная нрав­ственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика — наука о нравственности.В философии сложилось множество школ и течений, которые раз­делились на два больших направления в зависимости от решения вопро­са о том, что первично — материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, созна­ния, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеа­листы первичным признают независимое от человека начало - дух, во­лю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания чело­века реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем.При решении вопроса о познаваемости мира философы разделились на три направления:познавательный оптимизм, сторонники которого считают, что мир познаваем;скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира;агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично воз­можность познания мира.

    3 Структура философского знания.

    1. онтологию — учение о бытии.

    2. гносеологию - учение о познании.

    3. антропологию — учение о человеке.

    4. логику - учение о формах правильного доказательного мышления.

    5. этику - науку о нравственности.

    6. эстетику - науку о прекрасном.

    7. социальную философию - учение об обществе.

    8. аксиология – учение о ценностях

    9. философия религии

    10. философия науки

    11. философия техники


    4 Диалектика и ее исторические формы.

    Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития при­роды, общества и мышления. В развитии диалектики можно выделить несколько этапов: Наивно-созерцательная диалектика древних греков (см. разд. Античная философия).Идеалистическая диалектика Г. Гегеля (см. разд. Немецкая классическая философия).Материалистическая диалектика К. Маркса (см. разд. Марксистская философия).Предметом диалектики являются всеобщие законы, которые рас­крывают существенные черты любого развивающегося явления. Они охватывают все стороны действительности - природу, общество, мышление. Поэтому они имеют всеобщее познавательное и методо­логическое значение. Закон - это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливаю­щая их упорядоченное изменение. Первый закон диалектики указывает на источник развития. Борь­ба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на определенном этапе исчезновением старого и появлением нового. Противоположность — это предельная степень различия свойств, тенденций явлений или предметов. Одна противоположность не суще­ствует без другой (например, притяжение и отталкивание в механике). Это взаимодействие противоположностей есть их единство. Вместе с тем, противоположности стремятся поглотить друг друга, и в этом процессе происходит их постоянное изменение, направленное на сохранение противоположности. Такое взаимодействие есть проти­воречие, которое, в свою очередь, также постоянно изменяется: разви­вается, развертывается и, наконец, разрешается появлением нового. Второй закон диалектики - закон перехода количества в качество и наоборот. Он указывает на то, как происходит развитие и возникает но­вое. Качество - это категория, характеризующая устойчивую совокуп­ность свойств предмета. Количество - категория, отражающая различия предметов или их сторон, выраженные величиной и числом. Количественные изменения постепенно ведут к «взрыву» старого качества. Переход от одного качества к другому происходит в виде скачка, который есть «перерыв постепенности». Единство количества и качества в определенных границах называется мерой. Таким образом, развитие осуществляется путем накопления количе­ственных изменений в предмете, что приводит к нарушению его меры и скачкообразному превращению в новое качество. Следовательно, раз­витие — это процесс, включающий как медленные, эволюционные изме­нения, так и быстрые, революционные. Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания показыва­ет, в каком отношении находятся старое и новое. Диалектическое отри­цание предполагает: а) появление нового есть результат саморазвития старого; б) борьбу противоположностей - старого и нового, в результате которой только подлинно старое, как отмечал Гегель, снимается новым; в) сохранение в новом из старого всего, что способствует дальнейшему развитию. Сохранение старого в новом называется преемственностью. Но победившее новое уже содержит в себе собственное отрицание. Таким образом, линия развития сочетает в себе движение по кругу и движение по прямой, т.е. представляет собой спираль. Категории диалектики Категории - выраженные в понятиях наиболее общие, сущест­венные свойства и законы природы, общества, мышления и отноше­ния человека к миру. Для диалектики характерно формирование парных категорий, кото­рые отражают полярные стороны целостных явлений и процессов. Та­кими категориями являются случайность — необходимость, возмож­ность - действительность, форма - содержание, единичное — общее, сущность — явление, причина — следствие.


    5 Милетская философская школа.

    Первыми философами Греции принято считать представителей Ми­летской школы. Ее основателем был Фалес (около 625—545 гг. до н.э.), который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода - разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, маг­нит имеет душу, потому что притягивает железо.

    Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.), который основой всего считал апейрон — неопределенное некачественное мате­риальное начало. Из апейронов состоят различные виды материального: твердое и жидкое, сухое и влажное. Но ни одно из них не может быть отделено друг от друга, так как одно рождается из другого. В этом ут­верждении содержится зародыш диалектики.

    Анаксимандр высказал догадку о происхождении жизни, которая возникла на границе моря и суши из ила под воздействием солнца. А человек зародился внутри огромной рыбы и, только став взрослым, вышел на землю.

    Ученик Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагрева­ясь - в огонь.

    Близко к Милетской школе стоит Гераклит из Эфеса. Основой всего существующего у него является огонь. Определяющей в мировоззрении Гераклита является идея развития, всеобщей текучести вещей, изменяе­мости явлений. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды ... по причине неудержимости и быстроты изменения». Гераклит делает глубокий вы­вод о том, что вечное течение и становление вещей есть гармония про­тивоположностей: холодное нагревается, горячее остывает, молодое стареет и т.д. Смысл одной противоположности можно понять только через другую, так как «болезнь делает здоровье сладостным, голод со­общает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых».

    6 Философия Демокрита.

    Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. Используя свои математические знания, он применил предел деления к миру и пришел к выводу, что его первоначалом является атом (в переводе с греческого «неделимый»).

    Атомы имеют бесконечное число форм и обладают важным свойст­вом — движением. Сталкиваясь, они образуют различные вещи.

    Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи временны и распадаются. Душа человека тоже есть сочетание атомов. А сам он является «микрокосмом», в котором есть огонь и теп­ло. Он познает окружающий мир посредством чувств и разума.

    Идеи Демокрита свидетельствовали об оформлении философии как теоретического способа осмысления сущности мира и человека.

    7 Философия Платона.

    Основоположником объективного идеализма в античной философии был Платон (428 347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию. Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его учениками. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Госу­дарство», «Законы».У Платона подлинным миром является мир идей, который сущест­вует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и изменчив. В учении о познании Платон выделяет две ступени: чувственное познание, которое несовершенно и дает нам знание
    только о мире вещей; разумное, которое истинно, надежно и представляет собой воспоминание души о тех идеях, с которыми она встречалась пока не со­
    единилась с телом. Человек, по Платону, высшее из животных. Он создан Богом и в нем два начала - бессмертная душа и смертное тело. Важное место в философии Платона занимает учение об идеальном государстве. Государство существует в силу необходимости, так как люди нуждаются в управлении, защите, материальных благах. Как и все в мире вещей, государство дряхлеет и вырождается. Но с помощью воли и разума можно создать вечное, неизменное государство. Это государство, где люди разделены на три социальных слоя: мудрецы-правители, у ко­торых развита разумная часть души; стражи со страстной, яростной ду­шой; работники — земледельцы и ремесленники, у них преобладает низ­менная, вожделеющая часть души. Экономической основой платонов­ского идеального государства является общая собственность, а лучшей формой государственного правления — аристократия, где правят мудрые и наиболее способные к этому виду деятельности. Избегать следует ти­рании, олигархии и демократии.

    8 Философия Аристотеля.

    Учеником Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оста­вил огромное наследие — более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Простейшая определен­ность первоматерии - земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под воздействием формы как активной причины. Поэтому реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог - «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений. Аристотель выделил несколько форм движения: возникновение, разрушение, изменение в качестве (превращение), изменение в количе­стве (уменьшение, увеличение), перемещение. Каждая вещь имеет свое «природное место», то есть пространство как границы «вместилища тела». Время также связано с движением, оно есть «исчисление движе­ния на начале и потом», течет непрерывно, и поэтому мы его не замечаем. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первой сту­пенью познания является чувственное, с его помощью человек познает единичное. Разум познает общее с помощью представлений. Познание у Аристотеля есть процесс перехода от простых форм к сложным, от низших к высшим: ощущения, представления, опыт, искусство, наука. Наука — высшая форма познания, так как это знание об общем. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о че­ловеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть об­щественное животное, жить в государстве для него естественно. Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.

    Общество свободных граждан состоит из трех слоев - богатых, среднего слоя и бедных. Необходимым условием стабильности и про­цветания государства является широкий средний слой, а экономической основой государства - частная собственность, которая способствует заинтересованности в добротном труде. Главными задачами государства философ считает предотвращение чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и удержание рабов в повиновении.

    Аристотель выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политик») и три неправильные (тиранию, олигархию и демократию).

    Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегрече­ской философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгля­ды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».

    9 Средневековая философия.

    Средневековая философия существовала в историческом периоде с 6-16 века в Европе. Этот период характеризуется установлением и развитием феодальных отношений, натуральным хозяйством. Рутинное состояние техники. Это была своебразная культура, ориентированная на религию, Бога. Религия стала основной формой общественного сознания. Под ее влияние попал и философия.

    Средневековая философия прошла 3 основных этапа в развитии:

    1) 3-6 вв. - патристика (учение отцов церкви до проблем мира и человека).

    2) 7-10 вв. - развиваются отдельные философские идеи.

    3) 11-15 вв. - схоластика - реалисты-номиналисты.

    Основные черты философии:

    1)Теоцентризм - т.е. философия основана целиком на религии. Бог - источник всякого бытия.

    2)Креационизм - это учение о сотворении мира Богом из ничего, по своей свободной воле.

    3)провидизм - как реализация божественного плана - спасение человечества (путь в царство Божее).

    4)традиционализм - опора на духовные авторитеты, нетерпимость.

    5)Своеобразное понимание человека как Божьей твари, имеющей тело и душу.

    6) Особое внимание проблемам логики - гносеологии.

    Один из известных представителей реализма - Фома Аквинский. Понимание мира исходит из религиозной картины мира, т.е. Бог - центр вселенной. Он создал мир и самого человека. Назначение человека - постигать природный порядок вещей, завершением которого является высшее благо - Бог.

    Человек обладает свободой, разумом, волей и выбирает между добром и злом.

    Корень зла не в подчинении Богу. Фома Аквинский стремится примирить веру и разум. В своих учениях он опирается на Аристотеля "Учение о материи и форме".

    Задачей философии он считал обоснование догматов религии и приводит 5 видов доказательства бытия Бога:

    1)исходя из причинности, все имеет свои причины. Высшая причина - Бог;

    2)от движения. Все двигается. Перводвигатель - Бог.

    3)от возможности. Все имеет свои возможности.

    4)от совершенства.

    5)путь финализма, как движение к царству, или Бога на земле развивает учение о двойственности истины. Есть истина разума и истина веры.

    10 Философия эпохи Возрождения.

    Эпоха Возрождения определяется как историческое время идейного и культурного развития Европейских стран накануне буржуазных революций (конец 14 - 17 в.в.) Термин ренессанс (возрождение) означает возвращение к идеалам наук. Культуру критиковали феодальные порядки, церковь, дворянство с их привилегиями. Философия возрождения развивалась на основе достижений современного естествознания: математики, механики.

    Для нее характерен антропоцентризм. В истории философии Возрождения выделяют 3 периода: 1) гуманистический или антропоцентрический (серед. 14 - серед. 15 вв); 2) неоплатонический связан с постановкой широких антологических проблем; 3) натурфилософский (2 пол. 17 в).

    Гуманизм представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на сводобу, счастье.

    У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит Данте Алигьери (1265-1327). В его произведениях есть философские трактаты: мир и монархия были заложены в основу гуманитарного учения о человеке. Центральная проблема гуманистической антропологии - возрождение человека и природы (человека к природе?).

    Монтень - автор огромного, хоть и не системного учения о мире и человеке. Монтень (1533-1592) получил идеальное гуманистическое образование, прекрасно говорил на латыни. Он не был политическим деятелем своего времени, но в сложных условиях войны всегда был на стороне Франции, выступая за национальное единство страны. Книгу своей жизни писал 10 лет и до конца своей жизни вносил изменения. Это же свободный трактат, а а свободное размышление о мире, о человеке. Монтень считал, что философия должна быть радостная. Личность автора в центре книги. Он занимался философией самопознания.

    11 Философия Нового времени.

    На смену средневековью приходит период истории, который обычно называют новым временем. Из относительных черт этого периода важны 2: падение авторитета науки. Новая эпоха осознала себя как возрождение статической культуры -> период ренессанса или возрождения. Отличительная черта эпохи возрождения - ориентация на искусство. Философию мышления этого периода можно назвать антропоцентризмом. Природа же трактуется пантеистически. Существенное преимущество философии нового времени по сравнению со средневековой философией - наука, ставшая техникой, утверждает новое мировоззрение. Техника принесла с собой ощущение всемогущества. Философские системы построенные на технике были бездушными. Развитие науки нового времени привело к переориентации философии. Если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия возрождения ориентировалась на искусство и гуманистическое знание, то философия нового времени опиралась на науку. И в философии на первый план выходили проблемы гносеологии. Философия возрождения была посвящена критике средневековой схоластики. В ней уже в новой форма был продолжен спор между двумя направлениями: номинализмом (опирается на чувственный опыт) и рационализмом (опирается на разум). В философии нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. В сущности и 1-й и 2-й были одушевлены задачей борьбы с традицией, олицетворявшей собой мир жизни и культуры европейского средневековья. Рациональная традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в мире: Спинозу, Лейбница. Наиболее уязвимые стороны рациональных воззрений заключались в трактовке отношений души и тела. К числу представителей эмпиризма относились: Гоббc, Локк, Юм, Бэкон. Философия Юма оказалась конечным пунктом в развитии эмпиризма.

    12 Философия И. Канта.

    Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов».В творчестве И. Канта выделяют два периода:1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естествен­ном происхождении Вселенной в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания. Поэтому мир существует объективно и представляет собой систему, которая находится в постоянном движении, и это движение осуществляется по определенным законам. 2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный, то есть доопытный характер. Мир существует объективно, он воздействует на органы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания. Но эмпирическое знание единично, а потому случайно. Априорное знание всеобще и необходимо. При этом доопытны только формы зна­ния, содержание целиком поступает из опыта. К априорным формам знания И. Кант относит пространство и вре­мя. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше знание всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе».Однако это не исключает прогресса знания, который носит, по мне­нию философа, сложный и противоречивый характер. И. Кант формирует новое представление на соотношение чувствен­ного и рационального познания, выступая против крайностей эмпиризма и рационализма: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созер­цания пусты, созерцания без понятий слепы». Поэтому научное знание есть синтез эмпирического и теоретического познания. Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, кото­рого он определяет как «самый главный предмет в мире».Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Человеку следует рассматривать себя не как весь мир, а как часть мира. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума — категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен быть свободен и рассматривать другого не как средство, а только как цель.

    13 Философия Ф. Гегеля.

    Гегель Г. (1770—1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля яв­ляется абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искус­ства, религии, философии. Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит зако­номерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: за­кон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания. Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: раз­витие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного ду­ха. Отсюда ограниченность его диалектики: а) в развитии есть начало и есть завершение; б) природа сама по себе не активна, развивается лишь постольку, поскольку в ней присутствует абсолютный дух; в) общество также ограничено в развитии установлением конституционной монархии. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления. Но, несмотря на свою ограниченность, идеалистическая диалектика Г. Гегеля является рациональным зерном его философии. Ценно и гегелевское понимание метода науки. Он выступил против метафизического представления о методе как совокупности искусствен­ных принципов. Метод не является делом нашего произвола, а отражает реальные связи, движение, развитие явлений объективного мира. Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Гегель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исторический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется. Философ пытается также объяснить механизм сознания, выдвинув идею о том, что сознание появляется в процессе трудовой деятельности. Преобразование мира приводит к изменению самого человека, разумное из действительности переходит в человеческий дух, а затем идея снова опредмечивается. Г. Гегель впервые сформулировал понятие гражданского общества, которое определил как «систему всеобщей зависимости», где материальное благо и правовое положение одного человека тесно переплетены с благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены.

    14 Философия Л. Фейербаха.

    Фейербах Л. (1804—1872 гг.). Его главные философские произведения - «Сущность религии» и «Сущность христианства». С позиции метафизического материализма Л. Фейербах дал критику гегелевского идеализма. Природа у Г. Гегеля, отмечал философ, сама по себе - ничто, она только осуществленная мысль. Однако эта критика имела ограниченный характер — сводилась лишь к отрицанию идеализма. Л. Фейербах не увидел рациональной идеи Г. Гегеля - о самодвижении и поступательном развитии мира. Будучи материалистом, Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана, она есть причина самой себя. А человек — продукт и часть природы. Она создала не «только мастерскую его желудка, но и храм его мысли». Однако, будучи метафизиком, он определял материю «как пустую абстракцию», полагая, что человек воспринимает не материю, а лишь определенные конкретные вещи. Он не дошел до понимания материи как объективной реальности. В своей теории познания решающее место Л. Фейербах отводил ощущениям, источником которых является объективный мир. На базе ощущений формируется мышление. Посредством чувств, отмечает философ, мы читаем книгу природы, посредством разума понимаем. Однако метафизика и в познании привела Фейербаха к ошибкам. Он не понял роли общественно-исторической практики как критерия истины. Критерий истины у него заключается в согласии всех людей с тем или иным суждением. Только такое суждение есть истина. Основным в философии Л. Фейербаха является антропологизм. Отличительными признаками человеческого в человеке он называет разум, волю и сердце. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но Л. Фейербах понимает человека как существо природное, натуралистическое, абстрактное. Он не видит влияния на человека конкретно-исторических условий его жизни. В понимании общества философ полностью переходит на позицию идеализма. Из всего многообразия общественных отношений главными он считает отношения любви людей друг к другу. Но люди разрушили эти отношения, обратив свою любовь к Богу. Преодолеть противоречия в обществе можно лишь восстановив прежние связи, т.е. заменив хри­стианство новой религией — религией любви к ближнему. Непоследовательность философских учений Г. Гегеля и Ф. Фейербаха попытались преодолеть немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.


    15 Марксистская философия.

    Марксистская философия возникла в 40-е годы XIX века в Герма­нии. Ее источником послужила немецкая классическая философия и, в первую очередь, философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Творчески переработав их идеи, К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую философскую систему - диалектический материализм. Диалектический материализм исходит из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир есть движущаяся материя, ко­торая несотворима, вечна и неуничтожима. Всеобщими формами ее су­ществования являются движение, пространство и время. На основе крупных открытий в естествознании XIX века Ф. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, охарактеризовал основные формы движения материи и показал их взаимосвязь. Высоко оценив гегелевскую диалектику, К. Маркс и Ф. Энгельс вы­делили, кроме субъективной диалектики, объективную, которая господ­ствует в природе и обществе. А субъективная диалектика есть лишь отображение процессов развития в мире.К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии разработали диалектико-материалистическую теорию познания, выступив с крити­кой агностицизма и скептицизма.

    Согласно их позиции, диалектика познания отражает диалектику объективного мира. Но познание - это не механическое, не зеркальное отражение действительности. В нем присутствуют особые диалектиче­ские закономерности и специфические формы. Познание истины есть процесс диалектически противоречивый. Это противоречие между ис­тиной и заблуждением; относительной и абсолютной истиной. Истина -это непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой, также относительной, но уже содержащей более высокую часть истины абсолютной. Был по-новому решен и вопрос о главном критерии истины. Это общественно-историческая практика, то есть ма­териальная деятельность людей по преобразованию окружающего мира.

    К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали материалистическое пони­мание общества. Из всего многообразия общественных отношений главными и определяющими они признали материальные, производст­венные отношения, которые складываются не проходя через сознание, так как прежде чем заниматься религией, искусством, наукой, полити­кой люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это невозможно без трудовой деятельности. Движущая сила развития общества — это трудящиеся, которые создают необходимые материальные блага. Общественное бытие определяет общественное сознание. Повседневная реальная жизнь людей находит отражение в религиозных идеях, нравст­венных и политических нормах, в произведениях искусства и т.д.

    В марксистской философии было сформулировано и диалектико-материалистическое понимание человека. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Главным признаком человека является целенаправленная деятельность, умение создавать орудия труда. Чело­век существо активное, творчески преобразующее окружающий мир и самого себя. Но сущность каждого человека выявляется только в его отношении к обществу, к окружающим его людям.

    Таким образом, марксистская философия стала важным этапом в осмыслении бытия и познания, выработала принципиально новые под­ходы к пониманию общества, человека и их взаимодействия.

    16 Этапы становления и характерные черты русской философии.

    Русская философская мысль тесно связана с историей русской куль­туры. В ее эволюции можно выделить несколько этапов.Первый этап — древний. Религозно-философские представления этого периода нашли отражение в былинах, исторических песнях, ска­заниях. Одним из первых источников исследователи считают «Велесову книгу» (IX в. н.э.), в которой изложены представления о трех субстан­циях: Явь — видимый мир, Навь - потусторонний мир и Правь - истина Второй этап соответствует эпохе русского средневековья (XI-XY1 вв.). В это время происходит выработка новых христианских представ­лений о мире и человеке, что было связано с принятием в 988 году на Руси христианства. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (XI в.) , где создает религиозно-историческую конституцию.ю согласно которой Русь часть Европы и ведем войну Христианства против язычества. В XII веке Владимир Мономах пишет свои «Поучения», которое становится нравственным кодексом поведения христианина. В начале XVI века монах Филофей в послании Ивану III где сформулировал идею, что «Москва — третий Рим». Т.о во второй период философия утверждается христианское миропонимание.Третий этап эволюции русской философии хронологически охва­тывает XVII — первую четверть XIX века и начинается с реформ Петра I, который ставил целью европеизировать Россию. Идеал «православной святой Руси» уступает место сильному свет­скому государству, а проведенные реформы церкви и образования дают возможность развиваться философии относительно самостоятельно. В это время развитие получают преимущественно два направления - материализм в форме деизма и религиозный идеализм. «Архитектором» мира является Бог. Природа это многообразие движения. Наука и религия не противоречат друг друга. Четвертый этап развития русской философии хронологически ох­ватывает II четверть XIX—начало XX века. В 30-40 годы XIX века формируются два направления: западники и славянофилы Россия – особая страна, у нее свой путь развития. Особенные черты: отсутствие острой классовой борьбы; для России характерен общинный образ жизни; православие, истинное христианство..Пятый этап в истории русской философской мысли начинается в 20-е годы XX века и характеризуется господством материалистической философии марксизма. Ее последователями и продолжателями в России стали Г. Плеханов и В. Ленин. другие.Характерные черты русской философии:

    1. Антропоцентризм. В центре внимания русской философии всегда стоял человек, его судьба, смысл его жизни, так как только через духовное восхождение человека возможно улучшение мира.

    2. Интерес к социальной проблематике, анализ прошлого, критика настоящего, глубокие размышления о будущем России и человечества в целом.

    3. Тесная связь русской философии с действительностью, неразрывность теории и практики. Поэтому важными вопросами всегда были такие как: «Кто виноват?» и «Что делать?».

    4. Космизм, в основе которого лежит идея мирового единства человека, человечества и космоса, идея значимости ценностей для науки, искусства, повседневной практики и жизни вообще.

    5. Основная форма философских размышлений русских мыслителей- публицистика (А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский и др.) и художественное произведение (Л. Толстой, Н. Чернышевский, Ф. Достоевский и др.).

    6. Отсутствие жесткой философской системы, четкого деления на
      онтологию, гносеологию, антропологию и т.д. Все элементы системы
      подчинены решению главной проблемы — проблемы человека.


    17 Русская религиозная философия XIX века—начала XX века.

    Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно

    уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках

    этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой

    истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода

    явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской

    империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с

    большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно,

    принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом

    отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия

    ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная

    революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была

    воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

    Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной

    связи с прежними религиозно- идеалистическими течениями в России, в

    интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но

    также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической

    традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого

    классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и

    феноменологии. После революции 1905—1907 гг. получило распространение

    понятие “богоискательство” , широко использовавшееся публицистикой для

    обозначения писаний религиозных философов в России того времени. “Новое

    религиозное сознание” лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и

    кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с

    какими-либо университетско-академическими потребностями и кругами, не как

    философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного

    состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни

    одновременно. Разными путями приходили к “духовному ренессансу” его

    многочисленные и непохожие друг на друга представители. “Новое религиозное

    сознание” объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от

    неославянофильства и консерватизма (В. Розанов) , во-вторых, от

    декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н.

    Минский, Д. Философов) , в-третьих, от “легального марксизма” ,

    неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н.

    Бердяев, С. Франк)


    18 Прагматизм.

    Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) возник в США в 70-е годы XIX века. Основателем его был Ч. Пирс (1839—1914 гг.), который выдвинул следующие идеи:

    Новое философское мышление должно исходить из того, что всякое действие есть основная форма жизни человека и имеет не рефлектор­ный, а сознательный характер. Поэтому главным объектом должны стать механизмы сознания, которые обеспечивают действия. Задача познания — это не достижение объективного истинного зна­ния, а преодоление сомнения, которое затрудняет действия человека и переход к «устойчивому верованию».Истина представляет собой общезначимое принудительное верова­ние, к которому пришли бы исследователи, если бы процесс исследова­ния продолжался бесконечно.

    19 Экзистенциализм.

    Экзистенциализм (от лат. слова existentia - существование) - одно из популярных направлений в философии XX столетия. Его представителями в России были Н. Бердяев и Л. Шестов, в Германии - К. Ясперс иМ.Хайдеггер,ъоФртцш-Ж-П. Сартр и А. Камю.Основным вопросом философии для экзистенциалистов является вопрос о том, что есть человек, и вслед за Ф. Достоевским они отвечают на него: «Человек есть тайна».Изучение человека с позиций науки, считали они, бесполезно и бес­смысленно, так как наука не только беспомощна, но и вредна. Истина — зло, которое делает человеческое существование еще более тяжелым. А мифы и иллюзии помогают человеку жить. Только оставаясь свободным, человек приходит к обладанию своей истиной. Чем больше он знает, тем менее он свободен. Незнание есть предпосылка свободы.Центральной категорией экзистенциализма является категория экзистенции или существования. Это переживание субъектом своего бытия в мире, которое, в свою очередь, направлено в ничто и человек осознает свою конечность в мире. Спасение человека — он сам, его неповторимость и уникальность.

    20 Фрейдизм и неофрейдизм.

    Одним из направлений философии XX века стал фрейдизм, осново­положником которого был известный врач, психолог и невропатолог 3. Фрейд. Обобщив опыт своей практической деятельности, он сформулировал целый ряд глубоко философских идей, которые изложил в работах «Толкование сновидений», «Психология бессознательного», «Я и Оно» и в других. В работе «Я и Оно» 3. Фрейд рассматривает структуру психики лич­ности, выделяя в ней три основных элемента: Я — сознание человека, которое действует по принципу реальности; Оно — бессознательное, которое действует по принципу удовольствия, включает в себя влечения, страсти, так называемое «либидо» —сексуальную энергию; 3) Сверх-Я, которое представляет собой цензора в виде идеалов, ценностей, норм.3. Фрейд утверждал, что природное начало в человеке (его либидо) находится в антагонизме с культурой. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и может существовать за счет сублимации - перевода энергии либидо к более высоким целям (игра, учеба, творчество и т.д.).Прогресс культуры уменьшает степень человеческого счастья, уси­ливает чувство вины из-за растущего ограничения реализации природ­ных желаний. Культура живет за счет сублимации. Не человек выводит­ся у 3. Фрейда из культуры, а культура есть результат психических бес­сознательных влечений, а ведущими инстинктами человека выступают инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт. Таким образом, 3. Фрейд абсолютизировал биопсихические факто­ры и недооценил социальные, связанные с обществом и культурой. Основателем гуманистического психоанализа стал немецко-американский философ и психолог Э. Фромм. Его основные работы — «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека».Философия Э. Фромма представляет собой синтез взглядов К. Маркса и 3. Фрейда. Сущность человека, согласно Э. Фромму, есть противоречие между животным началом и наличием мышления. Человек есть часть природы и ее причуда. Данное противоречие он стремится разрешить с помощью двух путей: прогрессивным и регрессивным. Первый означает развитие всего человеческого в человеке: мышления, творчества, воли, любви. Второй предполагает возвращение к своим животным истокам. Но стать животным до конца человек не сможет. Поэтому у него только один путь -путь совершенствования. Э. Фромм разрабатывает концепцию «социального характера», который представляет собой синтез внешних условий и внутренней при­роды человека. В ходе истории человеческая природа проявлялась поразному. Человек прошлых веков жил по принципу «иметь». Современ­ный человек живет по принципу «потреблять». Но это не истинные принципы человеческого существования. В будущем человек придет к осознанию того, что следует жить по принципу «быть»: «быть многим, а не иметь много». Важное место в философии Э. Фромма занимает идея свободы. Свобода, считает он, есть возможность выбора между двумя альтернативами. Но степень свободы человека меняется в ходе жизни: чем чаще он принимает правильные решения, тем более он свободен.

    21 Философия жизни.

    Философия жизни появилась в 60-70-е годы XIX века и оказала большое влияние на последующее развитие философии XX века.

    Идейные истоки философии жизни лежат в учении А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.), главное сочинение которого «Мир как воля и представ­ление».

    Воля - это недоступная познанию мистическая слепая сила, которая пребывает в живой и неживой природе и тождественна Вселенной. Мир- это воля к жизни. Он существует в сознании человека как представление и без субъекта немыслим. А. Шопенгауэр: понимает, что нет никакого солнца, земли, а есть только глаз, видящий солнце, рука, осязающая землю.

    Наш интеллект ограничен целями самосохранения и удовлетворе­нием потребностей, а мир может быть постигнут только внутренним опытом и основанной на воле интуицией.

    Человек ничего не может изменить в мире. Поэтому единственный способ спастись - это пода­вить свою индивидуальную волю, уйти в самосозерцание и аскетиче­ский образ жизни.

    Настроения пессимизма и иррационализма А. Шопенгауэра воспри­нял другой немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900 гг.), который в работе «Воля к власти» выдвинул идею о том, что воля есть основа жизни, а мир — это вечное (без начала и конца) становление, в основе которого лежит борьба воль. Поэтому в мире нет ни единства, ни порядка, ни смысла.

    Мир непознаваем.

    Важное место в философии Ф. Ницше занимает учение о вечном возвращении. Прогрессивное развитие, по мнению мыслителя, ил­люзия. Время бесконечно, и то, что происходило раньше, бесконечно повторяется в вечности.

    Другая идея философа - это идея о сверхчеловеке, которой, как считаетр, воспользовался Гитлер.

    Ф. Ницше резко критикует христианство. Христианство, утверждает он, это религия слабых, униженных, рабов. Оно проповедует ложные идеи: смирение, терпение, покорность, сострадание и подавляет волю к власти. Свой идеал христианство составило на ценностях, противопо­ложных инстинктам сохранения жизни.

    Всех людей Ф. Ницше разделил на «высших» - элиту и «недоделан­ных», неполноценных, которых, большинство. Их он называет стадом, массой, толпой. Они тиранят всех, кто является исключением, «сверх­человеком». В этих выводах философа проявились антидемократиче­ские тенденции.

    22 Философская, религиозная и научная картина мира.

      1   2   3


    написать администратору сайта