Главная страница

Презентация Лекция 1. Лекция 1 Философия как наука содержание темы 1 Предмет философии. Структура философского знания


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеЛекция 1 Философия как наука содержание темы 1 Предмет философии. Структура философского знания
Дата02.07.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаПрезентация Лекция 1.ppt
ТипЛекция
#623130

Философия


Лекция 1 Философия как наука

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ 1


Предмет философии.
Структура философского знания.
3. Функции философии.
4. Периодизация философии.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ


Φιλοσοφία


φιλειν – любить
σοφία – мудрость


Пифагор (VI в. до н.э.)


«Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ


Согласно софистам главная задача философа — научить своих учеников мудрости, т. е. умению доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.
Платон (428/427 — 347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

Предмет философии


По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.) задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее высказывание Эпикура (341—270 до н.э.): «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» .

Философию рассматривают как:


мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире;
науку о предельно общих законах природы, общества и мышления;
духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации;
форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного;
всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.

Предмет философии Три взгляда на предмет философии


Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) □ □ □ Философия – «сверхнаука» («наука наук»)


Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности
□ □ □ Философия – «недонаука»
(наука в «зародыше»)


Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира □ □ □ Философия – «метанаука» (рефлектирующее знание)


Аристотель


Философия – «сверхнаука» («наука наук»)


Философия – «недонаука»
(наука в «зародыше»)


Философия – «метанаука» (рефлектирующая наука)

Предмет философии Понятие рефлексии


Рефлексия (лат. reflexio, отражение) – анализ собственных мыслей и переживаний, мышление, направленное на себя , самопознание.


Философия - это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить целостность и единство мира.

Предмет философии Философия и наука


Предмет науки – объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность.
Наука представляет не реальный мир,
а лишь некий «срез» (модель) реального мира.


Философия отличается от науки тем, что не отвлекается от субъективного.
Напротив, философия стремится создать картину мира, которая не просто учитывает факт человеческого бытия в мире,
а именно это бытие (субъект-объектные отношения) – и делает своим специфическим предметом.

Структура философского знания


Философия


Онтология (метафизика)


Гносеология (эпистемология)


Этика (аксиология)


учение о бытии


учение о знании


учение о благе и ценностях

Основные разделы философии Онтология


Онтология (греч. όν, род. όντος, сущее, и λόγος, слово, понятие) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.


Метафизика (греч. μετά τά φυσικά, то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

Основные разделы философии Гносеология


Гносеология (греч. γνώσις, знание, познание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.


Эпистемология (греч. επιςτήμη, знание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.

Основные разделы философии Аксиология


Этика (греч. ηθικά, от ηθικός, относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.


Аксиология (греч. αξια, ценность, и λόγος, слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.


Структура философского знания


Методология
(учение о методе)


Онтология
(учение о бытии)


Гносеология
(учение о познании)


Логика


Философия природы


Социальная философия


Философская антропология


Эстетика
(учение о прекрасном)


Этика
(теория морали)


История философии


Основной вопрос философии касается проблемы соотношения материального и духовного, а также проблемы познавательного отношения человека к миру. То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения.
В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии.
Все они являются
монистическими (исходящими из признания одного начала мира),
дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира).


На протяжении существования философского знания философский монизм выступал как
материализм
идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный.
Материализм исходит из признания первичности материального начала.
Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное.
Субъективные идеалисты считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений.
Объективные идеалисты — это духовное представление в виде абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п.

Подходы к решению проблемы познаваемости мира


Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального


Большинство


Решающую роль играют ощущения и восприятия


Сенсуализм
(Дж. Локк)


Решающую роль играют мыслительные операции


Рационализм
(Р. Декарт)


Решающую роль играют опыт, эксперимент


Эмпиризм
(Ф. Бэкон)


Мир познать невозможно


Агностицизм
(И. Кант)


Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)


Отношение сознания - к материи, духа – к природе


Первая сторона
Что первично:
материя или сознание?


Вторая сторона
Тождество мышления и бытия
(вопрос о познаваемости мира)


Дуализм


Материя первична, сознание есть свойство высокоорганизованной материи


Материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга


Первично сознание, материя независимо от сознания не существует


Материализм


Идеализм


Основной вопрос философии


Тождество мышления и бытия


Вопрос о познаваемости мира


Мир познаваем


Мир непознаваем


Идеализм


Материализм


Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, что за ними каков мир, и существует ли он вне нас Д.Юм (1711-1776)


Мир «вещей в себе» не познаваем
И.Кант
(1724-1804)


Агностицизм
(субъективный идеализм)


Сознание отражает объективный мир


Материализм


Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа


Объективный
идеализм


Функции философии


Мировоззренческая


Гносеологическая


Методологическая


Социальная


Аксиологическая


Гуманистическая


рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры


оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса


разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм


гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях


утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений


сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком.
И.Кант

Периодизация западной философии


Античная философия (VI в. до н.э. – III в. н.э.)
    Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.)
    «Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.)
    Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
    Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)

    Средневековая философия (IV-XIV вв.)

    Патристика (IV-VIII вв.)
    Схоластика (XI-XIV вв.)

    Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
    Новая философия (XVII – 1-ая треть XIX в.)

    Начальный период (XVII – начало XVIII в.)
    Философия Просвещения (середина XVIII в.)
    Немецкая классическая философия (конец XVIII – 1-ая треть XIX в.)

    Постклассическая философия (с 40-х гг. XIX в.)


написать администратору сайта