Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия и наука. Философия и культура. Потребность в философском размышлении.

  • 2. Мировоззрение и философия. Способ философского мышления.

  • 3. Мифология, религия и философия.

  • 4. Философия и наука.

  • Философия. Философия, ее предмет и предназначение. Философия и культура. Потребность в философском размышлении. Мировоззрение и философия. Способ философского мышления. Мифология, религия и философия


    Скачать 28.06 Kb.
    НазваниеФилософия и культура. Потребность в философском размышлении. Мировоззрение и философия. Способ философского мышления. Мифология, религия и философия
    АнкорФилософия
    Дата28.12.2021
    Размер28.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия, ее предмет и предназначение.docx
    ТипДокументы
    #320670

    ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ


    1. Философия и культура. Потребность в философском размышлении.

    2. Мировоззрение и философия. Способ философского мышления.

    3. Мифология, религия и философия

    4. Философия и наука.




    1. Философия и культура. Потребность в философском размышлении.

    Философия (греч.) – «любовь к мудрости». Зародилась в Древнем Китае, Индии, Греции. В. Виндельбанд указывал, что философия означала первоначально просто стремление к истине, а затем стала пониматься как наука – методическое мышление, направленное к познанию действительности. К этому значению скоро присоединилось другое – «искусство жить», выработанное на научных началах. Существуют различные суждения о философии. Приведем некоторые из них, принадлежащие древним грекам. Пифагор: «Философия – это наука о бытии». Платон: «Философия – это искусство умирания и смерти». Аристотель: «Философия – это наука наук, наука о первых началах и причинах бытия». Мы увидим в дальнейшем, что в этих суждениях отражены различные стороны философии, а именно: ее предмет, метод и предназначение.

    Великий немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель говорил о том, что обычное, «обыденное» сознание часто враждебно относится к философии. С одной стороны, жалуются на «абстрактность», непонятность философии. «Философия замещает представления мыслями, категориями или, говоря еще точнее, понятиями. Отчасти именно с этим обстоятельством связано то, что называют непонятностью философии. «Философия должна прежде всего доказать нашему обыденному сознанию, что существует потребность в собственно философском способе познания или даже должна пробудить такую потребность».

    Чтобы определить предмет философии, понять потребность в философии и специфику философского мышления, обратимся к тому целому, частью которого является философия. Философия – это часть духовной культуры человечества. Культура – это особый способ человеческого существования и в то же время особая реальность, «вторая природа». «Культура» – сравнительно «молодое» понятие, которое вошло в употребление в современном значении только в Новое время и стало обозначать мир человеческого действия и творчества. Исток «культуры» – в греческом понятии paideia, которое переводится как воспитание, образование. Так что культура – это не только «обработка», «возделывание», так сказать, «внешней» природы, но и природы человека, «культивирование человечности» (М. Хайдеггер). Маркс называл эту реальность чувственно-сверхчувственной (все предметы культуры «нагружены» социальными человеческими значениями, смыслами, функциями). Человек – это существо, которое производит смысл, вносит его в мир, и он же спрашивает о смысле, спрашивает «зачем?». Производство смысла осуществляется в разных формах духовной деятельности – в мифе, искусстве, религии, морали, науке, праве и т. д. Каждая из этих форм имеет свой предмет, способ мышления и особые функции, отвечает на определенную потребность человека. Культура – способ построения человеком собственного бытия, область, в которой человек преодолевает свою ограниченность как существа природно и социально обусловленного и выходит в сферу свободы. Не случайно И. Кант называл человека гражданином двух миров – мира природы и мира свободы. Сам процесс культуры порождает потребность в самосознании, самоопределении человека. На эту потребность и отвечает философия.

    Итак, как пишет М. Хайдеггер, вопрос о сущности философии отсылает нас к вопросу о сущности человека. А основное свойство человеческой жизни – ее конечность (человек смертен, и он знает об этом). Осознание конечности ставит человека перед Ничто. «Почва уходит из-под ног», «бытие проседает». И человек оказывается в ситуации уединения, один на один с миром, и вот здесь человек начинает спрашивать: «Что значит быть? Что такое бытие? Время? Конечность?» Обнаруживается наша захваченность тайной целого, времени, смерти. Человек просыпается от сна повседневного существования, совершает поступок возвращения к самому себе, хочет дать себе отчет о самом себе. Начинается философское вопрошание. М. Мамардашвили называет эту ситуацию «паузой недеяния», остановкой в цепи наших поступков и действий. «Мир впервые». Однако эта пауза выступает как условие осуществления всех этих действий, как условие сознательной жизни личности (на последнее обстоятельство указывал Платон). Философствование – это фундаментальное событие в человеческом бытии. Карл Ясперс писал: «Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия. В этих словах зафиксирована «ось» всех философских размышлений: человек и мир, Я и не-Я, сознание и бытие. Таким образом, предмет философии – отношение человека к миру, причем это отношение философия рассматривает во всем его многообразии: познавательное, практическое, религиозное, нравственное, эстетическое и т.д. Философия – универсальное знание, т.к. человека рассматривает как универсальное существо.

    Особенности философского знания таковы. Во-первых, оно мировоззренческое; во-вторых, универсальное; в-третьих, теоретическое, рефлексивное.

    2. Мировоззрение и философия. Способ философского мышления.

    Мировоззрение – совокупность представлений человека о мире и своем месте в нем, которая служит основой его жизненной позиции. Структура мировоззрения соответствует структуре сознания. Структура сознания – разум, воля, чувства. Иначе: познавательное, оперативное, оценочное осознание мира. Элементы мировоззрения, соответствующие этим сторонам сознания: знания, нормы, ценности (идеалы). Результат формирования мировоззрения – убеждение («сплав» всех элементов). Убеждения образуют ядро личности. Обычное мировоззрение формируется под влиянием жизненных обстоятельств, воспитания, образования, религии, литературы, СМИ и т.д. Но обычное мировоззрение устойчиво, не склонно к самокритике. В отличие от обычного мировоззрения, философия критична, а ее метод – это рефлексия.

    Рефлексия – «обращение назад», это мышление о мышлении. Платон показывает разницу между мышлением ученого и философа, используя метафору «обратное плавание»: математик будет двигаться в мышлении от готовых предпосылок – понятий и аксиом, опираясь на наглядные образы (например, чертеж), к новому знанию, а философ – от предпосылок в обратном направлении – к истокам мышления, нравственности, веры, к предельным понятиям, основаниям.

    И. Кант дал образец философской рефлексии. Он очертил сферу философии тремя вопросами:

    Что я могу знать?

    Что я должен делать?

    На что я могу надеяться?

    Эти вопросы сводятся к одному: что такое человек? В них схвачены основные отношения человека к миру: знание, нравственность, вера. Философ спрашивает, как возможно знание, нравственность, вера. И. Г. Фихте: «все человеческие дела шли бы совершенно иначе, если бы только люди решились бы доверять своим глазам. Теперь же они осведомляются у своих соседей и у предков о том, что же они сами, собственно говоря, видят, и благодаря этому их недоверию к самим себе увековечиваются заблуждения». Философия «делает ум не только внимательным, искусным и устойчивым, но в то же самое время абсолютно самостоятельным, принуждая его быть наедине с самим собой, обитать в самом себе и управлять самим собой». Благодаря философии «ум человека приходит в себя и к самому себе и покоится отныне в самом себе, отказывается от всякой чужой помощи и овладевает полностью самим собой, подобно тому, как танцор владеет своими ногами или борец своими руками». «Кто в своем мышлении совершенно оторвался от всякого чуждого влияния и в этом отношении вновь создал самого себя из самого себя», конечно, не допустит, чтобы его представления о счастье и несчастье, чести и позоре создавались под невидимым влиянием мирового целого…, но он будет двигаться сам и на собственной почве искать и порождать основные импульсы этого движения» (652).

    Метод философии – категориальная рефлексия. Существует две формы человеческого познания:

    Чувственная

    Рациональная

    Наглядно, непосредственно, образно

    Отвлеченно (абстрактно), обобщенно, опосредованно

    Формы:

    - ощущения – отражают отдельные стороны вещей

    - восприятия – целостный образ

    - представления – комбинации восприятий

    Формы:

    - понятия – форма мысли, отражающая общее и существенное в вещах

    - суждения – высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается о предмете

    - умозаключения – выводное знание, цепочка суждений

    Категории – философские понятия, предельные. Эти понятия нельзя определить через более широкое понятие, через род и видовое отличие. Эти понятия «охватывают весь мир и захватывают человека, спрашивающего о мире».

    Теория – в переводе с греческого означает «умозрение». Умозрение, в соответствии с буквальным смыслом этого слова, позволяет разуму «увидеть» то, что недоступно чувственному зрению, вообще чувственному познанию, проникнуть в глубинные слои сущего, скрытые под поверхностью видимого, являющегося. Основные признаки любой теории – философской или научной – таковы. Во-первых, теория – это система знания, исходящая из определенного принципа. Во-вторых, это знание призвано объяснить какой-то круг явлений, выявить их причины. В-третьих, это знание должно быть обосновано, логически аргументировано. Философия, отвечающая всем этим признакам, и была первой теорией в истории культуры.

    Таким образом, если вернуться к суждениям о философии, приведенным в начале лекции, то мы увидим следующее. В высказывании Пифагора речь идет о предмете философии, о том, что она изучает («учение о сущем»); Аристотель наряду с предметом указывает и главную особенность философского мышления: выявление предельных оснований сущего, мышление о всеобщем; наконец, в высказывании Платона внимание сосредоточено на предназначении философии («искусство умирания и смерти»). Мы можем дать определение философии, которым будем руководствоваться в дальнейших рассуждениях. Философия – это область знания, исследующая предельные основания бытия человека в мире. Ее метод – категориальная рефлексия, ее главная функция – мировоззренческая, жизнеориентирующая. Любое философское учение, как правило, завершается этикой, содержит определенную жизненную программу, отвечает на вопрос о смысле человеческого существования. Примеры: Сократ, Платон, буддизм, Ницше, Маркс. Философ, как говорит Ю. Хабермас, – это интеллектуал, который выступает в качестве диагноста своего времени. Задолго до него на это обстоятельство указывал Маркс, называя философию «живой душой культуры», «эпохой, схваченной в мыслях». Она показывает, как человек осознает себя «посреди сущего в целом» (М. Хайдеггер). «История философии есть история человека, история того, как он сознает мир и себя самого, история, в какой он сознает бытие» (К. Ясперс, 69–70). «Философствуя, человек обретает путь от своего бессознательного, витального, не ставящего никаких вопросов и загнанного в конечность бытия к сознательной, исходящей из прочного основания жизни» (75–76). «Быть человеком означает быть мысля. Мысля, понимает человек свой мир и себя самого: он пробуждается. Мысля, связывается человек со своим истоком и целостностью бытия. Философия – это способ, каковым человек сознает бытие мира и себя самого и каковым он в целом живет, исходя из этого сознания. Поэтому философия является столь же древней, как и сам человек» (67).

    Структура философского знания. Философия – это система дисциплин, состоящая из двух уровней. Уровень всеобщего – метафизика – учение о сверхчувственных основах бытия и познания. Сюда входят онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании) и аксиология (теория ценностей). Частные философские дисциплины – социальная философия, философия природы (натурфилософия), философия истории, философия религии, эстетика, этика, философия права, философия языка и др.

    3. Мифология, религия и философия. Философия исторически возникла на почве мифологии и религии. Мифология – древнейшая форма мировоззрения. Ее черты:

    1. Антропоморфизм (очеловечение мира). Человек переносит на природу свои собственные свойства: жизнь, душу, разум, волю, чувства. Человек не выделяет себя из природы, не противопоставляет «Я» и «не Я».

    2. Нерасчлененность (синкретизм). В мифологическом сознании нет различия между реальным и воображаемым, между предметом и его именем, желаемым и действительным и т.д., нет различия между образом мира и миром самим по себе. Мифологическое мышление тесно связано с эмоциями, с чувственным восприятием, с внушением. Мифологическое сознание одно, и оно единственно. Не существуют самостоятельно религия, философия, искусство, наука, мораль, право.

    Мифология возникает не из чистой познавательной потребности, а из духовно-практической: дать модель, образец поведения, пример. В мифе все самые страшные стихии приручаются, желаемое выдается за действительное, должное за сущее. Мифология – дорефлексивная форма сознания, миф очень наивен. В мифе сверхчувственное всегда дано в наглядной, образной форме.

    Религия – это более поздняя форма мировоззрения. Возникает на поздних стадиях развития первобытного общества. Если в мифе мир один, то в религиозном сознании он удваивается, разделяясь на сферы естественного и сверхъестественного. Миф живет по закону метаморфоз, всеобщего оборотничества (все может стать всем), в религиозном сознании чудо выпадает из естественного порядка вещей, становится делом божественных сил. Следовательно, между человеком и Богом возникает непреодолимая дистанция.

    Основной признак религиозного сознания – вера в трансцендентное (лат. − выходящее за границы). Божественное бытие трансцендентно, выходит за границы человеческого опыта и разума (например, такие свойства богов, как бессмертие, способность перемещаться со скоростью мысли, вечная молодость и т. д.). Эта вера сверхразумна, не требует доказательства, не терпит пересмотра, критики. «Верую, чтобы понимать» (Августин) − таков принцип религиозного познания. Лев Шестов писал, что к Богу обращаются за невозможным, для возможного и людей достаточно. А.Ф. Лосев указывал: у человека есть потребность в опоре на Абсолют (абсолют – то, что само на себе основано, не имеет других причин), потребность прикоснуться к вечному с тем, чтобы найти утешение, спасение, душевный покой.

    Мифология и религия – это формы духовно-практического освоения мира. Их цель – как можно благоприятнее устроить человека в мире. Мифологическое сознание тесно связано с ритуалом, а религия – с культом. Философия – теоретическое сознание, ее метод – рефлексия, а цель – истина сама по себе, каковы бы ни были последствия этой истины

    4. Философия и наука. В истории философии можно выделить две основные позиции по вопросу о соотношении философии и науки. 1. Философия − это наука в подлинном смысле слова, «наука наук» (Аристотель, Спиноза, Гегель, Гуссерль). 2. Философия − не наука, а особая область знания, близкая к искусству (Кьеркегор, Ницше, философы-экзистенциалисты). Чтобы разобраться в этом вопросе, следует учитывать, что соотношение философии и науки исторически изменялось, изменялся и сам образ науки.

    В Древней Греции наука возникла в качестве философии. Как говорит Э. Гуссерль, в Древней Греции родилась новая установка человека по отношению к миру − теоретическая. Платон и Аристотель считали, что философия рождается из удивления, чистого, бескорыстного интереса к познанию мира. Древние философы говорили, что характерная черта философии − epoche − «воздержание от суждения», отвлечение от всех практических интересов, соображений пользы, выгоды и т. п. Философия возникла как единая наука о «всеохватном единстве мира» и, в то же время, о предназначении человека. С. Франк, русский философ «серебряного века», отмечал, что знание начинает развиваться свободно, без опоры на авторитеты, впервые подвергается публичному обсуждению и критике, развивается бескорыстно и логически аргументируется.

    В Средние века философия остается синонимом науки, но она служит религии, ее задача − обоснование христианской веры. Философы занимаются толкованием Библии.

    В Новое время формируется наука современного типа, т.е. экспериментальное, математическое естествознание, так называемая «галилеевская наука». Это наука о вещах, ее цель − объективное общезначимое знание, создание объективной модели мира, из которой устранено все субъективное, все привнесенное от субъекта, человека, − цели, оценки, смыслы. В Новое время начинается дифференциация научного знания, происходит формирование конкретных наук, их отделение от философии. К середине ХIX в. социально- гуманитарные науки становятся самостоятельной областью научного знания. В естественных науках формируются теоретические области, необходимость в философии как «науке наук» отпадает. Философы-позитивисты провозглашают смерть метафизики, утверждая, что всякая наука − сама себе философия.

    Начиная с Нового времени, у философии и науки различные мыслительные пространства. Философия занимается теоретической проработкой предельного основания культуры, в том числе и науки. Познавательная задача в философии включена в более широкую мировоззренческую, жизнеориентирующую задачу. Философия не может вынести за скобки ценностное измерение человеческого существования. Философия − рефлексия, и, если ученый захочет понять основания своей науки, он переходит из области «физики» в область «метафизики». Как говорит М. Хайдеггер, «науке отказано в возможности понять научно собственную сущность», воспользоваться с этой целью языком физики, математики и т. п. таким образом, философию отличает от конкретной науки экзистенциально-рефлексивная процедура. По словам К. Ясперса, философия остается наукой в древнейшем смысле слова − теоретическим и методическим мышлением. У каждой конкретной науки есть своя предметная область, не претендующая на универсальность знания. Философия − мышление о всеобщем. Философия и наука − формы теоретического знания. Признаки теории таковы: во-первых, это систематизированное знание; во-вторых, оно призвано дать объяснения определенного круга явлений, найти их причины, проникнуть в сущность; в-третьих, это обоснованное, логически аргументированное знание. Эти признаки характерны и для философии, и для науки.



    написать администратору сайта