Проблемы творчества в истории философии
Скачать 16.62 Kb.
|
Проблемы творчества в истории философии Философия как любовь к мудрости предполагает творчество как непрерывный процесс создания нового. Новое знание, новая идея – это одновременно и творчество, но не в сфере материального, а в сфере духовного. Поэтому культурное измерение философии очень близко к творческому (креативному) измерению умственной практики личности философа. Если говорить об античной философии, то понимая её исторически пионерский, то есть первопроходческий характер, надо отдавать себе отчёт в её некоторой наивности. Ведущие античные философы (Сократ, Платон, Аристотель) творили, просто прогуливаясь с учениками по берегу моря, саду или в лесу, беседуя, задавая вопросы и размышляя о первоначалах бытия. Безусловно, при всей кажущейся простоте метода, это была настоящая диалектика, которую можно характеризовать как настоящее умственное творчество, процесс рождения новых идей. Религиозные ценности в период средневековья переместили акценты философского творчества и творчества в философии на более догматические «рельсы». В те времена считалось, что творческий подход гарантирован только там и тогда, где и когда затрагивалась тема божественного. Так, например, Фома Аквинский рассматривал мир как сумму субстанций, существование которых зависело в конечном счёте только от Бога. Только через Бога творческая форма и содержание, творческое существование и сущность, по его мнению, приобретали тождественность. Таков был дух времени, он был пропитан мыслями о греховности и святости, сакральности и низости. И именно в этом диапазоне размышляющему человеку предстояло понять, что такое мир и человек в нём, то есть творчески осмыслить мир. Под влиянием гуманизма трактовка творчества изменилась очень сильно. В философских поисках стали звучать мотивы свободомыслия, равенства, красоты, гармонии, разума. Творческий поиск в мире идей стал более раскрепощенным и либеральным. Это ярко выразилось, например, в философии Лоренцо Валла, который полагал вполне естественным и целесообразным всё то, что служит удовольствию и счастью человека. Это практически противоположное средневековой тенденции направление творческих поисков сделало счастье человека предметом философского исследования. Следующий исторически значимый вклад в развитие представлений о сущности творчества принадлежит немецкой классической философии. В рамках эссе его трудно выразить в паре предложений, но всё же я постараюсь. Для этого приведу в пример цитату И. Канта: «Талант к изобретению называют гением». На мой взгляд, именно в этом суждении выразилась та немецкая педантичность, с которой немецкие философы рассуждали о человека как наделенной творческим самосознанием личности. Благодаря немецкой классической философии в поле внимания попали новые категории, связанные с творчеством и воплощающие разные стороны творчества: дух, интуиция, самосознание, совесть. Нельзя не упомянуть и о роли русской философии в развитии связей между философией и творчеством. В целом русская философия отзывалась на эти проблемы в религиозном ключе. Большинство дореволюционных авторов констатировали уникальность отечественной ментальности, способной на соединение общего дела и соборности в получении нового духовного продукта. Своеобразным синтезом русского материализма и идеализма, дореволюционных и марксистских взглядов стала философия Н. А. Бердяева. В частности, ему импонирует христианская идея о том, что признаком божественного образа в человеке является творческая свобода, свобода самовыражения. По его мнению, власть отчуждения человек может преодолеть только через приобщение к творчеству, а именно через творческий подход к размышлению о мире, поскольку «первичная свобода» не предполагает никакого другого подхода. Завершая эссе, скажу пару слов от себя. На мой взгляд, проблемы творчества в истории философии очень тесно связаны с тем, в каких границах философы разных времен старались познать мир. Чем шире были эти границы, (которые, кстати, определялись и наукой, и политикой, и экономикой) тем выше был творческий полёт. И в истории человечества можно наблюдать самые разные степени творческой свободы в мышлении и очень неоднозначные формы выражения творческого потенциала философов. Сегодня, например, мы наблюдаем торжество постмодернизма в творчестве как значимом элементе философской картины мира: истина и ложь, грязное и прекрасное, талант и посредственность смешиваются. Возникает, как говорил М. Мамардашвили, своеобразное «зазеркалье». В итоге требуются значительные усилия, чтобы творить не во благо материального интереса или славы, а во благо самой идеи и истины. В этом, как мне кажется, и заключается ключевая проблема творчества и философии на сегодняшний день. |