Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Обоснование новой картины мира. И.Ньютон, Г.Лейбниц.

  • 33. Эмпирико-сенсуалистическое обоснование познания. Дж.Локк

  • 34.Субъективный идеализм Дж.Беркли

  • 36.Философия французского Просвещения: основные направления

  • 37 Учение о человеке и обществе. Ф.Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Ш.Монтескье. Вольтер

  • 1 Предмет философии и её роль в обществе


    Скачать 0.51 Mb.
    Название1 Предмет философии и её роль в обществе
    Анкорlecture
    Дата06.07.2021
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVET_FILOSOFIY.doc
    ТипДокументы
    #223437
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    30. Рационалистическая философия Р.Декарта

    Рационалистическая философия-совокупность философических направлений, признающих разум основой познания и поведения. Согласно этой философии достоверным знанием явл. Всеобщность и необходимость. Знания не выведены из опыта. Они взяты из своего ума, есть врожденные знания (Декарт, Лейбниц).

    Последователи: Спиноза, Лейбниц, Ньютон

    Деизм-когда Бог вложил волю в разум человека.

    Принцип: источник знания –критерии истины-разум

    Дуализм- реальность (бытие) состоит из двух начал (субстанций) : материальная субстанция (протяжение), духовная субстанция (мышление)
    Душа и тело соединены в шишковидной железе.

    Метод: рационалистическая дедукция

    Общее у Бэкона и Декарта

    -философы одной исторической эпохи

    -знания должны усиливать власть человека над природой

    -против схоластики

    -предмет философии: гносеология

    Движение вечно.(Хождение в институт- движение, следовательно хождение в институт вечно) СИЛОГИЗМ!

    С точки зрения Декарта, сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания.

    Разум способен самостоятельно делать открытия. *Мы приходим к познанию вещей двумя путями: 1) посредством опыта 2) дедукция

    Следует заметить, что опыт может обмануть, дедукция- никогда, потому что она основана на разуме.*

    *людям никогда не открыть никаких других путей к достоверному познанию истины, кроме дедукции и интуиции.*

    Метод: сомнение, интуиция(интеллектуальная), дедукция

    Человек хотя бы один раз в жизни сомневается.

    *я мыслю, следовательно, я существую*

    Метод рождается из науки, из математики, из геометрии Евклида.

    1637-*правило для руководства ума* как источник знания и критерий истины.

    Прваила:

    1. Никогда не принимать за истину то, что не признано с очевидностью

    2. Сложную проблему надо делить на простые (анализ)

    3. Надо располагать мысли в определенном порядке: от простого к сложному, от известного к неизвестному

    4. Строго соблюдать последовательную логическую цепочку.


    31. Обоснование новой картины мира. И.Ньютон, Г.Лейбниц.

    Лейбниц Готфрид - немецкий ученый-математик, юрист, философ - является последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. 

    Лейбниц также принадлежал к философскому направлению рационализма. Основными проблемами, над которыми он работал, являлись проблемы субстанции и познания. Изучив учения Декарта и Спинозы о субстанции , Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Он не принимает дуализм Декарта и отвергает учение Спинозы о единой субстанции. 

    В противовес им Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций ; эти субстанции он называет монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица"); монада проста, неделима, не имеет протяжения; поскольку субстанции активны и способны к деятельности, они имеют духовный, нематериальный характер; по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг отдруга (по мнению Лейбница:"не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). 

    Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: 

    -"голые монады"- лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); 
    - монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; 
    - монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; 
    - высшая монада - Бог. 

    Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы. 

    В своем учении о монадах Лейбниц пытается объяснить многообразие действительности, он отходит от механистического понимания действительности и выдвигает принцип неразрывного единства материи и движения, понимает невозможность полного сведения сложного к простому. Лейбниц приходит к целостному осмыслению мира, провозглашая идеи универсальной связи и развития в природе, качественного многообразия структур бытия. 

    Другой сферой философских интересов Лейбница была гносеология. Лейбниц пытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида - истины разума и истины факта; истины разума выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; истины факта - знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. 

    32.Учение о субстанции

    Бенедикт (Барух) Спиноза является автором наиболее разработанной и обоснованной философской системы Нового времени, последователем Декарта и ярким представителем европейского рационализма. 

    Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на достоверных началах. Достоверность и строгую доказательность, как считалось в то время, давала метаматика, поэтому Спиноза берет метод геометрии (с ее аксиомами и выводами из них теоремами) в качестве принципа построения философской системы. Главный свой труд, "Этику", он построил по этому принципу. 
    Основу философской системы Спинозы составялет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция . Отождествляя природу и Бога, Сппиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом. 

    Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой. 

    От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существует взаимодействие. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесконечное множество. 

    Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - конечной причины всего сущего; освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. Отсюда и известный девиз Спинозы: - "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать". 

    В своем "Богословско-политическом трактате" Спиноза заложил основы научной критики Библии. Исходя из концепции "двух истин" он считал, что для познания подлинной истины Библия имеет мало цены, так как авторитетом может быть только разум, а не Священное писание. Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия, и полагает, что необходимо учитывать исторические обстоятельства, при которых создавались те или иные тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия. Он также выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Библии. Причины различных суеверий Спиноза видел в страхе народа перед непонятными и таинственными силами природы. 

    В то же время Спиноза отрицал обвинения в атеизме,так как полагал, что его критика религии - это критика невежества и предрассудков. А настоящая религия равносильна моральности и основывается на достоверном знании.

    Работы: Основа фил.Декарта, доказанная геометрическим способом,Богословско-политический тракт,Этика.
    33. Эмпирико-сенсуалистическое обоснование познания. Дж.Локк

    Англия 17 в.Она стала страной, в которой победила эмпирическая философия .(опыт+ чувства восприятия)

    В англ.философии большой интерес к социально-политической проблемам. Англичане искали причины возникновения государства и общества.

    Дж.Локк

    -чистая доска (чел.рождается с чистым сознанием)

    -Ощущение (чувство восприятия)

    -Рефлексия (относ.к разуму)

    Идеи рефлексии возникают из ощущения идей: простые (если участвуют только одно чувство)

    Сложные.

    Все познания осуществляются вокруг наших идей. Идеи появляются либо из внешнего либо из внутреннего мира. Внешний- из органов чувств, Изнутри0разум.
    Философия-истинное познание вещей.

    Нет ничего в мысли, в разуме человека, чего бы до этого не было в чувствах.

    Опыт знания (ощущения+рефлексия)

    Идеи внешнегоопыта разд.на 2 группы:

    -первичные качества –восприним.адекватно.Точное отражение объективные св-ва тел

    -вторичные качества- воспринимается неадекватно-не находят отраж.в телах, и возникают от восприятия их человеком.

    Идеи внешнего опыта-механико-геоиетрические свойства тел.Вторичные-субъективное ощущение человека.

    От порстых идей внеш.опыта мы идем к сложным идеям. Сознание комбинирует и получаются сложные идеи.

    Три класса сложных идей:

    -модусы

    -субстанция

    -отношения

    Приходят к понятию абстрагирования или отвлечения.

    Фил.взгляды на проб.познания Локк излагал в работе *Опыт о челов.разуме*. как возник.знание.Протви концепции врожденных идей.Как возник.различные виды идей.

    Философ-мусорщик, который должен из сознания людей убрать все ложные идеи.

    С точки зрения Локка нет фатальной предопределяемости от рождения оставаться примитивным и неразвитым.
    34.Субъективный идеализм Дж.Беркли

    *Тракт о началах чел.знания*

    Утверж.религиозн.мировоззрение меняет материалистич.философия.

    Материя-не существует. Все ощущения-неадекватны, они восприним.субъективно. Общее-абстрактное-не существует.

    Существует духовная субстанция.Мы не знаем ничего, кроме наших ощущений.

    Совокупность ощущений есть то, что мы называем вещами. Существует только едининично только конкретные вещи. Существовать-быть воспринимаемым.

    Солепсизм-тупик в определении сущ. Мира. Не восприним.один человек, но могут воспринять другие или Бог.

    Существовать-быть воспринимаемым или быть воспринимающим.

    35.Скептизм Д.Юма

    На первом месте ощущения, впечатления, идеи. Впечатление близко к ощущениям-ярко воспринимается.

    Юм считал, что задача философии исследует субъекты мира человека.Ассоциация-тип связи, имеющая в сознании человека.

    Типы:

    -Ассоциация по сходству (аналогия)

    -Ассоциация по смежности в пространстве и времени

    -Ассоциация причинности. Причина-это привычка

    Философия Давида Юма (1711—1776) обнаружила критическое и скептическое отношение к выводам догматических систем, исходящих из эмпиризма. Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юмовский принцип, согласно которому идея отличается от впечатления только по степени интенсивности и яркости, по необходимости влечет за собой утверждение, что всякая идея является всего лишь «образом», «отражением» и в качестве такового — индивидуальным и частным.

    Но он отклоняет, как неоправданную, всякую попытку вывести из этих предпосылок метафизические следствия. Поэтому понятие Бога для Юма является настолько же недоказанным допущением, как и понятие объективной материи, существующей независимо от нас. Нам даны исключительно только ощущения и их разнообразные сочетания. Поэтому для Юма единственная задача философии — найти условия, при которых мы выводим эти сочетания, и потом определить фактическое содержание понятий, свойственное таким сочетаниям наших идей, как субстанции, причинности или в моральной области — симпатии, благосклонности, справедливости.

    Юм пытается доказать, что субстанция и причинность — не объективно существующие сущности, не априорные идеи, но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации, которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений.  субстанция для него комплекс впечатлений, непрерывно связанный в общее единство, причинность же — последовательность впечатлений, причем мы постоянно предшествовавшее называем причиной, последующее — действием. Относясь скептически ко всякой метафизике, Юм, таким образом, предначертывает философии в существенных чертах критическую задачу как в области теории познания, так и в области морали, задачу, которая в каждой из этих областей покоится на психологических законах ассоциации. Через это Юм занимает положение скептика-критика, который, проводя последовательно чисто эмпирическое направление, главным образом, работает над уничтожением догматической метафизики; однако, вместе с тем, своей попыткой обосновать происхождение фундаментальных понятий теории познания и морали он подготовляет критическую философию.

    36.Философия французского Просвещения: основные направления

    Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

    В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

     деистическое;

    • атеистическо-материалистическое;

    • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    Деизм(не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

    • отвергали идею личного Бога;

    • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

    • видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

    • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

    Атеистыотвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

    4.Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направлениев философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

    К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    37 Учение о человеке и обществе. Ф.Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Ш.Монтескье.

    Вольтер

    Отношение к церкви,народу и власти. Бог создал мир и больше не анеш.в дела природы. Природа, созданная Богом, не может быть уничтожена.Существование вечно. Не признавал церковь: Раздавите гадину! Мне надоело слышать что 12 человек основали церковь! Достаточно одного чтобы ее разрушить!
    Атеизм не признает: Сохрани нас Бог от этих атеистов!

    Атеизм-это порок некоторых умных людей, а фанатизм-порок глупцов.

    Религия полезна для разбушевавшейся толпы, т.к. людей надо держать в жестких рамках нравственности!

    Он за гуманное отношение к народу!

    Человека надо исследовать конкретно. Монархи не знают как править, а философы должны влиять на правление.

    Жан Жак Руссо(1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

    В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо.Он:

    • видел в Боге мировую волю и мировой разум;

    • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

    • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной

    души;

    • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

    (в частности, сущностей вещей и явлений);

    • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

    • был сторонником эмпирического (опытного) познания;

    • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

    • обосновал право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть

    паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);

    • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);

    • власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы,

    • в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта