Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3
Скачать 0.77 Mb.
|
Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни.Ис-во служит ср-вом самовыражения чел-ка, и, след-но, предметом ис-ва являются как отн-ния чел-ка и мира, так и сам чел-к во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика, и т.п. – также имеют своим предметом чел-ка, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Ис-во же не только берет чел-ка в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является чел-к – тайна тайн природы. Ис-во говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен. Ис-во обеспечивает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частичности подхода, присущей науке. Ис-во, зародившись еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в античности, но и в то время оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона (включая и его самого) ис-вом назывались и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс обособления собственно эстетической деятельности, т.е. ис-ва в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного. Две черты составляют особенность ис-ва. Во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отн-ния к действительному миру. У автора может быть исключительно могучая фантазия, но то, что изображено в худ-ном произведении, к какому бы направлению и жанру оно ни относилось, являет собой своеобразную реальность, созданную по аналогии с объективной реальностью. Во-вторых, эта реальность, именуемая худ-ной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Художник интуитивно вкладывает в свое произведение помимо того, что входит в его замысел, и нечто, идущее из сферы бессознательного. В результате подлинное произведение ис-ва содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов. Этому способствует и значительная субъективность восприятия ис-ва. Ведь его содержание не передается полностью в рациональных терминах языка, как в науке. Для эмоций же их терминологическое обозначение лишь знак – под одним знаком скрывается огромное количество индивидуальных чувств и соответственно восприятий. Ис-во в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности чел-ка в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деят-сти, где чел-к реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деят-сти, и в науке чел-к противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в своей свободе, то в ис-ве чел-к превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Синтетической силой ис-ва во многом объясняется тот удивлявший фил-фов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе социальное воздействие на чел-ка. Это знали уже в античности. Ис-во нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие ис-ва), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы. Даже в Новое время, когда вследствие развития общественной жизни о запрещении ис-ва уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения. Относясь к ис-ву, как к способу своего целостного самовыражения, чел-к всегда видел в нем ср-во для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Так, «Слово о полку Игореве» неизвестного русского автора конца XII в., Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича, написанная в годы блокады, мемориальный комплекс в Волгограде – это выражения исторической памяти народа. Итак, синтезирующая миссия ис-ва проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений. |