Главная страница
Навигация по странице:

  • Уровни познания

  • В философии существуют 3 основные точки зрения на процесс познания

  • Скептици́зм

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница33 из 42
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42

    Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания.


    Наукаважнейший элемент духовной культуры, высшая форма чел. знаний; система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, “духовного производства”, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

    Основные особенности научного познания:

    1) Основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные стороны предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

    2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания. Характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для “реализации чистоты” рассмотрения своего предмета. Активность субъекта – важнейшая предпосылка научного познания

    3)Наука в большей мере чем остальные формы познания ориентирована на то, что бы быть воплощенной в практике, быть руководством по изменению окр. действительности и управлению реальными процессами.

    4)Науч. позн. в гносеологическом плане – сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или научном. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности.

    5) в процессе научного познания применяются такие специфичные материальные средства как приборы, инструменты и т.д. В большей мере используется для исследований таких идеальных средств и методов, как совр логика, мат. методы, системный и кибернетич метод.

    6) Науке присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем – гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений.

    В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов).

    В развитии современной науки прослеживаются противоречивые тенденции. Речь идет об усиливающихся интеграционных процессах на фоне углубляющейся дифференциации исследовательской деятельности. Выделяются следующие основные направления интеграции научного знания:

    • перенос идей и представлений из одной области знания в другую;

    • эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;

    • формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыке известных ранее областей знания; сближение наук, различающихся своими предметными областями, прежде всего усиление взаимосвязи и взаимодействия общественных, естественных и технических наук; сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.;

    • универсализация языка науки;

    • выработка региональных и общенаучных форм и средств познания;

    • усиление на основе углубляющейся диалектизации современного научного познания интегративной функции философии в исследовательской деятельности.
    1. Проблема познаваемости мира в истории философии. Гносеологические образы классической философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).


    Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

    В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

    • познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

    • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

    Уровни познания

    Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.

    Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение.

    В философии существуют 3 основные точки зрения на процесс познания:

    • Гностицизм (оптимизм)

    • Скептицизм (Пиррон)

    • Агностицизм. (Юм, Спенсер, Беркли, Кант)

    Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Скептици́зм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

    Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

    • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

    • сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

    Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов).

    Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.

    Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

    • диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

    • историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

    • практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

    • познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

    • объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

    • активности творческого отображения действительности;

    • конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

    1. 1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42


    написать администратору сайта