Главная страница
Навигация по странице:

  • Представление

  • Формы мышления

  • Умозаключение

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница35 из 42
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   42

    Чувственное познание, его особенности и формы.


    Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции, с другой - социального развития. С физиологической точки зрения, органы человека несовершенны. Существует три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

    Ощущение исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств. Для познания человеком вещей и процессов природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

    Восприятие это такое отражение предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди этих особенностей наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий.

    Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается, опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

    Основные концепции чувственного познания:

    Локк – Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.

    Кант - Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.

    Гуссерль - Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

    Классификация представлений включает:

    а) образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия);

    б) образы-предположения (образы героев художественных произведений, описанных пейзажей);

    в) образы-модели (модель атома);

    г) образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (посадить сад, вылечить больного);

    д) образы-символы и т.д.

    Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов. В то же время воспринимаются его пространственная ограниченность, длительность как изменение его состояний. Здесь особенно ярко выражается связь восприятий и представлений. Необходимо отметить также избирательность чувственного образа, когда воспринимаются прежде всего значимые для субъекта стороны и свойства предметов.

    Особенность чувственного образа - включенность в него знаково-языковых структур. Знак служит для замещения предмета, выступает как основа метода формализации, средство получения проверяемого, концентрированного знания. Он сокращает умственные операции, дает возможность передавать машинам отдельные логические операции. Слова, формулы используются как знаки. Широко употребляются предметы-символы для замещения абстрактных идей (например, флаг, голубь, елка). Символы используются в художественном творчестве, в познании социальной реальности. Так, образу Прометея придавалось разное звучание в различные исторические эпохи. В наши дни он становится образом-символом западной цивилизации как активной деятельности.
    1. Логическое познание, его особенности и формы.


    В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание (иначе логическое). Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

    Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

    Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия), целеполагание. Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

    Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как проблема, гипотеза, теория и др.

    Понятие - форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальное развитие объективного мира.

    Важно различать два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета. Идеализация – это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде».

    Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене") либо ложным ("Ростов - столица России"). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии).

    Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).

    В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.

    Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым".

    Историческое представление рационального познания

    Античность. Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).

    Средние века. Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).

    Новое время. Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
    1. 1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   42


    написать администратору сайта