Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.Проблема выбора веры

  • Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать страною христианскою , чтобы сделаться страною вполне европейскою.

  • 8.Русь в 13 веке

  • История

  • Основные этапы объединения Руси

  • Борьба с Ордой

  • 10.Государь всея руси

  • История. 1. Предмет и специфика исторической науки


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. Предмет и специфика исторической науки
    Дата10.07.2018
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипДокументы
    #48486
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: 1) общественное разделение труда; 2) переход от присваивающего к производящему хозяйству; 3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями. Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г. В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: 1) норманнская теория; 2) антинорманнская теория.

    Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

    Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков. Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи. Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам. В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

    7.Проблема выбора веры

    Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной принятия христианства, мне кажется, можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большой степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следователь нужно было взять готовую религию, которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм), все эти религии претендовали на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось сделать свой выбор.У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе – христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна их них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом, прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию, так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965г. Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича).Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной религией Русского государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама.Первой причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что Коран запрещает вино. Владимир же, как известно любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах.Вторая причина это слабость исламского мира в 80-е гг. Х века. «Правители Сирии в 70-е гг. Х века получили ряд серьезных поражений от Византии… некогда могущественную державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление Нуха II (976-997гг.) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских государств в 80-е гг. Х века, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть».Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей наСирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже, исходя из этого, принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия – Анну. Принятие же Западного варианта христианства означало для Владимира подчинение Папской власти, следовательно, об укреплении власти на месте не могло быть и речи. Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

    Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный круг окружающих его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах других.

    8.Русь в 13 веке

    13-й в. в истории Руси начался без особых внешних потрясений, но в разгар бесконечных внутренних усобиц. Князья делили земли, боролись за власть. А вскоре к внутренним бедам Руси присоединилась опасность с внешней стороны. Жестокие завоеватели из глубин Азии под предводительством Темучина (Чингизхана, что значит «великий хан») начали свои действия.Войска кочевников-монголов безжалостно уничтожали людей и завоевывали земли. Вскоре половские ханы попросили помощи у русских князей, и те согласились выступить против надвигающегося врага.В 1223 г. состоялась битва на р. Калке. Из-за разрозненности действий князей и отсутствия единого командования русские ратники понесли большие потери и оставили поле боя. Войска монголов преследовали их до самых окраинных земель Руси. Разграбив их и опустошив, они не двинулись дальше.В 1237 г. в пределы Рязанского княжества вступили войска внука Темучина - Батыя. Рязань пала. Завоевания продолжились.В 1238 г. на р. Сити войско Юрия Всеволодовича вступило в схватку с ратью захватчика, но проиграло татаро-монголам. При этом южнорусские князья и Новгород остались в стороне, не пришли на помощь.В 1239-1240 гг., пополнив войско, Батый предпринял новый поход на Русские земли. В это время незатронутые северо-западные районы Руси (Новгородские и Псковские земли) подверглись опасности со стороны обосновавшихся в Прибалтике рыцарей-крестоносцев, которые хотели силой распространить католическую веру на территории Руси. Шведы и немецкие рыцари собирались объединиться во имя общей идеи, но первыми выступили шведы.В 1240 г. (15 июля) произошла Невская битва: шведский флот вошел в устье р. Невы. Новгородцы обратились за помощью к великому владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. Его сын - молодой князь Александр - с войском отправился в путь, рассчитывая на внезапность и быстроту натиска. Хотя его войско уступало по численности сопернику (даже с присоединившимися новгородцами и простолюдинами), стратегия Александра сработала. В этом сражении Русь одержала победу, а Александр получил прозвище Невский.Тем временем немецкие рыцари набрались сил и начали военные действия против Пскова и Новгорода. И снова на помощь пришел Александр.5 апреля 1242 г. состоялось Ледовое побоище: на льду Чудского озера сошлись войска. Александр снова одержал победу - благодаря смене порядка строя и слаженным действиям. Да и обмундирования рыцарей сыграло против них: когда они отступали, лед стал ломаться под их тяжестью.В 1243 г. образовалась Золотая Орда. Формально русские земли не входили в состав этого государства, но были подвластны ему: обязаны были пополнять казну Орды, а князья должны были получать ярлыки на княжение на ханских ставках.В течение второй половины 13-го в. Орда не раз совершала опустошительные походы на Русь. Разорялись города и села.1251-1263 гг. – княжение Александра Невского.Из-за нашествий завоевателей, в процессе которых уничтожались поселения, пропало множество памятников культуры Древней Руси 10-13-го вв. В сохранности остались церкви, соборы, иконы, а также произведения литературы, предметы религиозного культа и ювелирные украшения.В основе древнерусской культуры лежит наследие восточнославянских племен. На нее оказывалось влияние кочевыми народами, варягами. Кроме того, особенности развития культуры связаны с принятием христианства, а также влиянием Византии и стран Западной Европы.С принятием христианства стала распространяться грамотность, развиваться письменность, началось просвещение и стали внедряться византийские обычаи.Эти изменения повлияли и на одежду 13-го в. на Руси. Ее покрой был простой и единообразный, вещи отличались главным образом тканью. Костюм стал более длинным и свободным, не подчеркивающим фигуру, а придающим ей статичность.Знать носила дорогие заграничные ткани (бархат, парчу, тафту, шелк) и меха (соболь, выдра, куница).

    История

    9.Великое княжество

    Причины объединения русских земель вокруг Москвы

    После ослабления власти Киева и постоянных междоусобных войн, Русь отчаянно нуждалась в объединении. Только целостное государство могло противостоять захватчикам и сбросить, наконец, татаро-монгольское иго. Особенностью объединения Руси было то, что не было одного четкого центра власти, политические силы были разбросаны по всей территории Руси.В начале 13 века существовало несколько городов, которые могли бы стать новой столицей. Центрами объединения Руси могли быть Москва, Тверь и Переяславль. Именно эти города обладали всеми необходимыми качествами для новой столицы:Имели выгодное географическое положение и были удалены от границ, на которых хозяйничали захватчики;Имели возможность активно заниматься торговлей благодаря пересечению нескольких торговых путей;Князья, правящие в городах, принадлежали к Владимирской княжеской династии, имевшей большую власть.В целом, все три города имели примерно равные шансы, однако умелое правление Московских князей привело к тому, что именно Москва захватила власть и постепенно стала укреплять свое политическое влияние. В результате, именно вокруг Московского княжества стало образовываться новое централизованное государство.

    Основные этапы объединения Руси

    Во второй половине 13 века государство находилось в состоянии сильной раздробленности, постоянно отделялись новые автономные территории. Татаро-монгольское иго прервало процесс естественного объединения земель, а власть Киева к этому периоду сильно ослабла. Русь находилась в упадке и нуждалась в совершенно новой политике.В 14 веке многие территории Руси объединились вокруг столицы Великого княжества Литовского. В 14-15 веках великие литовские князи владели Городенским, Полоцким, Витебским, Киевским и другими княжествами, под их властью была Черниговщина, Волынь, Смоленщина и ряд других земель. Правление Рюриковичей заканчивалось. К концу 15 века Литовское княжество так разрослось, что подошло вплотную к границам Московского княжества. Северо-Восток Руси все это время оставался под властью потомком Владимира Мономаха, а владимирские князья носили приставку «всея Руси», однако их реальная власть не распространялась дальше Владимира и Новгорода. В 14 веке власть над Владимиром перешла к Москве.

    В конце 14 века Литва присоединилась к Польскому Королевству, после чего последовал ряд русско-литовских войн, в которых Литва потеряла многие территории. Новая Русь начала постепенно объединяться вокруг окрепшего Московского княжества.В 1389 году Москва становится новой столицей.Окончательное объединение Руси как нового централизованного и единого государства завершилось на рубеже 15-16 веков во времена правления Ивана 3 и его сына Василия 3.С тех пор Русь периодически присоединяла некоторые новые территории, однако основа единого государства была уже создана.Для того, чтобы удержать новое государство вместе и избежать его возможного распада нужно было изменить принцип управления. При Василии 3 появились вотчины – феодальные владения. Вотчины часто дробились и мельчали, в результате, князья, получившие свои новые владения, более не обладали властью над огромными территориями.В итоге объединения русских земель вся власть постепенно сосредотачивалась в руках великого князя.

    Борьба с Ордой

    Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Постепенно Москва и другие русские княжества переходили к противостоянию Орде. Этому способствовала начавшаяся там «великая замятия» — кровавые междоусобицы, свидетельствовавшие о вступлении этого государства в период раздробленности. За два с половиной десятилетия в Орде сменилось до двух с половиной десятков ханов, случалось, что правили сразу два хана — к востоку от Волги и к западу от нее. Появлялись и исчезали временщики. Одним из них, самым сильным, был Мамай, темник, т. е. командующий 10-тысячным отрядом военачальник. Он фактически правил Ордой от имени ханов, которых русские летописцы звали «мамаевыми царями». Ожесточенная борьба ослабила Орду, и подвластные ей народы начали расправлять плечи.В 1365 г. рязанские князья разгромили войско ордынского князя. Он сжег Рязань, но, когда возвращался с полоном и награбленным имуществом, его настигли в степи рязанцы. Ожесточенное сражение закончилось их победой. Через два года та же участь постигла другого ордынского князя, разорившего нижегородские земли. Дмитрий и Борис Константиновичи, князья нижегородский и Городецкий, полностью разгромили «рать татарскую» на реке Пьяне.Прошло три года, и ордынцы опустошили Рязанскую землю. Опасность угрожала московским владениям. Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич, князь серпуховско-боровский, привели войско на Оку-реку «и татар не пустили и все лето там стояли».В середине 70-х гг. XIV в. Дмитрий прекратил выплату дани Орде и тем самым порвал с ней отношения. Тогда же восставшие жители Нижнего Новгорода перебили 1,5-тысячный ордынский отряд — «ни един от них избысть возмездия». В ответ Мамай послал карательный отряд, разоривший нижегородские места. В 1377 г. московские войска во главе с князем Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынцем и нижегородская рать взяли город Булгар и другие ордынские города на Средней Волге. Там некоторое время «сидели» русские наместник и сборщик пошлин. Часть торгового пути по Волге оказалась под контролем Москвы.Но в том же году ордынцы разгромили московских и нижегородских воевод на реке Пьяне. Недооценив силы врага, проявив беспечность, они потеряли бдительность — сложили доспехи в телеги и мешки (стояла сильная жара) и увлеклись хмельным питием («ездят пиани»). Неожиданный удар ордынцев закончился их полной победой. Победители подвергли страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества.

    Год спустя Мамай послал против Москвы войско во главе с опытным полководцем Бегичем. Но Дмитрию Донскому и его соратникам урок Пьяны пошел впрок. Навстречу татарам вышло большое московское войско во главе с самим правителем. Противники, примерно одинаковые по численности, сошлись в начале августа 1378 г. на реке Воже, в рязанских землях, к югу от Оки. 11 августа ордынская конница переправилась на северный берег Вожи и обрушилась на центр русских полков, которым командовал сам Дмитрий Иванович. Его большой полк отбил натиск и перешел в контрнаступление. С флангов бросились в бой полки правой и левой руки. Их мощный удар привел к разгрому и бегству ордынцев. Многие, в том числе и Бегич, погибли; другие, бросив огромный обоз, бежали в степи.

    10.Государь всея руси

    Годы жизни: 1440-1505. Годы правления: 1462-1505

    Иван III – старший сын великого князя Московского Василия II Темного и великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.На двенадцатом году жизни Иван сочетался браком с Марией Борисовной, тверской княжной, на восемнадцатом году уже имел сына Ивана по прозвищу Молодой. В 1456 г., когда Ивану было 16 лет, Василий II Темный назначил его своим соправителем, а в 22 года он стал великим князем Московским.Еще отроком Иван участвовал в походах против татар (1448, 1454, 1459 гг.), многое повидал и к моменту вступления на престол в 1462 г. Иван III имел уже сложившийся характер, был готов принимать важные государственные решения. У него был холодный, рассудительный ум, крутой нрав, железная воля, отличался особым властолюбием. Характером Иван III был скрытным, осторожным и к намеченной цели устремлялся не быстро, а ждал случая, избирал время, двигаясь к ней размеренными шагами.

    Начало правления Иван III ознаменовал выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына Ивана Молодого, наследника престола.Первая жена Ивана III умерла рано, и великий князь вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Константина XI, Зоей (Софьей) Палеолог. Их венчание прошло в Москве 12 ноября 1472 г. Она сразу же включилась в политическую деятельность, активно помогая мужу. При Софье он стал более суровым и жестоким, требовательным и властолюбивым, требовал полного повиновения и карал за ослушание, за что Ивана III первым из царей назвали Грозным.В 1490 г. неожиданно умер сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой. От него остался сын Дмитрий. Перед великим князем встал вопрос, кому наследовать престол: сыну Василию от Софьи или внуку Дмитрию.Вскоре был раскрыт заговор против Дмитрия, организаторы которого были казнены, а Василий взят под стражу. 4 февраля 1498 Иван III венчал внука на царство. Это было первое коронование на Руси.В январе 1499 г. был раскрыт заговор против Софьи и Василия. Иван III охладел к внуку и помирился с женой и сыном. В 1502 г. царь наложил на Дмитрия опалу, а Василий был объявлен великим князем всея Руси.Великий государь решил женить Василия на датской принцессе, но датский король уклонился от предложения. Боясь не успеть до своей смерти найти зарубежную невесту, Иван III выбрал Соломонию, дочь незначительного русского сановника. Брак состоялся 4 сентября 1505 г., а 27 октября этого же года Иван III Великий умер.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта