1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет
Скачать 0.66 Mb.
|
Винекот: концепция гармоничного взаимодействия среды и развития ребенка. У среды- поддерживающие и развивающие ф-ции. Ввел понятие холдинга – функция, которую реализует мать, поддерживающая ребенка. Благодаря матери ребенок знакомится с миром и развивается. Мать находится в спецефическом состоянии, у нее обострение чувствительности к нему. Стадии:
Стадия экстримальной зависимости от матери. Стадия интеграции: мать и ребенок – единое целое.
Стадия относительной зависимости.
Стадия достижения независимости. Развитие Я. Омнипотенция – желание власти. По Винекоту уже младенцу свойственны омнипотентные потребности. Воплощены в стремлении ребенка установить контроль над матерью – покусывание груди. +: мать умеривает активность ребенка => развитие self -: мать отбирает грудь и дает бутылку => в будущем слабое Я. Идеи Винекота:
М. Малер. Работала с аутичными детьми. Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми и инетриоризация этих отношений. Стадии:
Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии – безопасный сноподобный переход ребенка в мир.
Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.
Отделение ребенка от взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности. Субфазы:
Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности. Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование происходит через отношения с близким взрослым. Эмпатическое отзеркаливание – процесс аккуратного и сензитивного отражения взрослым чувств, потребностей ребенка. Карен Хорни социально-ориентированная теория психоанализа: социум, общество как источние развития. Общество и личность=сотрудничество. У человека есть врожденные потребности, а не влечения.У ребенка – потребность в безопасности. Это фактор, определяющий развитие личности. Пережив травму рождения, ребенок испытывает на себе враждебность мира, нуждается в безопасности. Ребенок крайне уязвим, человек никогда не находится так близко к смерти, как в первые часы после рождения. Если матери рядом нет, потребность в безопастности неудовлетворяется - у ребенка появл чувство тревоги. 3 варианта стратегий общения:
Последователи Фрейда ,но новые концепции: Юнг: Отказ от абсолютизации секс влечения как источника развития. Пересмотр влияния общества. Акцент падает на зрелые возраста. Процесс индивидуации – процесс становления зрелой личности. Основная цель - интеграция личности и достижение ее целостности. Стр-ра личности: 1.Бессознательное: - коллективное - личностное 2. Сознание Сознание – производная от бессознательного. Коллективное бессознательное – универсальные архетипы – врожденные модели, первичные модели, определяющие поведение. Коллективная родовая память. Адлер: Эта теория предвосхитила положения культ-истор теории Выготского. Индивидуальная психологическая концепция анализирует отношения семьи и ребенка в формировании личности ребенка. Человек – целостная саморегулирующая система. Каждая личность характеризуется стилем жизни. Развитие как самоопределение, развитие – выход из своей организмической оболочки. - стремление к совершенству из-за чувства неполноценности. Источник – неполноценность органов ребенка. Возникает понятие самопреодоления - Я-развитие. 14. Периодизация психического развития ребенка в психоанализе. См вопрос 11. 15. Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования. Джон Боулби (Bowlby, 1973) доказывал, что младенцы человека появляются на свет с запрограммированными формами поведения, которые позволяют им удерживать родителей поблизости и сохранять их в состоянии постоянной готовности откликнуться на их сигналы. По мнению Боулби, такие модели поведения выработались у людей и у других животных в процессе эволюции, частично потому, что они повышают вероятность защиты младенца от опасностей, а следовательно, выживания, достижения со временем половой зрелости и передачи им своих генов следующему поколению. Боулби предположил, что привязанность основывается на запрограммированном поведении как младенца, так и заботящегося о нем взрослого. Он считал, что она возникает благодаря такому поведению и затем поддерживается за счет приносящих удовлетворение внешних событий, таких как телесный контакт матери и ребенка, утоление голода и чувство комфорта. Тем самым, согласно его теории, на развитие и сохранение привязанности влияет и наследственность, и среда. Согласно Боулби, привязанность младенца к первому человеку, проявляющему о нем заботу, интериоризуется в виде внутренней операционной модели или схемы к концу 1-го года жизни. Младенец, используя эту модель, старается предвидеть и интерпретировать поведение матери и планирует собственные реакции. Как только внутренняя операционная модель создана, младенец продолжает ее придерживаться даже в том случае, когда поведение заботящегося о нем человека меняется. Так, мать, за время продолжительной болезни практически не занимавшаяся ребенком, может быть отвергнута им после ее выздоровления, так как младенец принимает недостаточное внимание к себе за неприятие. Это, в свою очередь, приводит к тому, что матери становится сложнее проявить отзывчивость В конечном итоге Боулби и Эйнсворт пришли к убеждению, что тип взаимоотношений родитель—ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые 2 года жизни, образует основу всех будущих отношений. Эта точка зрения рождает параллель с теорией раннего психосоциального развития Эриксона, о которой мы поговорим в этой главе далее. Феномен привязанности (от 7 месяцев до 1.5 года). До года формируется базовое доверие к миру. Адлер: у ребенка в этот период чувство общности. У отверженных детей этого чквства нет, у ихбалованных чувство, что весь мир работает на него. Томас Харрис – 4 модели поведения. (не знаю надо ли, из ОПП)
Ребенок маленький, слабый, ничего не может => ситуация детства внушает чувство вины.
Ребенок без поглаживаний. Холодный к чувствам матери, нелюбимый, отверженный.
Я тебя буду наказывать, вырастают агрессивные люди, преступники.
Мы можем сосуществовать, чтобы было хорошо. Существуют 2 основные методики наблюдения:
Привязанность является врождённым феноменом, проявляется в следующих формах поведения:
Л.И.Лисина. Привязанность – это проявление эмоционального контакта с матерью, который является ведущей деятельностью у ребёнка. В дальнейшем она перерастает в отношение привязанности к матери, проявляется на всём протяжении взросления как положительная установка по отношению к матери. Основные функции привязанности:
4 вида привязанности:
Хочет близости и контакта с матерью, в особенности в эпизодах встречи. Нет сопротивления взаимодействию с матерью. Может дружелюбно относится к незнакомке, но нужна мать. Разлучение вызывает стресс из-за отсутствия матери. Если плачет и мать берет на руки – кспокаивается.
Отсутствует приветствие по возвращению матери. Радушие смешивается с избеганием. Не сопротивляется, если его разлучают с матерью. Разлучение не вызывает стресса из-за отсутствия матери. Нет активного сопротивления взаимодействию с матерью, однако, может извиваться, чтобы мать его отпустила.
Стремится к контакту, однако, ярко демонстрирует сопротивление взаимодействию, особенно в эпизоде повторного возвращения матери. Когда уходит – с воплями бросается, но потом отталкивает. Характерна для эмоционально-неустойчивых матерей.
Характерна для матерей, кот страдали депрессией, подвергались насилию со стороны мужей. Шизоидные семьи, аутичные дети. Непредсказуемое поведение ребенка. Расстройства привязанностей:
Детям сложно выделить объект привязанности (детск дома, семьи алкоголиков)
Безразлично к кому привязываться (дет дома)
Отсутствие чувства застенчивости
Я плохой – ты плохой. Защитная агрессия ,дети легко переносят боль, их не страшат наказания. 16. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона. Выросла из психоанализа, но различия:
Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни. Развитие личности определяется взаимодействием трех линий:
Главным содержанием процесса развития личности становится процесс становления эго-идентичности. Идентичность – самотождественность, параметры идентичности:
Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда). Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, сущ сеситивные периоды к равитию какого- то определенного свойства личности. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Кризис осуществляется в радиусе значимых соц отношений. Общество предлагает ритуализации (они имеют общедоступное значение – вып вечер…; сочетают устойчивость и повторяемость с определенной новизной – укладывание спать ребенка, но каждый раз что-то новое; рит действия сохр на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы). противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например). Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру. 17. Периодизация развития личности в концепции Э.Эриксона Начало см. пред вопрос. Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития – формирование эго-идентичности. Для каждой стадии характерны задачи, которые выдвигаются обществом, которые определяют этапы развития, зависящие от достигнутого уровня психологического развития и от общества, в котором живёт индивид. Стадии: I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.) Базальное доверие: взаимная любовь, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других потребностей. Базальное недоверие: плохое обращение матери с ребёнком, пренебрежение, лишение любви, резкое отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Травма рождения, мать определяет либо позицию доверия, либо недоверия. Модус: получать – давать, взять – держать. Обожествляющая ритуализация. II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.) Самостоятельность (автономия): уверенность в себе, ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей. Сомнения в себе ,стыд: гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей. Модус: сдерживающе-отторгающий. Ритуализация рассудительная. III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.) Активность (инициатива): активное изучение внешнего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое общение. Новообр - целеустремленность Пассивность (вина): вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения. Новообр - заторможенность. Модус: вторжения и проникновения. Драматическая ритуализация – проигрываниевзр жизни. Рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. У мальчиков страх изза комплекса кастрации, у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства. IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.) Трудолюбие, прилежание: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее. Новообр – компетентность. Чувство собственной неполноценности: слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обречённости на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность. Новообр – инертность. Либо сверхуонкуренция, либо пассивный уход от задач. Технологическая ритуализация. Процесс сублимации – переключение энергии на социально желаемые стадии. Возраст психосоциального моратория, ограничений на сексуальную жизнь. V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.) Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым, формир эго-идент. Позитивн новообр – верность. Путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение. Деструктивн новообр – отказ от роли и смешение ролей, принятие негативной идентичности. Критическая стадия для формирования идентичности. Выбор между эгоидент и смешением идент. Радиус значимых отношений сверстники. Ритуализация – идеологическая. Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подр возраста: размытое чувство времени (ночь как одна минута), частичная утрата продуктивности, уход от близких отношений, стремление к одиночеству, примерка негативной идентичности. 4 статуса идентичности:
VI. Ранняя зрелость, молодость (20 - 25 л.) Близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью. + новообр – любовь как способ вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Взаимн забота, самоотречение.. Изоляция от людей: избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств. - новообр – исключительность, враждебность ко всему, что не мое. Выбор между близостью и изоляцией. Осознание неповторимость Я, тревога, связ с а=впросами примут ли меня ,потребность в стабильных секс отношениях. Ритуализация группирования. Ритуализм – касты, группировки… VII. Средняя зрелость (26 - 64 года.) Творчество (генеративность): позитивная творческая работа над собой и другими людьми, зрелая, полноценная разнообразная жизнь, удовлетворённость семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения. + новообр - забота Застой (стагнация): эгоизм, непродуктивность в работе, часто ранняя инвалидность, забота лишь о себе, всепрощение себя. – новообр - отвержение Личность принимает ответственность за все, что происх в семье, в трудовом коллективе. Ритуальзация – наставничество. Сущность кризиса – принять ли ответственность. VIII. Поздняя зрелость, старость (65 и более) Полнота жизни: постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка, принятие прошлой жизни такой, какой она была, понимание и принятие неизбежной смерти. +: мудрость Отчаяние: ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро, прошлое оценивается негативно, потеря веры в себя и других людей, боязнь смерти. -: презрение. Радиус значимых отношений – весть человеческий род. Ритуализация философская. 18. Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже. У Пиаже было 2 периода: ранний и поздний. В раннем у него была двухфакторная теория, в позднем важна роль активности субъекта. Изучал как происходит познание мира, открыл отличия мышления и речи детей от мышления и речи взрослых. Новый метод изучения мышления – метод клинической беседы. Тк считал, что мышление прямо выражается в речи (изза этого ошибки его ранних теорий). Отправные точки для теории Пиаже:
Механизм р-я – социализация, кот. рассматривается как способ преодоления эгоцентризма ребенка. Основные характеристики дет. мышления: - эгоцентризм (перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей, объекты и явления рассматриваются только со своей точки зрения) - магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) - анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей) - артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей) - реализм (не может фантазировать и представить что-то, если никогда этого не видел); - трансдукция (нет дедуктивного мышления, обобщения) - синкретизм - непроницаемость для опыта +: 1) описывается специфика детского мышления 2) констатируется эгоцентризм и ряд других возрастных феноменов развития мышления ребенка 3) отмечается роль социализации в развитии ребенка как общения (пока еще без действия) -: 1) не рассматривается развитие мышления ребенка в зависимости от условий его развития. 2) неверно рассматривается роль эгоцентрической речи в развитии ребенка – как выражение внутреннего содержания сознания, «логики чувств», а не как средство самоорганизации. Развитие мышления в трех напр:
Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последовательно. Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. В младшем школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок. Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания. Периодизация развития мышления:
На стадиях идет вытеснение природного и заменяется на социальное. Отличия аутистического – социального: - по происхождению: врожденное – прижизенно формируется - по принципу фун-ния: принцип удовольствия – принцип реальности - по отн. к внеш. Миру: не напр на внешн мир (фантазии) – напр на познание и преобраз внешн мира - по единице мышления: образ(неверб мышл) – понятие(верб мышл) Почему происходит переход от аутистич к соц? Существуют два типа отношений: принуждения (ребенок - взрослый) и сотрудничества (сверстники). Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замене ее эгоцентр мышлением. Отношения сотр приводят к социализированному мышлению. На стадии эгоц мышл две фазы: первая (до 7 лет) – принуждение в основном, живет в грезах, вторая - нужно договариваться со сверстниками, поэтому необх соу мышл. В концепции Пиаже сформулировано важнейшее пложение о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотрудничества. 19. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский). см предыдущие вопросы Пиаже попытался раскрыть качественное своеобразие детского мышления с его положительной стороны. В его исследованиях в центр внимания было поставлено то, что у ребенка есть, чем обладает его мышление в качестве отличительных своих особенностей и свойств. Клинический метод. Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью, и направленным разумным мышлением. Направленная мысль, или сознательная, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется непосредственно в образах. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития всё больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же аутическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов. «Мы назвали мысль ребёнка эгоцентрической, желая показать, что эта мысль остаётся ещё аутистической по структуре, но что её интересы уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены также и на умственное приспособление, подобно мысли взрослого» (Ж.Пиаже) Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:
Эгоцентрический характер мысли настолько необходимо внутренне связан с самой психологической природой ребёнка, что он проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта. Основное положение: аутизм является первичной и основной ступенью, над которой надстраиваются все дальнейшие ступни в развитии мышления. |