Главная страница

История государства и права зарубежных стран. 1. Предмет, метод истории государства и права зарубежных стран. Значение изучения предмета игпзс


Скачать 364 Kb.
Название1. Предмет, метод истории государства и права зарубежных стран. Значение изучения предмета игпзс
АнкорИстория государства и права зарубежных стран.doc
Дата22.12.2017
Размер364 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория государства и права зарубежных стран.doc
ТипДокументы
#12574
страница1 из 3
  1   2   3

История государства и права зарубежных стран

1.Предмет, метод истории государства и права зарубежных стран. Значение изучения предмета ИГПЗС

ИГиПЗС относ. к числу тех общ. наук, к/е принято наз. историко—прав., т.к. они имеют прямое отнош. как к науке истории, так и к науке о гос-ве и праве. В отличие от общей истории историко—прав. науки не исследуют общ-во в целом, а имеют предметом своего изучения истор. процессы развития сложной системы гос. и юр. уч-й.

Предмет ИГиПЗС– это отнош. соц. сил м/ду народами, нациями, гос-ми по поводу суверенитета власти и прав человека.

Предмет ИГиПЗС вкл. в себя сл. положения:

1) изуч. возн., развития и функцион. гос-ва и права стран, оказав. сущ, влияние на историю государ-ти;

2) анализ содерж. гос.—прав. процессов, протек. в опред. послед-ти;

3) исследов. присущих им причинно—следств. связей и конкретно—истор. закономер..

Осн. методы ИГиПЗС: 1) историч.; 2) сравнит.—исторический; 3) системно—структурный; 4) статистический; 5) запрета; 6) обязывания; 7) дозволения; 8) императивно—властный.

Историч. метод подх. к гос-ву и праву как к изменяющимся во времени, развивающ. явлениям. Данный метод выявляет осн. элементы изуч. объекта и происход. в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотнош.. Сравнительно—историч. метод исходит из сопоставления исторических фактов.

Системно—структ. метод эффективен при исслед. самоуправляющ. систем, сост. из множества взаимодейств. элементов, с целью изуч. их внутр. и внешних связей, выявления системообразующих элементов. Статист. метод позволяет выявить закономер. возн., распрост., темпы развития и другие стороны определ. истор. процессов.

ИГиПЗС рассм. как:

1) отрасль права – сов. норм, закрепл. полит. систему общества, эконом. систему гос-ва, форму правления, форму гос. устройства, прав.статус личности;

2) науку;

3) учебную дисциплину.

ИГиПЗС сод. важные сведения и для изуч. отрасл. и прикладных юр. дисциплин. Эти знания необх. для глубок. пон. гос., гр. права, др. отраслей права, гр.-проц. и уг.-проц. деят-ти.

ИГиПЗС сущ. пополняет соврем. прав. науку и практику, освещая конкретно-историч. опыт, развивая новые подходы и поставляя новую инф-цию. Не сущ. жестких границ между прав. дисциплинами. Отрасл. дисциплины, изучающие деят-ть суда, адвокатуры, нотариата, юр. службы и юр. фирм широко испол. теорет. и историко-прав. знания. Самые разл. ведомства, службы, специалисты связаны едиными технолог. процессами правотворч. и правореализации.
2.Периодизация государства и права – деление истории государства и права на этапы, с учетом динамики главных, существенных признаков исследуемого явления (временная типологизация).

Этап истории государства и права - такой временной период, когда государство и право находятся в устойчивом состоянии и не претерпевают каких-либо значительных качественных изменений (исторический тип государства и права).

Два основных подхода лежат в основе переодизации государства и права:

Линейный подход:

1.регресситские концепции

2.прогресстские концепции: а) модернизационный подход, б) формационный подход

Циклический подход

Прогресситский подход - истолкование исторического развития как однонаправленного движения.

Регресситский – деградация человеческого общества.

Теории циклического развития -исходят из представлений о распадении единой истории человечества на множество отдельных и замкнутых цивилизаций.

Формационный подход:

Основатели – К.Маркс, Ф.Энгельс.

Философская основа – материалистическая диалектика, марксистское учение о истории.

Основные категории – социально-экономическая формация, базис, надстройка, революция.

  • Общественно-экономическая формация – исторически определенный способ производства и соответствующий ему общественный и государственный строй.



  • Базис – экономический строй общества на данном этапе его развития.



  • Надстройка – это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и др. учреждения



БАЗИС

Производственные силы общества – орудия, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду (усл. технологии).

Производственные отношения – отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе общественного производства материальных благ (усл. отношения собственности).

Социально экономические формации - первоытно-общинная—рабовладельческая—

Феодальная---- буржуазная--- коммунизм

Исторические типы государрства и права- рабовладельческая – феодальная-буржуазная-социалистический

Модернизационный подход:

  • Основоположники: множество альтернативных авторов, среди них Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс.

  • Суть подхода: эволюционные, последовательные изменения под воздействием внешних факторов.

  • Направленность развития: от «неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности» (Г.Спенсер).

Этапы развития общества:

Г.Спенсер

Мелетаризм

Индустриализм

Дюркгейм

Общество с механической солидарностью

Общество с ограниченой солидарностью

Цивилизационный подход

  • Основатели: А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин, И.Абдзиралович и др.

  • Сущность: История представляет собой органический процесс развития самобытных национальных культур, и исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций.

Развитие общества,государтсва и права при циклическом подходе:

Возникновение-рост-расцвет-упадок-смерть


3. Первобытное право: функции и принципы

Сущность первоб. обычного права сост. в том, что оно восприним. соплеменниками как высшая справедливость, как нормативность, обяз. соблюд. всеми во имя обесп. жизне-ти и без-ти к/го и всех сородичей вместе.

Гл. функцией права для первоб. общ-ва была ф-я обесп. сохр. и развит. стабильн. рода. Она реализ. посредством нормат. закрепл. стабильных и надёжных условий, необх. для сущ.

Тесно связаны с ней ф-и фиксирования, сохр. и передачи традиц. культур. ценностей. Социализ. в первобытных группах осущ. посредством передачи старшим поколениям знаний в форме разл. нормат. систем.

Ф-я внутр. дифференц. и интеграции общ-ва. Диффиренц. была связана как с осущ. общинником разл. соц. ролей, так и с последств. общ. разд. труда.
4.Государственность в Древнем Вавилоне (Месо-потамия). Краткая история образования государства, государственный строй, общественный строй

Вавилонское гос-во распол. в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые гос-ва на этой тер-рии возн. в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-гос-ва, в общ. и гос. строе к/х длит. время сохр. пережитки родоплем. орг-ции. Древн. населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое назв. гос-во Шумер, история к/о насчитывает семь веков.

Удобное географ. положение обеспеч. возвышение Вавилона. Он станов. столицей небольшого царства. Первые пять вавилон. царей значит. расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного гос-ва, вкл. большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи гос-во, получив. название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

Общ. строй Вавилонского государства

Как всякое рабовлад. гос-во, Др. Вавилон знал дел. общ-ва прежде всего на своб.. и рабов.

Рабы («вардум») сост. низший общ. слой. Рабами станов. военнопленные, а также порабощ. и ставшие бесправными свободные. Рабы рассм. законом как вещь, нах. в полной соб-ти хозяина. Право соб-ти на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Поврежд. их здоровья или лиш. их жизни счит. не более как поврежд. имущ-ва их господина, к/му виновный обязан возмест. ущерб. Раб не имел права самост. распоряж. чем бы то ни было из им-ва господина, даже если польз. большим доверием со стороны последнего.

Рабы были царские, храмовые, частновладельч.. Они не могли быть собств-ми. Имущество, к/е имели рабы, нажив. с разреш. господина, но счит. частью соб-ти господина и переход. к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не огранич. власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составл. меньшинство, польз. защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свобод..

Своб. население Вавилона, в свою очередь, дел. на полноправ. и неполнопр. Полноправ. своб. гр-не «авилум» (человек, муж) сост. осн. массу населения. В бол-ве своем они владели землей, несли имущ. и личные повинности в пользу гос-ва.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обяз. воинов, бывших осн. опорой гос. власти. Зем. наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Взрослый сын воина станов. законным наследником его надела. Воины, обесп. зем. наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступ. в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступ. вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гр-м противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос «мушкену» в сословной стр-ре вавил. общества не решен однозначно. Происх. этой соц. группы с достоверностью не уст.. На неравнопр. положение «мушкену» указ. статьи закона, опред. наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное «мужу», каралось соотв. членовр-вом виновного, но если членовр-во было сов. по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, нах. в соб-ти царя или храма,-- 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену»- это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по др.- вольноотпущенники.

Наряду с сословиями законы Хаммурапи указ. также проф. занятия населения. Первое место зан. придворные служащие, из к/ законы наз. царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из др. гос. служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум».

В соотв. с важным гос. знач. религии и храмов в Вавилонии почетное полож. среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница.

Государственный строй Вавилона

Древневавил. царство предст. собой централиз. гос-во. В руках царя была сосредот. законод., исполнит. и суд. власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассм. как наместник и служитель бога на земле. Т.о., глава гос-ва не был самост., его деят-ть направл. свыше, богом. Снизу царская власть огранич. сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии - Ниппур, Сиппар и Вавилон - имели льготные грамоты, ставившие их в привилегиров. полож..

Древневавил. правители создали отлаженный механизм упр-я. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего гос-ва. Поэтому в гос-ве ценились умелые и опытные чиновники.

В системе гос. органов упр-я различ. центр. и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно огранич. функциями, сохр. органы общинного самоупр-я, осущ. некоторую администр., финансовую, судебную власть.

Суд. функции выполняли чиновники, назнач. царем: наместники и правители местности. Высшей суд. инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.
5.Государственность в Древнем Египте. Краткая история образования государства, государственный строй, общественный строй

Образ. Египетского гос-ва. Возн. гос-ва в Египте происх. приблиз. в пятом тысячелетии до н.э. в резт-е разлож. родового общ-ва, выд. родовой знати и появ. рабства. 

В пятом тысяч. до н.э. в Египте созд. несколько десятков примит. образов. - номов, к/е после долгих войн в середине четвертого тысяч. объедин. сначала в два царства - Верхний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное), а затем, после кровопролитной войны, образ. к исходу четвертого тысяч. до н.э. одно централиз. гос-во. 

Образ. номов, группировка их в два царства и последующее объединение в одно гос-во были вызваны растущим классов. рассл. и необх-тью централиз. руков-ва системой ирригации. 

Период. истории гос-ва и права Древнего Египта.

Первый период после объединения Верхнего и Нижнего Египта носит название Раннего царства (около 3100 - 2800 гг. до н.э.).

Второй период - так назыв. Древнее, или Старое царство (около 2800 - 2250 гг. до н.э.)

Наст. третий период - время Среднего царства (около 2050 - 1700 гг. до н.э.).

В четвертый период - Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н.э.

Общественный строй Древнего Египта.

Осн. занятием населения Др. Египта были земледелие и скотоводство. 

Для земледелия в Египте были благопр. условия, поскольку река Нил питала водой обширные пространства земли. В период Древнего царства население нач. зан. скотоводством. Развив. также и ремесло, хотя орудия труда изготавл. еще из меди и камня. В период Среднего царства появл. бронза, но широкое ее использ. происх. в Новом царстве. В Новом царстве появл. изделия из железа. 

К созд. оросительных сооружений привлек. не только рабы, но и своб. крестьяне и ремесленники. В экстр. случаях в работах участвовали и представ. высших слоев населения.
Верхний слой египетского общества сост. жрецы, чиновники и военная знать.


Жрецы разд. на группы соотв. большому кол-ву культов, сущ. в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руковод. всем жреческим персоналом, служ. данному божеству.

Особый разряд сост. царские жрецы, ведавшие культом царя-бога. 
Жрецы заним. важное полож. в Гос-ве, их назн. на видные должности.


Наряду с рабами подверг. эксплуатации своб. крестьяне и ремесленники. Одни из крестьян жили на гос. земле самост. общинами. Каждый из крестьян имел свой надел, за польз. к/м уплачивал сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне были прикреплены к земле, пожалованной царем храму, сановнику или воину.

Рабы. Рабовлад. в Египте появл. еще до образ. централиз. гос-ва. Гл. источником рабства был военный плен. Рабами стан. не только чужеземцы, но и египтяне, побежденные в междоусобных войнах. Сущ. до опред. времени и долговая кабала в результате утраты свободы неоплатным должником. 

Добытые в войне рабы формально счит. соб-тью гос-ва, фактически царя. Предоставляя сановникам во владение земли, царь вместе с землей давал некоторое кол-во гос. рабов. Тяжесть эксплуатации, к/й подверг. не только рабы, но и крестьяне и ремесленники во всех периодах истории Древнего Египта, вызывала острую классовую борьбу.

Гос. строй Древнего Египта. Гос-во в Др. Египте имело форму деспотии. В нем вся полнота власти номинально принадл. одному лицу, правящему с помощью более или менее сложного централиз. бюрократич. аппарата (царю-фараону). Фараоны принадл. к одному роду и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV - начало III в. до н.э.) насчит. 30 династий в истории Египта. 

Характерной чертой деспотии, сложившейся в Египте, был религ. культ главы гос-ва царя-фараона. Необх-ть созд. и поддерж. в порядке ирригационные сооружения было осн. причиной тенденции к полит. централиз. и к укреплению деспотической власти.

В истории Др. Египта были нередки случаи свержения фараонов и террористич. актов против них. Самый культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом хар-ре коллект. господства жрецов, воинов и чиновников, к/е усиленно внушали трудящимся массам представ. о фараоне как о божестве. 

По словам египет. текстов, царь выд. среди миллионов и считался богом, сыном бога солнца Ра. Перед царем все и даже вельможи должны были падать ниц и целовать прах у его ног. Великой честью счит. дозволение целовать его ноги. Царь не умирал, а "заходил за свой вечный горизонт". Его дворец считался храмом, а придворный этикет предст. собой религ. культ. Обожествление фараонов выраж. также в том, что после их смерти воздвигались грандиоз. гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудит. порядке отрывались от производит. труда.

Уже в Древнем царстве созд. большой бюрократ. аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя. В историч. и историко-юр. лит-ре его наз. "везир" (египетское наим. "джати" или "тсати"), а иногда - "верховный сановник". 
6.Государственность в Древней Индии. Краткая история образования государства, государственный строй, общественный строй

Древнеиндийское гос-во возн. как рабовладел., тем не менее в его праве отсутст. отчетливое противопостав. свободных и рабов. Рабский труд не играл значит. роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существ. особ-тью древнеиндийского рабства было наличие гос. зак-ва, направл. на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Общ. строй.

Правители первых гос. образ. (протогосударств) раджи вып. простейшие функции упр-я, обесп. внешнюю без-ть, вершили суд, распоряж. как военачальники фондом земель.

В нек/х гос. образ. власть раджи была выборной, лишь со временем утв. наследств. принцип получ. царственности. При выборных монархах вся полнота правления сосредотач. в руках совета старейшин.

Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств возникают первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных гос. образ., возн., возвышающ. и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной гос. власти, ставшая характ. чертой древнеиндийской цивилизации.

С усилием общ. неравенства военный вождь племени (раджа),который ранее выб. собранием и не мог быть смещен им ,все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного упр-я, а дол-ть раджи велась борьба между представит. знатных и могуществ. родов в племени. Со временем эта должность станов. наследственной.

Самым крупным и сильным гос-вом того времени была Магадха. Наивысшего могущества это гос-во достигло в IV - III вв. до н.э. при династии Маурьев, объедин. под своей властью почти всю тер-рию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассм. как особая веха в развитии древнеинд. государ-ти. Это был период крупных полит. событий. Созд. объедин. индийского гос-ва способств. общению разл. народов, взаимод. их культур, стиранию узких плем. рамок.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой гос-ва считался царь. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.

Центр. адм.-военный аппарат в Индии был относит. слаб по сравнению с др. гос-ми Др. Востока, что было тесно связано с сохр. важной роли в гос-ве органов общинного самоупр-я.

Индусская полит.-религ. концепция «богоугодного царя» (девараджи) предпис. ему вып. особой драхмы. Царю вверялось также осущ. правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, д/б возгл. борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важн. функцией царей была орг-ция публ. работ, освоение и заселение царских земель, стр-во ирригац. сооружений.

Сохр. гос. единства требовало твердого гос. упр-я.

Спец. группа царских чиновн. была связана, например, с орг-цией упр-я царским хоз-м, с деят-тью по пополн. царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призв. надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр.

Особой сложн. в империи Маурьев отличалось адм. деление и связ. с ним система местного упр-я. Лишь часть тер-рии империи нах. под непосред. упр-ем царя и его двора. Самой крупной адм. единицей была провинция. Среди них выд. пять наиболее крупных провинций, управл. царевичами, и погран. провинции, управл. др. членами царской семьи. В ф-и правителя провинции входила защита ее тер-рий, охрана порядка, сбор налогов, обесп. строит. работ.

Менее крупной адм. единицей был округ, возгл. окружным начальником, в его обязанности входил контроль над сельской адм-цией.

Наиб. извест. явл. Законы Ману (Ману-мифический бог).

В период созд. Законов ману в Индии уже хорошо пон. разницу между соб-тью и владением при этом. Законы указ. 7 возм. способов возн. права соб-ти: наследование, получ. в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполн. работы, а так же получ. милостыни. Среди осн. видов соб-ти Законы наз. землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

Для древней Индии харак. большая патриарх. семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зав. от своего супруга и сыновей. Брак предст. собой имущест. сделку ,в рез-те к/й муж покупал себе жену и она станов. его соб-тью. Законы ману опред. полож. женщины сл. образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подверг. страшным карам, вплоть до смертной казни.

Среди прест., наз. Законами Ману, на первом месте стоят гос.. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Среди имущ. преступ. Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь.

В древней Индии сущ. две системы судов - царские и внутриобщинные.

Высшей суд. инст. был суд, в к/м участвовал сам царь или замещ. его суд. коллегия (сабха), состоящая из назнач. царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, драхмы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.
7. Государственность в Древнем Китае. Краткая история образования государства, государственный строй, общественный строй

Кит. гос-во возникло во 2-м тыс. до н.э. Возникновение гос-ва в Древней Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь завершил покорение др. племенного союза. Глава победителей сделался «царем». Создание первоначального примитивного гос-го образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью орг-ции про-ва, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты тер-рий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства – вана ,обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании админ. аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. В последние века до новой эры и в первые века новой эры кит. общ-во и гос-во развивались по пути от рабовладения к феодализму.
8. Законы царя Хаммурапи: общая характеристика, имущественное, обязательственное, брачно-семейное, уголовное право и процесс

Свод законов Хаммурапи созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.) явл. одним из древнейших закон-ных памятников. ЗХ состоит из 282 ст. 

Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Значит. часть пр. норм ЗХ была посвящена регулированию общ. отн-ний, связанных с царско-храмовым хозяйством.

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора - нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней пис. договора, то эта женщина не жена».

Уг.право Законника отлич. значит. суровостью. В основе идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть «равным» преступлению. Это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. Прямолинейное применение этого принципа исключает установление субъективной стороны действия — умысла, неосторожности, случайности.
9. Древнееврейское право: общая характеристика, источники, имущественное, обязательственное, брачно-семейного право. Уголовное право и суд

Еврейские кочевые племена появ. на землях историч. Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII - XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на гос-ва Палестины и Финикии, союз родств. племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев.

Начало древнееврейск. права относ. ко времени полулегендарного пророка Моисея(XIII в. до н. э.), с именем которого связыв. начало освоения евреями Палестины, сост. религ. заповедей и первых законов.

Еврейское право не прекр. своего сущ. с падением Древней еврейской государственности.

Законодательство Моисея

Древние правила, припис. в Библии пророку Моисею, уст. орг-цию древнееврейского общества на строго и узконац. начале. Еврейская община форм. как замкнутый соц. организм, связ. общими традициями, религ. правилами и, главное, особыми отнош. с Богом, недоступными др. народам.

Семейно-брачное право

В религ.-прав. традиции древних евреев семья занимала значительно большее место в общем укладе, чем это было привычно для др. народов Ближнего Востока. Брак для евреев признав. не только желательным, но и прямо обязат. для всех старше 13 лет; освобож. только «изучающие закон», хотя и для священн. брак не был запрещен. Формально браки м/б и разноплеменными, но священ. характер им придавало только религ. единство. Заключался брак от имени отцов жениха и невесты. Отец или брат выст. также в роли жреца при его заключ.. Самой процедуре предшествовало обязат. обручение, а свадьба сверш. через 7 дней. Закл. брак или письм. договором, или узаконен. сожительства.

Полож. мужа и жены в браке сущ. разнилось. При первом вст. в брак женщина обязана была засвидетельс. свою непорочность: оказавш. недевственницей в первую брачную ночь не запрещалось и убить перед домом отца. Для мужа в принципе доп. многоженство ради деторождения Весьма подробно в законах регулир. взаимные обязанности мужа и жены. Муж д/б давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею сожительство. Жена обязывалась в безусловной верности и послушании мужу; все свои имущ. приобрет. д/б передавать ему. Развод призн. возм. по инициативе и мужа и жены. Однако женщина могла развестись, не выдвигая никаких к тому причин, только если ей не было в замужестве 12 лет. В остальных случаях необх. было обосновать нарушение мужем своих супруж. обязанностей. Запрещалось возобновлять единожды расторгнутый брак.

Имущество и обязательства в праве

В связи со знач. влиянием на право религиозно-патриарх. начал имущ. собствен. отношения были развиты слабо. Зем. владения евреев были не вполне законч. семейной соб-тью: считалось, что евреи владеют землей как бы на условиях наследственного держания от Бога за обязанность исполнять его законы.

В древнем праве слабо были развиты и обязательс. отнош.. Договоры д/б закл. публично – при свидетелях, в особой символической форме или перед судом. В отдельных видах договоров исполнение обеспеч. оформл. заклада на имущество должника, остальные – письменными обязательствами, которые должны были точно следовать установленным на тот или другой случай правилами.

Уголовное право и суд

На принципы древнееврейского УП в наибольшей степени повлияли треб. и предпис. религии и ветхозаветных заповедей. Многие – и все важнейшие – преступления древнего права наказыв. именно потому, что были нарушениями этих заповедей. Наказуемым было ранее всего греховное действие, и степень важности греха предопределяла степень возможного наказания.

Виды преступлений: прямые нарушения заповедей; убийство, преступления против личности: членовредительство, оскорбление семьи, рабов; кража.
10. Общая характеристика архаичного и античного права и государства.

Архаичное право — это царство казуистики, причем казуистики неупорядоченной. В развитии казуистического права римлянам принадлежит выдающаяся роль. Они прекрасно развили казуистику, сделали ее хитроумной, позволяющей учитывать даже практические последствия решения каждого конфликта. Однако у них не получилось системы, основанной на анализе и синтезе понятий, позволявшей выработать механизм управления, действующий наглядно и едино.

Три причины отсутствия систематизированности норм архаичного права.
1.недостаточный уровень развития интеллекта людей, невозм-ть отразить это в пр. источниках.
2.относительная простота общ.жизни.

3.медленное и незамет. изм. архаичных норм. Нормы архаич. права носили устный хар-р.

В архаичном праве отсутств. конструкция вины. Архаичное право было объективистским, т. е. правом, где акцент делался на то, что именно произошло и произошло ли вообще. Было совершенно не нужно уст., виновно ли совершено деяние. Эти тонкости были не важны и не исследов. в процессе разреш. дел. Пост. побудет такое понятие, как «преднамеренн.» (умысел). Дел. вины на умысел и неосторож. ещё более позднее наслоение. 

Античное (греко-римское) общество – новая, более высокая ступень развития человеческой цивилизации по сравнению с Древним Востоком.

Ос-ти становл. государств. в античном мире, в отличие от стран Востока) во многом предопределялось природно-географ. факторами: близость моря, изрезанная береговая линия с многочисленными естеств. гаванями, теплый, но не жаркий климат, сложный рельеф, наличие полезных ископаемых.

Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место. Античному миру были известны разл. формы гос-ва. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая.
11. Характеристика Афинского права: общая характеристика, право собственности, обязательственное, брачно-семейное, наследственное, уголовное право и процесс

Афинское право предст. собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы др. полисов, особенно вход. в состав Афинского морского союза.

Источники права:

• Обычное право

• Законодательная деятельность верховных органов власти

• Законы Драконта (621 г.до нэ) –

• Законы Солона

• Псефизмы – постановления народных собраний

Имущ. отнош.. Афинское право не знает четкого разл. между вещами. Однако, прав. статус недв-ти имел свои особ-ти. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность.

Обязател. отн-ния возникали либо из договора, либо из деликта.

Вступление в брак в Афинах счит. обязат.. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключ. с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение.

Наследование осущ. по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь явл. сыновья, дочери могли получ. наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

Афинскому праву были известны сл. виды пресс-ий: гос-ные, против семьи, против личности, против собс-ти. Различ. умыш. и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию. Наказание для рабов и свободных было различным. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.
12. Афинская рабовладельческая демократия. Развитие общественного и государственного строя

Свободные гр-не Афин обладали достаточно широким спектром прав и свобод, данное гос-во было по-настоящему дем-ким, т.к. в Афинах того периода демократия была прямой, а не представительной.  в соц. структуре афинского общ-ва - можно выделить 4 осн. категории населения: 1) зажиточные граждане-рабовладельцы, 2) демос - полноправное в полит.отн-нии, но бедное или среднее по своему имущ-му положению население, 3) метеки - свободное, но полит. неполноправное население неафинского происхождения; 4) рабы. власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущ-ных противоречий и поддержание соц. стабильности. Гос. аппарат афинской демократии состоял из сл.органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Афинское гос-во представляет собой первый в истории человечества опыт демокр. республики. Эта демократия имела ограниченный хар-р. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.
13. Древний Рим: краткая характеристика развития общественного строя и государственных органов на основных этапах развития (республика, принципат, доминант)

\ В истории римского государства различают три основных перио­да:

древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозви­щу Гордый в 509 г. до н. э.;

республиканский — ох­ватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н. э.);

имперский — распадается на два подпериода:

  • период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функ­ции многих высших должностей республики — главного жреца (пон­тифика),главнокомандующего армией, трибуна и др.

  • период домината (от dominus — господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи.

В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, се­нат и народное собрание.

Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался по­средником между богами и римским народом.

Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первона­чально его членами были главы римских родов. Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, кото­рый в то же время не мог игнорировать знатность и влияние отдель­ных патрицианских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по управленческим вопросам.

В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Собрание обладало правом наделять выбираемого им царя высшей властью (империумом), оно же утверждало все принимаемые законы.

В период республиканской истории основными учреждениями вла­сти стали магистраты, сенат и народные собрания.

Магистратами в Риме называли различные должностные лица. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев.

Основными чиновными персонами в республике были консу­лы, преторы, цензоры, эдилы и квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были пона­чалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консу­лов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так называе­мого ценза — списка населения с последующим распределением гра­ждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц.

Эдил осуществлял исполнение функций по организа­ции и контролю за общественным порядком — на улицах, рынках и т. д. Квестор первоначально проводил дознание по публичным де­ликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смеще­нием последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много пе­ремен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, установление военных диктатур.

Первый император периода принципата Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении «первый гражданин Римского госу­дарства».

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению не­скольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвя­щенником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената.

Доминатвозник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным власти­телем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концеп­цией перехода верховной власти от народного собрания к императо­ру. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законода­тельные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основ­ным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские зако­ны вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих усло­виях было решено избрать 10 человек, с тем чтобы они подготовили законы для города-государства. Законы были одобрены народным собранием в 449 г. до н. э. и названы «Законы XII таблиц».

Законы XII таблиц представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отноше­ниям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить в сле­дующем виде:

1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. 1-й);

  1. Процесс против несостоятельного должника (III);

  2. Положения об отцовской власти (IV);

  3. Опека, наследование, собственность (V—VI);

  1. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII—VIII);

  2. Публичное и сакральное право (ius publicum, ius sacrum), уго­ловное право (IX—X);

  3. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного соб­рания имеют силу закона (XI—XII).


4. Феодальный строй. Экономические, социальные, культурные предпосылки формирования права в период расцвета и позднего Средневековья. Сословные нормативные системы Средневековой Европы

Гл.содержанием средневековой эпохи, которое определило ее особенности, было возникн. и развитие нового общ. строя— феодального. Власть феодального сеньора закреплялась торжественным ритуалом, в ходе которого сюзерен давал клятву защищать своего вассала (подданного). В ответ вассал присягал своему сюзерену. Гл. ос-тью феодализма было то, что статус феодала был прочно связан с двумя др.общ-ми институтами - землевладением и военной службой. В соц-экон. области образование средневековых городов определялось отделением ремесла от с/х, развитием товарного производства и обмена, концентрацией занятого в них населения в отдельных населенных пунктах. Во второй период средневековья общ.эволюция заметно ускорилась под воздействием обмена, товарного производства и денежных отношений. 
15. Франкская империя Каролингов: формирование государства, государственная организация империи, законодательство империи, распад империи
  1   2   3


написать администратору сайта