экзамен истроия все ответы. 1. Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук. Функции исторического знания. Методология и методы исторической науки
Скачать 434.11 Kb.
|
1. Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук. Функции исторического знания. Методология и методы исторической науки. Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук История- наука о прошлом чел. общ. и его настоящем, о закономерностях их развития общ. жизни, конкретных формах в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс который раскрыв в явл. чел. жизни, сведения о которых сохранились в истории, памятниках и письменных источниках. Письменный исторический источник – документ написанный современником описываемых событий. История-наука многоотраслевая излагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания. Истор. науки: этнография(народ, быт, культура), археология(по веществ. источникам, древности изуч.) Истор. по широте изучения объекта: всемирная; континентов; народности; государств; края (краеведения). Сущ. вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, но изучая его детально, таким образом, это способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом. Пример: палеография – рукописные памятники, старинное письмо. нумизматика - монеты, ордена, денежные системы флаговедение – флаги, истор. процесс. геральдика – герб страны, городов, история и происхождение. краеведение – история местного края. К наиболее значимым вспомогательным истор. дисциплинам относятся: 1)источниковедение и след. истор. источники 2)историография – задача, описание и анализ вкладов, идей и концепция историков и изучение закономерноестей в развитие истории науки. Функции
Методология и методы исторической науки Метод –это способ исследования, который показывает как происходит познание. Более 2 тыс. лет назад возникли 2 основных подхода в истории мысли: -идеалистический – сознание и дух первичны, а материи вторичны. -материалистический – экономику, быт, политику, потом в дух. виду развития. Методы:
2. Этапы развития исторической науки.
Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники. Проблема соотношения истории (как науки) и мифа наиболее важна также для эпохи, когда начинают появляться первые исторические описания, но ещё продолжают господствовать старые мифопоэтические схемы и соответствующие тексты, преимущественно космологического содержания. Однако миф относится к туманному прошлому, когда мир выглядел совсем иначе, чем теперь; легенда же, напротив, имеет дело с историческими персонажами; она относится к определённому месту и племени, связана с событиями, обладающими актуальной ритуальной или социальной значимостью. Ранние образцы исторических трудов возникли как жанр повествовательной литературы, теснейшим образом связанной с эпосом, мифологические основы которого не вызывают сомнений
Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродотаи Фукидида. Греческого историка Геродота(между 490 и 480-ок. 425 гг. до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 гг. до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 гг. до н.э.
В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 гг. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием христианства. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430 гг.). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594 гг.) и Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096гг. ). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства». На Руси в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия. Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятельНикколо Макиавелли (1469-1527 гг.) в работе «Государь» (1513 г.) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
В эпоху Нового времени западноевропейские историки отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира. Итальянский философ, один из основоположников историзма Джамбаттиста Вико (1668-1774 гг.) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и идею просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука Нового времени оставалась на идеалистических позициях. Они объясняли ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Франсуа Гизо (1787-1874 гг.), Огюстен Тьерри (1795-1856 гг.), Франсуа Минье (1796-1884 гг.), создавшие буржуазную теорию классовой борьбы. В XIX в. немецкие историки Фридрих Шлоссер (1776-1861 гг.) и Вильгельм Онкен (1838—1905 гг.) создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов). Исторический метод подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавалГеорг Вильгельм Гегель (1770-1831 гг.). Однако последовательно принцип историзма был разработан Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.). Его отличительная черта – распространение на все сферы (природу, общество, мышление) объективной действительности. В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» Василия Никитича Татищева (1686-1756 гг.), «История Российская»Михаила Михайловича Щербатова (1733-1799 гг.) в 20 книгах. Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879 гг.), «Русская история» Николая Ивановича Костомарова (1817-1885 гг.) и «Курс русской истории» Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.).
Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби(1889-1975 гг.), американца Уолта Ростоу (1916-2003 гг.), Макса Вебера(1864-1920 гг.), Марка Блока (1886-1944 гг.), Элвина Тоффлера(р. 1928) и др. Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1860-1933 гг.), Михаил Николаевич Покровский(1868-1932 гг.), Евгений Викторович Тарле (1876-1955 гг.), Василий Васильевич Струве (1889-1965 гг.) и др. 3. Понятие и типы цивилизаций. Цивилизация – гражданский гос. полит. термин, был введен французским просветителем для обозначения общества, в котором царствует свобода, справедливость и правовой строй. Типы: -природные сообщества -восточный -западный -современный Природные сообщества Как правило, непрогрессивная форма существования, к которому относится исторические сообщества живущие в рамках природного годового цикла. Как правило они ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура верования связана и обожествлением сил природы, функции связи между обожествленными силами и сообществами выравнивают предводители общин. (жрецы) Средствам интеллектуального эмоционального освоения мира выступает мифология, для этих сообществ характерен традиционализм, неизменность однажды установленных порядков, поддержанных системой запретов (табу). В социальных организациях господствует коллективизм, одному выжить невозможно. Властные отношения осуществляются на основе авторитета, власть передается либо выбранным представителем, либо по наследству. Восточный 1-й тип цивилизации сложившийся к 3 тыс. л. до н. э. на древнем востоке. В основном речные цивилизации. Черты: -традиционализм (ориентировка на воспроизведение сложившихся форм образа жизни) -низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности -в мировоззренческом плане – представление о полной несвободе человека, вера в предопределение -общественная жизнь построена на принципах коллективизма - политическая организация жизни происходит в форме деспотий. Деспотия – власть, при которой все виды власти находятся в руках одного правителя, который является верховным военноначальником, собственником всех земель в государстве и верховным отправителем культа. (Египет) Западный Ценности: -динамизм и ориентация на новизну -утверждение достоинства и уважение к человеческой личности -индивидуализм (установка на автономию личности) -рационализм (освоение мира при помощи разума) -идеалы свободы, равенства и терпимости -уважение к частной собственности -предпочтение демократии всем другим формам гос. управления Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация- исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизованного развития сформировался в Европе в 15-17 веках и распространяется по всему земному шару в плоть до конца 20-го столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркнута особая ценность разума и основ на нем прогресс науки и техники. Характерные черты: -быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний -как результат слияния науки и производства, происходит НТП -ускоряется обновление быта человека Современный – состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации. Глобальная цивилизация – современный этап цивилизованного развития характеризуется возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой обще планетной цивилизации. Связана с интернационализации общественной деятельность на земле, означает что в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социальных, политических, культурных и иных отношений. 4. Восточнославянские племенные союзы и их расселение. Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви. Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным. В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки. Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом: 1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья; 2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины; 3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины; 4) уличи и тиверцы поселились на юге; 5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону; 6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах. Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории. У восточных славян действовала примитивная форма демократии: 1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах); 2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией». Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным. Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге). |