Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.Специфический характер и место Законов Ману в правовой системе Др.Индии. Общая характеристика этого документа.

  • 15.Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений по Законам Ману. Брачно-семейное право Др.Индии.

  • 16.Уголовное право и судебный процесс по Законам Ману.

  • 17.Образование гос-ва в Аттике. Реформы Солона. Цензовая демократия. Гэлиэя.

  • 18.Эволюция афинского гос-ва в VI – в 1ой половине V в. до н.э. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

  • 19.Афинская демократия в период расцвета. Реформы Эфиальта и Перикла.

  • 20.Общая хара-ка права Др.Греции.(на примере Афин).

  • 21.Особенности спартанской государственности. Илоты. Криптии.

  • 22.Возникновение Древнеримского гос-ва (VIII-VI в до н.э.) Реформы Сервия Туллия.

  • 23.Гос.строй Др.Рима периода республики.

  • 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс


    Скачать 0.51 Mb.
    Название1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс
    Анкорigpzs.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаigpzs.doc
    ТипДокументы
    #18836
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Государственный строй.
    Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.
    Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.
    Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
    Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.
    Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
    Общественный строй (??????)
    Появляются сословия – варны.  Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании.
    Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

    Гос.строй Индии во времена Маурьев:
        Автономные княжества
        Брахманы – храмы
        Армия
    ЦАРЬ Начальник по гос.управл., -нач.провинции-нач.округов.-старосты общин-общин.сходы
        Главный судья, Верх.Жрец – главные ведомства – судебные коллегии
        Главный сборщик налогов –сборщики налогов
        Казначей

    Маурийский царь( раджа) стоял во главе гос-ва, имел законодат. Власть. В эту эпоху сформир-сь концепция богоугодного правителя, власть кот.распределялась на огромную тер-ю.Все норм.-прав.акты издавались по велению царя.Он назначал крупных чиновников, возглавлял фискальную администрацию,был верховным судьей,считался главнокомандующим армии.

    Помимо царя сущ-ал совет црских сановников(паришад).Занимался сис-ой управления, выполнял приказы царя. Состоял из знати, кот стремилась сохранить свою и ограничить власть правителя.Со временем фун-и паришада сокращаются до совещат.органа.Также сущ-ла сабха-собрание знати и представителей город.и сельск.населения,выполнявший полит.фун-и.

    Территория делилась на провинции.Во главе 4х главных стояли царевичи.Эти провинции обладали особой автономией. Для проверки дей-ий местных чиновников царевичи посылала инспекторов.Также сущ-ло деление на обычные провинции,области и округа.Низшей единицей террит.упр-я была деревня.
    14.Специфический характер и место Законов Ману в правовой системе Др.Индии. Общая характеристика этого документа.

    Появление ЗМ связывают с приспособлением древнеиндийского права к светским нуждам.Если в древнейших источниках рассм-ся деликтные прест-я(против личности),то теперь внимание уделяется договорным и имущ отн-ям.ЗМ состояли из 2685 статей,написаны в форме двустиший, правовые нормы в 8 и 9 главах,всего 12 глав.

    Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).Указывается наследственно-профессиональный характер варн.В законах Ману нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

    В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.


    15.Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений по Законам Ману. Брачно-семейное право Др.Индии.

    Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника.

    Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

    В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

    Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора(найма). По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве -1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени.

    Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

    Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

    Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

    Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

    Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны

    были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
    16.Уголовное право и судебный процесс по Законам Ману.

    1)среди преступлений на 1м месте государственные: поломка гос.стены, отношения с врагом царя

    2)против собственности: кража(отличается от грабежа). Меры, применяемые к вору, зависели от того, задержан ли он на месте преступления или нет, совершена кража ночью или днем; при первой краже – 2 пальца. Наказание несли те, кто видел кражу, но не предупредил ее совершение.

    3)против личности: убийство (убийство при защите себя, женщин, брахмана не наказ.); телесные повреждения; оскорбления (если равные варны – штраф); прелюбодеяние; посягательство на честь женщины.

    Выделяются также должностные преступления (составление ложных приказов)

    Виды наказаний: 1)смертная казнь(для брахмана замен.битьем по голове) ; 2) отрезание рук, ног, частей тела, виновных в прест-и; 3) штрафы: 4) изгнание; 5) тюремные закл-я.

    При вынесении наказания учитывалмся личный статус как преступника, так и потерпевшего. Принадлежность виновного к боле высокой варне смягчало ответ-ть.

    Суд.процесс – отделение суда от администрации не существовало; существ.суды царские и внутриобщинные, в каждой из его деревень создавались суд.коллегии из 3х человек для суда и надзора за ворами. Не было различий между гражд.и угол.процессом – единый судюпроцесс. Существовало 18 способов суд.разбирательства.

    Суд.дело начиналось с подачи искового заявления и показаний в суде истца перед ответчиком. Рассмотрение прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае – 1,5 месяца с целью поиска доказательств (богатство одной из сторон считалось доказательством вины):

    1)свидетельские показания; 2) клятва (брахман клялся правдивостью, вайшьи –коровами); 3) вещественные доказательства; 4) ордалии
    17.Образование гос-ва в Аттике. Реформы Солона. Цензовая демократия. Гэлиэя.

    Образование Афин.гос-ва легенда связывает с именем греч.героя Песея. В рез-те объединения 3х родов с центром в Афинах начало образование Афин.гос-во. Для руководства общими делами был создан совет, к к-ому перешла часть дел, ранее принадлежавших племенам. Родовая знать называлась эвпатриды –исключит.право занимать гос.должности. Большая часть – геоморы – земледельцы, к ним примыкали ремесленники – демиурги и феты. Значит.часть населения – метеки – выходцы из др.общин, (личносвободные, не пользовались полит.правами, не имели собствен.земои, особый налог, не имели гражданства, должен быть посредник между метеками и гос-вом)

    Афин.племенами управляли наследственные вожди – базилевсы и военачальники – полемархи, заведовали делами – архонты. Одним из шагов образования гос-ва – уничтожение власти базилевсов и учреждение должностей архонтовю Первоначально А.избирались пожизненно, а затем на 10 лет, с 683г. – ежегодно 9 архонтов (первый – во главе коллегии, 6 – суд.функции, ост.- Совет старейшин). После окончания своих полномочий А.вступали в ареопаг – высший гос.совет, заменивший Совет старейшин. Позже страна была разделена на небольшие территор.единицы – наукрарии. Процесс сопровождался противоречиями – эконом.и политическими. Общ-во раскололось на демос и аристократию.

    В 594г до н.э архонтом-полемархом избирается Солон (из знатного цар.рода, заним.торговлей и нажил имущество): с 1 стороны – аристократия, со2й – близок по занятию к демосу. Реформы: сисахфия – отмена всех долговых обязательств полиса, замена личной отв-ти имущественной, должники были прощены, запрет давать в долг под условием самозаклада, выкуп должников за пределами страны за общественный счет. В доп-е вводится максим.размер земельных участков, провозглашение свободы завещаний. Землю можно закладывать и отчуждать на закон.основаниях=>разв-е частн.соб-ти на землю.

    Мероприятия по улучшению положения крестьян: - был разрешен вывоз оливкового масла за границу, запрет вывоза хлеба; - разв-е ремесел; - ден.реформа.

    Все граждане независимо от происх-я разделены по имуществ.положению на 4 разряда:1 – 500мед продуктов: 2 – всадники – 300мед; 3 – зевгиты – 200мед; 4 – феты - меньше 200(2 и 3 не м.б.архонтами, казначеями, членами судов; 4 – только избирал). В зависимости от разряда ему принадлежал объем прав, наиболее общий спектр – 1й (все гос.должности).

    Большое значение имела созданная Солоном гелиэя – суд присяжных, членами к-ой м.б.все 4 разряда – из 6 тыс.человек (1 тыс.запасных). Численный состав зависел от категории дела. Солон отменил законодат-во Драконта, кроме угол., и издал серию правил, касающихся гражд.правил суда, брачно-сем.права.


    18.Эволюция афинского гос-ва в VI – в 1ой половине V в. до н.э. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

    Реформы Солона вызвали недовольство родоплемен.аристократии, не удовлетворили демос=>уст-е тирании Писистрата, который закрепил успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочил полит.строй, созданный Солоном, облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив кредит. Активная внешняя полттика+созд.флота привлекли афин.торговцев; стр-во обществ.учреждений, соблюдение законов.

    Реформы Клисфена ликвидировали последние остатки родового строя. Вводится новое администрат.деление- Аттика делится на 3 территор.округа: Афины с пригородом, внутр.центр.полоса, береговая, делившиеся на демы. Каждый округ состоял из 10 мелких единиц – филы. При Солоне – фил 4, от каждой филы избирается 100чел – совет 400х – Булэ. Вместо него – совет 500 – от каждой филы по 50 человек, оставался распорядительным органом. Самая мелкая единица – дем, во главе к-ого демарх – созывал собрания демов, исполнял решения, заведовал местной казной, срок полномочий – год. На тер-и демоса составлялись списки граждан – т.о.иностранцы становились гражданами. Новый орган – коллегия стратегов – по 1му представителю от филы, военные полномочия. Процедура остракизма – изгнание отдельных граждан путем тайного голосования (треб. 6 тыс.человек), представляющих угрозу тиранства.

    В рез-те реформ Клисфена сложилось рабовладельческое гос-во в форме демократ.республики.
    19.Афинская демократия в период расцвета. Реформы Эфиальта и Перикла.

    Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в соц-политических отношениях. Афин.демократия вступила в период расцвета. Важную роль – реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти лишил ареопаг полит.власти, передав его осн.функции народному собранию, Совету пятисот гелиэе. За ареопагом – некоторые суд.и религиозные функции.

    Перикл – потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к.возможность замещения гос.должностей – за всеми полноправными гражданами. Вознаграждение за исполнение гос.должностей – путь демоса к упр-ю. Гражд.реформ Перикла – гражданином становился тот, чьи отец и мать – граждане (связано с ростом гражд.общин) =>сокращение части населения, участв.в упр-и.

    На смену патриархальному – классическое рабство.

    О происхождении Эфиальта историкам мало, что известно, кроме имени его отца Софонида. Предполагают, однако, что он был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности избрание его на должность стратега. В этой роли Эфиальту, "пользовавшемуся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах"2, удалось провести ряд законов, направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния.
    Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.3 
    Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррупции, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.
    Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на уходящего в отставку магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу, вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его решение имело окончательную силу. 
    Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.
    Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления.4 По мнению отечественного историка А.М.Строгецкого, это символизировало соединение законов с демократическими институтами, что укрепляло правовую основу афинской демократии. Вообще Строгецкий видит в Эфиальте пример рационального политика, проводника заранее спланированных и хорошо продуманных мероприятий, направленных на совершенствование демократического строя.5 
    Однако, в настоящее время в трудах некоторых западных историков появилась тенденция занижать роль Эфиальта в развитии афинской демократической традиции. Отрицая наличие социально-политической борьбы в греческих полисах классического периода, авторы ряда работ считают, что демократизация политической культуры Афин стала результатом эволюционного процесса, обусловленного проявлением общечеловеческих нравственно-психологических качеств людей. Под влиянием этих качеств новый политический порядок складывался без какой-либо существенной ломки социально-политических отношений и без участия в нем гражданского коллектива.
    По мнению же российских историков, предлагая подобную концепцию, "исследователи не только пренебрегают сведениями Аристотеля и Плутарха, объявляя их модернизаторской фикцией, но и не считаются с данными Фукидида, свидетельствующими о борьбе между сторонниками и противниками демократических преобразований в Афинах" в рассматриваемый период.6
    Проявлением этой борьбы явилось в частности покушение на Эфиальта, организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических традиций. После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. 7 
    С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых - требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н. э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. 
    Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н. э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. 
    Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. Аристотель в сочинении "Афинская полития" описывал это следующим образом: "Жалованье получает, во первых, народ за рядовые народные собрания - по драхме, а за главные - по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола; члены Совета - по 5 оболов, пританы - по 6, архонты - по 4."8
    В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма.9 Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. 
    Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права у ареопагов и "особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы...,"10 что по большому счету также было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.
    Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
    В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова. 
    20.Общая хара-ка права Др.Греции.(на примере Афин).

    Основной источник – обычай. Обширная законодат.деят-ть связана с именами Драконта и Солона => противоречие и неупорядоченность. Псефизмы – постановления народ.собраний, касающиеся отдельных лиц, содержащие прав.нормы.

    Первым истор.законодателем считается Драконт – организация суда, наказание за правонарушения, ограничение кровной мести (за прест-е отвечал убийца), узаконение практики примирения с убийцей, различия между умышленным и неумышленным преступлением, самооборона исключала отв-ть.

    В последующем законы Драконта частично отменены Солоном в нач.VI в до н.э. Законы Солона касались регулирования внутрисемейных и родовых отношений.

    а) имущественные отношения. Различали видимое и невидимое имущество (драгоценности, деньги). Среди вещных прав: - фактическое право; - право соб-ти. Частная собственность – произв.от гос-ва. В соб-ти от гос-ва находились рудники, земля, рабы и доходы от гос.имущества – достояние всех граждан, направлены на решение обществ.задач. Сохранялись обществ.земли, принадлежащие демам и филам. Зем.наделы частных лиц считались предоставленными гос-ву, поэтому архонты подтверждали принадлежность имущества.

    б) обязательственное право. Обязательства из договоров и деликтов (вольные и невольные). Особых форм заключения договора афинское право не выделяло, наиболее важные – письменная форма. Виды договоров: купля-продажа; займ; ипотека (залог недвижимости при потере права распоряжения); хранение; найм движимого и недвижимого имущества; товарищество; комиссии. Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом и поручительством третьих лиц. Обязательства из деликтов возникали при нанесении имуществ.вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного – в двойной размере, за действие подвластных – отв-ть хозяина.

    в)брачно-семейное право. Брак обязательный, хотя безбрачие не наказывалось. Брачный возраст: ж- 12, м- 15. Договор между отцом и женихом, выкуп за женихом, приданное предусм.обычаем. Согласие женщины не требовалось. Моногамный хар-р брака. Хотя м.б.наложница. В браке женщина под властью мужа. Развод для мужчин возможен, мог отослать жену к отцу назад, для женщины развод затруднителен – письмо к архонту с причинами развода, но обязат.согласие мужа. Дети под властью отца, тот мог лишить наследства. Допускался брак только между гражданами Афин. Дети от браков, между не гражданами, - незаконнорожденные, не имеют полит.прав. необходимо наличие статуса.

    Наследование по закону и завещанию. Наследники 1очереди – сыновья, в их отсут-и – дочери. Завещание допускалось только в отсут-и детей мужского пола. Завещатель должен быть в здравом уме, не подвергаться псих.и физ.насилию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемные дети.

    г) уголовное право и судопроизводство. 1) преступления против гос-ва и 2) против личности/част.лиц.

    1.гос преступления: против Полиса; уклонение от уплаты воинского налога; нарушение воинского долга; подкуп должностных лиц; 2.против семьи и лиц: несоблюдение брачных законов; прелюбодеяние; несоблюдение почтения родителей; 3.против личности: убийство, тяжкие телесные повреждения (опьянение – смягч.) 4.против имущества: кража, грабеж.

    Среди наказаний: смертная казнь, изгнание из полиса, атимия – лишение гражд.прав, заключение в тюрьму, конфискация имущества, штрафы.

    Суд и суд.процесс. Высший суд.орган – гелиэя (умышленные, гос.прест-я), дела о неумышленных прест-ях – рассматриваются судом эфетов. Суд.дела начинались только по иску. Истец должен предоставить письменные док-ва по делу, ответчик также письменно возражал =>расследование дела по существу. Апелляции на решение судов допускались гелиэей, их решение окончательное. Публичное судопр-во, за недоказанное обвинение – штраф (обращение к ораторам)

    21.Особенности спартанской государственности. Илоты. Криптии.

    В основе становления государства в Спарте,относимого обычно к 8-7 вв. до н.э.,лежали общие закономерности разложения первобытно-общинного строя.

    Организация политической власти в Спарте была типичной для периода распада первобытно-общинного строя: 2 родоплеменных вождя(как результат объединения дорийских и ахейских племен);совет старейшин,народное собрание.В VI в. до н. э. сложился т. н. «ликургов строй» (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

    Должности и органы власти:

    Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).

    Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.

    Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).

    Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя)

    Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.

    Гиппагреты и корпус 300 всадников.

    Илоты-порабощенные жители Мессении,принадлежащие гос-ву и находящиеся на промежуточно положении между рабами и крепостными. Они были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Илоты свободно распоряжались оставшейся частью урожая.Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии.

    Криптиип-роводившиеся периодически государством карательные экспедиции против илотов; осуществлялись силами главным образом спартанской молодёжи. Цель криптий — держать в постоянном страхе илотов, уничтожая наиболее активную часть их. Криптиям придавалось большое значение с точки зрения военного воспитания и тренировки спартиатов. Криптиями назывались также сами отряды спартанской молодёжи, несущие в течение двух лет полицейскую службу.
    22.Возникновение Древнеримского гос-ва (VIII-VI в до н.э.) Реформы Сервия Туллия.

    Реформы Сервия Туллия(6 в.)

    Первым этапом в борьбе плебеев с патрициями стали реформы рекса Сервия Туллия:

    -социально-политическая - положила в основу римской государственности имущественный принцип,все свободное население разделилось на 6 имущественных разрядов в зависимости от размера землевладения;Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

    -административная реформа-ввела территориальную организацию гос-ва,Рим разделился на трибы (территориально-административные единицы с правом на самоуправление и обязанностью населения платить налог).

    Реформы включили плебеев в состав римского общества и предоставили им права римских граждан.

    Возникновение Древнеримского гос-ва.

    Основание Рима-753 г.до н.э.

    Разложение первобытно-общинного строя у племен,кот располагались на реке Тибр--->объединение путем войн между латинянами, сабинянами, этрусками--->образование в Риме общины(члены основных римских родов-патриции).

    Развитие скотоводства,земледелия-->имущественная дифференциация,частная собственность,патриархальное рабство-->появляются отдельные богатые аристократические семьи и социальная группа обедневших общинников.

    Оставшееся вне римской общины пришлое население-плебс.В плебс входили также разорявшиеся члены общины.

    Плебеи являлись свободными,но были ограничены в имущественных и личных правах.
    23.Гос.строй Др.Рима периода республики.

    Основным соц.делением – стало деление на свободных и и рабов. Правовое положение населения характеризовалось 3мя статусами: свободы, гражданства, семьи. Только лицо, обладающее всеми 3мя этими статусами имело все права. По статусу свободы население делится на свободных и зависимых. Рабы превращаются в эксплуатируемый народ. Источники рабства: плен (после Карфагена-55тыс), работорговля, покупка за границей, рождение рабов, самопродажа. Раб рассматривался как собственность хозяина. Власть хозяина была почти не ограниченной. Все произведенное рабом, доствалось хозяину.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта