политология (1). Смена элит означает свержение прежней элиты и приход к власти контрэлиты, как правило, являющийся следствием революционных преобразований, перехода власти из рук одного класса в руки другого
Скачать 16.05 Kb.
|
Смена элит означает свержение прежней элиты и приход к власти контрэлиты, как правило, являющийся следствием революционных преобразований, перехода власти из рук одного класса в руки другого. В политологии исследованию проблемы обновления элиты посвящена теория циркуляции, или смены элит, основоположником которой был Вальфредо Парето. Он считает, что «было бы полезно разделить элиту на два класса: правящую элиту, включающую людей, которые прямо или непрямо оказывают значительное влияние на правительство, и не правящую элиту, включающую остальных». Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей разных людей. Социальная система стремится к равновесию и при выводе ее из равновесия, она рано или поздно к этому равновесию вернется. Этот процесс образует социальный цикл, течение которого зависит главным образом от циркуляции элит. Политическая циркуляция элит неизбежно ведет к ограниченному вовлечению в процессы смены элит представителей народа, однако в рамках политической циркуляции массовое участие, как правило, носит управляемый характер и не приводит к смене социально-политической системы. Деление на способную к управлению элиту и контрэлиту Парето считал существенной чертой всех человеческих обществ, а круговорот элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. По Парето, существует два главных типа элит сменяющих друг друга . Первый тип - «львы»; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. Второй тип - «лисы»: мастера демагогии, обмана, политических комбинаций, способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Таким образом, сохранение равновесия социальной системы требует постоянства процесса замены одной элиты на другую, по мере повторения политических ситуаций. Общество, в котором преобладает элита «львов», обычно застойно. Элита «лис» динамична, она обеспечивает преобразование в обществе. Парето подразделял элиты на правящую и не правящую (контрэлиту). Представители, входящие в состав контрэлиты, наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Революция, с точки зрения Парето, - это всего лишь борьба и смена правящей элиты потенциальной элитой, которая маскируется тем, что говорит, якобы от имени народа, вводит в заблуждение непосвященных («Революция никогда не помогала скинуть бревно тирании; максимум, что они могут - это переложить это бревно с одного плеча на другое»,- сказал Джордж Бернард Шоу). Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы. В этом случае взаимодействие элиты и массы носит легальный и легитимный характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путем или посредством государственного переворота. В такой ситуации новая политическая элита стремится обрести необходимую легитимность неформальным признанием со стороны неорганизованного большинства. В любом случае отношение элиты с массами строится на принципах лидерства и авторитетного руководства, а не слепого подчинения. Легитимация политической власти элиты отличает ее от олигархии (власти немногих). Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. |