соц. Вопросы для подготовки к занятию социология 6 неделя. Теория элит
Скачать 47.26 Kb.
|
Вопросы для подготовки к занятию: 1) Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и В.Парето, концепциидемократического элитизма (М.Вебер) иплюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль). Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством, и эту функцию берёт на себя элита общества. 1)Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты.Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса. 2) Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой. Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. 3) Вебер отталкивался от предположения, что прямая демократия не может служить средством каждодневного управления крупным государством, и не только потому, что миллионы людей не в состоянии регулярно собираться для принятия политических решений, но также потому, что руководство сложным общественным устройством требует знания дела. Прямая демократия может иметь место, по мнению Вебера, только в небольших структурах, когда выполняемые задачи просты и четко сформулированы. Там, где необходимо принимать более сложные решения или разрабатывать более сложную политику, даже в небольших организациях, таких, как коммерческие фирмы, требуются специальные знания и навыки. Вебер считает, что для того, чтобы демократические системы действовали эффективно, необходимо выполнение двух условий. Во-первых, должны существовать партии, представляющие различные взгляды и выражающие различные интересы. Если политика соперничающих партий более или менее близка, то избиратель не может сделать эффективный выбор. Вебер не согласен с утверждением, что однопартийная система может быть хоть в каком-то смысле демократичной. Во-вторых, должны существовать политические лидеры, обладающие живым воображением и способные противостоять давлению со стороны бюрократии. Вебер особо подчеркивает важность лидерства в демократии. Именно поэтому предпочитаемая им система носит название “демократического элитизма”. Он полагает, что правление с помощью элиты неизбежно, и лучшее, на что, по его мнению, можно надеяться, — что элитарные структуры будут эффективно представлять интересы людей, делая это разумно и инициативно. 4) Классическими работами по проблемам плюралистической демократии являются труды Д.Трумэна, Д.Рисмена, Р.Даля. Так, Даль пишет, что основная аксиома в теории и практике американского плюрализма такова: вместо единого центра суверенной власти должно быть множество таких центров, ни один из которых не должен быть полностью суверенным. Он утверждает, что это дает возможность гражданам и лидерам проявить свое искусство мирного улаживания конфликтов. Таким образом, структура политической власти США по Далю представляет собой полиархию, включающую множество центров власти. А подобная полиархия и представляет собой современную модель демократии. 2) Понятие политической элиты. Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащих к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе.[2] В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности возглавляемых ими институтов, руководят ими. Политическая элита (от фр. elite — лучшее, отборное) — это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом. 3) Классификация политических элит по источникам их влияния на общество (наследственные, ценностные, властные, функциональные), порядку формирования (открытые и закрытые). Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована и различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это обстоятельство, а также специфика исследовательских подходов усложняют ее классификацию. В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: наследственные (например, аристократия); ценностные (лица с престижным общественным или должностным статусом); властные (непосредственные обладатели власти); функциональные (профессионалы - управленцы). Среди политических элит различают: правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлиту); открытую, рекрутирующуюся из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды (например, дворянство). Элита делится на: высшую, которая принимает значимые для государства решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительной деятельности, однако на деле обладающую большим влиянием на политику. 4) Закон циркуляции элит. ЗАКОН ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ закон смены элит в обществе, сформулированный Парето. Все общества, согласно Парето, управляются элитами, два типа которых циклично сменяют друг друга, - это «лисы», у которых преобладает комбинационный инстинкт, и «львы», которые целеустремленны и готовы использовать силу. «Лисы», захватывая власть, используют политическую машину в целях достижения поддержки населения. Но, в конечном счете, желая умиротворить оппозицию, они уступают ей слишком много и становятся не способными применить силу для защиты своего положения. «Львы», сменяющие их, охотно используют силу и даже насилие для достижения собственных целей, но их правление является слишком жестким, и они в свою очередь проигрывают «лисам», хитро использующим их в своих целях. Политический цикл имеет аналогичные параллели в экономике, в соперничестве между экономическими группами спекулянтов и рантье... Вопросы для подготовки к занятию: 1) Понятие политической системы. Политическая система — это целостная совокупность политических институтов, политических отношений, принципов политической организации общества. Политическая система — это организация власти в обществе. Сама политическая система является частью общественной системы: она тесно взаимодействует с другими сферами общества — экономической, правовой, духовной. Центральное положение политической системы в обществе определяется ведущей организационной ролью политики. 2) Структура и элементы политической системы. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии). нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы. коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом. Элементы: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. 3) Анализ структуры политической системы через институциональную, идеологическую, коммуникативную, нормативную и культурную подсистемы. Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров. Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Политико-идеологическая подсистема включает в себя все формы политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическую и правовую культуру, политическую социализацию). 4) Функции политической системы. Функции управленческая интегрирующая (интеграция общественных интересов) мотивационная мобилизационная контролирующая (обеспечение правопорядка) культурная 5) Основные теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Т. Парсонс. Суть его теории заключается в том, что общество представляет собой сложную открытую систему, где взаимодействуют четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в делом. Основателем системного подхода в политической науке принято считать Д. Истона (род. 1917). Он в своих работах "Политическая система" (1953), "Системный анализ политической жизни" (1965), "Анализ политической структуры" (1990) и других разрабатывает теорию политической системы. Для него политика – сфера относительно самостоятельная, но состоящая из взаимосвязанных элементов. С одной стороны, политика является частью более широкой целостности – общества. В этом качестве она должна реагировать прежде всего на внешние импульсы, поступающие в систему, и предотвращать возникающие конфликты и напряжение между членами общества. С точки зрения Г. Алмонда, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный, включающий два уровня: информационно-коммуникативный и нормативно-регулятивный (совокупность моральных, правовых и политических норм). Модель Г. Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать то, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. 6) Типология политических систем. В политологии существуют различные способы классификации политических систем: А) По характеру общения с внешней средой выделяют открытые (демократические) и закрытые (тоталитарные) политические системы. Открытые политические системы активно контактируют с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, отличаются мобильностью, динамичностью. Закрытые политические системы ограничивают контакты с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем, ориентированы только на собственные ценности. Б) По политическому режиму выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. В тоталитарных политических системах личность и общество полностью подчинены власти, все сферы жизни тотально контролируются и регламентируются государством. В авторитарных политических системах существует неограниченная власть одного лица или группы лиц, но при этом сохраняются некоторые экономические, гражданские, духовные свободы для граждан. В демократических политических системах преобладают права личности, власть контролируется обществом. В) По содержанию и формам управления (классификация французского политолога Ж. Блонделя) выделяются либеральные демократии, авторитарно-радикальные (коммунистические) системы, традиционные системы, популистические системы и авторитарно-консервативные политические системы. В либеральных демократиях принятие политических решений исходит из ценностей свободы, собственности, индивидуализации. В авторитарно-радикальных (коммунистических) системах определяющими ценностями являются равенство и социальная справедливость. В традиционных политических системах господствуют олигархии, имеет место неравное распределение экономических ресурсов и социальных статусов. В популистских политических системах (в развивающихся странах) используются авторитарные методы управления, но эти системы стремятся к бoльшему равенству в распределении социальных благ. В авторитарно-консервативных политических системах наблюдается стойкое стремление к сохранению социального и экономического неравенства, к ограничению политического участия населения. Г) По классовому признаку (классификация К. Маркса - В. Ленина) политические системы типологизируются в зависимости от господствующего класса; выделаются рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и социалистическая политические системы. Д) По типу политической культуры и разделению политических ролей участниками политического процесса (общепринятая в западной науке классификация Г. Алмонда) выделяются англо-американская; евро-континентальная; доиндустриальные и частично-индустриальные; тоталитарные политические системы. Для англо-американской политической системы характерны: - жесткое разделение политических ролей и функций между участниками политического процесса (государством, политическими партиями, группами интересов и др.); - распределение власти и влияния между различными звеньями политической системы (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти; центральные и местные органы власти); - наличие однородной политической культуры, основанной на защите общепризнанных материальных ценностей(свободы, собственности, безопасности). Для евроконтинентальной политической системы характерны: - разделение политических ролей и функций не в масштабах всего общества, а внутри класса, этноса, группы, партии; - расколотость политической культуры на субкультуры, с присущими им собственниками классовыми, этническими, групповыми, партийными ориентациями, ценностями, изделиями; - достижение социального согласияна общей культурной почве либеральных ценностей. Догосударственные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, состоящую из местных политических субкультур, которые опираются на ценности клана, рода, племени, общины. Согласие в обществе достигается исключительно насилием. Политическая власть узурпирована узким кругом лиц. Тоталитарные политические системы действуют на основе подчеркнутого приоритета каких-либо односторонних ценностей – классовых (социалистические системы), национальных (фашистские системы), религиозных (теократии). Власть сосредоточена в руках правящей партии или группы лиц, контролирует все сферы и стороны жизнедеятельности личности и общества. (Существуют и другие, менее известные, классификации политических систем) Вопросы для подготовки к занятию: 1) Теории и концепции происхождения государства. 1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. 2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. 3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. 4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. 5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. 6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др. 7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер. 8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др. 2) Признаки и структура государства. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся: - представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие, обладающие законодательной власти (парламент), и местные органы властью и самоуправления; - исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных органов; - органы судебной власти и прокуратуры; - органы государственного контроля; - органы охраны общественного порядка; - органы государственной безопасности; - вооруженные силы. 3) Формы правления и государственного устройства. Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы: форма правления — определяет кому принадлежит власть; форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей; политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству; Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные Федеративные Конфедерации 4) Функции государства, их трансформация в современных условиях. 5) Выработка политического курса в условиях современных рисков. 6) Государство - Республика Казахстан. Становление и развитие демократической государственности в современном Казахстане. Вопросы для подготовки к занятию: 1) Понятие и типы политического режима. Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. 2) Тоталитаризм как исторический и политический феномен и его особенности. Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений. 3) Авторитарный политический режим и его формы. Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти. 4) Основные теории и модели демократии. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях (схема 15). Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую “проблему Гоббса”, суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния “войны всех против всех” (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет самого себя власти государства, так как только оно может гарантировать соблюдение договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе - узел “проблемы Гоббса”. Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, обеспечивающих сохранность свободы человека. Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. Они были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания. В соответствии с радикально-демократическими концепциями разумный человек мог существовать автономно только в естественном состоянии, в общественном же состоянии - он становится существом социальным, т.е. рационально принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на основе договора, руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено “суверенитетом народа”. Свобода человека в общественном состоянии может быть обеспечена лишь тогда, когда свободен народ, имеющий волю давать законы государству. 5) Современные формы демократии. Демократические принципы и процедуры. Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты. Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются: народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им; свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок; политический плюрализм; гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам; контроль представительных институтов за работой правительства; устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления. 6) Политические режимы современности: западные полиархии, новые демократии, восточно азиатские режимы, исламский режим, военные режимы. Западные полиархии Здесь достигнут относительно высокий уровень толерантности к оппозиции, достаточный для того, чтобы общество тем самым могло удерживать власть от поползновений к произволу. На практике это обеспечивается состязательной партийной системой, конституционно гарантированными и надежно защищенными гражданскими свободами, энергичным и здоровым гражданским обществом. 8. Западные полиархии Полиархии предоставляют обществу достаточно широкие возможности для участия в политической жизни — здесь высок уровень политической активности. Достигается это через четко отработанную избирательную систему, позволяющую гражданам контролировать и, если необходимо, смещать неугодных политиков. 9. Новые демократии Новые демократии — политические режимы, в которых еще не завершены процессы демократической консолидации; при которых «дело не ограничивается демократией». (Пжеворский,1991) Полудемократия — политический режим, при котором демократические и авторитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу. 10. Восточно-азиатские режимы Они всегда организованы в большей степени вокруг экономических, нежели политических целей; их главная задача — содействовать экономическому росту и благосостоянию, а не расширять тот круг индивидуальных прав и свобод, как на Западе. В этих системах укоренена идея «сильного» правительства — уважение к государству и всегда достаточно высокий уровень поддержки правящей в данный момент партии. 11. Восточно-азиатские режимы Из-за невысокого уровня налогов и общественных расходов (обычно не превышающих 30% ВВП) эти системы не располагают особыми возможностями для реализации модели «государства всеобщего благоденствия», здесь как должное принимается то, что государство наподобие «главы семьи» должно руководить общественными и частными институтами и отвечать за общую стратегию национального развития. 12. Восточно-азиатские режимы Руководитель и лидер пользуются уважением по конфуцианской традиции лояльности, дисциплины и долга: на западный взгляд, во всем этом можно усмотреть какие-то скрытые, а то и открытые, тенденции к тоталитаризму. Здесь много думают об обществе и социальных связях — семья же является вообще центральным элементом этой традиции. В итоге складывается то, что японцы называют «групповым мышлением» с его закрытостью в отношении таких идей, как индивидуализм и права человека в их западном понимании 13. Военные режимы Хунта – форма коллективного военного правления, где все решается советом командования обычно представляющего три рода войск (сухопутные, морские и военно-воздушные). Для хунт характерно соперничество как между этими родами войск, так и между их представителями, вследствие чего власть часто может переходить из рук в руки. 14. Военные режимы 15. Военные режимы Другая форма военного режима — это личная диктатура при военной поддержке. В такого рода случаях в хунте или режиме выделяется один человек; часто при этом имеет место культ личности и стремление сформировать власть харизматического толка. Георгиос Пападопулос 16. Аугусто Пиночет 17. Военные режимы Военная диктатура, где главным фактором является общая позиция армии, сам же генералитет предпочитает оставаться в тени и лишь «дергать за ниточки». 18. Исламские режимы Духовный лидер при наличии избираемого парламента Ислам как образ жизни Стремление к созданию теократического государства Шариатское право как господствующий правовой и моральный кодекс. Аятолла Хомейни (1900-1989) 19. Исламские режимы Президент Египта Мухаммед Мурси 20. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси 21. Демократия 22. Демократия Прямая (идентитарная, непосредственная) Представительная (репрезентативная) плебисцитарная согласования консенсусная участия |