Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

  • Лекции-шпоры по психологии и педагогике. 1. предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)


    Скачать 1.16 Mb.
    Название1. предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)
    Дата22.02.2018
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЛекции-шпоры по психологии и педагогике .rtf
    ТипДокументы
    #37016
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8


    20. РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ И КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
    Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось рече­вое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык— система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, по­скольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

    Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое пред­ставляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальной сознании.

    В отличие от значения слова личностный смысл - это отраже­ние в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личнос­тный смысл — это субъективное переживание его содержания.

    Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство суще­ствования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя пер­вую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшеству­ющими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

    Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказы­вать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведе­ния, важные для его деятельности, на которые он будет ориентировать­ся немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

    Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельно­сти связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятель­ность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

    Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобще­ния, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

    Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуни­кации животных. У человека со словом связано представление о пред­мете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспри­нимающим и говорящим.

    Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

    Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функ­ция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на кон­такты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тес­но связана с функциями обозначения и обобщения.

    Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отно­шение говорящего к предмету сообщения.

    Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и моно­логическую) и письменную. Диалог - это непосредственное обще­ние двух или нескольких человек.

    Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

    Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

    Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развива­ется в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по срав­нению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

    Письменная речь представляет собой разновидность монологичес­кой речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

    Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической де­ятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутрен­няя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а

    переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, на­оборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

    Информативность речи зависит прежде всего от ценности сооб­щаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

    Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержа­ния, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотноше­ния между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

    Выразительность речи предполагает учет обстановки выступле­ния, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, уме­ние пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
    21. ПОНЯТИЕ О ЧУВСТВАХ И ЭМОЦИЯХ, ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
    В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

    1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «прият­ный собеседник», «скучная книга»).

    2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

    Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отли­чающиеся новизной, необычностью или внезапностью).

    Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособитель­ным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением лич­ностной целостности. Страх также связан с выживанием и наря­ду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессив­ности и утверждению социального порядка.

    Популярными являются классификация эмоций по отноше­нию к деятельности и соответственно их деление на стенические

    (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и асте­нические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребно­стей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по ха­рактеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворе­ния потребности, — контактные и дистантные.

    3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память — вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на деятельность, последо­вательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправ­ленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологи­ческого аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсив­ности реагирования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

    4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых-момен-тов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

    5. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровож­дение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня пре­красное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (напри­мер, гипертимия — склонность к повышенному настрое­нию, дистимия — склонность к пониженному настроению). Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ста­вит психологию перед необходимостью их более четкой дифферен­циации. Существуют ли качественные различия эмоций и чувств? Согласно традиции отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкрет­ными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действитель­ности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т. д.

    Итак, чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.


    22. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

    Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с лично­стными, социально значимыми ценностями.

    Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель гово­рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчест­вом, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физи­ческое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

    Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а прак­тическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

    Чувство долга - это осознание и принятие человеком соци­альных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

    Совесть - способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

    Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

    Эстетические чувства - вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной среде, придание прекрасному ценностного значения.

    Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

    Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

    Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.

    Любопытство - направленность сознания на снятие неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе состояния любопытства.

    Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетво­рения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность - устойчивое состояние познавательной направленности личности.

    Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовле­творенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость позна­ния, все более глубокого и широкого освоения действительности.
    23. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
    Все действия человека могут быть поделены на две категории: непро­извольные и произвольные.

    Непроизвольные действия совершаются в результате возникно­вения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых по­буждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный ха­рактер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

    Произвольные действия предполагают осознание цели, предва­рительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершае­мые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

    Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведе­ния и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появи­лась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля

    является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

    Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

    Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда воз­можностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществ­ление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объек­тивных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализо­ваны.

    Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществле­нии действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий тре­бует волевого усилия - особого состояния нервно-психического на­пряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и мораль­ные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в сво­их силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Сво­бода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

    Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутренне­го мира в самом человеке.

    Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали ис­следования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

    Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Воле­вые действия бывают простые и сложные.

    К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

    В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возмож­ностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление при­нятого решения.

    Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопро­вождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выс­тупает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующие идеально (в голове человека) содер­жание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать со­держание побудительного стимула.

    Поскольку у человека в любой момент имеются различные значи­мые желания, одновременное удовлетворение которых объективно ис­ключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления до­стичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

    Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это соб­ственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отноше­ний между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

    На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включаю­щей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответ­ствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

    Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в слож­ном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из ре­зультатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следова­ние им больше соответствует системе ценностей человека.

    Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характе­ризуется сладом напряжения, поскольку разрешается внутренний кон­фликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. Пос­ле этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

    Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не ме­нее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

    Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствую­щие уроки на будущее относительно способов достижения цели, зат­раченных усилий.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта