ответы на вопросы тгп. 1 предмет теории государства и права
Скачать 0.53 Mb.
|
5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО–ОБЩИННОГО СТРОЯДля защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно–общинных объединенияххарактеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов. Первичное объединение организации людей– род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен. Во главе родов находились вожди и старейшины,поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населенияпризнавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин. Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно–общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущенийустановлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права. Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе: 1) миф (эпос, сказание, предание)– художественно–образная или предметно–фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости; 2) обычай– передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами; 3) ритуал– совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер; 4) религиозный обряд– совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами. 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВАПричины возникновения государства: 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества. Формы возникновения государства: 1) афинская– форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах: а) реформе Тезея,состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким–либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов); б) реформе Солона,направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании; в) реформе Клисфена,состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин–округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом); 2) римская– форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией); 3) древнегерманская– форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами); 4) азиатская– форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ. Отличия государства от общественной власти родового строя: 1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку; 2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы; 3) для управления обществом и государством использовались права. |