Главная страница

религия экзамен(2). 1. Представления о религии от Древности до эпохи нв. К ранним формам религии принято относитьфетишизм, тотемизм, магию и анимизм


Скачать 49.81 Kb.
Название1. Представления о религии от Древности до эпохи нв. К ранним формам религии принято относитьфетишизм, тотемизм, магию и анимизм
Дата26.12.2018
Размер49.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларелигия экзамен(2).docx
ТипДокументы
#61956
страница1 из 3
  1   2   3

1.Представления о религии от Древности до эпохи НВ.К ранним формам религии принято относитьфетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Формы, связанные с основами жизнеобеспечения называют продуцирующие обряды, или обряды умножения производящих сил природы. Они имели магическую направленность, посему могут быть отнесены к древним формам религии. Обряды жизненного цикла – отмечают универсальные кризисные ситуации: рождение, достижение зрелости, изменение статуса, брак, смерть, погребение;обряды календарного цикла отличают смену сезонов и сопровождающие ее перемены в хоз.деятельности. То есть объектом и материалом первобытного мышления былипрежде всего жизненно важные для человека предметы и явления. Таким образомпервоначальной формой религии можно считать фетишизм – культ неодушевленных предметов, поклонение предметам или явлениям природы, наделенным, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами.Тотемизм – вера в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем считался предком рода, его родоначальником, его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Магия –совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. По некоторым исследованиям (Б.Малиновский) можно утверждать, что необходимость в магических приемах возникает тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда возникают проблемы, решение которых зависит не столько от человека, сколько от множества привходящих факторов (использование магии при постройке лодок, но не при постройке домов и т.д.).Анимизм – вера в существование духов и души. Два направления: первый возник на основе размышлений над сном, болезнью, смертью, галлюцинациями, транса – наделение человека душой, покидающей тело время от времени (в развитии – переселение души, существование после смерти). Второе – стремление к одухотворению окружающей действительности. Наделение предметов мира человеческими желаниями, волей, чувствами, мыслями… Полидемонизм - почитание множества духов сменяется политеизмом, превращающим наиболее почитаемых духов в божества. Если для античности характерен был космоцентризм во взглядах на культуру, то с точки зрения христианства весь мир делится на "божье творение" и ту часть, где временно господствуют силы тьмы, ада, зла. Культура отождествляется с миром Бога, "не культура" - с тем, что ведёт к нечистой силе, сатане. Все, что утверждает, проявляет бога, стремится к богу - есть культура, и наоборот. Такое представление получило название "теоцентризм" (от слова teos - божественный). Подобно тому, как мир разделился на две части - божественную и сатанинскую, так и общество поделено на две половины: одна - сакральная (священная), божественная, другая - мирская, греховная, профанная. Но и человек тоже разделен на две части: одна тянется к богу, у неё "ангельская" природа, а другая - остаётся ещё животной, греховной. В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма. Провиденциализм - это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением. Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие "культ". С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание.

2 Эволюционизм как подход. XIX век – время, когда в научной среде формируются относительно самостоятельные научные дисциплины (социология, этнография, антропология, лингвистика и др.), в рамках которых осуществляется изучение различных явлений человеческой жизнедеятельности и человека, выдвинутых в качестве объекта исследования. Одной из таких научных дисциплин стала «наука о религии». На этапе ее становления были сформулированы основные принципы исследования религии с опорой на рациональное мышление, обозначены основные подходы к религии, в рамках которых формируется понятийно-категориальный аппарат данной науки и методологическая база, а так же были сформулированы дефиниции, отразившие сущность религии. Одним из подходов к религии, который оформился в религиоведении этого периода, был эволюционистский подход. В его основу были поло–жены идея развития и принцип историзма. Наиболее яркими представителями эволюционистского подхода к религии считаются Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Р. Маретт, Г. Спенсер, к ним можно отнести и К. Тиле, М. Мюллера, О. Плейдера. Сущность данного подхода заключается в следующем. 1. Религия выступает в парадигме эволюционизма как духовное явление человеческой жизнедеятельности, возникающее в доисторические времена и проявляющееся по существу 2. Основными исходными элементами религии являются, по оценке представителей эволюционизма, вера в сакральную сферу и деятельность, направленная на установление и поддержание связи с этой сферой. 3. Религия трактуется в эволюционизме как динамичное явление. 4. По мнению представителей эволюционизма на каждом историческом этапе развития человечества присутствует та или иная форма веры и практическая деятельность, поддерживающая ее, отражающие уровень интеллектуального развития на данном этапе. 5. В рамках эволюционистского подхода религия исследуется способом восхождения от абстрактного к конкретному. В результате использования эволюционистского подхода к религии, последняя предстала перед научным миром как явление историческое, психологическое, социальное, возникшее в доисторический период независимо от откровения, естественно развивающееся в исторически-временном пространстве и проявляющееся во все времена

3 Психология религии — это наука, изучающая особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику религиозного опыта, религиозной веры, религиозных чувств, особенности религиозного развития личности и т. д. В широком смысле психология религии охватывает все многообразие духовной жизни верующего и сферу его духовных ценностей. Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозного культа, обращения к религии, а также социально-психологические функции религии в жизни как общества, так и индивида. Проблема происхождения и сущности религии занимает важное место в учении Фрейда. Он пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека. Сущность и происхождение религии первоначально рассматривались Фрейдом в связи со сравнительным анализом неврозов навязчивости и отправлением верующими религиозных обрядов. В работе "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907) он высказал мысль, что оба эти явления при всей их разноплановости в скрытой форме несут функции подавления бессознательных влечений человека. Иными словами, в основе этих явлений лежит воздержание от непосредственного удовлетворения природных страстей, что и определяет их сходство аким образом, в психологическом толковании Фрейда религия выступает как защитная мера человека против своих бессознательных влечений, которые в религиозных верованиях получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсихические конфликты личности между сознанием и бессознательным утрачивают свою остроту. Под этим углом Фрейд рассматривает древние религии, в которых многое из того, в чем себе отказывает человек, передано богу и разрешается только во имя бога. Исповедующие эти религии народы проецируют вовне свою внутреннюю бессознательную мотивировку, наделяя бога собственными внутрипсихическими качествами. Таким образом, религия получает у Фрейда сугубо психологическое (а точнее, психоаналитическое) объяснение, в основу которого положена человеческая способность к сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний. Во всяком случае на протяжении всей своей научной деятельности он придерживался того мнения, что религиозное суеверие, вера в бога и мифологическое миросозерцание представляют собой не что иное, как "проецированную во внешний мир психологию.

4 Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как "коллективного представления", воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. Главное ее назначение - интеграция и сплочение общества, установление связи между индивидом и социумом. Свою концепцию религии Дюркгейм излагает в своей третьей большой книге «Элементарные формы религиозной жизни». Это исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Цель данного сочинения заключается в разработке общей теории религии на основании анализа первичных и наиболее простых религиозных институтов. Обращение к «элементарным» формам религии позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в «чистом виде», без последующих теологических и прочих наслоений. Э. Дюркгейм анализирует тотемизм австралийских аборигенов, пользуясь понятиями клана и тотема. Клан – это группа родства, строящаяся на кровных связях. Это простое объединение людей, единство которых связывается с каким-нибудь растением или животным (тотемом). В австралийских племенах, которые исследовал Э. Дюркгейм, каждый клан имеет свою эмблему или герб. Почти во всех кланах есть предметы (куски дерева, отделанные камни), в которых заключается фигуральный образ тотема и которые, следовательно, относятся к миру священного. Тотемические предметы, носящие эмблему тотема, требуют типично религиозного поведения: воздержания или, наоборот, невоздержания. Члены клана должны воздерживаться от того, чтобы есть или касаться тотема или предметов, имеющих отношение к сакральности (святости) тотема; или, напротив, они должны выказывать тотему уважение. Таким образом, вся реальность оказывается разделенной на две основные сферы: сферу обыденности, сферу повседневных явлений и предметов (экономическая деятельность) и сферу сакральности, священных явлений и предметов (растений и животных, их изображений и т.д.). По мнению Дюркгейма, первопричиной тотемизма является признание священного. Священным при этом оказывается сила, позаимствованная у самого коллектива, превосходящая всех индивидов. Э. Дюркгейм убежден в том, что религия является порождением общества, она укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия – это символическое выражение общества. Поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу – «реальному» объекту всех религиозных культов.

5. Марксистское понимание религии базируется на научном исследовании, осмыслении и критической переработке всей совокупности предшествовавших идей, учений и концепций возникновения и сущности религии. Эта концепция возникла в середине XIX века – в эпоху начала бурного развития науки, техники, культуры, социальных и философских учений в форме научного атеизма. Марксизм, рассматривая религию, как одну из форм общественного сознания, находит ее истоки не в «потустороннем» мире, не в небесах или глубинах человеческой психики, а в реальных общественных отношениях, в земных условиях, в которых живет человек. Эти условия и отношения имеют двоякий характер: отношения человека и природы и отношения человека и общества. Одним из аспектов марксистской концепции является единство и взаимосвязь социологического и гносеологического анализа религии: социологический подход к религии представляет собой основу, базу развития и углубления гносеологического анализа; гносеологический же анализ не только не исключает социологического анализа, напротив, предполагает его как важную теоретическую предпосылку. При этом, здесь должно провестись параллель с соотношением бытия и сознания. Относительно сущности религии марксистская концепция полагает, что религия возникла как иллюзорное восполнение человеческого бессилия: не будучи в состоянии обеспечивать желаемый результат своих действий реальными, практическими средствами, человек прибегал к религиозным предписаниям и установкам, культовым действиям в надежде обеспечить при их воздействии желаемый практический результат. И, наконец, марксистский атеизм концептуально рассматривает религию не как исконно данное человеку свыше (богом, богами, духами, абсолютом и т.д.), а как явление историческое, закономерно возникшее на определенной стадии развития общества, и, которая, с исчезновением вышеназванных предпосылок, воспроизводящих и способствующих сохранению и укреплению религии в общественном сознании, то есть зависимости человека от природных и социальных факторов, а также в результате развития науки и просвещения, постепенно исчезнет, как иррациональная форма общественного сознания и мышления.

6 Религиозная философия ХХ в.также характеризуется иррационализмом. Ее основной чертой является стремление осмыслить проблемы современного человека с позиций христианской религии. В западной религиозной философии ХХ в. выделяется несколько направлений. ) Персонализм(Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг. В центре внимания – проблема личности, ее свободы. Персонализм рассматривает человека в его постоянной связи с внешним миром. В реальном мире, в конкретных жизненных ситуациях происходит становление личности – персонализация. Главное качество личности – свобода, понимаемая как свобода выбора. Личность проявляется во взаимодействии с внешним миром и в сосредоточении на своем внутреннем мире, причем эти 2 аспекта тесно взаимосвязаны. Основой этой взаимосвязи является творчество и человеческая коммуникация. Неотомизм(Этьен Жильсон, Жак Маритен). В конце ХIХ в. по решению Ватикана учение Ф.Аквинского (томизм) признается официальной доктриной католической церкви. Целью этого является необходимость поднять престиж Церкви в эпоху НТР. Основные идеи Ф Аквинского: о структуре мироздания, о соотношения веры и разума, о месте человека в мире – являются основой неотомизма. Характерные черты этого направления, отличающие его от томизма, – внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека. Неопротестантизм – это одна из форм протестантизма, что выступает против католицизма и его учения. Причина такого протеста пряталась в чрезмерном злоупотреблении католической политикой, которая основывалась на создании «Сокровищ благодати», по которым происходила очистка человеческих душ от грехов путем добрых дел и покупок индулигенций – документов прощения перед Богом. Поэтому, основной идеей неопротестантов является возвращение к системе раннего христианства, где Библия и вера в Бога имеют общепризнанное влияние на человечество, ориентируют и корректируют его поведение. Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ — общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, т. e. с точки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния кдр., связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового. "Под именем системы православного богословия должно разуметь такой способ изложения истин православной веры, по которому они представляли бы одно стройное целое, как один живой и совершенный организм". Или: "Богословие есть полное и основательное изложение христианской религии. "Православное богословие есть наука, излагающая в систематическом порядке, на основании Святого Писания, по разуму Вселенской Церкви, истины христианской религии"

7 Основные подходы к понимаю происхожденибю религииПервые попытки понять сущность религии и причины её возникновения относятся к временам античности. Греческие философы считали, что люди выдумали своих богов. Теологический подход – это подход как бы изнутри, с позиций самой религии. Понять религию может только религиозный человек, другим она просто недоступна. Исходная посылка теологов при объяснении сущности религии является признание ими её сверхъестественного начала в форме Бога, Абсолюта, Творца. Если бы не было Бога, его «откровений», не было бы и религии. Религия – это всё то, что объединяет человека с божественностью. Религия есть взаимоотношение между Богом и человеком. Субъективистский подход -У. Джеймс рассматривает религию как порождение индивидуального сознания, субъективных переживаний человека. Социологический подход-М. Вебер– основатель социологии религии.Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в «общины». Психологический (психоаналитический, биологизаторский) подход В рамках этого подхода религия порождается внутренними потребностями развития человеческого организма: его инстинктами, стремлениями, влечениями, физиологическими реакциями.У З. Фрейдарелигия – это форма иллюзорного сознания. Религия – это реагирование человеком на окружающую среду, на те или иные обстоятельства, в которых он вынужден жить. Религия сглаживает социальные противоречия, разрушение религии ведёт к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции 1917 г., когда произошла подмена веры: религию заменила коммунистическая идеология. У Э. Дюркгейма источник религии – само общество, поэтому религия существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира. Общество является автором и вместе с тем предметом религиозного культа и догматов, общество создаёт религию и вызывает религиозное поклонение, оно – Бог и верующий одновременно. Религия обеспечивает целостность общества. Психологический (психоаналитический, биологизаторский) подходВ рамках этого подхода религия порождается внутренними потребностями развития человеческого организма: его инстинктами, стремлениями, влечениями, физиологическими реакциями. У З. Фрейдарелигия – это форма иллюзорного сознания. Религия – это реагирование человеком на окружающую среду, на те или иные обстоятельства, в которых он вынужден жить. Религия сглаживает социальные противоречия, разрушение религии ведёт к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции 1917 г., когда произошла подмена веры: религию заменила коммунистическая идеология. (немецкий философ Л. Фейербах) В центре внимания Л. Фейербаха находится человек. Важное место в философии Фейербаха занимает анализ и критика религии. Он отмечал, что религия играет важную роль в человеческой истории, поэтому её нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в её происхождении и сущности. Он показал, что возникновение религии связано не только и не столько с невежеством людей (на чём делали акцент французские просветители), но и самой «природой человека» и условиями его жизни. Бессилие человека по отношению к неподвластным его воле природным стихиям приводит к тому, что человек ищет утешение в создаваемых им самим фантазиях. Так рождаются образы богов, соответствующие мыслям и намерениям человека.
  1   2   3


написать администратору сайта