Главная страница

религия экзамен(2). 1. Представления о религии от Древности до эпохи нв. К ранним формам религии принято относитьфетишизм, тотемизм, магию и анимизм


Скачать 49.81 Kb.
Название1. Представления о религии от Древности до эпохи нв. К ранним формам религии принято относитьфетишизм, тотемизм, магию и анимизм
Дата26.12.2018
Размер49.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларелигия экзамен(2).docx
ТипДокументы
#61956
страница3 из 3
1   2   3

19 Эпоха Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовал ренессансный человек против ограничения свободы религией, он все же оставался в рамках христианского взгляда на природу, на ее сотворенность Богом. Одни мыслители защищали идеи божественной предписанности каждого явления, другие отвергали, вступив в отношения с новой культурой, приведшие к Реформации и новому направлению в христианстве — протестантизму.. Некоторые гуманисты, сближая язычество и христианство, не находили в них Одновременно с этими высказываниями сосуществовала идея Макиавелли, полагавшего, что общество не в состоянии справиться со своими проблемами без религии, так как религия укрепляет любовь к отечеству, желание его защищать и полезна для армии. Сравнивая христианскую религию с античной, он искал новую религию, более подходящую идеалам Возрождения. Изменения в европейской действительности не могли не коснуться и церкви. Секуляриза́ция — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства. Процесс освобождения различных сфер общества, общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии. Ослабление влияния религии выражается в снижении ее роли в обществе, сужении круга выполняемых функций, в отторжении или передаче церковной собственности в пользу государства или частных лиц, развитии светского искусства и морали и т.д. Особенно отчетливо обнаружилось ослабление влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, революций XVIII-XX вв. Осуществлялась конфискация церковной и монастырской собственности, в раде стран церковь была отделена от государства, развивалось светское образование. Реформа́ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви. Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.

20. Социокультурные предпосылки формирования ислама на основе арабомусульманской культуры. Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы. Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов. До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

21.ПРпавославие Вера одна из сущностных характеристик человека. В зависимости от того во что верит человек складывается его характер. Вера - основа личности. В доисторическую эпоху основным было чувство. В эпоху ренессанса - разум. Сегодня все больше укрепляется, что вера основа личности и это согласуется с результатами науки. Человек делает только то, во что верит. Сегодня вера и разум не противопоставляются. Вера дает опору к адаптации к миру, себе и другим. Есть научная вера (в силу науки), религиозная вера, индивидуальная вера ( в себя, в свои силы), моральная вера (в справедливость, добро). На этой основе формируются анархизм, расизм, сьентицизм - культ агрессивной науки, отрицающей человека как начала всего. Сегодня активизируются культы и секты (отказ от традиционной веры). И по сути вера входит в очень сложные отношения с разумом - они противопоставлены, что различает веру и интуицию. Вера это отношение к иному, а интуиция это отношение к своей мысли. Православная вера и культура. Православие одна из христианских вер. Христианская вера - идея равенства всех перед богом. Идеи христианства: 1. Спасение человека приходит от бога. 2. Люди на земле не властны над душами смертныхСуществует наука - религиоведение. Она изучает поведение людей, обусловленное их верой. Изучаются молитвы обряды. Вторая наука теология - эта наука противопоставление научному атеизму. Православие - эта культура с 1000-летней культурой. Эта культура не тоталитарна. Она охватывает только человеческое бытие: рождение, крещение, смерть, отпевание. Православие регулирует времяпрепровождение, праздничное настроение. Следствие: осталось место для язычества, суеверия. 1. Смысл жизни - подготовить себя к смерти. Это значит ощущать собственную греховность, быть благочестивым, быть смиренным, послушным. 2. Пренебрежение к земным комфортам. 3. Пренебрежение к труду. 4. Идеи любви и свободы являются ведущими. Особенности православного поведения: 1. Религия, церковь, вера - это 3 разных слова. 2. Для православных характерно чутко разделять добро и зло. 3. Для православных характерно критическое видение несовершенства себя лично и других людей.4. Православие обрядно. Оно стоит на религиозных ритуалах.Проблемы русского православия: 1. Православие нетерпимо к инакомыслию. 2. Оно было полностью ориентировано на побуждение сердца и души. 3. Русская церковь имела и имеет сложные отношения с властью и государством.

22Тюркские народы .Тю́рки (тюркоязы́чные наро́ды, наро́ды тю́ркской языково́й гру́ппы) — этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках.Большинство современных тюрок — мусульмане, но есть также православные христиане (основная часть гагаузов, чувашей и якутов), иудеи (крымчаки и караимы), буддисты (тувинцы и жёлтые уйгуры), бурханисты (алтайцы), тенгрианцы (хакасы, шорцы и телеуты). Основу хозяйства Тюркского каганата составляло кочевое скотоводство. Существовало и раннее земледелие. Древние тюрки были также искусными металлургами; помимо различных видов орудий труда и оружия, найдены остатки металлургических горнов. Довольно высокого уровня развития достигло производство по обработке продуктов животноводства, например, шкур, кожи, шерсти. Развитие производства и торговли привели к денежному обращению. Еще с конца VII века тюркские правители чеканили собственную монету; были, например, города Тараз, Суяб, Отрар, где чеканились такие монеты. Да, уже тогда наши далекие предки имели города, поэтому раннетюркскую культуру нельзя представлять себе только в виде кочевой. Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам. Высшим достижением тюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Первые древнетюркские, т. н. рунические надписи на могильных камнях в долине реки Орхон в Северной Монголии были открыты еще в прошлом веке. Весьма широкую известность в мировой науке получили надписи на могильных камнях названных выше Билые-кагана и Кюль-Тегина, а также советника первых правителей Восточного каганата Тоньюкука. Эти надписи подробно и ярко повествуют о жизни и подвигах глав государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.

23ВОПРОС Аль-Фараби строго дифференцирует реальные формы осознания человеком мира, его уровни. Факт всеобщей признанности ценностных ориентации и регулятивов, вытекавших из религии, аль-Фараби старается объяснить исторически, как одну из необходимых форм осознания людьми мира и самих себя, но не единственную и, главное, по существу не адекватную. Подлинно истинным воззрением он считает философию, а религию—воззрением производным, зависимым от философии, приспособленным для социально-нравственного регулирования человеческого общежития. Религия нужна для облегчения пути к добру. непросвещенных масс. Подобно тому, как, воспитывая детей, мы предостерегаем их от дурного воздействия, указывая на наслаждение, которое последует за воздержанием, точно так же действуют религиозные наставники по отношению к массе людей. Но религиозно-символические подпорки не нужны смелому и решительному человеку, овладевшему истиной. Религиозное постижение мира относительно и символично. Оно изменяется от народа к народу, зависит от традиций, преследует цель воспитания масс, далеких от науки по уровню своего развитии.Аль-Фараби обосновывает необходимость религии. связывая ее с деятельностью законодателя как врача души. Некоторые нуждаются в вознаграждении и наказании, им надо показать, что следует из исполнения законов общежития. Но некоторые люди настолько неуправляемы, говорит он, что нуждаются в нравственной узде, каковой может быть только учение о бессмертии. Это учение служит только политическим целям правителя, для подчинения им народа. Выдающийся поэт, мыслитель и общественный деятель Юсуф Свою знаменитую поэму «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») он сочинил, когда ему было уже за пятьдесят.Поэма Юсуфа «Кутадгу Билиг» - значительное явление в мировой культуре. Она является одним из выдающихся литературных памятников в культурном наследии тюркских народов. В «Кутадгу билиг» разрабатываются общефилософские, социальные, юридические, политические, этические и эстетические проблемы. В мировоззрении выдающегося мыслителя отчетливо проявляется его взгляд на мир. В поэме «Кутадгу билиг» он исходит из того, что Бог является первопричиной мироздания.Как и аль-Фараби, Юсуф выдвигает концепцию о том, что, возникнув по воле Аллаха, мир существует самостоятельно и развивается по своим собственным законам. Говоря о модели мира и его гармоническом развитии, он высказал ряд интересных идей. Продолжая традиции древних мыслителей, Юсуф считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, вода, воздух и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. Ю. Баласагуни исследовал общечеловеческие, нравственные принципы, которые не потеряли своего значения и сегодня. Наследие мыслителя оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры тюркских народов. Своим творческим гением Юсуф доказал, что тюркоязычные народы могут внести свой вклад в развитие общемировой культуры.

24. Тенгриа́нство или тенгри́зм обозначение доисламской и добуддийской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ Тенгри — обожествлённого неба, а также одного из современных направлений в неоязычестве. В казахской литературе принят термин «тенгризм» Некоторые исследователи предполагают, что в тенгрианстве было два модуса: народный и имперский. Если связанные с культом Неба народные верования уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху Тюркского каганата В 1990-х годах у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников. Тенгрианство вызывало большой интерес у сибирской интеллигенции. На протяжении 1990-х годов декларации тенгрианства звучали у казахов, киргизов ,башкир, кумыков, склонны причислять себя к этому движению и некоторые из современных алтайских бурханистов. В настоящее время у некоторых представителей тюркских народов, исповедующих ислам, тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха, но и выражение коллективного духа тюркских народов. Так религиоведы и социологи А. В. Щипков и С. Б. Филатов отмечают, что башкирский фольклор выступает как «живой носитель языческой тенгрианской традиции», где «в эпических и фольклорных сюжетах образ верховного языческого бога Тенгри слился с образом Аллаха». Особое значение имел Верхний мир Тенгри (Небо), который обожествлялся, ибо по небесным высям на небесных конях и небесных колесницах ездили небесные люди, им следовало поклоняться. «На Небе рожденные» спускались на землю, здесь им присваивались титулы каганов, они получали верховную власть, то есть становились правителями, а обоснованием этому было то, что ими руководило Небо (Тенгри). Ведь не случайно в рунических письменах древних тюрок записано: «Небо, руководя со своих (небесных) высот отцом моим Ильтеришем-каганом и матерью моей Ильбильгя-катун, возвысило их (над народом)». Древние казахи постоянно наблюдали за небосводом, положением светил, что диктовалось нуждами практики. Первой вечером появлялась яркая звезда Шолпан (Венера), это для скотоводов служило сигналом к загону скота. При перекочевках степняки ориентировались по положению Полярной звезды (Темір Қазық) на севере, по Большой Медведице (Жеті қарақшы — Семь разбойников).

25.Исламизация казахов: причины, ход, трансформация образа жизни Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года.Победа в сражении, остановила экспансию китайской империи Тан на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.Далее ислам стал очень медленно распространяться на север территории современного Казахстана. Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения империи Чингисхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). Исламизация населения на территории современного Казахстана происходила постепенно, на протяжении многих веков. Ранее всего были исламизированы городские жители и земледельческое население юга современной территории Казахстана, то есть не являющиеся этническими казахами, в то время как основная часть кочевого казахского населения сохраняла традиционные верования и практики (шаманизм) вплоть до XIX века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть исламских обрядов и предписаний. Например, обряд обрезания (сундет) совершает подавляющая часть казахов, погребение по мусульманским В настоящее время в Казахстане функционируют около 2500 мечетей, в советский же период их было всего 63. В постсоветский период выросло количество верующих мусульман.

26 религиозный фактор как основы

27. Религио́зный экстреми́зм — разновидность экстремизма, в основе которого лежит определённая религиозная идеология и деятельность (практика), присущие отдельным лицам, принадлежащим к различным религиозным организациям и конфессиям которые отличаются приверженностью крайне радикальным и фундаменталистским взглядам на толкование некого вероучения, стремятся вступить в непримиримое противостояние с существующими религиозными традициями с целью их коренного изменения или уничтожения. Основой религиозного экстремизма является проявление крайней степени жестокости и агрессивности в сочетании с демагогией. Религиозный экстремизм способствует резкому росту напряжённости внутри религиозного сообщества. Кандидат философских Ю. В. Ахромеева отмечает, что религиозный экстремизм может иметь интеллектуальные, политические, психологически, религиозные, социальные и политические причины. Она указывает, что причины развития и распространения религиозного экстремизма могут «находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Кроме того причинами религиозного экстремизма могут служить «отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии, правильного понимания её внутренней системы и целей.Н. А. Наматов выделяет следующие причины:-социальные и экономические кризисы-разрушение структур политической системы-падение уровня жизни существенной части населения-подавление властями инакомыслия и оппозиции, национальное угнетение-стремление лидеров политических партий и религиозных групп ускорить осуществление своих целей.сущность религиозного экстремизма - отрицание системы традиционных для общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество. В качестве мер борьбы с религиозным экстремизмом Н. А. Наматов предлагает объединить усилия государства и общества и отмечает, что формы и «методы борьбы могут быть различными.Он считает, что «государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов». В свою очередь общество должно прибегнуть к «помощи общественных и религиозных объединений, СМИ» и противопоставив «экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия».

28. Современные нетрадиционные культы В последние годы во многих странах, кроме традиционных религий, распространяются новые религиозные течения, которые не присущи духовной и культурной матрице этноса, на ментальном уровне не укоренены, но распространяются вследствие активной миссионерской деятельности, зачастую навязчивой и агрессивной (и хорошо финансируемой). К новым религиозным движениям относятся и так называемые неорелигии, которые сформировались недавно. Их появление обусловлено как изменением мировоззренческих парадигм, так и личностной духовной инициативой отдельных личностей, которые, используя в качестве основы отдельные традиционные вероисповедания или синкретизм нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию – чаще всего в форме тоталитарной секты с признаками культа основателя религии. Обычно они не слишком многочисленны, но их влияние на общественную жизнь измеряется не количеством последователей, поскольку миссионеры направляют свои усилия на привлечение в подобные организации прежде всего представителей элит, а также молодежи – социально активной части общества. Способствуют приобщение к новым религиозным течениям социально-экономическая и политическая нестабильность, жажда духовного поиска для выражения личных духовно-ценностных ориентиров. Молодежь, зачастую еще не определившуюся в своем отношении к религии, привлекает экзотика неведомых культов. Выделяют несколько типов нетрадиционных религий : Неохристианские религиозные течения ,неоориенталистские течения ,эзотерические ,неоязычества.Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат, по-видимому, в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

29. Казахстанская модель межконфессионального согласия. Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности: Первый этап (с 1989 по 1995 годы).Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана. Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений. Третий этап (с 2002 по 2007 годы). Включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов – Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 г., Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. Четвертый этап начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.
1   2   3


написать администратору сайта