Главная страница

философия 1.3. Направление, признающее главным источником знания мысли и понятия


Скачать 18.82 Kb.
НазваниеНаправление, признающее главным источником знания мысли и понятия
Дата09.10.2021
Размер18.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия 1.3.docx
ТипДокументы
#244059

Тема 1.3.

Рационализм

Эмпиризм

Направление, признающее главным источником знания мысли и понятия.

Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) счи­тали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения ил­люзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

Содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» - таков девиз эмпириков. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который коррек­тирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению тео­рий. Это — индуктивный метод движения, наряду с экспери­ментом он и есть истинный метод в философии и всех науках.

Задание 1.

Задание 2.

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.

  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.

  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

  4. На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.

  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.

  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.

  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

  5. Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Задание 3.

3.8

Заслуга Шеллинга заключается в том, что он представил историю как арену диалектики свободы и необходимости, в которой свобода и необходимость исторически изменяют свое содержание, не утрачивая значения закона истории.

Выразим основные мысли Шеллинга:

  1. Абсолютное тождество — принцип, объединяющий два взгляда на философию: догматизм и критицизм

  2. Абсолютное познание — гносеологическая основа природы

  3. В абсолютном познание заключается все: субъективные и объективные, реальные и идеальные составляющие

  4. Развитие бытия происходит с помощью объединения субъективного и объективного

  5. Субъективная сторона мира и объективная сторона противоположные черты, но одновременно тождественны друг другу. При уменьшении одной, уменьшается и вторая черта

  6. Мир состоит из субъективных или идеальных и объективных реальных потенций

Развертывание их в природе в виде потенций материи (реальность) и света (идеальность), интегрируясь в конце концов образует единство сущности и формы, которые возникают в природе определенной целостностью в виде организма. Итак, во взаимодействии противоположностей идеального и реального в реальном предстает жизнь во множестве его проявлений, свидетельствуя сущность реальности как утверждение абсолюта в беспредельности его творческих возможностей. ... Понятие прекрасного, что является условием существования искусства, Ф. Шеллинг видит следствием таких смислоформуючих факторов, как символ и образ.

В силу полного совпадения движения природы с деятельностью субъекта Шеллинг полагает, что материя и сознание тождественны. "На деле материя не что иное как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей. Не требуется пространных рассуждений для обнаружения того, в какой мере полагается конец целой куче запутанных рассуждений о соотношении между духом и материей, благодаря такому устранению всякого дуализма или скольконибудь реального противопоставления последних путем того, что. материя представляется лишь угасшим духом, а дух рассматривается в качестве становящейся материи". Данное определение свидетельствует, что природа понимается Шеллингом как живой развивающийся организм, а сознание включается в состав бытия в качестве его продукта.

Идея тождества объективной и субъективной диалектики позволяет Шеллингу по иному рассмотреть проблему априорного и апостериорного знания. С точки зрения философии тождества теряет смысл противопоставление априорного и апостериорного знаний. Можно с одинаковой степенью очевидности утверждать, говорит Шеллинг, что наше познание с самого начала носит эмпирический характер, являясь в то же время априорным. Как продукт деятельности интеллекта оно априорно; как продукт бессознательной деятельности природы оно насквозь эмпирично. "Именно по той причине, что все наше познание первоначально насквозь эмпирично, оно же сплошь и априорно,... именно поскольку Я все созидает из самого себя, априорны не только то или иное понятие, не только форма мышления, но все единое и нераздельное наше знание.


написать администратору сайта