Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Предварительные подходы к выявлению причин и преодолению нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений

  • 2. Нетерпимость и дискриминация по отношению к религиозным объединениям

  • В 2006 г. в Великом Новгороде Управление Федеральной регистрационной службыпо Новгородской области подало иск о ликвидации «Армии Спасения».

  • Александр физ и спорт. 1. Предварительные подходы к выявлению причин и преодолению нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений


    Скачать 14.68 Kb.
    Название1. Предварительные подходы к выявлению причин и преодолению нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений
    Дата30.10.2021
    Размер14.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлександр физ и спорт.docx
    ТипДокументы
    #259304
    ВВЕДЕНИЕ



    Конституция России и международные правовые документы содержат гарантии защиты от нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Однако российские реалии в весьма значительной мере отличаются от вышеупомянутых деклараций. Системные нарушения основополагающих конституционных принципов в области свободы совести, усиление религиозной нетерпимости и дискриминации в современной России и послужили причиной проведения специализированного мониторинга, который осуществили Московская Хельсинкская группа, Институт свободы совести, региональные правозащитные организации. Актуальность исследования усиливается наличием взаимосвязи этнического иконфессионального факторов. Поэтому эффективное противодействие религиознойксенофобии и дискриминации будет способствовать оздоровлению национальных отношений и снижению уровня этнической дискриминации.




























    1. Предварительные подходы к выявлению причин и преодолению нетерпимости и дискриминации по мотивам религии или убеждений
    Прежде чем начать разговор о поиске направлений в преодолении нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений в России, необходимодать принципиальную оценку собственно самому состоянию свободы совести. Иными словами, нужно ответить на вопрос: существует ли свобода совести для каждого в России? И если не видеть различий между свободой совести и свободой вероисповеданий (религиозной свободой), то напрашивается в целом утвердительный ответ. Еслиже различать эти ключевые понятия, то ответ будет как минимум неоднозначным.

    С одной стороны, религиозная свобода в России какая-то есть, но и ее пространство неуклонно сокращается, так как важнейшие гарантии (равенство религиозныхобъединений и отсутствие дискриминации) размываются.

    С другой стороны, если преодолеть ограничительное толкование свободы совестии рассматривать ее как свободу мировоззренческого выбора для каждого, то становится очевидным, что гарантий для упомянутого выбора (светскости государства, равенства религиозных объединений и граждан вне зависимости от отношения к религии, идеологического многообразия) в России не было ни раньше, ни теперь. Напротив, имеют место клерикализация органов государства, формирование государственной системы конфессиональных предпочтений и ограничений, набирает мощь система идеологического манипулирования избирательным процессом на основе использования авторитета религиозных организаций. Иными словами, в современной России реализация декларируемых конституционных прав в области свободы совести находится в глубоком системном кризисе. В свою очередь, ограниченный мировоззренческий выбор способствует расслоению общества, делает невозможным свободныйполитический выбор и лежит в основе системного кризиса государства и сокрушительного поражения демократических идеалов в России.

    2. Нетерпимость и дискриминация по отношению к религиозным объединениям


    В отчетном периоде некоторые религиозные организации столкнулись с трудностями с регистрацией (перерегистрацией). Например, в 2006 г. главным управлением ФРС по Краснодарскому краю было отказано в государственной регистрациикраснодарской краевой общественной организации «Центр духовного и физическогосовершенствования «Фалунь Дафа» со ссылкой на ст. 16 Федерального закона «Обобщественных объединениях» и ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которыми запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. При этом регистрирующий орган заявлял, что популяризация метода «Фалунь Дафа», организация занятий по системе «Фалунь Дафа», распространение литературы и других материалов о «Фалунь Дафа»являются экстремистской деятельностью. С момента создания организации, с 17 июля 2005 г., до вынесения заключения об отказе прошло около восьми месяцев, в течениекоторых организация действовала и осуществляла права в соответствии с уставными целями и действующим законодательством. За это время руководители или членыорганизации ни к уголовной, ни к административной ответственности за экстремистскую деятельность не привлекались, деятельность организации никем не рассматривалась в качестве экстремистской. У Российской православной автономной церкви (РПАЦ) возникли трудности сперерегистрацией Брянской и Тульской епархий. В настоящее время власти не могутобъявить о закрытии епархии РПАЦ, так как суд не нашел никаких нарушений в еедеятельности и причин для ее закрытия. Но и регистрировать епархию РПАЦ властиотказываются. В 2006 г. в Великом Новгороде Управление Федеральной регистрационной службыпо Новгородской области подало иск о ликвидации «Армии Спасения».
    На cудебном заседании 9 июня Управление ФРС РФ по Новгородской области отказалось от искао ликвидации. По словам адвоката Владимира Ряховского, как только заседание началось, представители регистрационной службы заявили отказ от иска, однако ничемэто не объяснили. 24 октября 2006 г. в г. Ишиме Тюменской области прекращена деятельность женского монастыря РПЦЗ(Л), который возглавляла гражданка США игуменья Александра (Чернявская). Об этом сообщил руководитель управления ФРС РФ по Тюменскойобласти Александр Одинцов. Как поясняет NEWSru.сom, этот монастырь существовал «под видом общества с ограниченной ответственностью». «При проверке было установлено, что устав ООО не соответствовал заявленной деятельности. Сообщения об этом были отправлены в областную прокуратуру и Федеральную службу безопасности», — заявил Александр Одинцов. Ранее игуменья Александра выступила с протестом против позиции, которую занял епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) (РПЦЗ(Л)) по вопросу онемедленном вхождении епархии в РПЦ МП. Как сообщает корреспондент «ПорталаCredo.ru», игуменья с сестрами покинула Ишим и переехала в Одессу (Украина), вепархию другого епископа РПЦЗ(Л) — Агафангела (Пашковского), — который последовательно выступает против воссоединения. В настоящее время на территории Тюменской области действует 410 религиозных организаций. В этом году управление ФРС провело 296 проверок деятельности общественных и религиозных объединений,что превышает показатель прошлого года более чем в два раза. По их итогам «применено 609 мер реагирования». В конце апреля 2007 г. некрасовская районная налоговая инспекция № 7 (Ярославль) прислала уведомление об отмене с апреля 2006 г. регистрации Елохинскойстарообрядческой общины в качестве юридического лица. По словам председателяобщины Кирилла Витушкина, весь 2006 и начало 2007 гг. община действовала какюридическое лицо, и все государственные органы признавали имеющийся у общины комплект документов, подтверждающих этот статус. В Федеральной налоговой службе, куда представители общины обратились с письмом из районной инспекции, старообрядцам велели заново проходить регистрацию. В 2007 г. в пос. Ревда Мурманской области закрыт реабилитационный центр длястрадающих наркотической и алкогольной зависимостью и бездомных, организованный протестантской организацией «Заполярная христианская миссия милосердия».После того как против создания центра выступили два депутата местного самоуправления и православный священник, состоялись общественные слушания. В результате совет депутатов принял постановление о запрете деятельности Центра.

















































    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Самыми очевидными симптомами кризиса реализации свободы совести являются многочисленные нарушения религиозной свободы (т. е. прав верующих и религиозных объединений), которые проявляются в виде религиозной ксенофобии, нетерпимости, дискриминации и насилия на их почве.

    Количество зафиксированных случаев прямой дискриминации людей по мотивамрелигиозной принадлежности оказалось невелико, что связано с их высокой латентностью и мимикрией.

    В то же время есть все основания говорить о «тихой дискриминации» неверующихи инаковерующих налогоплательщиков, поскольку в России имеет место расширениенезаконной практики государственного финансирования избранных властью конфессий. Фактически за их счет финансируется религиозная деятельность.

    Одним из самых распространенных видов нетерпимости и дискриминации по отношению к религиозным объединениям является неправомерное воспрепятствование и/или ограничение деятельности отдельных религиозных объединений. В частности, ряд организаций столкнулся с трудностями в регистрации (перерегистрации) религиозных организаций («Фалунь Дафа», РПАЦ, язычники).

    Отсюда главный вывод: реально изменить ситуацию к лучшему могут только гражданские организации. Поэтому конкретные рекомендации касаются именногражданских организаций, которые должны организовать и возглавить системнуюработу (в т. ч. заставить власть соблюдать Конституцию России) по противодействиюксенофобии, нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений в регионах России. Реализация этих рекомендаций так же является необходимым условием искоренения этнической ксенофобии и нетерпимости.

    БИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



    1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российскиемеханизмы защиты. М., 2003.

    2. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. М.: МХГ, 2006.

    3. Анисимов П. В. Права человека и правозащитное регулирование. Проблемы теории и практики. Волгоград, 2004.

    4. Бабушкин В. У., Бурьянов С. А., Луховицкий В. В., Мозговой С. А., Ситников М. Н.Свобода убеждений, совести и религии в современной России. Информационноаналитический доклад. М.: МХГ, 2007.

    5. Беляев С. А. Международно-правовой принцип запрета дискриминации: процедуры и механизмы международных организаций. М., 2005





    написать администратору сайта