1. Проблема любви к Родине.
Согласие с автором.Я согласен с автором. Родина. Отчизна. Край родной. Матушка-земля. Все эти задушевные слова не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие.
1) Тема отношения к Родине стала одной из главных в творчестве многих писателей и поэтов. В дружеском послании «К Чаадаеву» А.С. Пушкина звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы». 2) М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. 3) Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Н.А. Некрасова. «Родина-мать! Я душою смерился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!» - с такими словами обращается поэт к Родине. 4) С.А. Есенин. В своих стихах восхваляет Родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвиобильностью, достаточно полно характеризуют Россию: О, Русь – малиновые поля И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Вывод. Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове – Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное. Каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью.
| 2. Проблема героизма.
Позиция автора. Автор утверждает, что подвиг – это самопожертвование, но человек не всегда осознает, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно верным.
Согласие с автором. Я согласен с автором. Когда сегодня мы пытаемся осмыслить подвиг людей в этой войне, то видим, что он заключается в силе русского народа, а самое главное – в мужестве и вере в победу.
Проблема героизма в литературе возникает, прежде всего, в связи с военной тематикой. Заслуга русских писателей в том, что они показали как единичность подвига рождала массовый героизм.
Издавна считается, что война – сугубо мужское дело. Но как могли мать, жена, сестра усидеть дома, когда сыновья, мужья, братья уходили и не возвращались. Именно о таких героических женщинах рассказывает Борис Васильев в своей замечательной повести «А зори здесь тихие...». Пять девчонок, руководимых старшиной Васковым, ценой своих жизней предотвратили крупную диверсию, выведя из строя специально подготовленную группу из шестнадцати фашистских солдат. Ни эти девчата, ни десятки, сотни, тысячи других не думали о себе: ради жизни других, ради Родины дрались они до последнего патрона. В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Например, история об Иване Сусанине, который завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.
Вывод. Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. В сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мсли о смерти. Войны понимали, что проливают кровь, отдают свои жизни во имя жизни на Земле.
| 3. Проблема исторической памяти.
Согласие с автором. Я согласен с автором. Не помня и не ценя истории собственной семьи, родного края, истории Родины, человек становится «диким», ведь «культура человечества» - это активная память активно же введенная в современность». (Д.С. Лихачев)
Аргументы. 1) Говоря о проблеме исторической памяти нельзя не обратиться к творчеству упомянутого Д.С. Лихачева и писателя В.А. Солоухина. Они горячо пишут о том, как губительно строить новое на пепелице старого. Могут меняться и правители, и политические режимы, но культура прошлого – это основа настоящей культуры современного человека. 2) В произведении «Черные доски» Владимира Солоухина говорится о вопиющем факте – разграбление церкви в родном селе. Автор замечает, что не может дом отдыха располагаться в здании монастыря, близ которого могилы старцев, родственников Толстого, Пушкина, да и просто могилы людей. 3) Та же мысль в статье Дмитрия Лихачева «Любовь, уважение, знание». В ней академик повествует о «невиданном поругании народной святыни» - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1821 года Багратиону. Памятник выражала признательность всего народа брату – грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю.
Вывод. Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. А если память стирается, то люди, отдаленные от своей истории становятся и безучастными к свидетельствам прошлого. Память – основа совести нравственности, без памяти нет совести.
| 4. Проблема равнодушия.
Согласие с автором. Я согласен с автором. Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных нами самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой.
Аргументы. 1) Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света. Его ответ приводился в Евангелие от Матфея. Обратим внимание на стих 12: «...По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Охлаждение любви и есть равнодушие.» 2) Эберхард писал: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем слушае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство.
Вывод. «Равнодушие» - «равная душа», «душе все равно». Сегодня люди стали равнодушны к проблемам друг друга, и всех это устраивает. Я думаю, будь мы хоть чуть-чуть внимательнее друг к другу, на душе стало бы намного светлее и чище. Покинь нас сухость, черствость, равнодушие, наш мир стал бы лучше, засиял яркими красками.
| 5. Проблема воспитания в семье. Роль родителей (семьи) в воспитании ребенка (роль родительского примера в воспитании детей).
Согласие с автором. Я согласен с автором. Семья, дом – это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношении людей безкорыстие, преданность, самопожертвование. Ребенок в течении значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться его личность. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил Себастьян Брандт: «Ребенок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример всему.».
Аргументы. 1) Отношение, обстановка, атмосфера в семье – вот, что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить. Л.Н. Толстой писал: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха хорошо воспитаете детей.». 2) Как тут не вспомнить пословицу: «Каков батька, таковы и детки.». В русских классических произведениях отцы в своих наставлениях передают детям то, что для них самих является наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» «копейка стала смыслом жизни», и для того, чтобы ее получить, он готов на любую подлость, предательство, лесть, и унижения. А Петр Гринев из «Повести о капитанской дочке» А.С. Пушкина, следуя наставлению отца, остается честным и благородным человеком во всех жизненных ситуациях.
| 6. Проблема отцов и детей.
Согласие с автором. Я согласен с автором. Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что является для человека святым, передается ему родителями.
Аргументы. 1) Проблема отцов и детей немногла не отразиться в творчестве русских писателей. И.С. Тургенев в основу своего романа «Отцы и дети» положил сложный конфликт, возникающий между «отцами» и «детьми». Главный герой, Евгений Базаров, хочет показать, что идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели. П.П. Кирсанов признает старое общественное устройство, не видит в нем изъянов, боится его разрушения. Споры между Базаровым и Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. 2) Кроме романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева данная проблема существует практически во всех произведениях русской классической литературы. А.С. Грибоедов, описав в комедии «Горе от ума» борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», ясно показал конфликт поколений, сложную проблему «отцов» и «детей».
Вывод. Проблема «отцов» и «детей» актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежатразным поколениям. «Дети», открыто выступающие против поколений «отцов», должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений
| 7. Проблема роли читателя в судьбе книги.
Позиция автора. Автор утверждает, что только читатель решает судьбу книги.
Согласие с автором. Я абсолютно согласен с автором. Именн за читателем остается последнее слово в оценке литературных произведений. И именно от него зависит будущее книги.
Данная проблема нашла свое отражение во многих произведениях русской и зарубежной литературы.
Аргументы. Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом - он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем.
|
2) В своем рассказе «Фрэнни» великий американский писательhttp://vk.com/ege100ballov Д.Д.Селинджер описывает совсем еще молодую девушку Фрэнни Гласс, которая переживает
конфликт с внешним миром. Она презирает людей, которые стремятся во что бы то ни стало удовлетворить свои амбиции, презирает актѐров, жаждущих славы, профессоров, навязывающих студентам ошибочные способы постижения сути предмета. На этот внутренний конфликт накладывается потрясение от книги «Путь странника» — английского перевода книги неизвестного русского автора XIX века «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», повествующей об опыте непрестанной Иисусовой молитвы. Однако попытки с юношеским максимализмом, без должной готовности, овладеть этим опытом вместо высоких духовных состояний приводят Фрэнни к глубочайшему душевному разладу. Вывод. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что роль читателя в судьбе книги основополагающая «Талантливые читателя формируют оценку того или иного литературного произведения».
8. Проблема благодарности родителям.
Согласие с автором. Проблема отцов и детей включает в себе целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема нравственных правил, проблема непонимания.
Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим.
Аргументы. 1) Тема благодарности поднята в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Старый смотритель простил свою дочь за побег. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. «Она легла здесь и лежала долго».
| 9. Проблема образования.
Аргументы. 1) «Мы все училились по-немногу, Чему-нибудь и как нибудь», - писал А.С. Пушкин в «Евгение Онегине».
Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из родителей относились к образованию отрицательно, например, Фамусов из «Горя от ума» («Уж коли зло пресечь – забрать все книги бы, да сжечь») И госпожа Простакова из «Недоросля». Но не все герои герои произведений русских классиков считают образование пустой тратой времени. Яркий пример тому – Князь Болконский из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марью. И в этом он, безусловно, прав.
| 10. Проблема отношения к пожилым родителям.
Позиция автора. Автор утверждает, что пожилые родители должны всегда чувствовать внимание своих детей.
Согласие с автором. Я согласен с автором, я считаю, что на каком бы расстоянии с мамой и папой мы не находились, нужно всегда помнить о них. Потому что они – самое дорогое, что у нас есть.
Аргументы. Говоря о проблеме отношения к пожилым родителям, можно вспомнить много примеров из классической литературы.
1)Рассказ Паустовского «Телеграмма» - это не банальное повествование о одинокой старушке и невнимательной дочери. Настя отнюдь не бездушна. Заботясь о других, героиня забывает проявлять внимание к родной матери. Одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, а другое – помнить о близких своих, о матере – самом святом существе на свете, не ограничиваясь переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность дочь не выдерживает. Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к родной матери Насте достигнуть не удалось. И в этом трагизм ее положения.
Вывод. Мне кажется, что статья Б.Екимова – еще одно напоминание, что пожилых близких нельзя забывать.Текст не может оставить без внимания читателей к проблемам, ставших предметом пристального внимания к читателям. Не забывайте своих близких, не оставляйте их в оврагах равнодушия и одиночества.
| 11. Научный прогресс и нравственные качества человека
Аргументы. 1) М. Булгаков. «Собачье сердце» Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нетлюбви, чести, благородства. 2) В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
| 12. Человек и природа
Аргументы. 1) М. Булгаков. «Роковые яйца». Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. 2) Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
| 13. Человек и познание. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.
Аргументы. 1) Гончаров. Образ Обломова. Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобыэти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
2) М. Горький в пьесе «На дне». Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. 3) Ложные ценности И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
| 14. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека.
Аргументы. 1) А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле. 2) Фонвизин «Недоросль». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.
| 15. Сострадание, чуткость и милосердие.
Аргументы. 1) М. Шолохов «Судьба человека». В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. 2) В. Гюго «Отверженные». Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
| 16. Ответственность человека за жизни окружающих.
Аргументы. 1) Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг. 2) А. Куприн. «Чудесный доктор». Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
| 17. Проблема самопожертвования.
Аргументы. 1) В своѐм произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая еѐ на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идѐт жить «по жѐлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытимым состраданием» встречаются и сегодня. 2) В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Извергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.
|
18. Человек и история. Роль личности в истории.
Аргументы. 1) Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своѐм величии, потому обречен на поражение. 2) И. Тургенев. «Записки охотника». Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
| 19. Человек и власть.
Аргументы. 1) Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Там пример справедливой власти: "Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".
| 20. Честь и бесчестье.
Аргументы. 1) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.
2) А.П.Чехов в рассказе "Смерть чиновника", Автор показал проблему с нравственной точки зрения. Червяков, прося прощения, унижался перед генералом не по роду службы или должности (ведь это был даже не его начальник), а по своей человеческой натуре.
| 21. Роль детства в становлении человека.
В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе.
Аргументы. 1) В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение.
Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков.
2) Понятие "детство" связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких. Роман "Один летний сезон" Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимопонимания и взаимопомощи - основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми.
| 22. Проблема дружбы.
Согласие с автором. Я согласен с автором и считаю, что дружба должна основываться на доверии, искренности, терпении и взаимовыручке.
О дружбе сложено немало песен, стихов и легенд, написано множество произведений.
Аргументы. 1) Проблема дружбы проходит через все творчество А.С. Пушкина, от лицейского периода до конца жизни.
В своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году поэт пишет: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!» Для Пушкина чувство дружбы – это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. 2) Роман-эпопея «Война и мир» великого русского писателя Л.Н. Толстого помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом и помощью, зная, что отказа не будет.
Вывод. Начиная дружить, мы учимся хранить верность данному слову, избавляемся от эгоизма, начинаем сочувствовать чужому горю и радоваться чужой радости.
А когда приходит беда, нам не нужно ее бояться – дружба побеждает беду, ведь она сильнее всего на свете. «Друзья познаются в беде» - эту поговорку знают все. Но немногим известно, что гораздо надежнее друзья познаются в радости. Если вы достигли большого успеха в каком-либо деле, то многие станут вам завидовать, и только настоящий друг просто порадуется вместе с вами.
| 22. Любовь к природе.
Аргументы. 1) Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая еѐ выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
| 24. Проблема русского языка.
Аргументы. 1) В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они «кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не правильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и защищать наш язык от жаргона и сленга. 2) Н.Рерих в одной из своих публистических статей говорил о том, что русский язык "может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть". Рерих убеждѐн в том, что необходимо изучать иностранные языки, чем больше, тем лучше, таким образом русский человек утвердиться в сознании какой чудесный дар ему доверен.
К.Рерих не отрицает заимствование слов, он обращает наше внимание на то, что с каждым поколением появляются новые
| 25. Война – это плохо.
Аргументы. 1) Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица еѐ участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть. 2) В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина» описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной , и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен позицией автора: Генрих Белль осуждал политику Гитлера, поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни.
| 26. Проблема влияния учителя.
Аргументы. 1) В рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского" обычного сельского мальчика, нелегкая судьба и голод заставляют связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому. Но это только благовидный предлог. В действительности она стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное человеколюбие, и непоказное мужество. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением, совращением и уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
| 27. Проблема поколений.
Аргументы. 1) Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.
| 28. Проблема самореализации, стремления.
Аргументы. 1) И.А. Гончаров «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведѐт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 2) В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.
|
Проблема смысла жизни. Ложные/истинные ценности.
Аргументы. 1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. 2) Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чѐм нет смысла и ничто не имеет значения, человек всѐ же может
получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор — самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».
| Проблема счастья.
Аргументы. 1) Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь. 2) Б. Екимов «Мальчик на велосипеде». Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами».
| Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются.
Аргументы. 1) Комедия «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий – бунтарь, мятежник, поднимается против толпы., московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают « истиной» заветы своих отцов- лицемеров, что уже давно изжили себя. 2) Творчество Маяковского посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа - это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Например, в стихотворения «А Вы могли бы?» проведена резкая черта между «я» и «вы».
| Национальная вражда.
Аргументы. 1) Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чѐм не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.
| Личность в истории.
Аргументы. 1) А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике" «...Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно...» Эти строки были написаны про Петра первого. Он – человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пѐтр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю. 2) Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и еѐ законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества.
Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.
| Проблема хамства.
Аргументы. 1) Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученыймедик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков - образ хамского отношения к людям. 2) Д.И Фонвизин «Недоросль». Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.
| Значимость труда.
Аргументы. 1) Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви». 2) В одном из выпусков журнала «Вокруг света»был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.
| Проблема разрушающего влияния денег.
Аргументы. 1) Н.В. Гоголь «Мертвые души» Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик. 2) А.С. Пушкин «Пиковая дама»Германн, центральный персонаж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, еѐ воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза поставил Пиковую Даму.
| Проблема эгоизма.
Аргументы. 1) Д. Лондон «В далеком краю» Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара. 2) А,П. Чехов «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
| Проблема одиночества.
Аргументы. 1) А.П. Чехов «Ванька». Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире. 2) А.П. Чехов «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.
| |