Главная страница

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ. 01. Русско-византийские культурные связи. Руссковизантийские культурные связи


Скачать 15.71 Kb.
НазваниеРуссковизантийские культурные связи
АнкорРУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Дата22.09.2021
Размер15.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла01. Русско-византийские культурные связи.docx
ТипДокументы
#235532

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

В истории русской средневековой культуры определяющую роль играли русско-византийские культурные связи. Они сложились в результате крещения Руси в 988 г., и определяли развитие русской культуры вплоть до 17 в.

Важнейшим событием в этом процессе стало принятие Русью христианства в 988 г. Причинами этого стали: необходимость укрепления великокняжеской власти и объединения восточнославянских племен в единый народ, а также стремление преодолеть международную изоляцию языческой Руси христианским миром. Князь Владимир Красное Солнышко принял христианство византийского образца, поскольку понимал важность связей Древнерусского государства с Византией. В результате крещения Руси значительно укрепились русско-византийские культурные связи. Через христианство началось распространение славянской письменности, строились монастыри и храмы, которые стали центрами образования и летописания. На Русь приехали тысячи монахов, которые стали учить детей грамоте. В результате распостранения христианства на Руси появилось иконописание, началось формирование русской национальной школы иконописания, основы которой заложил византийский монах Алипий, а дальнейшем развили русские мастера-иконописцы: Дионисий, Андрей Рублев, Симон Ушаков. Алипий воспитал целую плеяду русских мастеров-иконописцев.

Другим важным событием в развитии русско-византийских культурных связей сталаженитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Причинами этого шага стало стремление Русского государства упрочить свое международное положение, укрепить роль Руси как правопреемницы Византии, после ее падения в 1453 г. Идеологической основой этого процесса стала теория псковского старца Филофея «Москва – третий Рим, а четвертому не бывати». Стремление превратить Москву в новый культурный центр Европы привело к тому, что вместе с Софьей Палеолог в Московию приехали архитекторы, живописцы, писатели, ученые. Исключительно важную роль в развитии русско-византийских культурных связей сыграл Феофан Грек - выдающийся живописец и иконописец. Вместе с А. Рублевым он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, расписал церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. Его творчество заложило основы русской монументальной живописи, сформировало принципы русской национальной монументальной школы, которые впоследствии были развиты Дионисием при росписи церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Следствием описанных событий стало дальнейшее развитие русской культуры, формирование национальных особенностей русского искусства, объединивших в себе византийские и русские черты.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие русско-византийских культурных связей оказало огромное влияние не только на развитие русской культуры, но и русской истории в целом. Именно византийское влияние определило особенности русской средневековой культуры.


написать администратору сайта