Главная страница
Навигация по странице:

  • Быт и нравы Древнего Египта

  • Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

  • Письменность Древнего Египта

  • Литература Древнего Египта

  • Список использованной литературы

  • Реферат по МХК Культура Древнего Египта. Литература Древнего Египта Заключение


    Скачать 44.8 Kb.
    НазваниеЛитература Древнего Египта Заключение
    Дата27.04.2023
    Размер44.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по МХК Культура Древнего Египта.docx
    ТипЛитература
    #1093175

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………...3

    1. Быт и нравы Древнего Египта………………………………………...4

    2. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта………8

    3. Письменность Древнего Египта……………………………………..12

    4. Литература Древнего Египта…………………………………………14

    Заключение……………………………………………………………….17

    Список используемой литературы………………………………………18

    Введение

    Египет - страна древней и таинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство - одно из первых в истории человечества - возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений. И если жилые дома строились из недолговечного кирпича-сырца, то храмы, гробницы и пирамиды возводились из камня - на века.

    Египетской архитектуре была свойственна простота форм - поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписи и барельефы.

    Наиболее известные древнеегипетские памятники - пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденными образцами архитектурного творчества человечества.

    В пирамидах отразились характерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.

    Религия Древнего Египта была политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворяли и природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.

    Современная культура человечества немыслима без культуры Древнего Египта.

    О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые - египтологи - считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

    Египет стал первым государством на Земле, первой могущественной державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

    Быт и нравы Древнего Египта

    Одежда и украшения

    В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

    Еда и питье древних египтян

    Кухня древних египтян отличалась разнообразием. Они любили мясо и ели его достаточно много. Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур. Рыбу они отваживались пробовать не сразу, поскольку долгое время рыболовство считалось опасным промыслом: река изобиловала крокодилами. Из овощей больше всего ценился чеснок. Египтяне любили дыни и бананы. Груши, персики и вишни египтяне впервые попробовали только во время римского владычества. Впрочем, могли себе позволить вкушать эти сладости только богатые. Бедняки же часто вынуждены были жевать сердцевину стеблей папируса. Самой ценной и сытной пищей был хлеб с разными добавками. В пирожки и булочки добавляли фрукты или яйца. Мука тоже была разной: ячменная, полба и пшеничная. Лидером среди напитков было пиво. Его делали из ячменя или пшеницы. Любили египтяне и вино, особенно в районе дельты Нила, где выращивали виноград.

    Утренний туалет

    Утро египтянина начиналось с умывания. Для этого существовал специальный тазик — «шаути». В специальный кувшин для полоскания рта насыпали очищающую соль. Затем наступала очередь парикмахера. При дворе фараона утренний туалет был божественным ритуалом. Правители номов и крупные чиновники подражали фараону, собирая родственников во время утренних церемоний. Затем приходила очередь специалистов по благовониям. Речь шла не только о красоте, но и здоровье в жарком климате. Необходимым в утреннем туалете как женщин, так и мужчин было подведение глаз. Для этого применяли зеленый порошок — малахит и черный — галенит. Делали это не только ради красоты, макияж защищал глаза и нежную кожу век от насекомых и палящего солнца.

    Пиры

    Египтяне очень любили устраивать пирушки, на которых обычно забивали быка. На вертелах жарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами. Фрукты раскладывали в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах. Все было укрыто покрывалами, защищавшими яства от пыли и насекомых. Гостей встречал и провожал сам хозяин дома. Перед пиром произносили молитву, первым воздавали дань Амону. Самым почетным гостям предлагали кресла, инкрустированные золотом и серебром. Людям попроще доставались простые табуретки, а беднякам — циновки. Обычно мужчины и женщины садились друг против друга, супругам дозволялось сидеть рядом. Красивые молодые служанки в прозрачных одеждах разносили угощение, и начиналось пиршество.

    Повседневный досуг. Игры

    Повседневный досуг египтян заполняла игра. По вечерам супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно. Мальчики предпочитали силовые игры. Интересным было и соревнование в скорости: устраивали скачки на коленях, скрещивая ноги и удерживая их руками. Нередко соревновались в меткости. Египетские мальчишки куда суровей своих нынешних сверстников относились к нечестной игре. Они связывали нечестного игрока и угощали его палками. Девочки любили жонглировать. Но главным и любимым занятием у них были танцы. Этим искусством должна была владеть каждая египтянка.

    Музыка

    Ни один праздник не обходился без музыки. Когда музыкальных инструментов еще не существовало, ритм отбивали ладонями. Уже в эпоху Древнего царства появились арфа, флейта и гобой. Неизменной для египетских музыкантов была тема смерти: «Думай только о радости, когда надо причалить к земле, любящей молчание».

    Семья и свадьба

    Понятие «семья» для египтянина означало «дом». Выражения «взять в жены» и «построить себе дом» — синонимы. Если молодые люди были влюблены друг в друга, то родители чаще всего не препятствовали им. Свадьба для египтянина — это переход невесты из дома отца в дом мужа. Свадебный кортеж старались украсить побогаче. Брак заключался по строгим правилам. Продумана была и его юридическая сторона. Чиновник записывал имена супругов и регистрировал их общее имущество. Женщина при обретала второе, «дополнительное», имя — супруга такого-то. В общее имущество муж вносил две трети, жена — одну. После этого устраивался пир, на который приглашались родственники. После смерти одного из супругов оставшийся в живых мог пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить только одну его часть.

    Отношение к женщине

    Египетское общество к женщине относилось сурово. За супружескую измену женщину ждала смерть. Если муж был неверен, его за это никогда не карали, мужчинам разрешалось иметь наложниц, которые считались членами его семьи. По египетским законам, муж имел право бить свою жену, брат — сестру. Если разошедшийся муж поколотил супругу так, что она стала инвалидом, он вызывался в суд, где давал клятву, что больше никогда ее не тронет. Если же супруг не держал данного обещания, то получал сто палочных ударов и навсегда лишался права на совместно приобретенное имущество. Суровые авторы (конечно же, мужчины) считали женщин капризными, легкомысленными, не умеющими хранить тайну. Мужчина же, согласно тем же авторам, наоборот, всегда добр, заботлив, верен жене даже после ее смерти и всегда держит свое слово. Писец Ани советует: «Берегись женщины, которая выходит тайком. Не следуй за ней: она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети — это преступление…»

    Отношение к детям

    Египтяне любили детей, но особенно радовались рождению сына-наследника. Если в семье не было сыновей, то обращались за помощью к жрецам. Рамсес И гордился тем, что у него было более 160 детей. И никто: ни фараон, ни простой египтянин — не боялись, что ребенок умрет от голода. Дети бегали нагишом, лишь с бусами на шее, и ели стебли папируса. Сын обязан был достойно похоронить отца и продолжить его дело. Однако рады египтяне были и девочкам. На всех изображениях фараона Эхнатона его с супругой сопровождают: v. все шесть их дочерей. Египтянам всегда хотелось знать, что ждет их детей впереди, поэтому в тревоге за будущее обращались к богине Хатхор. Имя ребенку давали сами родители, но его надо было обязательно зарегистрировать. Покровительницей семьи, материнства и деторождения считалась богиня Исида. Именно ей поклонялись бездетные женщины и мужчины, а также семьи, в которых не было сыновей.

    Отношение к старикам

    Египтяне хорошо относились не только к детям, но и к старикам. Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье — такими людьми восхищались. Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день, но и рассчитывал на пышные похороны. Старость уважалась даже фараонами, которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности. Их примеру старались следовать правители городов и номов.

    Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

    Архитектура

    Древнейшие памятники, дошедшие до нас, - это остатки гробниц неподалеку от Каира на левом берегу Нила, где находилась древнейшая из египетских столиц – Мемфис. Это не только самые древние, но и самые крупные из памятников (пирамида Хуфу – Хеопса; Джосера (ступенчатая); Хефрена и Микерина).

    Пирамиды стоят на каменном Большинство из них разрушено Пирамиды возводились частично из громадных глыб известняка, частично из кирпича, сделанного из нильского ила. Стороны пирамид были обращены к четырём сторонам света

    Центром пирамид был царский склеп с саркофагом. Туда вёл узкий ход, заложенный после погребения царя. Сбоку внутри пирамиды находилось святилище, посвящённое культу усопшего. В общем, гробницы повторяли устройство жилых помещений, которые в Древнем Египте располагались и на поверхности земли и в подземельях

    Вокруг пирамид было расположено много частных гробниц в виде небольших прямоугольных сооружений со сводчатым потолком, грубо сложенных из жёлтых кирпичей и камней.

    Египетские религиозные обряды проходили в храмах. Все храмы строились по единому образцу в виде удлиненного параллелограмма, обращённого фасадом к Нилу. От Нила к храму вела широко мощеная дорога, уставленная правильными рядами сфинксов, высеченных из красного песчаника. Сфинксы с львиной, бараньей или человеческой головой лежали на цоколях храма. У входа в храм воздвигали обелиски – монолитные колонны, которые, суживаясь к вершине, представляли собой усечённый, вытянутый вверх четырёхгранный столб, заканчивавшийся пирамидкой. Грани обелисков были испещрены надписями Ворота храма представляли собой так называемый пилон: две совершенно одинаковые монументальные башни особой формы как бы обрамляли небольшой портал с маленькой дверью. Ворота вели в обширный двор, не имевший кровли. Вдоль боковых стен шли ряды колонн, а двор пересекала колоннада, которая вела ко второму пилону, за которым следовал огромный зал с множеством колонн. Средние колонны были значительно выше остальных, и настолько же выше была крыша, которая на них опиралась. Через новый пилон и преддверие посетители входили в узкий открытый двор, служивший переходом к главному храму. Перед четвёртым пилоном стояли обелиски, а сзади него находилась открытая галерея с примыкавшими к ней комнатками. Святилище было монолитным: по бокам в нём располагались комнаты для жрецов. Сзади находилась новая пристройка храма. Весь храм шёл лестницей, уступами, и потому пол в святилище был значительно выше уровня первого входа.

    Изобразительное искусство

    В позах египетских статуй поражает величавая недвижимость. Движение в статуях и барельефных украшениях стен выражено крайне неловко или условно. Пёстрая роспись стен имеет такой же условный колорит, как и рисунок.

    Иероглифическое начертание подчинялось строгим правилам, чтобы чтение не представляло затруднений. Определённого порядка в письме у египтян не существовало. Они писали и справа налево, и слева направо, и сверху вниз. Начертание фигур указывало направление чтения: куда смотрит морда зайца, голова змеи, куда указывает рука, нога, оттуда и читали. Со временем, увеличив скорость письма, жрецы прибегли к упрощенному способу начертания, заменяя изображения крючками, только отдалённо напоминавшими иероглифы. Такое письмо использовалось в торговых и правительственных учреждениях, а также для надписей на пеленах мумии. Иероглифы остались только для стенных росписей, носящих священный характер.

    Нанося иероглифы на здания, египтянин не оставлял не закрашенным ни одного угла на стене и двери.

    На всех памятниках заметен превосходно подготовленный голубоватый или сероватый фон и нанесённые на него изображения семи цветов: синего, зелёного, красного, коричневого, жёлтого, белого и чёрного. Смешанными цветами египтяне не пользовались.

    Слабость рисунка, из-за которой на расстоянии нельзя было отличить мужчин от женщин, восполнялась условностью тонов. Мужчин изображали тёмно-красными, а женщин – бледно-жёлтыми.

    Человеческие фигуры египтяне рисовали примитивно. Голову всегда изображали в профиль, глаз впереди, а ногу – сбоку. Пальцы на руках рисовали одной длины, и только большой палец был сильно отставлен от других, плотно слипшихся фаланг.

    Контур образовывали не формы, а резко очерченные линии. Что же касается перспективы, Каждое кресло и стол изображали с двумя ножками Ряд предметов, лежащих в перспективе один за другим, рисовали друг над другом. Таким образом, смешивалось перспективное изображение с планом.

    Величие всегда передавалось ими материально и потому фараона всегда изображали намного большего роста, чем всех окружающих.

    Условность художественной трактовки, прежде всего, сказалась в скульптурных и живописных изображениях божеств. К человеческому телу приставляется звериная голова, к львиному туловищу – человеческое лицо Сфинксы являются портретами фараонов. К лицу царя приделывали львиное туловище

    Высшим достижением среди колоссальных изваяний считается знаменитый Мемфисский сфинкс. Он высечен из цельной скалы, его высота от земли до вершины достигает 22 метра. Голова – 24 метра в окружности; уши и нос – в рост человека. Между передними лапами, в груди, помещалась молельня.

    Колоссальные сидячие статуи богов, богинь, царей и цариц были излюбленными изображениями у египтян. Все они однообразны по стилю – фигуры сидят в торжественных позах, словно в оцепенении; очень длинные руки с прямыми, вытянутыми пальцами плотно прилегают локтями к бёдрам и спокойно вытянуты на коленях. Ноги ровно поставлены одна возле другой; торс, ноги, руки нередко совершенно голы, и только голову венчает царский убор.

    К наиболее известным памятникам египетской пластики следует отнести так называемые статуи Мемнона, воздвигнутые 40 веков назад.

    Это две фигуры: одна из цельной глыбы песчаника, другая – из пяти кусков, наложенных один на другой.

    В небольших статуэтках египтяне нередко возвышались до глубокого реализма: «Пивовар» и «Луврский писец» прекрасные примеры этому.

    Высокую культуру обработки материалов демонстрируют декоративно-прикладные изделия, большое количество которых находилось в захоронениях: золотые маски, ожерелья из самоцветов, мелкая пластика из поделочных камней. Бытовые изделия того времени отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

    Древнее искусство оказало значительное влияние на развитие культуры античного мира. Завоевание Египта Александром Македонским в 4 веке до н.э. положило конец его самобытному развитию.

    Письменность Древнего Египта

    В древности египтянам для организации хозяйства, регулярного получения налогов, а также для ведения научных наблюдений нужна была письменность.

    Древнейшие письменные знаки представляли из себя рисунки. Это было рисуночное, или пиктографическое письмо (от латинского слова "пиктус" – писанный красками, и греческого "графо" – пишу). Древний человек просто рисовал тот предмет, о котором хотел сказать. Если он писал слово "солнце", то рисовал солнечный диск. Со временем знак стал не только изображать предмет, но и передавать звуки.

    Древнеегипетские знаки-рисунки назывались иероглифами (в переводе с греческого – священные письмена). Иероглифы происходят от рисунков, которые делал древний человек, когда хотел что-то записать. Они выглядели как изображения человека и его занятий, птиц, животных, растений.

    В древнеегипетском письме употребляли около 750 знаков, причем гласные не писали. Поэтому после слова ставился определитель – знак, поясняющий читающему общее значение слова.

    Но египтяне применяли и звуковые знаки, которые передавали сочетание сразу двух, трех или четырех согласных. Например, иероглиф "корзина" передавал сочетание н-б; иероглиф "солнце с лучами" – три согласных – в-б-н.

    Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально – справа налево и наоборот, или вертикально – сверху вниз. Определить направление письма несложно: если головы изображенных людей и животных обращены направо – текст читается справа налево, если же они обращены налево – текст читается слева направо.

    Позже, когда египтяне стали быстро писать, очертания рисунка округлялись, превращались в завитки и кружочки, и знаки упрощались. Такой вид письма назывался скорописным, или иератическим.

    На чем же писали египтяне? В качестве материала для письма использовались камень, глиняные черепки, дерево, кожа. Широкое применение получил папирус. Египтяне так называли тростник, а затем и добывавшийся из него материал для письма (слово "папиур" означает речной, нильский). Это слово заимствовали древние греки и римляне, а впоследствии так же в некоторых языках стали называть бумагу. Ты, конечно, знаешь, что и по-украински слово «бумага» – «папiр», по-английски – "paper", по-немецки – "Papier".

    Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы. Полученные тонкие и узкие полоски раскладывали так, чтобы край одной полоски находил на другую. Затем края подклеивались, чтобы получить квадратный кусок папируса. На этот кусок накладывался второй слой из полосок папируса так, чтобы их волокна ложились перпендикулярно на волокна первого слоя. По наложенным друг на друга полоскам били деревянным молотком, от чего они становились тоньше. Затем папирус прессовали и просушивали. После этого папирус сворачивали в трубочку – свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.

    Папирус могли использовать больше одного раза: с листа можно было смыть написанный текст и писать заново. Папирус был вначале белого цвета, но со временем он темнел и становился светло-желтым или коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, поэтому легко сворачивался в свитки, а под влиянием времени он становился очень хрупким и ломким.

    Египтяне писали заостренными тростниковыми палочками, изготовленными из стебля болотного растения каламу с. Такие палочки имел каждый писец при себе вместе с чашкой для воды и дощечкой – пеналом, где было место для хранения палочек и два углубления для черной и красной краски. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные – из охры.

    Литература Древнего Египта

    Литература Египта является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур, для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактические произведения, басни, эпос, любовная лирика и др. Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки.

    Египетские сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончательной победе добра и справедливости над силами зла. Некоторые из них носят явный отпечаток фольклора, например сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена которых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.).

    Под "повествованиями" подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному историческому фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти "повествования" в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий.

    Среди "повествований" выделяется папирус середины XI в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ – одно из лучших произведений египетской литературы. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных по восточному побережью Средиземного моря. Выдержанное в реалистических тонах, это "повествование" является, несомненно, литературной обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобное художественное произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас отдельные сочинения в нескольких экземплярах.

    "Повествования" исторического характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор – реальный или вымышленный (в последнем случае какой-либо известный мудрец прошедших времён). "Поучения" нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

    Наряду с памятниками художественной литературы к египетской литературе относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, обладающие литературным достоинством. Литература Египта оказала влияние на литературы других народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов.

    Сохранившийся массив литературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказки и мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения), любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколько известно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованные инсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составляли неотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобных ритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальные декреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить к литературным произведениям только в тех случаях, когда они обладают определенной литературной формой.

    Поскольку древнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, о поэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников (коптский – самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, в котором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователи предполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не на регулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой и регулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленным поэтическим приемом был параллелизм – такое построение текста, при котором мысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках, либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либо более полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнести повторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногда стихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множестве встречаются также сравнения и метафоры – особенно в текстах, претендующих на возвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки.

    Для древних египтян было небезразлично, как "смотрится" стихотворение (или другой текст) на папирусе или на стене. В некоторых текстах строки, начинающиеся с одного и того же слова, располагаются таким образом, чтобы их параллелизм был доступен и зрительному восприятию. По-египетски писали или справа налево (нормальное, наиболее распространенное направление), или слева направо, или сверху вниз. Это облегчало создание изящных графических композиций. Например, одна вертикальная строка могла "ограничивать" текст, состоявший из нескольких горизонтальных строк, либо одна горизонтальная строка – текст из нескольких вертикальных. С другой стороны, имеются литературные тексты, графически никак не организованные.

    Заключение

    Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад во всемирную культуру. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

    Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

    Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта - сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

    Культура древних египтян - монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы - поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.
    Список использованной литературы:

    1. Альберто Рус. Культура Египта. - М.: Мысль, 1996.

    2. Васильев, Л.С. История религий Востока. / Л.С. Васильев. - Москва: Университет, 2001. - 368 с.

    3.  Дубровская, О.Н. Древние религии мира. / О.Н. Дубровская. - Москва: Рипол, 2003. - 448 с.

    4.  Керрам К. Боги, гробница, ученые М.: Республика, 1994. С. 75

    5. Коростовцев, ?.?. Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. / ?.?. Коростовцев. - Москва: Наука, 1982. - 280 с.

    6. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 1998.

    7. Матье М. Искусство Древнего Египта. - М.: Издательство “Искусство”, 2002, с. 163

    8. Силичев Д.А. Культурология -- М.: Приор, 1998.-- 576 с.

    9. Шалаби Аббас Весь Египет. / Аббас Шалаби. - Москва: Бонеки. Флоренция Италия. Редакция: Welcom Books, 1999. - 346 с.

    10. Яковец Ю.Я. История цивилизаций. - М: Владос, 2001.


    написать администратору сайта