Главная страница

философия 3.4. 1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно исторической практикой Познание


Скачать 17.84 Kb.
Название1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно исторической практикой Познание
Дата14.09.2022
Размер17.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия 3.4.docx
ТипДокументы
#676917

Задание№1

1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой Познание

2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности Идеальное

3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания Гносеология

4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? Античность

5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом. Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов– содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. 6. Сомнение в достоверности добытых знаний

7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки Пармени́д

8.Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей Агностицизм

9. Способ теоретического освоения действительности Метод

10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир. Мировоззрение

11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания Сенсуализм

12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой систем Методология

13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки Гипотеза

14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности Субъект

15. Отображение мира в духовных образах Философия

16. Постижение действительности с помощью теоретических средств Научное познание

17. Виды духовно-познавательной деятельности Обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное.

18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности Истина

19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания Абстрагирование

20. Способность к рациональному мышлению называется Сознание

21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей Диалектика

22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения- Интуиция

23. Наука о законах и формах мышления Логика

24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка, и теоретическая систематизация истинного знания о действительности Наука

25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу Философствование

Задание№2


Гносеологическая установка

Сущность



Авторы и эпоха

Скептицизм

это направление в философии, которое утверждает, что человек не может ничего знать о мире с уверенностью, нужно ставить под сомнение всё, даже то, что индивидуум изучал или испытывал в прошлом.

возникает в начале III века до Р.Х.: это учение древнегреческого философа Пиррона. Он, как и. Сократ, ничего не писал, а своей жизнью проповедовал скептицизм, а затем уже его ученики и последователи, такие как Тимон-поэт, а позднее Энесидем и Агриппа, жившие в I веке до Р.Х., записали основные идеи пирронизма

Агностицизм

это философская концепция мировоззренческого характера, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании принципиальную непознаваемость объективной реальности и её оснований, Бога и метафизических сущностей вообще.

В истории принято считать, что агностицизм как полноценное философское явление зародился в 19 веке, когда Спенсер, Гамильтон, Беркли и Юм (основные философы агностики) высказали позицию о том, что невозможно познать существующих мир путем субъективного восприятия человеком метафизических явлений.

Гносеологический оптимизм

Гносеологический оптимизм направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова.

Критицизм

философско-методологическая позиция, характеризующаяся принципиальным антидогматизмом, установкой на анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Новая философская энциклопедия. - 2003. КРИТИЦИЗМ — всякая доктрина, основанная исключительно на рефлексии, замкнутой на самой себе.

Уоткинса, И. Лакатоса, Дж. Агасси, X. Альберта и близкими к нему концепциями П. Фейерабенда, У. Бартли и др. Как философское направление, критицизм возник в 1930-х гг. в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в процессе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки

Задание№3

Гносеологическая позиция

Представители

Суть спора

Сила аргументов

Слабость аргумнтов

Эмпиризм

Ее основными представителями являются Френсис Бекон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Эмпиризм. Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Основателем европейского эмпиризма является Френсис Бэкон. Его основные произведения: " О достоинстве и приумножении наук ", " Новый Органон " и " Новая Атлантида ". Бэкон стал первым, кто перенес идеи механики, физики и метафизики из естествознания в философию.

это одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.







Рационализм

Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идеи разума. Эмпири (ци)сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро и Ж. Ламетри, Д. Юм) считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт. Органицисты (Г. Лейбниц, Б. Спиноза) рассматривают природу в целом и ее элементы как живые организмы, в которых целое определяет свойства ее частей.

представители которого (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является разум, а опыт только позволяет проявиться истинам разума.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф. Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал, что философия должна стать наукой среди других наук, обладающих практической значимостью (Работы: « О достоинстве и приращении наук», « Новый органон» и др.). Наука должна направляться правильным методом, который предполагает освобождение сознания людей от ложных «призраков» -заблуждений разума, искажающих процесс познания







Иррационализм

Философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон)
Философия воли (А. Шопенгауэр)
Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, А. Камю)

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям









Задание№4

Приведу слова Эйнштейна про интуицию: "Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре", "Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления". Что касается познания вещей, мы познаем не сами вещи, явления, а свои реакции на них, свое отношение. Их познание зависит напрямую от наших свойств.


написать администратору сайта