Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение государства 1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

  • 2. Причины возникновения государства и права

  • тгп. 1. Происхождение государства и права. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества


    Скачать 95.54 Kb.
    Название1. Происхождение государства и права. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества
    Анкортгп.docx
    Дата23.02.2018
    Размер95.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп.docx
    ТипДокументы
    #15848
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1.Происхождение государства и права. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

    2. Причины и формы возникновения государства.

    3. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.

    4. Возникновение права.

    5. Анализ основных теорий происхождения государства и права.

    6. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    7. Понятие и сущность государства. Общечеловеческие, классовые, религиозные, национальные, расовые сущности государства.

    8. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

    9. Типы государства, различные подходы.

    10. Понятие функций государства. Соотношение задач и функций государства.

    11. Классификация функций государства.

    12. Формы и методы осуществления функций государства.

    Происхождение государства

    1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

    Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

    Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

    Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".

    Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

    Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

    Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование нрава в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

    2. Причины возникновения государства и права

    Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

    В процессе этого развития произошли три крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, и, наконец, от производства отделилась торговля; рост производительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе - к эксплуатации.

    В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества, на смену им приходит государство - публичная власть, стоящая над населением, и право - инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. По Ленину, государство - это орган подавления одного класса другим, а право - средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

    Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А.Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей - аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство - общество, разделенное на управляющих и управляемых.

    Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования нрава. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса {институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения - законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

    Эти нормативные акты, в отличие от нормативной системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.

    3. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

    1. Публичная власть. Государство стало новой структурной организацией общества, из него выделяется особый слой людей, основным родом занятий которых становится управленческая деятельность. В центре публичной власти стоит царь, король, князь, т.е. лицо, за которым признается право представлять публичные (политические) интересы союзного единства групп вовне, самостоятельно принимать решения, касающиеся дел союза племен или иных групп, и осуществлять в рамках обычного права контроль за исполнением этих решений. Выделившийся из общества слой людей образует то структурное образование, которое позже получает название аппарата государства и назначение которого состоит в том, чтобы систематически обеспечивать функционирование общества.

    Аппарат с самого начала имеет сложную и разветвленную структуру. Специалисты отмечают, что даже в первичном городе-государстве насчитывалось до 130 управленческих должностей. Он требует материальных средств для своего содержания. Такие средства в виде налогов, дани и т.п. поступают от самого общества. Налоги, таким образом, - еще один из важнейших и неотъемлемых атрибутов формирующегося государства. Для того чтобы власть в государстве нормально функционировала, достигла своих целей, аппарат государства с самого своего возникновения характеризуется тем, что его функционеры наделяются властными полномочиями, возможностью прибегнуть в необходимых случаях к использованию принуждения.

    В структуре государства для этих целей появляются специальные институты - полиция, армия, суды и иные учреждения, выполняющие функции принуждения. В то же время в государстве преобладают структуры, создаваемые для организации нормальной деятельности общества, управления производством, образованием, коммунальным хозяйством, культурой и т.д.

    2. Если родовой строй характеризовался основанной на родстве организацией, то государство отличается своей особой территориальной организацией. Наличие у государства этого признака социально и экономически обусловлено. Само государство возникает тогда, когда связь определенным образом структурированных групп населения (общин) с определенной территорией настолько упрочивается, что становится достаточно устойчивой, постоянной. Разделение населения по территориальному признаку означает, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ, во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством: на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами. Все проживающие на территории данного государства приобретают юридический статус, который выражается в виде подданства или гражданства.

    3. Единая система налогов - следующий важнейший признак государства. Налоги служат материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, они охватывают все население страны, выступают постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.

    4. Специфическая система нормативного регулирования, без которой общество не может функционировать, а государство не в состоянии обеспечить организацию жизнедеятельности общества. Иначе говоря, особая связь государства с правом - также специфический признак государства. Государство не только использует право, но и призвано обеспечивать его действие.

    Все эти признаки указывают на то, что государство существенным образом отличается от всякой иной организации общества и от самого общества.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта