Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Французская социологическая (социально-психологическая) школа

  • 3.Бихевиоризм и необихевиоризм

  • 4.Теории социального научения

  • Гештальт

  • Метод познания

  • Закон фигуры и фона

  • Закон прегнантности

  • Закон замыкания

  • Целостность

  • Общая зона

  • 7.Когнитивная психология

  • 8.Генетическая психология

  • Конспект:Зарубежные современные школы психологии. 1. Психоанализ(глубинная психология)


    Скачать 129.45 Kb.
    Название1. Психоанализ(глубинная психология)
    АнкорКонспект:Зарубежные современные школы психологии
    Дата06.04.2023
    Размер129.45 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDOC-20221018-WA0000..pdf
    ТипДокументы
    #1040604

    1.Психоанализ(глубинная психология)
    Глубинная психология – общее название для ряда направлений в психологии,
    ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром
    Э.Блейлером, тесно сотрудничающим с З.Фрейдом. Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного. Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже отпочковались многочисленные направления и течения.
    К глубинной психологии относятся:
    ● психоанализ З.Фрейда - движущей силой процессов, происходящих в бессознательном (переживания, чувства, не поддающиеся осмыслению на сознательном уровне) считает энергию либидо, которую трактует как сексуальную энергию
    ● аналитическая психология (К.Г.Юнг) - понимание процессов бессознательного схоже с пониманием Фрейда. В отличие от Фрейда энергию либидо понимает как психическую энергию жизненной силы
    ● индивидуальная психология (А.Адлер) - движущей силой процессов,
    происходящих в бессознательном и влияющих на формирование личности видит в чувстве неполноценности и беспомощности, которое возникает у маленького ребенка относительно окружающих его взрослых - т.е. стремление к власти
    ● неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливани др.)
    ● логотерапия (logos - смысл) (Виктор Франкл) - движущим механизмом психического развития считает волю к поиску смысла жизни
    Направления глубинной психологии работают с причиной проблемы. Методики,
    которые используются в рамках этих направлений, позволяют разрешить конфликты у истоков их возникновения, помочь клиенту посмотреть на свою проблему как бы со стороны, как сторонний наблюдатель - «Большое видится на расстоянии». Терапевт помогает эмоционально абстрагироваться от навязчивого эмоционального переживания и объективно оценить и пережить «невыносимые» чувства и эмоции.
    У каждого человека есть внутренний ресурс. Это некая индивидуальная сила,
    жизненная сила. Что-то свое - индивидуальное - так, например, как отпечатки пальцев не повторяются ни у одного человека в мире. Так и ресурс - у каждого он свой,
    индивидуальный. В процессе терапии, терапевт помогает человеку самостоятельно найти внутри себя этот ресурс, сформировать свой личный внутренний интроект - своеобразного принимающего "помощника", который находится не вовне, а формируется внутри самого человека.
    Этот аккумулированный свой собственный ресурс - эта та индивидуальная, личная сила, которая больше не может быть утрачена. Она не дестабилизируется, а может только развиваться и укрепляться. Задача психотерапевта помочь клиенту найти и "вырастить" в себе этот ресурс, для того, чтобы человек всегда мог найти силы внутри себя и в любой сложный момент своей жизни мог найти поддержку внутри себя, а не зависеть от психолога и других сторонних людей, не впадать в зависимости и не выстраивать созависимые отношения. Благодаря этой силе, человек готов вернуться и вновь пережить травмирующие ситуации своей жизни принять те аффективные эмоции, которые он не смог пережить, будучи ребенком, в связи с чем они были вытеснены в область бессознательного, откуда всю жизнь оказывали травмирующее влияние на жизнь человека и вновь прожить эти болезненные, разрушающие чувства.

    Полностью осознанные и пережитые переживания, уходят полностью и жизнь человека меняется. Меняется восприятие человека своей жизнь, взаимодействие с окружающими, положительные изменения затрагивают все области жизнь. Это связано с глубинными изменениями личности самого человека - уходят страхи, обиды, боль.
    Жизнь наполняется радостью, любовью и гармонией. С этим связана длительность терапии. Такая терапия достаточно долгосрочна (не менее 6-ти месяцев) в сопоставлении с краткосрочными методами, которые, в свою очередь, призваны разрешить конкретную поверхностную задачу - вылечить симптом, так сказать.
    2.Французская социологическая (социально-психологическая) школа
    С точки зрения французской школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
    Представители полагали, что общество необходимо изучать через изучение социальных фактов, причем только в категориях социального. Они утверждали, что сознание человека существует в двух формах: индивидуальной и коллективной.
    Индивидуальное отождествлялось с биологическим, индивид рассматривался как организм; проблема общественного и индивидуального отождествлялась с проблемой социального и биологического. Предполагалось, что социальное существо в человеке,
    которому соответствует социально определяемая часть психики, формируется обществом.
    Функция культуры и религии представлялась заключающейся в том, чтобы через коллективные представления объединять общество. Ярким представителем социологической школы стал Эмиль Давид Дюркгейм (1858—1917). Изучая обычаи,
    моральные и юридические нормы, взгляды мало культурных народов, он пришел к выводу о том, что все они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека.
    Человек — существо двойственное: индивидуальное и социальное. Биологическая сущность организма предопределяет и биологически определяемую часть психики, она руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, по мнению Дюркгейма, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов.
    Общество рассматривалось Дюркгеймом идеалистически, как духовное образование:
    совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и др.,
    отражающих различные стороны общественной жизни и называющихся коллективными представлениями. Коллективные представления закрепляются в языке, обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Дюркгейм утверждал, что все собственно человеческое в человеке происходит от общества. Развитие мышления он не связывал с развитием человеческой деятельности. Процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида он трактовал как взаимодействие индивидуального и общественного сознания.

    С тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления выступил Люсьен Леви-Брюль (1857—1939).
    Согласно его теории в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но и смена типов мышления. Современный тип —
    логический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называл пралогическим. Первобытное мышление имело магический характер: для первобытного человека мир вещей был наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являлись именно сверхъестественные свойства. Первобытный человек всегда думал о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имели.
    Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имело особую логику и подчиняется закону партиципации (сопричастия). Считалось, что все предметы, сходные между собой, имели общую магическую силу и что действия,
    примененные к ним, распространяются и на их оригиналы. Предполагалось, что магическая сила передается также путем соприкосновения. Мышление первобытного человека было абсолютно причинно: оно не признавало случайностей, не было чувствительно к противоречиям и не требовало доказательства фактами. Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы,
    искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и прочие проявления трудовой деятельности не являлись, по мнению Леви-Брюля, плодом размышления и рассуждения, были лишь продуктами интуиции, слепого навыка. Леви-Брюль утверждал, что влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера). Пралогическое мышление не образует стадию,
    предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру,
    функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладали.
    Но даже в современном обществе они не исчезли полностью.Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. Значение французской социологической школы заключается не столько в разрабатывавших ею представлениях о типах мышления, сколько в выдвижении нового — исторического —
    подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской пауке, так и в науке других стран.

    3.Бихевиоризм и необихевиоризм
    Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — особое направление в поведении человека и животных,
    буквально — наука о поведении.
    Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона(1878— 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S—> R вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S— прикосновение к глазу, а вместо R— мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной. То, что психологи раньше называли «сознанием», согласно взглядам Уотсона, тоже является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Просто внутренние реакции столь слабы, считал Уотсон, что не могут быть замечены наблюдателем.
    Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека с тем, чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать,
    какова будет реакция, или, если дана реакция, узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком
    «внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы», на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм,
    человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Итак, задачи классического бихевиоризма:
    ● изучение поведения (установление связей между S и R)
    ● управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью
    S)
    ● научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям
    ● выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта
    Последователи Уотсона внесли новые элементы в его концепцию. Например,
    Б. Скиннер(1904—1990) ввел понятие «подкрепление». Подкрепление — необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Скиннер ввел понятие
    «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.
    Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма
    «стимул — реакция». По мнению Э. Толмена(1886—1959), формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная —
    реакция (S —> PP —> R). Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания и знания.

    Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение человека предваряют так называемые познавательные карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира. Это ожидания и гипотезы, прошлый опыт человека, наследственность и возраст, а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. В
    настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.
    4.Теории социального научения
    Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940-1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.
    Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура,
    Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. Рассмотрим некоторые выдвинутые ими теории более подробно. А. Бандура (1925)полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.
    Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого, имевшие различные последствия.Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще,
    чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.
    Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:
    ● внимание к действию модели
    ● память о воздействиях модели
    ● двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное
    ● мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное
    Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Известный американский психолог Р. Сирс (1908–1998) предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях», потому что
    действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К
    диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка:
    ● фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни)
    ● фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации)
    ● фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу)
    Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей. Центральным компонентом научения Сирс считал зависимость, т. е.
    потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения:
    ● «Поиск негативного внимания» – ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку
    ● «Поиск постоянного подтверждения» – это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, комфорта, утешения. Причина – завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей
    ● «Поиск позитивного внимания» – выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее
    ● «Пребывание поблизости» – постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать «незрелой», пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости
    ● «Прикосновение и удержание» – это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о «незрелой» зависимой форме поведения
    Американский психолог У. Бронфенбреннер считал, что результаты лабораторных исследований необходимо проверять в естественных условиях, т. е. в семье или группе сверстников. Феномен заключается в том, что молодые люди не могут найти свое место в обществе. В результате человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже испытывает враждебность по отношению к ним. Найдя в конце концов дело по душе, он не получает удовлетворения от работы, и интерес к ней вскоре угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:
    ● работа матерей
    ● рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов
    ● дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе
    ● недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат
    ● редкое общение с родственниками и соседями

    5.Гештальт психология
    Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии,
    возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в
    Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и
    Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации
    «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.
    Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог:
    гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоял из большого числа органов и систем:
    Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура
    Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности
    Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия
    Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики
    Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем
    Законы гештальтпсихологии:
    Закон фигуры и фона (фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры)
    Закон транспозиции(психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение)
    Закон прегнантности (существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив)
    Закон константности (все стремится к постоянству)
    Закон близости (тенденция к объединению в целостный образ элементов,
    смежных во времени и пространстве)
    Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре)

    Принципы гештальта:
    Близость (все, что рядом, воспринимается вместе)
    Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе)
    Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности)
    Замкнутость (приобретение фигурой формы)
    Смежность (близость стимулов во времени и пространстве)
    Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом)
    6.Гуманистическая психология
    В 60-х годах минувшего столетия в рамках психологической науки возникает новое направление, которое получило название гуманистической психологии. Становление нового психологического течения во многом было обусловлено объективно существующими политическими, социальными, культурными, экономическими факторами, становлением постиндустривальной эпохи, сопровождающимся механизацией, технократизацией культуры, обесцениванием личности, становлением
    «человека массы», что обусловило необходимость возвращения внимания ученых на личность человека. Данное течение, в отличие от других, не было попыткой ревизии либо адаптации уже существующих школ к новым, изменившимся условиям.
    В центре внимания гуманистической психологии - целостный человек во всех его проявлениях, процессы личностного развития, смысла и высших ценностей существования, творчества, свободы, восприятия, интерпретации и переживания мира.
    Главным положением нового направления стало понимание целостности личности,
    понимание того, что содержание психики не может быть сведено к элементарным формам и реакциям. Гуманистическая психология полностью отвергает представление о человеке как о существе, поведение которой определяется стимулами внешней среды, строится на основании детерминизма. В отличие от других психологических направлений, гуманистическое течение обращено не на лечение душевных расстройств, поведенческих, эмоциональных нарушений, но направлено на решение задачи исследования позитивных душевных качеств, душевного здоровья.
    Представители течения не стремятся сосредотачиваться исключительно на темной стороне психики, но в полной мере используют позитивные эмоции, которые во многом составляют сущность человеческой личности.
    Личность понимается как сознательный индивидуум, наделенный свободой выбора и творческим потенциалом.
    Основными принципами направления выступают следующие:
    ● актуализация роли сознательного опыта
    ● осознание целостной природы личности
    ● акцент на свободе воли, творческом потенциале личности
    ● комплексное исследование всей совокупности факторов, обстоятельств личности
    В понимании представителей гуманистического подхода личность представлена как существо, обладающее свободой выбора, стремящееся к самоактуализации - активному стремлению к раскрытию собственных задатков и способностей,
    максимально полному раскрытию собственного потенциала.

    Данное стремление носит врожденный характер, однако, его развитию или препятствию могут способствовать или препятствовать детские переживания,
    научение. В свою очередь, полное раскрытие творческого потенциала, заложенного в человеке, требует удовлетворения ряда потребностей. иерархия потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, может быть представлена следующим образом:

    физиологические потребности - потребность в пище, питье, дыхании, сне,
    сексе
    ● потребность в безопасности - чувстве стабильности, защищенности, отсутствии страха, тревоги
    ● потребность в чувстве общности, принадлежности к определенной группе,
    человеческому коллективу
    ● потребность в самоуважении, уважении со стороны окружающих; потребность в самоактуализации
    Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность человека во всей совокупности ее проявлений, многообразии эмоциональных, поведенческих проявлений, эффективно используя целительный потенциал позитивных эмоций в процессе реализации психологической поддержки.
    Таким образом, самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья человека, является перманентным процессом развития личности, ее совершенствования на протяжении всей жизни.

    7.Когнитивная психология
    Когнитивная психология – отдельный раздел психологии, который занимается изучением познавательных процессов, осуществляющихся в сознании человека.
    Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии. Данное направление психологии в
    1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного,
    эмпирического подхода в науке. Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка. В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы,
    которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.
    На современном этапе развития психологии когнитивная психология является мощнейшим направлением, которое включает в себя когнитивную лингвистику,
    нейропсихологию, когнитивную этологию и множество других разделов. Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания,
    сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные.
    Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков. Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией,
    эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития. Одним из важнейших открытий последних лет исследователи когнитивной психологии считают процесс установления связи между мыслительными процессами человеческого сознания и соответствующей нейрофизиологической активностью. Данные исследования были проведены во второй половине двадцатого века и получили свое развитие и на современном этапе развития психологической науки. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX
    столетия.
    Основой для исследований когнитивной социальной психологии являются теории когнитивного соответствия. Это определенный класс теорий, которые были разработаны в западной психологии. Целью данных исследований являлась необходимость объяснения существующего соотношения между логичным и алогичным поведением человека. Основной идеей для всех существующих теорий когнитивного соответствия является мысль о том, что когнитивная структура человека
    является априори сбалансированной и гармоничной. Если же у человека появляются признаки дисгармонии в развитии и существовании, то они являются стимулом для изменения возникшего состояния и возврата к прежнему внутреннему соответствию когнитивной структуры личности. Данная идея развивается такими учеными, как:
    ● Ф. Хайдер
    ● Т. Ньюком
    ● Ч. Осгуд
    ● П. Танненбаум
    ● Л. Фестингер
    Среди отечественных психологов, занимающихся анализом теорий когнитивной психологии был Борис Величковский. Именно ему принадлежит первое систематическое изложение и критический анализ данного направления психологии. В
    своей книге «Современная когнитивная психология» он подробно рассмотрел проведенные экспериментальные исследования и теоретические модели познавательных процессов психики человека. Помимо этого, им были рассмотрены нерешенные методологические проблемы в рамках когнитивной психологии, которые послужили источником торможения процесса ее развития. На данный момент когнитивная психология является одним из наиболее современных направлений исследований в области психологии, основным направлением которой является объяснение поведения человека и изучение процесса и динамики формирования знаний. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение с помощью системы познавательных процессов и установления баланса между когнитивными структурами. Именно эти структуры выступают в роли регуляторов социального поведения человека в реальной действительности.
    Благодаря им происходит классификация воспринимаемых объектов и определение их к определенным классам и категориям.
    8.Генетическая психология
    До того, как термин «генетический» стал употребляться в своем современном узко биологическом значении, он использовался в психологии для обозначения индивидуального развития. И, соответственно, генетическая психология изучает индивидуальное развитие интеллекта, его происхождение, механизмы усложнения,
    наряду с тем, как формируются важные понятия. Самого Жана Пиаже интересовали вопросы качественного развития знания, его происхождение и восприятие, к примеру,
    воздействует ли объективный мир на ум человека или же человек конструирует знание субъективно.
    Эпистемология – это теория знания, дисциплина, исследующая научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Сам Пиаже считал себя эпистемологом и основал Международный центр по генетической эпистемологии в
    Женеве, который и возглавлял. Так как генетическая психология Пиаже по сути подготовляет базу для генетической эпистемологии, разграничить эти две дисциплины не всегда просто. В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни. Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к
    установлению и поддержанию равновесия с ней. И этот процесс адаптации на когнитивно-психическом уровне осуществляется посредством схем действия и процессов ассимиляции и аккомодации:
    Схема действия – это сформировавшееся у индивида понятие или алгоритм взаимодействия с внешней средой или категоризации чего-то. К примеру, у младенца есть схемы того, как сосать, хватать (эти две схемы действия являются врожденными), мять, тянуть, ударять и др.
    Ассимиляция – процесс, при котором индивид применяет имеющуюся у него схему к новому объекту, что позволяет ему с ним успешно взаимодействовать.
    Например, младенец может схватить новый для него объект – карандаш –
    таким же образом, как и мамин палец
    Аккомодация – процесс, в ходе которого индивид либо видоизменяет свою схему, чтобы вместить новый объект, либо создает новую схему. Так, младенец рано или поздно понимает, что нельзя хватать мяч так же как мамины пальцы или погремушку и создает новую схему действия.
    Такое вот постоянное взаимодействие с внешним миром, поддержание равновесия с ним через эти два когнитивных механизма и составляет процесс развития мышления у маленьких детей. Сама потребность установить баланс между собой и окружающей средой и является движущей силой интеллектуального развития.Понятие взаимодействия – один из важнейших элементов теории Пиаже. Исследователь показывает, что на всех этапах развития интеллекта и познания эти процессы тесно связаны с действиями субъекта и взаимодействиями. Они и являются источниками знаниями, но если действия направлены вовне, то внутри себя субъект конструирует схемы и понятия, которые и отражают внешние открытия и уроки. Т.е.
    основополагающие категории и понятия знания не даны нам априори, а усваиваются человеком в виде создаваемых их умственных структур. Структуры охватывают широкий спектр человеческого знания, которое в виде их интернализуется, а интеллект, в свою очередь, тоже представляет собой особый вид структуры.
    Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные –
    двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года:
    ● Сенсомоторная стадия
    ● Дооперациональная стадия
    ● Операциональная стадия
    ● Стадия формальных операций


    написать администратору сайта