Реферат Психолог.модель. 1. Психологические качества человеческого капитала
Скачать 28.87 Kb.
|
Содержание Введение……………………………………………………………………………….3 1. Психологические качества человеческого капитала………….………………….4 1.1. Жизнеспособность и образ жизни…………………….…………….…….5 1.2. Работоспособность и жизненная позиция. ……………….…….……….6 1.3. Способность к инновациям и мировоззрение.…………………………8 1.4. Способность к обучению и картина мира…………………………….….9 Заключение…………………………………………………………………………….11 Список использованной литературы………………………………………………..12 Введение Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных в основу обучения и воспитания. Представление о том, что человеческий капитал является "природной данностью" каждой территории, как природные ресурсы, глубоко ошибочно и порочно. Человеческий капитал создается, выращивается по самым сложным технологиям, которые являются главным достижением каждой страны. Каждая страна «проектирует» своего гражданина, как проектирует свои самолеты, атомные электростанции. Если нет такой возможности, как это было во времена Княгини Ольги, Петра Великого, то «проект человека» покупают у развитых стран в форме идеологии, системы образования и воспитания. Так, Петр Великий использовал разработки, советы и рекомендации своего друга и советника В.Г. Лейбница (автора начал математического анализа и др.) для создания Российской империи на основе наращивания человеческого капитала страны через открытие Академии Наук, Университета, его «Новых опытов о человеческом разуме». Проекты академии наук и университета подготовил и передал Петру Великому В.Г. Лейбниц. Уже к XIX веку у России сформировалась своя национальная технология воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов. Воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный человек. Для примера можно сослаться на крайние исторические точки зрения, которые в свое время определили, какого человека, для каких целей и какими методами воспроизводить. В основе исследования лежит теоретическая модель оценки человеческого капитала, разработанная на кафедре политической психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета под руководством профессора А. И. Юрьева. Модель использует методические разработки академика Б. Г. Ананьева и профессора В. А. Ганзена. 1.Психологические качества человеческого капитала. Универсальное описание психики человека проф. В.А. Ганзена в рамках настоящего исследования человеческого капитала получило следующую интерпретацию: 1. Совокупность параметров индивида интерпретируется, как показатель жизнеспособности человека. 2. Совокупность параметров субъекта интерпретируется как показатель работоспособности человека. 3. Совокупность параметров личности интерпретируется как способность к экономико-политическим инновациям человека 4. Совокупность параметров индивидуальности интерпретируется как способность человека к обучению. Фактически, эти четыре параметра ввел в 1945 году академик Б.Г. Ананьев, очевидно под впечатлением событий блокады Ленинграда. Именно в блокаде психологические качества населения (жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению) позволили им не просто отстоять город, но при этом создать новые средства обороны, превосходящие средства осады. Объединение показателей жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям и способности к обучению дают интегральный показатель качества человеческого капитала (ИПКЧК). Который и будет рассмотрен в дальнейшем в рамках данного исследования. Психологическая суть этих параметров заключается в том, что индивидные свойства человека «материализуются» для оценки человеческого капитала, если измерять их через отношение положительных мотивов человека (играют роль выталкивающей силы воды) к отрицательным мотивам его поведения (аналог груза в трюмах и на палубе). Это отношение и определяет жизнеспособность человека. Индивид жизнеспособен, если положительные мотивы доминируют над отрицательными. В свою очередь, работоспособность субъекта можно измерить через отношение суммы его произвольных психических процессов субъекта к его непроизвольным процессам. Человек работоспособен, если его произвольные психические процессы превосходят его непроизвольные процессы. А способность к инновациям измеряется через отношение ценностей человека к давлению социальных ударов в виде проявлений несправедливости, подавления свободы, нарушения прав и др. Наконец, способность к обучению можно оценить через меру психического усилия индивидуальности, которое она может применить для достижения поставленных целей. Цель — получить и использовать знания для обхода очередного препятствия, средство — достаточное для этого психическое усилие. Только в случае положительных отношений в психологической структуре индивида, личности, субъекта и индивидуальности человек достигает смысла, целей, ценностей своей жизни, сохраняет себя и свою страну. Глобализация требует от человека такой непрерывной модернизации четырех параметров качества человеческого капитала, которые делали бы его адекватным реальной жизни «в этом месте и в это время». Малейшее отставание от глобальных изменений в цивилизации, науке, культуре, религии делает его неконкурентоспособным. Это совершенно очевидная истина нуждается в индикаторах, показывающих, насколько человеческий капитал адаптирован к глобально изменившимся требованиям реальной жизни. Такими индикаторами адаптации человека к глобальным изменениям являются картина мира (индикатор способности к обучению развития индивидуальности), мировоззрение (индикатор способности к инновациям личности), образ жизни (индикатор жизнеспособности индивида), жизненная позиция (индикатор работоспособности субъекта). 1.1. Жизнеспособность и образ жизни. Образ жизни человека как индивида имел в виду Б. Паскаль, когда писал: «Мы не задерживаемся в настоящем. Мы предвосхищаем будущее, ведь оно так медленно наступает, — чтобы ускорить его приход; и мы кличем прошедшее, чтобы задержать его уход, — ведь оно так стремительно исчезает. Мы в настоящем, которое нас тяготит. Мы скрываем его от нашего взора, если оно нас мучает; а если оно желанно, мы омрачены видом его исчезновения. Мы пытаемся сделать настоящее сносным с помощью будущего и думаем о том, как подчинить то, что не в нашей власти...». Образ жизни — результат формирования человека как Индивида, т.е. человека, самостоятельно переживающего свое состояние. О существовании образа жизни большинство людей знает на примере «здорового образа жизни», связанного с занятиями спортом, правильным питанием, режимом труда и отдыха и т.п. В действительности, Образ жизни означает прежде масштабную борьбу между телом и духом, между телесным искушением и духовным аскетизмом. Именно эта борьба, в частности, устанавливает границы допустимого в питании, употреблении алкоголя, предельных нагрузках на организм, способах лечения — т.е. исполнения функций организма. Глобализация в первую очередь изменяет Образ жизни человека таким образом, какого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены глобальными изменениями в положение «первопроходцев», которым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное и затруднен тот образ жизни, который составлял силу людей и доставлял им радость. Образ жизни глобализация делает тайной, где никому не известны нормативы использования мобильной связи, получения информации по радио и ТВ, по электронной почте и Интернету. Совершенно неясен порядок и размеры употребления пищи и алкоголя, наркотиков, лекарств, исчезает значение семьи и неясно, как воспитывать детей: что можно и что нельзя? Появился новый образ жизни — сетевой стиль, который кладет начало полному подсоединению человека к компьютерным сетям. 1.2. Работоспособность и жизненная позиция. Жизненную позицию можно описать словами того же Б. Паскаля: «Внутренняя борьба разума против страсти делит людей на два класса: одни отказались от страстей и хотят стать богами; другие отказались от разума и хотят стать животными. Но ни те, ни другие не могут достичь этого; разум всегда присутствует и обвиняет ничтожество и несправедливость страстей, и страсти живы в тех, которые хотели бы от них отказаться». Жизненная позиция — результат овладения человеком своим поведением, он становится Субъектом поведения, т.е. человеком, самостоятельно достигающего поставленных целей. Строго говоря, это 1) формирование Мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного, 2) развитие своей Воли до уровня, делающего поведение человека произвольным, 3) придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества, 4) усвоение полной совокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола. Жизненная позиция стоит за фактом необыкновенной активности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании планеты. Города, дороги, поля и др. — детище Жизненной позиции масс людей. Жизненная позиция — это отношение человека к способу получения средств к существованию, а точнее — к труду. Она является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начинающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция была гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека. Именно Жизненная позиция делила общество на две неравные половины: первая считала труд наградой и обязательным условием жизни, вторая — явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) считали труд наказанием и всеми доступными методами избегают его. К сожалению, сам факт существования ценностей жизни, ее целей и смысла, включая упоминание жизненной силы слишком часто воспринимается как нечто отвлеченное и теоретическое. В действительности именно на их «плечах» стоит то существенное и жизненное, что в трудный час заставляет отрезветь самых отъявленных практиков и циников. За смыслом жизни скрывается жизнеспособность человека, которую жестко регулирует глобализация через изменения цивилизации и религии. «Способность жить» — это сколько и как осталось жить, что каждый человек узнает в минуты отрезвления. А кроме этого глобализация через цивилизационные условия и достижения науки регулирует его работоспособность; через обладание культурой и поддержку религии определяет меру его способности адаптироваться к инновациям; через влияние культуры и науки формирует способность к обучению. Причем проблемы изменения жизнеспособности, работоспособности, способности адаптироваться к инновациям, способности к обучению — это не только личные проблемы каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому они составляют структуру глобализации как конечный результат объединения в систему ее элементов и функций. 1.3. Способность к инновациям и мировоззрение. Мировоззрение человека как личности описал тот же Б. Паскаль: «Перед всемогущим величием природы, гор, морей, бесконечности звездной ночи к человеку приходит ощущение подавленности. Вечное молчание бесконечных миров ужасает меня. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, которые меня охватывают. Человек находится между двух бесконечностей — бесконечно большим и бесконечно малым — и в него проникают они обе; видимый мир, в котором мы живем, есть только маленькая тюремная камера, подвешенная между двумя пропастями — бесконечностью и ничто». Строго говоря, Мировоззрение — это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и программы деятельности людей. Личностью, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрение — результат формирования человека, самостоятельно отличающего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от недопустимого. В Мировоззрение человека входят только те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется в своем поведении. Поэтому мировоззрение — это синтез и высший уровень духовной жизни человека. 1.4. Способность к обучению и картина мира. Значение Картины мира как системы защиты сознания человека как индивидуальности описал Блез Паскаль: «Только мысль делает человека великим. Человек познает, что он нищ; он нищ, ибо он есть, но он велик, ибо познает это. Не в пространстве могу я найти свое могущество, а в порядке моего мышления. Я не стал бы могущественнее, если бы обладал странами. В пространстве Вселенная охватывает и проглатывает меня, как маленькую точку, — в мышлении я охватываю ее». Картина мира — результат формирования человека как Индивидуальности, т.е. человека, самостоятельно формулирующего свои цели. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях. Специалисты сходятся во мнении, что каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который «во зле лежит» пробуждает состояние тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. Для этого знать: 1) что является источником опасности, 2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя, 3) что надо делать, чтобы ее преодолеть? Благодаря Картине мира человек получает образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое его действие является компонентом общей структуры. Но появляется Будущее, и с таким трудом созданный образ мира требует все нового и нового обновления — способности к обучению. Таким образом, подтверждается, что человеческий капитал — это достаточное количество людей, обладающее необходимыми качествами для самосохранения и воспроизводства в непрерывно изменяющихся и усложняющихся условиях жизни. Является аналогом и явлением, симметричным финансовому капиталу по значимости, важности, ценности для страны. Государство имеет своей основной функцией сохранение и производство человеческого капитала с современными качествами и в необходимом количестве. Финансовый капитал без сравнимого с ним человеческого капитала теряет свой смысл и свою силу. Нарушение баланса, гармонии между капиталами финансовым и человеческим — признак тяжелого социального и политического неблагополучия в обществе. Заключение Итак, подробно рассмотрены четыре способности качества человеческого капитала. Можно дать следующие определения способностям: Жизнеспособность — способность человека воспроизводить себя, т. е. способность жить в неких оптимальных условиях и давать потомство. Воспроизвести — значит возобновить, повторить в копии, воссоздать. Жизнеспособность характеризует человека как индивида. Работоспособность — способность человека выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством. Работоспособность является свойством человека как субъекта деятельности, проявляется в работе, основана на волевой сфере. Способность к инновациям — способность человека адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Это способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий. Способность к инновациям—характеристика человека как личности, субъекта общественных отношений. Способность к обучению — способность человека приобретать новые знания, умения, навыки. В отличие от способности к инновациям, которая характеризует меру адаптивности человека к меняющимся условиям, способность к обучению — это способность самому изменять внешнюю среду. Способность к обучению — свойство человека как индивидуальности, неповторимой своеобразной сущности. Список использованной литературы. 1.Бурикова, И. С. Опыт психологического измерения человеческого капитала : моногр. / И. С. Бурикова, М. А. Коновалова, М. А. Пушкина, А. И. Юрьев. - СПб.,2009. 2.Юрьев А.И. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала : Учеб. пособие / СПб. : Logos, 2006.—512 с. 3.Мау В.А. Развитие человеческого капитала. – М.: Дело, 2013 4.Хьюзлид М. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. – СПб.: Питер, 2012. 5.https://cyberleninka.ru |