Главная страница

Психология. Психология конспект. 1. Психология как наука. Понятие о психике и психологических явлениях


Скачать 458.9 Kb.
Название1. Психология как наука. Понятие о психике и психологических явлениях
АнкорПсихология
Дата28.06.2022
Размер458.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихология конспект.docx
ТипДокументы
#618752
страница3 из 5
1   2   3   4   5

Раньше считалось, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и живот­ных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций.

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных. Утверждал, что между поведением животного и человека много общего.

Налюдение за внешним выра­жением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Обнаружил сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, ко­торая получила название эволюционной.

Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональ­ные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудимен­ты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на преды­дущей стадии эволюции.

Позднее к этой теории вернулся Э. Клапаред, который писал: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха».

Современная история эмоций начинается с Теория Джеймса – Ланке.

Выдвинута одновременно двумя учеными в 1920-х. Датским физиологом Карлом Ланке и американским психологом Уильямом Джеймсом.
Теория: Эмоции представляют собой результат физиалогической реакции на значимое событие. Можно разбить на следпоследовательность:
Событие ----- Возбуждение ----- Интерпритация ------ Эмоция

Последовательность возникновения эмоции как физиологическая реакция.

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция (эмоциан. Реакция) завиисящая от интерпретации физиологичесокой реакции.

В современном мире у данной теории мало сторонников.Однако психологи считают ее ценной и приводят примеры ее правоты, например механизм развития фобии, панического расстройства.

При встрече со львом, у вас скорее всего будет учащеное сердцебиение, и дрож. Далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению что вы испуганы.

Теория Эмоций Кэннона – Барда.

В 1930 Кэннон и Барт разработали свою теорию против теории Джеймса-Ланке.
Теория: физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает таламус (область головного мозга контралир.моторные функции, состояния сна и бодроствания и обработку сенсорных сигналов) реагирует на конкретный раздражитель, посылает мозгу определеное сообщение, в результате происходит физиологическая реакция.
Событтие --------- Возбуждение
---------- Эмоция

Событие вызывает возбуждение и эмоциональную реакцию.

При встрече со львом и вас будет и сердцебиение учащеное и дрож и испуг.

Теория Эмоций Шехтера – Сингера.

Двухфакторная теория разработана в 1952 г. Представляет пример когнетивного подхода к эмоциям.

Теория: на первом этапе формирования эмоций происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку необходимо найти причину этой активации, и тольок потом он сможет охарактерезовать пережитый опыти аркировать его как эмоци.
Например: Идущая ночью женщина, услышала зади себя шаги, она почувствует дрож в теле и учащен.сердцебиение. Отметив свою физиологическую реакцию организма она осознает, что в случае опасности ее некому защитить и убедив себя что это так она испытывает страх.

Событие----- Возбуждение ----- Определение причины ------ Эмоция

Альтернативная точка зрения на механизм формирования эмоцианальной реакции.

Теория Эмоции Лазаруса

Разработана в 1990-х.
Теория: Любой эмоции или физиологической активности организма предшествует мысль.
Иными словами: прежде чем возникает эмоция, вы должны осмыслить ситуацию.

Например Когда женщина слышит шаги сзади, поздно ночью, сначала у нее возникает мысль, что ей угрожает например грабитель, и тольок после этого у нее начинается биться быстрее сердце и появляется дрож и она испытывает страх.

(как и по теории Кэнннона –Барда) эмоция и физиологическая активация имеют место одновременно.

Событие ----- Мыль ----- Эмоция
------ Возбуждение

Эмоция и активация возникает одновременно

Теория Мимической обратной связи
в 1962 г Силвен Томкинс.
Теория: эмоциональное переживание усиливается обратной связью , возникающей при активациии лицевых мышц, которые участвуют в мимиической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы оцениваем события рассудочно. Иными словами – улыбающийся человек счастлив, нахмуренный – озабочен или опечален. Движение лицевых мышц дают мозгу подсказку на основе чего он индентифицирует источник эмоций, а не наоборот.

ПРИМЕР: Когда женщина слышит сзади шаги, её глаза расширяются , зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения как выражение страха и сообщает женщине что ей страшно.

Событие --- - Изменение лицевых мышц ---- Эмоция

Изменение лицевых мышц формируют эмоцию.

Иследование Карни Ландиса
в 1924 г психолог-аспирант провел эксп. Что бы понять взоимосвязь между мимикой и эмоциями чел.
Нужно было вызвать отвращениеи. Он нарисовал на лицах испытуемым линии что бы удобнее было следить за мимикой. Каждую реакцию он фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографию, засовывали в ведро с люгушками руку. Последнее обезглавливание крысы. Трое сделали, если испытуемые отказывались, то Карни сам это делал перед ними.
Итог: эксперемент не выявил универсальности в выражении лиц людей, и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживание эмоций (отвращением) .

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существу­ет. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изуче­ние эмоций.

7. Представлении о воле в истории психологии.

8. Структура волевого процесса
Деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми: произвольные и не­произвольные.

Главное отличие произвольных действий что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде­ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. Функции: активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

сознательные действия, ко­торые более характерны для поведения человека, направлены на достижение по­ставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое пове­дение. Однако волевые действия могут в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Простейшими из непроизвольных движений являются реф­лекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные дей­ствия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции,

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего :

1.уровнем своей слож­ности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д.,

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставлен­ной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

2. Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят­ствия — внутренние или внешние.

внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность и т. д

внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

Не всякое действие, направленное на преодоление пре­пятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели

Чем более значима цель для человека, тем больше пре­пятствий он преодолевает.

Волевые действия могут различаться по осознанности. Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия. Когда человек охвачен какими-то сильными чувства­ми, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято назы­вать импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена.

Совер­шив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совер­шения необдуманных поступков при аффективных вспышках.

Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре­деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна­тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Осуществляя задуманное дей­ствие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Поэтому для того, чтобы достичь постав­ленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и сред­ства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы.

Без учас­тия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима­ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступа­ют препятствием к достижению поставленной цели.

Поэтому нам приходится при­лагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

ТЕОРИИ ВОЛИ

Природу этого(ВОЛИ) психического явления можно выделить два ас­пекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

1 Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. По Аристотелю, природа воли выражается в формирова­нии логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоко сладкое» влекут за собой не предписа­ние «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкрет­ного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

Подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили вы­ступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание яв­ляются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет.

2. В средневековье проблема воли не существовала в качестве самостоятельной про­блемы. Человек рассматривался средневековыми фи­лософами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встреча­ются внешние силы

Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека. Понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому под­властна сила огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником.

3. Самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг аб­солюта.

Абсолютизация свободы воли привела к возникновению миро­воззрения экзистенциализма— «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальны­ми обстоятельствами.

Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны­ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо­жет отвечать. Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Человека как представи­теля вида Homo sapiens от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет толь­ко внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.

4 Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Пав­лову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту­пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот­ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни».

Таким образом, воля в трак­товке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трак­товка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиориз­ма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

Воля человека зависит от внешних усло­вий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека.

5 В последние десятилетия набирает силу концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепля­ется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным.

Согласно сформировавшейся на основе этих исследований кон­цепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего пове­дения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

6 В рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрей­да до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Источником поступков людей является не­кая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организ­ма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.

Интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и по­следователей Фрейда. Например, К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опас­ной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Ад­лер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

Потребность как источник человеческих действия.

На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности челове­ческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремаль­ных условиях с реальной угрозой для жизни.

В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в ре­зультате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую оче­редь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов приро­ды и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта