Ответы на экзаменационные вопросы по истории. 1. Раскройте сущность исторического сознания и причины его искажения (с поясняющими примерами)
Скачать 242.64 Kb.
|
13. Охарактеризуйте причины, основные признаки и события Смутного времени на Руси. Каковы итоги Смуты? Время с 1598 до 1613 года получило название в русской истории «Смутного времени». Главное содержание его - ожесточенная политическая и вооруженная борьба различных социальных слоев и групп за утверждение своих интересов в сложившемся государстве развитого феодализма, на которую наложилась интервенция западных держав - Польши и Швеции. Жесточайшая борьба за власть была начата боярскими кланами, испытавшими тиранию Ивана IV. Эта борьба вовлекла в «смуту» служилое дворянство и казачество, за ними поднялись на борьбу крестьяне и посадские люди. Это была гражданская война, в которую вмешались интервенты, поддержанные частью московских бояр. Молодое Российское государство оказалось под угрозой распада и нового иноземного владычества. Почти весь XVII век российское общество испытывало на себе последствия «Смутного времени». Царствование Годунова (1598-1605гт.) осложнилось стихийными бедствиями и голодом. В 1601-1603 гг. вымерло около 1/3 населения, цена на хлеб выросла в 30 раз - наивысший уровень за всю историю Руси. Царь Борис принимает смелые шаги: установил твердые цены на хлеб (с жёсткими наказаниями за спекуляцию), раздал государственные запасы, восстановил Юрьев день и нормы крестьянских повинностей. Но реформы саботировались, извращались, создали неразбериху и недовольство. Смутному времени предшествовало резкое обострение социальных процессов и тяжёлый экономический кризис, порождённый опричниной и войнами, приведших к витку закрепостнительных мер. В 1581 г. - отмена «Юрьева дня», вводятся «заповедные годы», т. е. годы, в которые запрещались крестьянские переходы. В 1597 г. - указы об «урочных летах» (в течение пяти лет был возможен сыск беглых крестьян) и усилении зависимости холопов. Однако эти меры означали ещё только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу. Положение усугубил династический кризис, вызванный смертью последнего представителя династии Рюриковичей - Фёдора Ивановича (1584-3598 г.) и воцарением Бориса Годунова (1598-1605 г.). При нём успешно велась внешняя политика. Война со Швецией (1590-1593 г.). Возвращение по Тявзинскому миру (1595 г.) земель, захваченных в Ливонскую войну (Ивангород, Ям, Копорье, Карела). Народ (не без подачи соперников-бояр) быстро нашёл традиционное объяснение обрушившимся несчастьям. «Бог наказывает народ за грехи его правителей». Молва приписала Борису убийство Дмитрия в Угличе, смерть царя Фёдора и т.д. Разочарование в царе-реформаторе переросло в ненависть. В 1603 году объявился якобы спасшийся «царевич Дмитрий». Исполнитель этой роли – бедный галицийский дворянин Григорий Отрепьев. Некоторое время он жил в доме злейших врагов Годунова - бояр Романовых. В октябре 1604 года при поддержке польских панов он вступил в Московские пределы. Толпы народа встречали царевича с хлебом-солью от Путивля до Москвы. Ему на помощь пришли днепровские и донские казаки, недовольные притеснением московских воевод. Воеводы терпели поражения. В апреле Годунов внезапно умер, а его войско перешло на сторону Лжедмитрия. В июне 1605 года Москва торжественно приняла самозванца, как царя. Вступив на престол, новый царь распустил своё войско по домам, а чтобы заручится поддержкой всех сословий, он щедро жаловал всех: поручил составить новый свод законов и собирался восстановить полную свободу крестьянского выхода, и даже холопы получили некоторые облегчения. Но боярская дума решительно гасила реформаторский пыл правителя, а он не сумел ни обуздать боярство, ни сродниться с аристократией. Военной опорой его были иностранцы-наёмники. Стремясь возвысить свою власть, Отрепьев принял титул императора. Но скоро он стал возбуждать недовольство засильем поляков. Оно выросло после женитьбы на полячке Марине Мнишек. 17 мая 1606 года группа заговорщиков-бояр во главе с князьями Шуйскими ворвалась в кремль и убила царя. Царём был провозглашен старший из братьев - Василий Шуйский. 19 мая он дал крестоцеловальную запись о том, что не будет применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к врагам своим без согласия боярской думы. Формула власти радикально изменилась. Вместо «императора и прямого наследника» Ивана IV на престол встал представитель диктатуры аристократии столицы. Воцарение Шуйского стало сигналом для «всеобщей смуты». Против боярского царя повсюду вспыхивали восстания. Города северной Украины поднимались под предводительством князя Шаховского, затем во главе восстания встал холоп Иван Болотников, призвавший народ к борьбе с боярами. В Поволжье поднялись мордва и др. народы. В октябре 1606 года восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве. Но дворяне пошли на сговор с Шуйским. Болотников потерпел поражение у села Коломенское и ушёл сначала в Калугу, а затем в Тулу, где был в 1607 году осаждён царскими войсками и вынужден сдаться. Вожди восстания были казнены, а основная масса его участников рассеялась. Однако и после поражения Болотникова крестьянские выступления продолжались вплоть до 1615 года. После разгрома Болотникова легенду о царевиче Дмитрии вновь использовал безымянный авантюрист (Лжедмитрий II). Собрав большое и пёстрое войско (угнетенные низы, часть служилых людей, казаки, большие отряды поляков и литовцев) он подступил к Москве и стал лагерем в с. Тушино. Туда пришло немало московских бояр и князей, некоторые переходили по нескольку раз от одного царя к другому. Марина Мнишек, спасшаяся 17 мая, согласилась стать женой нового Лжедмитрия. Разгоревшуюся гражданскую войну в России решили использовать западные соседи. В 1610 году началась прямая интервенция Польши и Швеции. Устранив от власти Шуйского, московская аристократия установила собственное правительство – «семибоярщину», - пригласила на русский престол польского королевича Владислава, открыв Москву интервентам. Но польский королевич не принял православия и не ехал в Москву, интервенция затянулась. В декабре 1610 года «Тушинский вор» был убит в Калуге. Патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий призвали народ к священной войне с латынянами. Русские люди встали с оружием в руках за восстановление порядка и национальную независимость. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые выборными властями стали носителями и проповедниками национального самосознания и консолидации общества. Первое народное ополчение потерпело поражение от поляков (1611 г.). Второе, созданное в Нижнем Новгороде земским старостой Кузьмой Мининым и возглавляемое князем Д. Пожарским, освободило Москву и изгнало поляков осенью 1612 года. 14. Назовите основные разновидности народных движений России ХУП-ХУШ веков. Где и когда они происходили? Раскройте причины народных выступлений ХУИ-ХУШ веков. XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения податных сословий (Соборное уложение 1649 г.), энергичными действиями, направленными на централизацию государства (в частности, ростом налогов, упорядочением денежной системы, попытками снизить расходы государства и др.), церковным расколом. Каплей, переполнявшей чашу терпения, часто было неуклюжее, а то и преступное поведение государственных служащих (взяточничество, волокита). Характерная особенность социальных движений XVII в. — участие самых разнообразных слоев населения:посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр. Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648 г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные лета, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханио-тов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и срочно созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов, а также против роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. Ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта. На протяжении всего XVII в. неспокойно было на Дону, в казачьих станицах. Сюда за волей и безопасностью исстари приходили беглые крепостные из центральных районов России. С казачеством — главной военной опорой государства на южных рубежах России — приходилось считаться. В традициях донских казаков были «походы за зипунами», грабительские набеги на побережье Азовского, Черного, Каспийского морей. Так начиналось и движение казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. В 1667— 1669 гг. его отряд нападал на купеческие и царские караваны на Волге и Каспийском море (владения Персии). В 1670 г., отдохнув на Дону, Разин двинулся в поход против «государевых изменников» — бояр, воевод, дворян, приказных людей, за «доброго царя» и «волю» (призывы «прелестных», от слова «прельщать», писем). Восставшие уверяли, что их поддерживают опальный патриарх Никон и царевич Алексей. В движение влились крестьяне, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья. Были захвачены Царицын, Астрахань, Самара, Саратов, осажден Симбирск. Лишь в начале октября войскам удалось разгромить основные силы восставших. Разин ушел на Дон, где был схвачен, выдан царю и в июне 1671 г. казнен в Москве. В восстании С. Разина заметны все особенности народных движений XVII—XVIII вв.: стихийность, слабая организованность, локальность, жестокость, которую проявляли и восставшие, и власть. Породил конфликты и церковный раскол. Старообрядцы, державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» (исправленные по греческим образцам богослужебные книги и обряды), сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов, не желавших принимать церковные новшества. Глубина, радикальность, высокие темпы петровских преобразований, жесткий и даже жестокий характер их осуществления объясняют массовость и разнообразие форм народных движений конца XVII — первой четверти XVIII в.: восстания стрельцов (1682 и 1698 гг.), восстание стрельцов и горожан в Астрахани (1705—1706), Башкирское восстание (1705—1711), восстание казаков под предводительством Кондратия Булавина (1707—1708). Участие стрельцов, посадских людей, казаков, народов Поволжья и Урала, старообрядцев, крестьян дает ясное представление о той цене, которую общество платило за необходимые, но крайне болезненные реформы. 15. В чем проявился упадок сословно-представительной монархии и формирование абсолютной монархии во второй половине XVII века? Приведите соответствующие аргументы. Государственный строй России второй половины XVII в. эволюционировал к абсолютизму, т. е. неограниченной и бесконтрольной власти монарха. Советские историки, характеризуя условия возникновения абсолютизма в России, руководствовались известным высказыванием К. Маркса о том, что абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой. Этим марксистским постулатом руководствовались многие авторы, не задумываясь над тем, что ни одно из его положений не приложимо ко времени, когда в России начал складываться, а затем и утвердился абсолютизм. В самом деле, в России второй половины XVII в. отсутствовали признаки упадка феодальных сословий, напротив, их оформило Уложение 1649 г., и признаки их упадка обнаруживаются лишь полтора столетия спустя. Равным образом, историки не располагают сведениями о формировании в это время современного класса буржуазии. В XVII в., когда обнаруживаются первые признаки эволюции государственного строя к абсолютной монархии, буржуазия отсутствовала. В России XVII в., как, впрочем, и в Киевской Руси, существовало купечество, функционировал торговый капитал, но современной буржуазии не было даже в зародыше, необходимые для ее появления условия возникают на полтора столетия позже. Из сказанного можно сделать вывод - третье условие возникновения абсолютизма, о котором писал Маркс, рушится само собою: коль феодальные сословия не переживали упадка, а буржуазия отсутствовала, то ни о каком соперничестве между ними и установлении равновесия не может быть и речи. Кстати, этот тезис легко опровергается источниками: ни один из них не подтверждает критики купечеством крепостнических порядков, оно не противостоит дворянству, а требует предоставления себе дворянских привилегий, в частности главной из них - права владения крепостными крестьянами. Выступления купцов в Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг. проходили, как лаконично сформулировал С. М. Соловьев, под лозунгом: дайте нам рабов! Переход России к абсолютизму прослеживается в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как земские соборы, в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы, в повышении значимости непородных людей в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для светской власти ее соперничества с властью церковной. Укрепление самодержавия нашло отражение в титуле. Вместо прежнего, «государь, царь и великий князь всея Руси», после воссоединения Украины с Россией он стал звучать так: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В новом титуле должны быть отмечены два момента: идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер. Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя. В повседневном обиходе величие царской власти подчеркивалось пышно-торжественными церемониями появления царя перед народом. Использовались все средства для внушения идеи о божественном происхождении царской власти: роскошное убранство помещений, красочность и сказочное богатство одежды, торжественность жестов, походки. Условный ритуал беспредельно господствовал не только в сфере официального представительства, приеме и отпуске послов, но и глубоко проник в будничный быт двора; регламентировалось все - от царской трапезы до отхода ко сну. Другим свидетельством усиления самодержавия было падение значения земских соборов. Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясения начала столетия нуждалась в активной поддержке сил, на которые она опиралась, - широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились вопросы, связанные как с внешнеполитическими акциями правительства, так и внутренней жизни страны. Были годы, когда в напряженной обстановке борьбы с польско-шведскими интервентами и отголосками движений начала века еще не окрепшая верховная власть нуждалась в почти непрерывной деятельности земских соборов. Таковы соборы 1613 - 1615, 1616 - 1619, 1619 - 1622 гг. Земские соборы этого десятилетия обсуждали вопросы мобилизации ресурсов для подавления движения казачества, а также введения чрезвычайных налогов в пользу служилых людей, боровшихся с польско-шведскими войсками, и на ликвидацию последствий разорения страны. Затем в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв и очередные соборы заседали в связи с внешнеполитическими событиями: Смоленской войной (1632 и 1634), обострением отношений с Крымским ханством (1636 - 1639) и взятием Азова донскими казаками (1642). Два земских собора (1648 и 1650) правительство царя Алексея Михайловича созвало в связи с городскими восстаниями в Москве и Пскове. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Это утверждение заслуживает внимания вследствие того, что появились труды, авторы которых открыли множество земских соборов, ранее неизвестных науке. Собор в переводе на современный язык означает совещание. Земскими соборами принято считать совещания с непременным участием в нем трех составных частей или курий: Освященного собора (духовных иерархов), Боярской думы и представителей Земли. Отсутствие одной из курий, прежде всего представителей Земли, лишает права причислять такие совещания к земским соборам, их следует называть просто Соборами. Угасание этого института в последующие десятилетия выразилось в том, что правительство перешло к практике приглашения на совещания лишь представителей сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. К ним относится совещание с торговыми людьми, вызванными в Москву в 1662 г. в связи с финансовым кризисом: правительство пыталось выяснить причины обесценивания денег и вызванного им Медного бунта. На так называемом «соборном деянии», утвердившем в 1682 г. отмену местничества, присутствовало две курии - Боярская дума, Освященный собор, но отсутствовали выборные от «третьего сословия». В этом тоже нет ничего удивительного, ибо совещание обсуждало акт, важный для служилых людей по отечеству, но не касавшийся посадских и купечества. Указ о созыве последнего Земского собора был опубликован 18 декабря 1683 г., в связи с обсуждением условий Вечного мира с Речью Посполитой, но его открытие в связи с продолжением военных действий так и не состоялось, и явившимся в Москву выборным было в марте 1684 г. разрешено отправиться по домам. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями - приказами, а также Боярской думой, в которой набирали силу дворяне и приказные дельцы. В Боярской думе во второй половине XVII в. прослеживаются двоякого рода изменения: в Думе повышался удельный вес думных дворян и думных дьяков, т. е. людей, проникавших в аристократическое учреждение благодаря личным способностям. В 1653 г. на долю бояр и окольничих приходилось 89% общего числа членов Боярской думы, в 1700 г. удельный вес их снизился до 71%. Дума, таким образом, становилась на путь превращения феодально-аристократического учреждения в более «демократическое». Второе изменение относится к увеличению численности Боярской думы. Если в 1638 г. в Думу входили 35 членов, то в 1700 г., несмотря на то что Петр I еще в 1694 г. прекратил пожалования в думные чины, Дума насчитывала 94 человека. Следовательно, Дума превратилась в громоздкое учреждение, практически парализованное своей численностью. Именно поэтому Алексей Михайлович создал при ней государеву комнату, а его сын в 1681 г. Расправную палату - учреждение, состоявшее из узкого круга лиц, предварительно обсуждавших вопросы, выносимые на заседания Боярской думы. Существенные изменения претерпела и приказная система. XVII в. считается временем ее расцвета. Это была довольно сложная и громоздкая система центральных учреждений, в которой отсутствовали как единые принципы создания приказов, так и четкое распределение функций между ними. Этим объясняется многослойность их классификации. На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось более 40. Количество приказов увеличивалось, ибо появлялась надобность в управлении новыми отраслями государственного хозяйства: создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданием Малороссийского приказа, возвращение смоленских земель - Смоленского приказа и т. д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества и соответственно ей - усложнение структуры государственного аппарата. Однако не появление новых приказов означало переход к абсолютизму, а новшества в структуре каждого из них и рост влияния беспородных людей. Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше - 2739. Более чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей - свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством. В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды: военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них - Тульский был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю. |