Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Как связана социокультурная интеграция общества с коммуникативными процессами

  • СКК. Тема 1 (Задания практико-ориентированного уровня). 1. Различные стороны проявления влияния кризисного состояния постиндустриального общества на культуру, образование, личность


    Скачать 18.84 Kb.
    Название1. Различные стороны проявления влияния кризисного состояния постиндустриального общества на культуру, образование, личность
    Дата26.01.2021
    Размер18.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1 (Задания практико-ориентированного уровня).docx
    ТипДокументы
    #171571

    1.Различные стороны проявления влияния кризисного состояния постиндустриального общества на культуру, образование, личность
    Феномен современной культуры может быть достаточно удачно описан в двух измерениях: постиндустриальном и постмодернистском. Культура развивается как результат взаимодействия этих двух глобальных подходов к преобразованию, а также к оценке действительности. При этом оказывается, что первый непосредственно регулирует способы формирования современных социальных и технологических реалий. Второй же создаёт и транслирует ценности, возникающие внутри современной культуры.

    Постиндустриальное общество принято трактовать как структуру, основанную на знаниях. Однако, что такое знание для современной культуры? В постиндустриальных координатах знание – это, прежде всего, информация, имеющая практическую ценность и служащая для получения конкретных результатов. Такой тотальный практицизм выступает одной из базовых характеристик современной культуры.

    Роль постиндустриального вектора эволюции всё же сильнее власти постмодерна при всей их взаимодополнительности, прежде всего потому, что в мире, по меткому выражению Ж. Бодрийяра, появляется, всё больше информации и становится всё меньше смысла.

    Постиндустриальный социум как бы задаёт постмодернистской ментальности “правила игры” в предметном и информационном мирах, формируя становление последнего в его новом качестве. Влияние же постмодерна проявляет себя, скорее, в способах осознания постиндустриального направления общественного развития, нежели в реальных возможностях шагов по его изменению. Постмодернистское восприятие мира, скорее, ориентирует на пассивное принятие постиндустриальных процессов, отказываясь от попыток их корректировки как отдельными личностями, так и обществом в целом.

    Культура неотделима от истории. Однако и само “культурное строительство” проходит в своей эволюции различные этапы. “Во всякой культуре, – писал Н. А. Бердяев, – после расцвета и утончения начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, практической организации духа в сторону все большего её расширения по поверхности земли”. Эта практическая организация духа постепенно отдаляет культуру от её сути, нивелируя её духовное начало и превращаясь в цивилизацию.

    Бердяев, безусловно, прав в своём утверждении, что все продукты культуры, в т. ч. и материальные, имеют духовную основу. Когда же культура ставится “на поток”, то, перерождаясь в цивилизацию, она неизбежно приходит к этапу кризисного развития. Этот этап никогда не протекает эволюционно. Девятый вал культурных революций, разрушая системы традиционных духовных ценностей и превращая гармоничное целое в разрозненные фрагменты прошлого, несёт с собой предвестие нового культурного смысла.

    При этом, однако, нет никаких оснований для утверждений о том, что культурные новации подразумевают тотальное забвение традиций прошлого. Скорее, новый тип культуры формирует себя через полемику с предшествующим, а затем и через его возрождение в новом качестве. Так средневековье выстроило свой культурный космос на полемике с античностью, однако последняя в эту эпоху оказалась не только объектом критики, но и основой теоретических построений средневековой теологии. Голоса же современных культурологов звучат ещё более интригующе, когда применительно к нынешней эпохе констатируют как, в частности, Умберто Эко, что “средние века уже начались”. Таким образом, можно утверждать, что кризисы в культуре являют собой фактор актуализации социальной памяти человечества.

    Ещё древние мудрецы сумели понять, что культура – это духовные скрепы социума, вне которых невозможен ни человек, ни его становление в истории и развитие в обществе того или иного типа. Она объединяет людей в общество и обеспечивает связь поколений. Но каков механизм формирования общества посредством культуры? Начиная с Платона, исследователи различных эпох отвечали на этот вопрос по-разному. Это, однако, не помешало исследователям новейшего времени классифицировать весь массив сложившихся теоретических представлений о культуре по четырём основным направлениям, фиксирующим такие уровни данного явления как:

    – развитие и продолжение природы, либо Божественного замысла;

    – единство ценностей, созданных человечеством;

    – аккумуляция и передача социального опыта;

    – процесс производства жизненных стилей.

    Для целей данного рассмотрения наиболее значимы три последних представления. Именно они дают возможность проследить процесс перехода от современного к “постсовременному”, – как его ныне именуют учёные, – обществу. Источником этой трансформации выступает культура как способ производства жизненных стилей, который невозможен без аккумуляции и трансляции социального опыта прошлого. И хотя мыслители практически всех эпох вносили уточнения в эту базовую трактовку культуры, сущность её остаётся неизменной и означает социальную память поколений, а также способы, нормы и ценности восприятия мира человеческим сообществом.

    Представленный набор определений в значительной степени объясняет, почему сегодня, когда наука и техника демонстрируют реалии информационного периода, культура запаздывает, воспроизводя индустриальные эталоны, главным из которых выступает её свойство массовидности. Мы не найдём в этом ничего удивительного, если вспомним, что жизненный стиль промышленного общества всё ещё воспроизводится в массовых масштабах и понадобится время, чтобы аккумулировать в повседневности формирующиеся информационные реалии.

    Можно сделать вывод о происходящей в постиндустриальном обществе нарастающей технологизации всей областей социальной и культурной жизни, выражающихся в их рационализации, распространении установки на тотальный контроль, а также их включении в саморегулирующуюся систему техногенного роста и уменьшении зависимости от воли людей. В отличие от перехода между аграрным и промышленным обществами, наступлению постиндустриального не предшествовали идеологическая подготовка. Напротив, переход на новую ступень общественного развития произошел, минуя стадию ее сознательной подготовки человеком. Возможно, это и привело цивилизацию к многочисленным социокультурным и экологическим осложнениям.
    2. Как связана социокультурная интеграция общества с коммуникативными процессами?
    Социокультурная интеграция общества напрямую связана с коммуникативными процессами, поскольку именно они являются и проводником, и стимулятором взаимопроникновения социальной системы, культуры и личности. Замкнутость, изолированность, монологичность в отношениях между социальными слоями и группами лишь способствуют сохранению социальной и культурной поляризованности общества, порождая взаимное недоверие, непонимание, нетерпимость. Социокультурные, политические, экономические и иные проблемы общества невозможно решать лишь сверху - об этом свидетельствует опыт всех реформ в истории России. Участие же самого общества в решении собственных проблем возможно лишь в условиях равноправной, симметричной коммуникации, диалога. Такая коммуникация является совместным смыслопорождением, определением тех точек соприкосновения, на основе которых возможна интеграция общества. Общественный диалог сам по себе не устраняет проблемы общества, но является необходимой предпосылкой для общественного доверия, понимания, согласия. Поэтому социологический анализ коммуникативных механизмов социокультурной трансформации современного российского общества является остро востребованным.


    написать администратору сайта