Коммуникации в сфере искусства. Реферат. Коммуникации в сфере искусства. Коммуникация в музыке
Скачать 64.28 Kb.
|
Оглавление:Введение 3 1.Коммуникация в музыке 7 2. Коммуникация в живописи 10 3. Коммуникация в литературе 14 Заключение 17 Список литературы: 18 ВведениеКоммуникация является опосредованным и целесообразным взаимодействием двух и более субъектов. Слово коммуникация происходит от лат. communico - делать общим, связывать, общаться. Коммуникация является специфическим обменом информацией, результатом которого становится передача информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. Признаками коммуникации является следующее: участниками коммуникации являются два субъекта; обязательно наличие передаваемого объекта; целесообразность. Информация заключается в: • сведениях, сообщениях о чем-либо, которыми обмениваются люди; • сигналах, импульсах, образах, циркулирующих в технических устройствах; • количественной мере устранения неопределенности, мере организации системы; • отражении разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы. Информация содержится в терминологии практически всех современных наук, и по этой причине ее признают общенаучной категорией. Основными функциями коммуникации можно назвать: 1) Информативную – передачу истинных или ложных сведений, осуществляющую процесс движения информации; 2) интерактивную (побудительную) - организованное взаимодействие между людьми; 3) перцептивную функцию - восприятие друг друга партнерами по общению и установившееся на этой основе взаимопонимание; 4) экспрессивную - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. Опираясь на данные определения и теоретические данные, объектом данного реферата мы выбрали коммуникацию. А предметом стала коммуникация в различных видах искусства и ее специфика. Итак, цель реферата – рассмотреть специфику коммуникации в разных видах искусства. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: Изучить специфику коммуникации в музыке; Изучить специфику коммуникации в живописи; Изучить специфику коммуникации в литературе. Под коммуникативными технологиями понимают разнообразные способы создания, переработки и распространения информации. Ключевым понятием коммуникативных технологий является информация, которая, в свою очередь, стала решающим фактором современного общественного развития. Информация и знания представляют собой важный стратегический ресурс и напрямую влияют на социокультурные изменения, а также на взаимоотношения человека с обществом и биосферой. По данным специализированных исследований, отрасль коммуникативных технологий, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, остается наиболее активно развивающимся сектором экономики. В сравнении с другими технологиями, которые находят применение в материально-производственной сфере, коммуникативные технологии направлены на интеллектуальную сферу. Фундаментом коммуникативных технологий, безусловно, являются инновации, которые в настоящее время превратились в один из крупнейших сегментов мировой экономики. Быстрота и качество коммуникативных процессов и технологий в XXI веке обусловливает успех проведения мероприятия, проекта или функционирования организации в рамках современного социально-культурного пространства. Коммуникативные технологии получили наиболее широкое применение именно в XX веке с переходом к информационному обществу и развитию информационных технологий. Достижения в области коммуникативных технологий становятся все более востребованными для сферы культуры и искусства. Коммуникация является одной из ключевых составляющих в работе учреждений культуры, проникая во все направления этой работы. В связи с этим появилась необходимость в изучении и систематизации процессов коммуникации на арт-рынке, структуры коммуникации и ее особенностей в сфере культуры и искусства. Расширяя зрительскую аудиторию, художники, а также работники музеев, выставочных залов должны стремиться к укреплению репутации своего учреждения и установлению обратной связи со своими зрителями. Коммуникативные технологии – новое перспективное направление в сфере искусства. Для осуществления результативного коммуникативного взаимодействия имеется система каналов личной и неличной коммуникации. Первый вариант: художнику предоставляется возможность личного общения с публикой для установления обратной связи. Второй вариант неличной коммуникации, имеющей эффект массовости, в итоге формирует общественное мнение. Функции массовой коммуникации следующие: развлекательная, просвещенческая, организационная, функция информирования, идеологического влияния и поддержания социальной общности. Сфера искусства непосредственно связана с вышеуказанной структурой коммуникативного воздействия. Учреждения культуры и искусства призваны формировать культурную среду, воспитывать чувства общественного самосознания посредством выставочной и просветительской работы. Посредством выставок и других культурных мероприятий искусство напрямую обращается к каждому посетителю. Оказывая эмоциональное воздействие на аудиторию, искусство развлекает и одновременно повышает уровень образования целевой аудитории. Искусство оказывает немалое влияние на рекламную деятельность. Ставшее популярным во второй половине XX века авангардное искусство широко использовало «приемы воздействия на зрителя и коммуникации с ним; возможность интерактивного контакта и вторжения в обыденное пространство аудитории широко используются в современной рекламе и связях с общественностью». Вследствие этого изобразительное искусство стало применимо для продвижения коммерческого продукта на рынке. Это достаточно тесное взаимодействие отразилось как на содержании современного искусства, так и на рекламных и коммуникационных стратегиях. Успех арт-проекта в значительной степени зависит от внимания журналистов, количества публикаций в средствах массовой информации. Чем чаще какой-то проект упоминается в СМИ, тем популярнее становится и тем быстрее появляется у СМИ потребность получения информации из такого источника. Общественная дискуссия в социальных сетях, профильных и специализированных изданиях также играет важную роль. 1.Коммуникация в музыкеМузыка является универсальным и одним из самых совершенных инструментом общения между людьми. Реализация этого общении протекает посредством многочисленных и разнообразных коммуникативных процессов, являющихся своего рода кровеносной системой, которой обеспечивается жизнь музыкального искусства. Но теоретическое освоение проблем музыкальной коммуникации находится на самой ранней стадии как в самом музыкознании, так и в эстетике, в музыкальной психологии и социологии музыки. До сих пор эту проблематику разрабатывали, главным образом, в культурологии. Культурологией не выделяется музыка как основной предмет. Она заинтересована проблемами музыкального искусства лишь в контексте художественной жизни общества в целом. Между тем на глубину постижения сложного и противоречивого вопроса музыкальной коммуникации воздействует мера проникновения, сущность и специфика создания, исполнения, восприятия и критической оценки музыкальных явлении, которые традиционно изучаются музыкознанием1. Огромная роль принадлежит осмыслению структуры коммуникативной системы, основным закономерностям ее действия в раскрытии процессов по генерированию, трансляции, усвоению музыкальных ценностей, а также во всей сложной картине функционирования музыки в обществе, в ее роли и значении в качестве социально-культурного феномена. Этими факторами предопределено намерение к установлению сущностных свойств каждой из коммуникативных сфер — композитор, исполнитель, слушатель, критик и музыковед, выявлению прямых и обратных связей между ними, вскрытию основных коммуникативных каналов передачи и получения информации, специфических способов кодирования и декодирования художественных смыслов и значений. В процессе музыкальной коммуникации происходит взаимодействие разнородных пластов, которыми обусловливаются специфические акты порождения художественных ценностей автором (коллективный или индивидуальный), их интерпретация исполнителем, творческое восприятие слушателем, оценка художественного акта музыковедом-критиком, а также взаимодействие широких социально-исторических, эстетических, психологических, деятельностных пластов культуры и общественного сознания в их развитии. Музыкальная коммуникация оперирует разнородной информацией, к ней принадлежит и слуховая, зрительная, кодовая, символическая, знаковая, семантическая и другие. Но главный информационный материал здесь в системе выразительных средств музыкального языка, влияющей на разные этажи и уровни психики слушателя. Благодаря коммуникативной системе происходит реализация многочисленных функций, присущих как самому музыкальному сочинению, так и всем участникам процесса. Осуществление этой реализации происходит по различным направлениям, чем обеспечивается множественность воздействия на общественное сознание и отдельную личность. Необходимо выделение трех типов музыкального мышления. опредмечивающего. У людей данного типа при соприкосновении с инструментальным непрограммным произведением происходит опредмечивание восприятия и активизация внемузыкальных представлений, схожих с реальными событиями, явлениями и предметами бытия. уходящего от предметных, зрительных ассоциаций. В своих художественных впечатлениях представителями данного типа усматривается нечто специфическое, что в корне отличается от бытового. наиболее часто встречающегося - синтезирующего типа, где происходит органическое сочетание обоих типов мышления. Реализация этого типа мышления ближе всего затрагивает восприятие синтетических музыкальных жанров (оперы, вокальной и хоровой музыки, балета и прочего). Необходимо подчеркнуть, что восприятие без вызываемого круга ассоциаций недостаточно глубоко и творчески2. Функционирование коммуникативного универсума музыки происходит в своеобразном «несущем поле» культуры, которым создаются необходимые предпосылки для кодирования и декодирования музыкальных смыслов. Традиции, практика, теория, существующие образцы и нормы придали ему важную роль как в процессе продуцирования и сохранения музыкальных ценностей, так и в исполнительском процессе, процессе музыкального восприятия. Кроме того, происходит незримое управление поля культуры специфической «настройкой» самых различных граней процесса, а также развития музыкального мышления и музыкальной культуры в ее самостоятельном спонтанном движении. И наконец, необходимо проанализировать четыре основополагающих степени глубины коммуникации. авторской формой инициируется создание слушательских вариантов духовных значений, но исполнительской интерпретации при этом свойственен неубедительный и даже в чем-то деформирующий замысел композитора характер, мешает слушателю на сосредоточении на художественных смыслах музыки. Безусловно, в такой ситуации отсутствие глубокого качества акта коммуникации. исполнительской интерпретацией, хоть и позволяется слушателю концентрация внимания на материально-конструктивной стороне средств музыки и идущих от автора ее потенциальных духовных значениях - вместе с тем в недостаточной мере осуществляется их расшифровка. Тогда все же происходит некоторое оживание коммуникативного процесса. При этом основную нагрузку формирования отношения к авторскому замыслу перекладывают на слушателя3. Происходит значительное возрастание качества восприятия, а следовательно, и активности процесса коммуникации при создании исполнителем ярких образов на духовно-значимой стороне формы, то есть при ее активной интерпретации. Слушатель, следуя исполнительской интерпретации, может ею удовлетвориться. Но он остается достаточно пассивным воспринимающим, им в данном случае присваивается интерпретация исполнителя и тем самым лишь создается иллюзия собственного творчества. Такое отношение еще не позволяет ощутить высшее качество коммуникативного процесса, так как в наличии лишь два ее активно взаимодействующих субъекта – автора и исполнителя. высшая стадия глубины процесса воплощается в ситуации, когда происходит слияние исходной формы и глубины интерпретации исполнителя не только с активным творческим воображением слушателя, но и его интенсификация. В результате у слушателя происходит (с помощью того же механизма апперцепции) возникновение собственного богатого творческого варианта значений. Далее на конкретных музыкальных примерах происходит обоснование принципов применения данной системы при определении «качества» коммуникации. 2. Коммуникация в живописиМир бесконечной коммуникации, многообразные формы и способы ее реализации отвел искусству, и в частности живописи, периферийное место. Но живопись можно рассматривать в качестве коммуникативной системы, логично при этом будет обратиться к семиотике, с успехом применяемой в нелингвистических областях или, в терминах тартуско-московской семиотической школы, - «вторичные моделирующие системы»4 Задачей живописи в качестве коммуникативного источника является передача идеи, информации, сообщения, имеющего как символический характер, так и эмоциональный, субъекту видения. М.С. Каганом подчеркивалось, что искусство в качестве системы образов, которые уже заложены в содержание, при коммуникативной «встрече» со зрителем минует преграды содержания его взглядов, представления, вкусы, чувства, трансформирует человека5. Особенностью художественной коммуникации, в сравнении с другими видами движения художественно-культурных смыслов, становится визуальность «текста» сообщения. Трансформирование живописных традиций происходило параллельно и с изменениями в теориях коммуникации, при этом каждая эпоха отличалась своим семиотическим стилем, своими способами аналитики текстов. Поэтому важно постоянное соотнесение теоретических возможностей разных наук при экспликации истории искусства для восприятия достоверной версии по обозначенной проблематике. Для реалистической живописи свойственна линейная коммуникация. В реалистической живописи художником осуществляется воспроизведение видимых им объективных качеств предмета. Изображение при этом статичное, хотя у него и могут быть несколько планов, которыми создается эффект движения. По мнению М. Фуко, классической живописью формируется некое общее место, которое позволяет соотнести образы и знаки6. Функционирование коммуникации при фиксировании общего места происходит по принципу узнавания7. Для абстрактной живописи свойственна нелинейная коммуникация. Важнейшая черта современного визуального искусства, берущего начало еще в философии Декарта, заключается в «перемещении устремленности зрения»8 и выходе за пределы видимого мира. Предложен иной, более расширенный способ видения, воплощающий не просто считывание информации, движение по плоскости, но стремление превращения всего тела в глаз, становления самим созерцанием: видеть «затылком, теменем, висками и даже следами ног»9. Современным швейцарским филологом Ж.-Ф. Жаккар констатируется, что «зрение в таком случае может быть только абстрактным»10. У коммуникации в абстрактной живописи отсутствует линейная направленность, миметичность, а сообщению от адресанта свойственна многозначность. Статус источника послания ставят под вопрос: художником задается пространство, в котором зритель также может выступить в качестве создателя смыслов и образов. При движении в русле мысли М. Фуко, можно утверждать, что художником как автором формируются дискурсивные механизмы, задается знаковое поле, которое позволяет создать несколько источников описания; он становится автором, который создал теорию, традицию, дисциплину, внутри которых, в свою очередь, возможно размещение других произведений и других авторов11. Поле интерпретаций, которое создает визуальный образ, неисчерпаемое, в нем возможно вступление в диалог адресанта и адресата, а также порождение других коммуникативных субъектов, с которыми возможно ведение полилога. В процессе коммуникации автором производится создание своего неповторимого языка или, в терминах У. Эко, идиолекта - «особенного, неповторимого кода говорящего»12. Таким авторским кодом в беспредметном искусстве привносится своеобразный микрофизический уровень, нацеленный на скрытие технического исполнения, семантики и идеологических коннотаций, позволяет многим делать вывод о бессмысленности сообщения. Но, по утверждению У. Эко, нефигуративным искусством создается сообщение, но это делается иначе, чем классическим искусством. Наряду с коммуникацией во множестве лиц для абстрактной живописи можно применить понятие, которое ввел Ю.М. Лотман, представляющее сообщение для самого себя - «автокоммуникация»13. Системой «Я-Я» подразумевается расширить коммуникативную функцию от простого донесения информации к «процессу творческого сознания мыслящего индивида»14, который создает новый текст. В нефигуративной живописи наблюдается происхождение двух противоположных тенденций. С одной стороны, стремление художника к собиранию мира: втягиваение не только объективных свойств реальности, но и субъективных, при создании многомерного пространства, стремящегося превзойти только лишь визуальное15. С другой стороны, можно наблюдать прерывистое свойство коммуникации, выражающееся в перебивании, включении множества говорящих и отвечающих. В своем эссе о творчестве Рильке М. Бланшо сказал, что «от того, насколько мы способны принимать вещь как таковую, зависит наше упование выразить себя через нее: надломленные существа находят для себя лучшее соответствие в обломках и кусках»16. 3. Коммуникация в литературеКоммуникации в литературе в силу ее культурной укорененности и рефлексивности, свойственно практическое значение, в том числе и политическое. Часто рассмотрение литературы происходит в качестве «идеологического аппарата государства», но при этом ею ведется воспитание, придается чувство новизны, стремление к лучшему. Образ философствующего «писателя — провидца» привлекает к себе внимание в XX веке уже в политическом смысле, когда литература (что напрямую связано с ее взаимодействием с философией) стала наделяться социально-политической прозорливостью, которая недоставала всем остальным формам искусства17. По мнению Сартра, «проза одна является самым удобным инструментом для реализации определенного замысла», потому что, «когда аккуратно, с заботой о точности, слова собраны в фразы, то в них просматривается намерение …отдать другим полученные выводы. …Говорить — значит действовать, любая названная вещь уже не та, какой была до того, она потеряла невинность»18. Слово «ангажированного» писателя оказывается действием. Он отдает себе отчет в том, что «обнажать означает — изменить…если общество вдруг увидит себя, сам этот факт уже оспаривает принятые ценности и общественный режим»19. Современной литературой постепенно было осознано то, что «она сама — идеология». Но у этого есть и положительная сторона20. Теоретики «официальной» литературной коммуникации, как правило, поддерживают позиции привилегированных и наиболее влиятельных слоев общества, а сама литература в ее сочетании с философией нацелена на общезначимые идеи гуманизма, формирует базовые ценности, дает смысложизненные ориентиры, не оглядываясь на социальные градации. Закономерно то, что многим свойственно обращение к литературному способу выражения своих идей, так как искусству слова в демократических обществах принадлежат беспрецедентные возможности «пролития света», выдвижения альтернатив, предложения политических рекомендаций. Цель единения литературы с философским концептом сводится к тому, чтобы представить знание не как мыслимое в терминах противоположности объекта и субъекта, но как субъективированное знание, в котором происходит преодоление этой традиционной для классической философии оппозиции. В современных условиях неприемлемой является сама возможность сведения разнородного мира к двум противоположностям, причем при условии, что одна из них обязательно устанавливает над другой строгий контроль, тем самым, исключая зарождение любого диалога21. Коммуникация – это не только передача и усвоение информации, но и обязательный определенный уровень компетентности, соблюдение языковых норм. Необходимо учитывать, что при столкновениях с другими сообществами, один из способов преодолеть устоявшиеся нормы, сложившиеся предрассудки, идеологемы – это исследовать языковое поле в аспекте возможностей понимания и переводимости. Сложность в установлении коммуникации связана с тем фактом, что даже для людей, приобщенных к одной культуре, одни и те же слова могут иметь разные значения, не всегда поддающиеся четкой дефиниции, не говоря уже о том, что эти значения зачастую передаются косвенным образом. Диалог включает в процесс коммуникации и интерпретацию понятий, контекст и, что немаловажно, творческую интуицию, воображение, чего невозможно достичь без средств поэтического языка22. ЗаключениеТаким образом, в данной работе была изучена специфика коммуникации в таких видах искусства, как живопись, литература и музыка. Были выделены основные особенности коммуникации каждого направления искусства. И сделаны следующие выводы: Особенности специфики коммуникации в каждом направлении искусства обусловлено тем инструментом, которым оно оперирует. Так в музыке это – звук, в живописи – зрительный образ, а в литературе – слово. Коммуникация во всех видах искусства подразумевает наличие двух субъектов – адресата и адресанта, независимо от различий в видах. Музыка, живопись и литература являются проводниками творческой коммуникации, подразумевающей акт творчества со сторон обоих субъектов коммуникации. В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что изучение коммуникации в искусстве, ее структурных элементов и этапов, а также применения коммуникативных технологий для продвижения произведений современного русского искусства на арт-рынке является актуальным и перспективным направлением для отечественной культурологии. Помимо важности практического использования, отмечается большое социокультурное значение, которое охватывает мировоззренческий уровень, способствует духовному росту общества. Список литературы:Белоус А. И. Трансформация коммуникативной функции в живописи - Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 99-103 Бланшо М. Пространство литературы. М.: Логос, 2002. 288 с. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / пер. с фр. Ф.А. Перовской. СПб.: Академический проект, 1995. 471 с. (78 с.) Каган М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972. 440 с. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998 – С. 285 Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. С. 159-165. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 603-614. Розанова М.С. Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности // Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии. : 2004 – электронный ресурс: http://anthropology.ru/ru/text/rozanova-ms/problema-mezhkulturnoy-kommunikacii-v-kontekste-filosofsko-hudozhestvennogo (дата обращения 18.11. 2016) Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова. Мн. 1999 – 201 с. Фуко М. Это не трубка. М. : Художественный журнал, 1999 – 152 с. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет : пер. с франц. М. : Касталь, 1996 – 448 с. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск : Водолей, 1996 – 192 с. Эко У. Отсутствующая структура. М. : Петрополис, 1998 – 432 с. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация – автореф. дис., М., 1995 – 23 с. 1 Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация – автореф. дис., М., 1995 – 23 с 2 Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация – автореф. дис., М., 1995 – 23 с. 3 Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация – автореф. дис., М., 1995 – 23 с. 4 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. : Искусство-СПБ, 1998. С. 285 5 КаганМ.С. Морфология искусства. М. : Искусство, 1972. 440 с. 6 Фуко М. Это не трубка. М. : Художественный журнал, 1999. 152 с. (72-73 с.) 7 Белоус А. И. Трансформация коммуникативной функции в живописи - Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 99-103 8 Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск : Водолей, 1996. 192 с. (26 с.) 9 Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск : Водолей, 1996. 192 с. (186 с.) 10 Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / пер. с фр. Ф.А. Перовской. СПб. : Академический проект, 1995. 471 с. (78 с.) 11 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет : пер. с франц. М. : Касталь, 1996. 448 с. (14 с.) 12 Эко У. Отсутствующая структура. М. : Петрополис, 1998. 432 с. (85 с.) 13 Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. С. 159-165. 14 Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 603-614. 15 Белоус А. И. Трансформация коммуникативной функции в живописи - Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 99-103 16 Бланшо М. Пространство литературы. М. : Логос, 2002. 288 с. 17 Розанова М.С. Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности // Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии. : 2004 – электронный ресурс: http://anthropology.ru/ru/text/rozanova-ms/problema-mezhkulturnoy-kommunikacii-v-kontekste-filosofsko-hudozhestvennogo (дата обращения 18.11. 2016) 18 Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова. Мн. 1999. С.20. 19 Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова. Мн. 1999. С.22. 20 Розанова М.С. Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности // Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии. : 2004 – электронный ресурс: http://anthropology.ru/ru/text/rozanova-ms/problema-mezhkulturnoy-kommunikacii-v-kontekste-filosofsko-hudozhestvennogo (дата обращения 18.11. 2016) 21 Розанова М.С. Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности // Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии. : 2004 – электронный ресурс: http://anthropology.ru/ru/text/rozanova-ms/problema-mezhkulturnoy-kommunikacii-v-kontekste-filosofsko-hudozhestvennogo (дата обращения 18.11. 2016) 22 Розанова М.С. Проблема межкультурной коммуникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности // Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии. : 2004 – электронный ресурс: http://anthropology.ru/ru/text/rozanova-ms/problema-mezhkulturnoy-kommunikacii-v-kontekste-filosofsko-hudozhestvennogo (дата обращения 18.11. 2016) |