Практическая работа по истории мировой литературе. 1. Разновидность и характеристика древнегреческой лирики
Скачать 44.19 Kb.
|
1.Разновидность и характеристика древнегреческой лирики. Жанр лирики в древнегреческой литературе появляется в VII в. до н.э. Конец VII - начало VI в.в. до нашей эры дает нам уже богато развитую, разнообразную по жанрам лирическую поэзию. ДЕКЛАМАЦИЯ ДЕКЛАМАЦИЯ (от латинского declamatio - упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня), медитативный вид лирики, в котором описание идеального пейзажа или рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или устройство общества. ЯМБ Ямб генетически связан с земледельческой культовой поэзией. Для земледельческих праздникаов плодородия были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили также и фольклорным средством общественного порицания. МОНОДИЧЕСКАЯ(СОЛЬНАЯ)МЕЛИКА преимущественно развивалась в эолийских областях и особенно на острове Лесбос. Исходя из местных фольклорных песен, эолийские поэты ввели в литературу ряд новых стихотворных размеров, предназначенных для сольного пения под звуки лиры. ХОРОВАЯ МЕЛИКА ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов. Из всех видов греческой лирики она сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых главным образом и обслуживала. 2.Древнегреческая лирика:Тиртей,жизнь и творчество. Тиртей (др.-греч. Τυρταῖος) из Спарты, VII в. до н. э., греческий поэт, элегик. Писал на ионийском диалекте с вкраплениями доризмов; по языку и стилю близок гомеровской традиции. Биографические сведения о Тиртее скупы и кратки. После Каллина древнейшим элегиком является Тиртей, сын Эхемброта. Поэтическая деятельность его развилась в Спарте в связи с тревогами тяжелой для спартанцев Мессенской войны. Евсевий относит расцвет таланта Тиртея к 37-й олимпиаде (632-629 гг. до н. э.), а Аполлодор (у Гесихия)-к 35-й олимпиаде(640-637 гг.). По распространенному среди греков преданию, Тиртей был афинский гражданин, происходивший из дема Афидна. Античные источники называют местом рождения Тиртея, наряду со Спартой, Афины или Милет. Легенда гласила, что Тиртей был хром и преподавал в афинской школе. Во время II Мессенской войны спартанцы получили из Дельф предсказание, что они победят только тогда, когда их вождем станет афинянин. Неприязненно настроенные к Спарте афиняне прислали Тиртея в качестве вождя. Но физические недостатки Тиртея заслонил его поэтический талант. Своими элегиями он поднял спартанцев на борьбу, и они покорили свободо-любивых мессенцев. В настоящее время считается, что родиной Тиртея все же была Спарта. Стихотворения Тиртея, по свидетельству древних грамматиков, были изданы в 5-ти книгах. Сохранилось примерно 150 стихов. Большую их часть составляют воинские элегии, где Тиртей говорит о славе, которую добывает смелый воин при жизни и после геройской смерти, а затем противопоставляет этой картине унизительную судьбу побежденных, скитания лишенных крова и родины. «Благоустройство», наиболее прославленная элегия Тиртея — поэма на ионийском наречии, состоявшая из длинного ряда элегических двустиший. От неё уцелели небольшие отрывки, восполняемые сведениями о её содержании у Аристотеля. Другие элегии Тиртея известны под именем «Увещаний» (υποθηκαί), как назывались и некоторые из Солоновских стихотворений. Благодаря оратору Ликургу и Стобею до нас дошли три значительных отрывка элегий в 30—40 стихов каждый. Они близки друг к другу не только по общему воинственному тону, но и по отдельным чертам, какими рисуются храбрый воин и трус на поле брани, участь того и другого при жизни и по смерти, участь детей обоих и всего их потомства; советы, предостережения и обещания перемежаются с ярко очерченными образами сражающихся, или павших в бою, или бежавших с поля сражения, или благополучно возвратившихся домой после победы. Основной мотив двух «увещаний» — противопоставление героя и труса, превознесение одного и беспощадное осуждение другого. В элегиях Тиртея, в отличие от Илиады Гомера, уже не столь важна слава отдельной личности, героя, блестящие подвиги которого отодвигают в тень всех остальных, а в большей степени речь идет о формировании боевого единства, где личность связана с остальными, и только жертва, принесенная на алтарь общего дела, заслуживает бессмертной памяти. Таким образом, он указывает на переход от героической родовой этики к новой, подчиняющей личность государству. Язык и стиль Тиртея близки к эпической традиции. В сохранившихся фрагментах мы видим многочисленные словесные пересечения с поэмами Гомера. Мотивы воинских элегий напоминают о Каллине. 3.Древнегреческая лирика:Архилох,жизнь и творчество. Архилох (лат. Archilochus, греч. Архилохос) (до 680 – около 640 до н.э.), древнегреческий поэт. Родился на о. Парос. Отец — Телесикл, происходил из аристократического рода; мать — Энипо, рабыня-фракиянка. Как незаконнорожденный сын, социальной перспективы на родине не имел и избрал карьеру наемного воина. В классическую эпоху паросцы активно вывозили мрамор на продажу, но во времена Архилоха ещё не было спроса на этот товар, так что местным жителям оставалось рыбачить, пасти коз и заниматься малопродуктивным земледелием в глубине долин. Многие уезжали в другие земли. Так поступить пришлось и Архилоху, который к тому же был незаконнорождённым. В антиковедении существует мнение, что Архилох, рассказывая о своём происхождении, либо намеренно сгустил краски, либо прибег к аллегории. Но большинство исследователей эту версию отвергает и считает, что Архилох действительно был сыном рабыни, а значит, полукровкой с точки зрения аристократов. Такое происхождение явно сыграло важную роль в судьбе поэта. Телесикл признал сына, и в архаическую эпоху этого было достаточно, чтобы ребёнок получил гражданские права, но рассчитывать на отцовское наследство Архилох не мог… Афинский писатель V века до н. э. Критий сообщает, что жизнь Архилоха на родине сложилась не очень хорошо: «Из-за бедности и безденежья он оставил Парос и перебрался на Фасос». Однако и на Фасосе жизнь для Архилоха оказалась тяжёлой. Поэт пишет, что этот остров — «невзрачный край, немилый и нерадостный», в котором словно сошлись беды всей Эллады и над которым висит «камень Тантала». Тамошний климат казался Архилоху заметно более суровым, чем климат родины, к тому же колонистам приходилось постоянно сражаться с соседями-фракийцами. Именно с войной связана вся последующая жизнь Архилоха. Многие антиковеды полагают, что поэт был наёмником ссылаясь на две стихотворные строкиВ его стихах фигурируют друзья-военные — Главк (предположительно командир одного из отрядов фасосцев), Перикл, начальник Леофил; поэт упоминает стычки с фракийцами из-за золотых рудников на северном побережье, шедшие с переменным успехом. Известно, что в одной такой схватке с племенем саийцев Архилоху пришлось бежать, бросив щит. О себе он пишет как о профессиональном военном, в жизни которого, впрочем, много места занимает поэзия. Один из наиболее известных эпизодов биографии Архилоха — его сватовство к девушке по имени Необула, дочери паросца Ликамба. Последний дал согласие на брак и устроил торжественный пир по этому поводу, но позже разорвал помолвку. Причиной тому могли стать бедность и низкое происхождение жениха либо разные политические взгляды поэта и Ликамба. «Хлеб и соль ничем не помогли Архилоху для заключения брака», — пишет в связи с этим Дион Хрисостом. Архилох погиб на родине, будучи, по-видимому, ещё нестарым человеком. Это произошло во время войны с соседями — жителями острова Наксос. По преданию, убийцу Архилоха, некоего Калонда, с позором изгнали из храма Аполлона в Дельфах и навечно лишили права туда входить. Перу Архилоха принадлежало множество стихотворных произведений разных жанров. При этом ни одно стихотворение не сохранилось полностью — есть только набор разрозненных фрагментов. Всего таких отрывков около 120, и они включают в общей сложности 350 строк. Начало литературной деятельности Архилоха источники связывают с гимнами в честь Деметры и Персефоны, дифирамбами в честь Диониса. К первому периоду его жизни (паросскому) относится, по-видимому, и поэма «О кораблекрушении», написанная в связи с гибелью на море ряда видных паросцев — в том числе мужа сестры Архилоха. К раннему периоду относится и поэма Архилоха о куртизанке Пасифиле. Автор сравнивает свою героиню, окружённую мужчинами, с горной смоковницей, кормящей множество ворон, и впервые выступает здесь как сатирик. В полном объёме эту сторону своего дарования Архилох продемонстрировал в истории с Необулой и Ликамбом, которая произошла на Паросе. Этому сюжету посвящён целый ряд сохранившихся стихотворных фрагментов. В одних поэт рассказывает о своей страсти к несостоявшейся невесте, в других обличает обманувшего его Ликамба и саму Необулу, причём прибегает к явным преувеличениям. По-видимому, с несостоявшимся браком связана басня об орле и лисе: эти персонажи заключают дружественный договор, но орёл вскоре похищает лисят, чтобы накормить ими своих птенцов. Перу Архилоха принадлежат и басня о лисе и обезьяне, которая тоже могла быть завуалированным рассказом о конфликте автора с Ликамбом. Перебравшись на Фасос, Архилох начинает писать на новые для него темы. Теперь он предстаёт в стихах как поэт и воин в одном лице: рассказывает о боях с фракийцами, о буднях караульной службы, о весёлых пирах с сослуживцами, о своих друзьях и командирах. Одним из наиболее известных стихотворных фрагментов является тот, в котором поэт говорит о своём копье (в этом оружии у Архилоха и хлеб, и исмарское вино, и он пьёт, опираясь на копьё). Смысл этого двустишия учёные толкуют по-разному: по одной версии, поэт хотел сказать, что и еда, и питьё — это военная добыча, по другой, из-за постоянной угрозы нападения колонисты с Пароса в буквальном смысле не выпускали оружие из рук. 4.Древнегреческая лирика:Алкей,жизнь и творчество. Алкей родился во второй половине VII в. до н. э., вероятно, в Митиленах на о. Лесбос, и был современником и соотечественником Сапфо и Питтака. Конкретных сведений о происхождении Алкея, родителях, жене или детях не сохранилось. Бетти Редис указывает его выходцем из аристократического рода. Известно, что у него было два брата — Кикис и Антименид. Выходец из аристократического рода Алкей участвовал в политической борьбе на стороне аристократов. После победы демократов был изгнан, жил в Египте. Позднее тиран Питтак разрешил Алкею вернуться на родину. В разнообразии тем, в утонченности ритма, в безупречном совершенстве стиля, очевидным даже по скупым фрагментам, Алкей ставится выше всех прочих (в том числе меликов Алкмана, Сапфо, Пиндара, трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида). Алкей — мастер аллегории, его стилистические и семантические фигуры совершенны; сравнения, которые он использует, просты и замечательны. Как любой поэт, Алкей находит вдохновение в пейзаже и природных явлениях. Его стихотворения предназначались для исполнения в кругу членов гетерии (мужского содружества, объединенного сходными жизненными взглядами). Поэтому социальные и политические события нашли широкое отражение в его произведениях. Он сравнивал свою гетерию с кораблем в неспокойном море. Алкей воспевал социальные и этические взгляды аристократии, ее предназначение властвовать, аристократическую гордость. В поэтическом наследии Алкея много места занимают военные песни (стаотика), застольные песни (сколия), любовная лирика (в том числе на мифологические сюжеты), гимны в честь богов, стихи о тяготах изгнания. Поэтический язык Алкея характеризуется конкретностью образов, выделяется так называемый «нанизывающий стиль», состоящий в накоплении коротких двусоставных предложений без всякой орнаментации. Произведения Алкея сохранились частично, к его поэтическому наследию относят около 500 стихотворений. В древности поззия Алкея пользовалась большой известностью. В античной лирике известна так называемая «алкеева строфа». Подражание Алкею прослеживается в творчестве Анакреонта, Феокрита, Горация. 5.Древнегреческая лирика:Сапфо,жизнь и творчество. Сапфо появилась на свет в Митилене на острове Лесбос среди природных красот, созданных по воле олимпийских богов.Временем рождения поэтессы считается 625 год до н. э., месяц и дату ученым установить не удалось. Её отец Скамандроним был «новым» аристократом; будучи представителем знатного рода, он занимался торговлей. Её мать звали Клеидой. Помимо Сапфо у них было трое сыновей. Чувство слова и ритма обнаружилось у Сапфо в раннем возрасте, и, по-видимому, уже с ранних лет она писала гимны для хора, выступавшего на Термийских панегиреях — главном религиозном празднестве Митилены, которое было посвящено Артемиде Термии, древней богине, хозяйке водных источников на о. Лесбос. Помимо гимнов для хора Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни. В литературных произведениях и трудах философов-историков для сведений о первых днях жизни женщины особого места не нашлось.Родственники Сапфо, предположительно, принадлежали к знатному роду «новых» эллинских аристократов из образованных семей. В их обществе по сложившейся с древнего времени традиции обучали наукам и искусству всех без исключения детей. В юном возрасте Сапфо с семейством покинули Митилену и Лесбос из-за того, что к верховной власти пришел Мирсил — жестокий тиран. Поэтесса с братьями и родителями скрывалась на территории Сицилии, они вернулись на малую родину по прошествии нескольких лет. Красота повзрослевшей девушки, получившей образование, заставила искреннее восторгаться культурный древнегреческий свет. Она жила в городе Митилена, почему впоследствии её и стали называть Сафо Митиленской. По легенде, в это время ею увлекся Алкей. И даже фрагменты их лирики соединяются в поэтический диалог в доказательство того, однако, как доказывает Г. Надь, такой диалог едва ли имел место в реальности — песни Алкея исполнялись на симпосиях, пирах мужчин, песни же Сапфо предполагали обстановку пиршеств или празднеств фиаса — замкнутого культового содружества девушек и женщин. Существует ещё одна легенда о поэтессе — что она влюбилась в моряка Фаона, который презирал женщин и интересовался только морем. Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкила; у неё родилась дочь (названная по имени матери Сапфо, Клейс, или Клеида), которой Сапфо посвятила цикл стихов. И муж, и ребёнок Сапфо прожили недолго. Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений; часть семейного имущества, например, могла передаваться по женской линии; вместе с мужскими гетериями на острове сохранялись фиасы (фиас, греч. thiasos — «собрание, процессия»), аналогичные содружества женщин. Сапфо возглавляла такой фиас — культовое объединение, посвящённое Артемиде, а также Афродите. Одной из задач этого фиаса было приготовление к замужеству знатных девушек, предсвадебное служение Артемиде, которое должно было обеспечить девушке впоследствии успешные роды (см. последнюю книгу Мякина Т. Г.). В рамках программы фиаса Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению. В основе лирики Сапфо лежат традиционные фольклорные элементы; здесь преобладают мотивы любви и разлуки, действие происходит на фоне светлой и радостной природы, журчания ручьев, курения благовоний в священной роще богини. Традиционные формы культового фольклора наполняются у Сапфо личными переживаниями; главным достоинством её стихотворений считается напряжённая страстность, обнажённое чувство, выраженные с чрезвычайной простотой и яркостью. Любовь в восприятии Сапфо — страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Сапфо стремится передать своё понимание синтезом внутреннего ощущения и конкретно-чувственного восприятия (огонь под кожей, звон в ушах и т. п.). Наряду со стихотворениями, предназначенными для исполнения в фиасе, от Сапфо сохранились также фрагменты, рассчитанные на широкую аудиторию; например эпиталамии, традиционные свадебные песни, отображавшие прощание невесты с девичеством, предназначенные для исполнения хором юношей и девушек перед входом в брачный покой. По данным ученых, Сапфо написала девять сборников стихотворений, но современники судят о ней по фрагментам, чудом дошедшим до наших дней. Наряду с Анакреонтом и Алкеем Сапфо стала мэтром монодической лирики, она хорошо знала легенды и местный лесбосский фольклор. Многие литературные произведения, в частности оду «Богу равным…», исполняли известные актеры и традиционный древний хор. 6.Древнегреческая лирика:Анакреонт,жизнь и творчество. Анакреонт (570/559 до н. э.- 485/478 до н. э.) – древнегреческий поэт-лирик. Он появился на свет приблизительно в 570/559 годах до н. э. в ионическом городе Теосе на малоазиатском берегу с северо-западной стороны Каистрийского залива. О родителях Анакреонта достоверных данных нет. Неизвестно даже точное имя его отца, предполагается четыре варианта – Эмвел, Аристокрит, Скифиан и Парфений. На родине Анакреонт пробыл до 545 года. Он успел прославиться своими сочинениями и был достаточно знаменитым. К моменту, когда город атаковали персы, литератор бежал во Фракию, где ему довелось стать участником боевых действий, но как воин поэт не состоялся. Зато сочинитель получил приглашение ко двору царя Самоса Поликрата, которому служил до 522 года до н. э. Став любимым автором тирана, Анакреонт был его доверенным лицом и имел возможность давать правителю рекомендации. В благодарность за благоволение литератор сочинял хвалебные оды покровителю. После смерти Поликрата Анакреонт перебрался в Афины по приглашению царя Гиппарха. Он был поклонником творчества поэта. Чтобы перевезти творца в другой город, собрали экспедицию из 50 весельных галер, которые доставили Анакреонта ко двору. Здесь поэт познакомился со многими авторами, в числе которых был и популярный в те годы Симонид. Теосский автор оказался настолько популярным, что ему при жизни поставили памятник в Акрополе, а монетный двор чеканил его изображения на деньгах. О том, как сложилась судьба Анакреонта после убийства царя Гиппарха и распада объединения Девяти лириков, к которой принадлежал поэт, ничего не известно. По свидетельствам Симонида, лирик вернулся в Теос, где был похоронен. Некоторые источники гласят, что поэт побывал в Фессалии при дворе царя Эхекратида. Согласно заметкам летописца Лукиана, Анакреонт входил в число долгожителей той эпохи. Он скончался в период с 485 по 478 год до н. э. Точная дата и причина смерти литератора неизвестны. Творчество Непреодолимую тягу к поэзии Анакреонт почувствовал ещё в подростковом возрасте. Юношеские годы его прошли в родном городе и окрестностях, именно здесь он сочинил и начал исполнять свои весёлые песенки. Главными темами в его поэзии были любовь и весёлое общество, которым охотно увлекались молодые парни его возраста. В отличие от его предшественников в стихах Анакреонта не было страстной и беспокойной политической борьбы, он писал исключительно о частной жизни и воспевал наслаждение её благами. Стиль автора отличает слегка насмешливый тон. Будучи светским поэтом, Анакреонт описывал мир и все, что его окружало, простым языком, не чураясь иронии по отношении к авторскому «я» и описываемым персонажам. Он транслировал легкость восприятия мира, не подвергаясь рассуждению о глубоких чувствах и страстях. Лейтмотивом творчества сочинителя было восхваление земных благ в виде вкусной еды, свободомыслия и любовных утех. Несмотря на кажущуюся поверхностность творчества автора, его стиль в разные эпохи снискал подражателей. Произведения Анакреонта привлекали внимание поэтов Возрождения и Просвещения. Античные последователи создали сборник «Анакреотеа», в котором объединили произведения, схожие по стилю с сочинениями кумира. Книга сохранилась и была опубликована в 1554 году. Она и послужила источником вдохновения для европейских поэтов 17–18 веков. Произведения подражателей стали относить к анакреонтической поэзии. Не стоит думать, что творческий стиль литератора характеризует и его личность. О незаурядности ума Анакреонта свидетельствуют разножанровость произведений и умение работать в разных стилях. Поэт оказался плодовитым литературным деятелем. Его наследие заключается в стихотворениях, написанных на ионийском диалекте, которые исполнялись в вокальном формате или посредством декламации. Озвучивание произведений сопровождалось музыкой. 7.Древнегреческая лирика:Пиндар,жизнь и творчество. Пиндар(522/518 до н.э Фивы- 448/438 до н.э Аргос). Был включён в канонический список Девяти лириков учёными эллинистической Александрии. Им особенно восхищался Гораций. Родился в Беотии, в местечке Киноскефалы около Фив. Принадлежал к знатному фиванскому роду, который восходил к древнейшей знати этого города. Наставницей Пиндара в лирической поэзии называют Миртис из Анфедона. Учился игре на авлосе у своего дяди Скопелина, продолжал образование в Афинах под руководством музыканта Аполлодора (или Агафокла) и поэта Ласа Гермионского. Много путешествовал, жил на Сицилии и в Афинах. Известно имя жены — Мегаклея, двух дочерей — Эвметис и Протомаха, сына — Диафант. Умер в Аргосе. Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике (мелике): это были обращённые к богам гимны и пеаны, дифирамбы Дионису, просодии (песни для торжественных процессий), энкомии (хвалебные песни), плачи и эпиникии (оды в честь победителей на общегреческих играх). До нас дошло четыре неполных цикла эпиникиев, в том числе 14 — в честь победителей Олимпийских игр, 12 — Пифийских, 11 — Немейских и 8 — Истмийских. Сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учёными, включало 17 книг. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь только по случайным фрагментам. Самое раннее произведение Пиндара, которое поддаётся датировке, — 10-я Пифийская песнь, 498 год до н. э., самое позднее — 8-я Пифийская песнь, 446 год до н. э. Эпиникии Пиндара являются образцом жанра. Для кастовой идеологии греческой аристократии атлетический успех имел ценность в первую очередь как проявление «классовой доблести»; соответственно герой-победитель должен был прославляться в свете подвигов мифологических персонажей, от которых обычно вёл происхождение знатный род. Во вступлении обычно упоминается одержанная победа, но без какого-либо конкретного описания происходившего состязания. От славного настоящего поэт перебрасывает подходящий к случаю «условный мостик» к славному прошлому, к «подходящему» мифу, который составит основную часть стихотворения. В заключительной части нередко содержится прямое обращение к победителю, часто в виде наставления вести себя достойно легендарным предкам и свершенному им самим. Почти все оды Пиндара написаны строфическими триадами (от 1 до 13), а каждая триада (традиционно) состоит из строфы, антистрофы и эпода. Изредка тематическое и формальное членения в одах совпадают но чаще поэт обыгрывал несовпадение этих членений; большие тирады с невероятным количеством придаточных предложений переливаются из строфы в строфу, размывая метрически чёткие границы. Оды Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена необычным порядком слов: Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов (хотя комментаторы полагают, что дифирамбическому стилю простота даже претит). Текст Пиндара отличается «стихийной» силой языка, смелой ассоциативностью, богатым ритмическим рисунком. Принятый им метод изложения также своеобразен: Пиндар не пересказывает миф, как в эпосе, но обращается только к таким эпизодам, которые представляются ему наиболее важными для контекста конкретного стихотворения. За всем этим, образы Пиндара великолепны и подвижны; его главные инструменты — инверсия, гипербола, метафора и неологизм. Миросозерцание Пиндара консервативно, ему совершенно несвойственна какая-либо критика «традиционных ценностей». Он твёрдо верит в божественное всемогущество, не доверяет знанию, ценит богатство и славу, признаёт только прирождённые доблести. Пиндар размышляет о могуществе богов и непознаваемости их замыслов, вспоминает мифических героев — предков победителя, призывает к всестороннему развитию заложенных в человеке возможностей; победа достигается благосклонностью судьбы, врождённой доблестью победителя и его собственными усилиями (от которых благосклонность судьбы зависит не в последнюю очередь). «Рафинирование» этой аристократической идеологии (характерное для религии Аполлона Дельфийского) находит в Пиндаре полновесного выразителя; Пиндар — последний поэт греческой аристократии, его значение «не в создании новых форм, а в вознесении старых на недосягаемую высоту». Богатство строфики, пышность образов, торжественность и ораторская выразительность языка, гармоничные с его архаическим мировоззрением, ставят Пиндара в число главнейших греческих лириков. 8.Феокрит:буколистическая традиция в греческой поэзии. Пастушескую поэзию иногда называют буколической, от греческого слова bukolos — пастух. В ее основе лежат народные пастушеские песни. Этот жанр возник еще в фольклоре Древней Греции и приобрел большую популярность в римской поэзии. Небольшие стихотворения, написанные в форме короткого рассказа или диалога, содержат яркие описания чувств или прославление красот природы. Диалог строится по принципу поэтического состязания, при котором каждый из участников стремится превзойти другого в красочности и выразительности. Как литературный жанр буколическая поэзия впервые появляется у греческого поэта Феокрита (конец IV века до н. э.), однако и до него у различных авторов встречаются буколические элементы (например, у Стесихора, создавшего образ пастуха Дафниса). Обычно авторами буколической поэзии были представители греческой аристократии. Ведь она возникла в период интенсивного заселения городов и отражала сентиментальную тоску по простоте сельской жизни и ее близости к природе. Поэтому, например, в «Идиллии» Феокрита изображена простая деревенская жизнь, представлены образы пастухов, пасущих овец. Местом действия является подчеркнуто условная обстановка, где нет войн и конфликтов. Созданный Феокритом жанр получил название идиллия, что означает «картинка». 9.Древнегреческая басия:Эзоп,жизненный путь и особенности творчества. Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб. По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей. Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли. Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа. Существует несколько упоминаний, в которых говорится, что возлюбленная Эзопа была родом из Фракии и находилась в рабстве у Иадмона. По словам Геродота, в одной из версий легенды у Родопис и Эзопа была тайная . Его смерть в Дельфах была украшена легендой: находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное, обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином. Что касается до Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так называемая сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местности все лежат на окраинах греческого мира; это стоит в связи с часто замеченным фактом , что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антогонизм с иными народностями заставляет более дорожить сокровищницей национальных преданий Согласно этому мы и во фригийце Эзопе должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Существуют также истории о том, что Эзоп якобы был уродом и сквернословом; истории, которые объясняют, но ничуть не оправдывают поведение тех, кто столкнул его в глубокую пропасть в Дельфах. Впрочем, пусть те, кто читал его басни, сами судят о том, чем он провинился: уродством и невоздержанностью или, напротив, нравственностью и благочестием. Народные мудрости, здравый смысл и надежды на справедливость, высказанные в остроумной форме, сделали творчество Эзопа бессмертными. |