Главная страница

Музееведение. 990 КОНТР Музееведение. 1. Развитие музейного дела в России XVIII в. 4 1 Возникновение российских музеев. Кунсткамера 4


Скачать 134.5 Kb.
Название1. Развитие музейного дела в России XVIII в. 4 1 Возникновение российских музеев. Кунсткамера 4
АнкорМузееведение
Дата28.11.2019
Размер134.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла990 КОНТР Музееведение.doc
ТипРеферат
#97563

Содержание


Введение 3

1. Развитие музейного дела в России XVIII в. 4

1.1 Возникновение российских музеев. Кунсткамера 4

1.2 Императорский музей Эрмитаж 7

1.3 Кабинеты учебных и научных учреждений 9

2. Музейное дело в России в XIX в. 12

2.1 Основные тенденции 12

2.2 Музейное дело в России первой половины XIX в. 13

2.3. Музейное дело в России второй половины XIX в. 15

Заключение 23

Список источников и литературы 26


Введение


Музей – сложное явление, корни которого уходят в далекое прошлое. В разные времена суть музеев понималась по-разному, от святилища муз в Древней Греции до «постоянного некоммерческого учреждения, находящегося на службе общества и его развития и открытого для людей, […] приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды»1.

Обращение к истории музейного дела в современное кризисное для российской духовности время актуально, т.к. именно музеи хранят культурное достояние нации, могут помочь в поисках выхода из кризиса.

Музеи появились в России лишь в XVIII в., в XIX в. происходило формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни, а к началу XX в. музей приобрел статус «культурной нормы». Наша работа посвящена становлению и развитию музейного дела в XVIII – XIX вв.

Цель работы - охарактеризовать историю развития музейного дела в контексте культурного развития России XVIII – XIX вв., т.к. именно в то время была заложена прочная культурная основа развития государства, а музеи стали хранителями бесценного духовного наследия России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику первых российских музеев в XVIII в.;

  • сформулировать предпосылки их возникновения именно в это время;

  • описать развитие музейного дела в XIX в;

  • подвести итоги по развитию музейного дела в рассматриваемый период.


1. Развитие музейного дела в России XVIII в.

1.1 Возникновение российских музеев. Кунсткамера



Процесс становления музея как социокультурного института начался в России почти на двести лет позже, чем в Западной Европе. Это объясняется прежде всего тем, что в Московском государстве практически не получила развития ренессансная культура, духовная сфера долго находилась под религиозным прессом, мышление оставалось средневековым. Русские князья и цари не столько коллекционировали (следствие стремления ренессансной личности к постижению окружающего мира), сколько копили в своих сокровищницах дорогие изделия художественного ремесла, подарки иностранных государств, родовые реликвии, предметы старины и отдельные диковины. Лишь в эпоху Петра I, когда участились контакты с западноевропейскими странами, в России появился музей в современном понимании этого слова.

Царствование Петра (1682–1725 гг.) было временем непрерывных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни. Одна из отличительных черт этого времени – стремительная европеизация: Россия вышла на европейскую арену и стремилась закрепить за собой статус супердержавы, она завязывала прочные торговые, дипломатические, династические и культурные связи со странами Европы. Важную роль в этом играли и культурные процессы, стремление создать у себя те институты, которые указывают на просвещенный и вполне европейский статус России.

Также в XVIII в. происходило резкое ускорение процессов секуляризации культуры. Третья особенность новой культуры – ее индивидуализм, что предполагало развитие личных качеств и талантов, а это нельзя сделать без просвещения. Отмеченные черты новой культуры положили начало формированию музейной потребности, привели к появлению музея как социального института, несущего просвещение1.

Понимание роли музея как необходимого элемента европейской культуры формируется у Петра во время его заграничных поездок, начиная с Великого посольства 1698 г. В Европе Петр встречался с учеными, посещал научные учреждения, библиотеки, анатомические кабинеты, кунсткамеры, картинные галереи и т.п. Тогда же он начал собирать и свою коллекцию, которая позже стала основой Кунсткамеры – первого русского музея (открыт в 1719 г.). В экспозиции были представлены монстры, монеты, картины, скульптуры, научные приборы и т.д. Были и живые экспонаты: карлик Фома (рост 1 м 26 см) и великан-гайдук Буржуа (ростом 2 м 27 см).

Петербургский музей был последней кунсткамерой, созданной в Европе. Ко времени его появления кабинеты редкостей как форма представительства при княжеских и королевских дворах уже утратили свою актуальность, их репрезентативные функции перешли к художественным галереям и кабинетам искусств. Однако петербургская кунсткамера, в отличие от европейских аналогов, создавалась не в репрезентативных, а в просветительных и научных целях. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» - так, по преданию, определил император ее задачи2.

Вход в музей, открытый в определенные дни и часы, был бесплатным. На первых порах посетителей даже встречали угощением, однако в дальнейшем музей перестал нуждаться в дополнительных стимулах для привлечения публики. Количество людей, желающих его осмотреть, значительно превышало пропускную способность залов. Поэтому вплоть до н. XIX в. посещаемость музея стали регулировать с помощью бесплатных билетов, сведения о месте и времени выдачи которых публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Таким образом, при всей архаичности названия и общего облика, первый русский музей вобрал в себя и прогрессивные черты европейских естественно-научных кабинетов. Войдя в число первых публичных музеев, он предвосхитил своим появлением то массовое превращение закрытых собраний монархов в общедоступные учреждения, которое станет характерным для Западной Европы лишь во второй половине столетия. Раньше многих других европейских музеев Петербургская кунсткамера стала превращаться из собрания раритетов и диковин в подлинно научное учреждение с систематизированными коллекциями. Эти позитивные перемены произошли благодаря принятому Петром I в 1724 г. решению о передаче Кунсткамеры в ведение создающейся Академии наук. Объединение пошло на пользу обоим учреждениям: Академия стала использовать богатейшее собрание в своих научных исследованиях, а музей получил широчайшую возможность дальнейшего пополнения коллекций за счет академических экспедиций и помощь со стороны лучших научных сил страны в обработке и экспонировании собранных материалов.

После превращения Кунсткамеры в одно из подразделений Академии наук в ее организационной структуре, в принципах построения и оформления экспозиции произошли кардинальные изменения. Музей был разделен на отделы, в каждом из которых материал систематизировался и экспонировался согласно классификации, принятой в науке того времени. В начале 1740-х гг. были впервые изданы каталог Кунсткамеры и краткий путеводитель по ее залам1.

За неполные три десятилетия Петербургская кунсткамера превратилась в один из выдающихся музеев Европы. Кроме богатейших коллекций, классифицированных и систематизированных в соответствии с новейшими научными принципами, ее стали отличать выдержанность экспозиционного стиля, отсутствие перегруженности экспонатами, оформительскими материалами и декоративными элементами.

Для наглядности показа в экспозиции широко использовались макеты и модели, что было новым словом в музейной практике того времени. Тесная связь с развивающейся отечественной наукой и мировой культурой стала и впредь неизменной спутницей первого российского музея.

Среди музеев, созданных или задуманных в петровское время, – Модель-камера (прообраз будущего Морского музея), собрание оружия Петербургского арсенала, на базе которого в XIX в. будет создан Артиллерийский военно-исторический музей; цейхгауз Московского Кремля, где Петр был намерен создать Музей военных трофеев.

1.2 Императорский музей Эрмитаж


Вторая половина XVIII в. ознаменовалась основанием в России дворцовой галереи, которая со временем превратилась в один из крупнейших художественных музеев мира. Если при создании Кунсткамеры ее основатель руководствовался, прежде всего, просветительными задачами, то появление в петербургском Зимнем дворце картинной галереи «Эрмитаж» было обусловлено репрезентативными потребностями императорского двора1.

Первая в России дворцовая картинная галерея, насчитывавшая около ста полотен, появилась еще в 1717 г. в петергофском Монплезире. Значительную часть коллекции живописи формировали для Петра I специальные агенты; среди поступивших в Россию в 1-й четверти XVIII в. картин преобладали полотна П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Рембрандта, А. ван Остаде, Я.Стена и др.

Значительно более целенаправленный характер приобретает коллекционирование живописи при Екатерине II, дворцы продолжают пополняться художественными ценностями, приобретенными за границей, но им придается уже новый смысл: императрица ставит перед собой цель создать богатейшее в Европе собрание произведений искусства.

Большую часть собрания Екатерина II разместила в своей основной резиденции - Зимнем дворце, однако требовались дополнительные помещения и в в 1769 г. строится павильон Эрмитаж (архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот), в 1775 г. – две галереи вдоль висячего сада, а в 1787 г. – «Старый» Эрмитаж (архитектор Ю.М. Фельтен).

Первое крупное поступление картин для императорской коллекции датируется 1764 г., когда в счет погашения долга берлинский купец И.Э. Гоцковский прислал 225 картин фламандской и голландской живописи (этот год считается датой основания Эрмитажа). В дальнейшем началась систематическая покупка произведений искусства и целых собраний, так что в 1785 г. в Эрмитаже уже было 2658 картин1. Кроме того, собрание Екатерины II пополнялось произведениями современных ей художников, выполненными по ее заказам, а также за счет гравюр, медалей и монет. В Эрмитаж поступали художественные изделия из драгоценных металлов, фарфора, хрусталя, жемчуга. В «естественнонаучном кабинете» были расположены коллекции минералов, собранных в России П. Палласом, а также редкие рукописи и книги.

До середины XIX в. музей оставался закрытым и недоступным публике личным собранием императрицы, хотя и появился на свет из соображений государственного порядка. Лишь по особым разрешениям в его галереи допускались любители искусства и иностранцы, а профессорам и ученикам Академии художеств было отведено специальное помещение для копирования произведений. Залы Эрмитажа считались продолжением Зимнего дворца, в них нередко устраивались дипломатические приемы, балы и спектакли. Но, достигнув колоссальных размеров и обретя огромную значимость, это личное собрание не могло не перерасти в самостоятельное учреждение национального масштаба. Эти кардинальные перемены стали постепенно осуществляться уже с началом следующего столетия.

Несмотря на закрытость для публики, создание в России музея, располагающего богатейшим собранием художественных памятников мирового искусства, явилось важным прогрессивным событием. Огромное количество предметов искусства требовало систематизации и учета коллекций, организации хранения, т. е. введения элементов музейной практики. Так, в 1774 г. был издан первый каталог галерей и кабинетов Зимнего дворца и императорских коллекций на французском языке. Систематизация гравюр, рисунков, резных камней в этом каталоге была чисто внешней - по "предметам, на них показанных", что было характерно для музеев тех лет. Историко-художественное значение и характер работы автора каждого произведения оставались вне поля зрения составителей первых каталогов Эрмитажа.

Вслед за монархами коллекционированием начинает увлекаться и дворянство. Всплеск этого собирательства приходится на 2-ю половину XVIII – начало XIX вв. Усадьбы и городские резиденции аристократических фамилий: Голицыных, Строгановых, Шереметьевых, Шуваловых, Юсуповых и др. своими коллекциями соперничали с известнейшими европейскими собраниями. Однако если в Петровскую эпоху у коллекционеров преобладали научно-познавательные цели, то в Екатерининскую эпоху большинство аристократов-собирателей стремились украсить свои дома. В частном собирательстве проявляется бытовое направление.

1.3 Кабинеты учебных и научных учреждений


Во второй половине XVIII в. для придания наглядности образовательному процессу, а также в исследовательских целях стали создаваться кабинеты в учебных заведениях. В 1755 г. появилась «Камора натуральных и куриозных вещей» в Московском университете. В 1758 г. начал формироваться учебный музей в петербургской Академии художеств, учрежденной годом ранее для подготовки живописцев, скульпторов и архитекторов. В то время процесс приобретения художниками профессиональных навыков состоял главным образом в изучении творчества великих мастеров и копировании их работ. Поэтому граф и меценат И.И. Шувалов, первый попечитель Академии, передал ей свое собрание западноевропейской живописи. Кроме того, в музей стали поступать добровольные пожертвования и целенаправленные закупки рисунков, гравюр и слепков с античной и западноевропейской скульптуры. В дальнейшем важнейшим источником пополнения музейного собрания сделались программные работы выпускников Академии и конкурсные работы зрелых художников.

В 1774 г. в петербургском Горном училище был основан кабинет «российских и иностранных минеральных и ископаемых тел». К началу XIX. в нем появилось ценнейшее собрание минералов, моделей горной и горнозаводской техники, а также научная библиотека. Среди уникальных коллекционных образцов была сохранившаяся до наших дней знаменитая глыба малахита с Урала весом 1504 кг, ее подарила кабинету в 1787 г. императрица Екатерина II1.

В 1791 г. в Московском университете был учрежден кабинет натуральной истории, основу которого составили пожертвования меценатов, прежде всего графа П.Г. Демидова, - коллекции минералов, раковин, насекомых, растений, редкостей и художественных произведений.

Постепенно сформировался кабинет и при первом российском научном обществе - Вольном экономическом обществе, созданном в 1765 г. при активном содействии Екатерины II. Общество занималось распространением сельскохозяйственных и научных знаний, способствовало внедрению в сельское хозяйство новейшей агротехники, организовывало выставки и проводило многочисленные конкурсы. В процессе этой разносторонней деятельности в ВЭО накапливались инструменты, приборы, модели, образцы сельскохозяйственных культур, тканей и пряжи, гербарии и минералы. Для хранения образовавшихся коллекций и изучения их специалистами Общество в 1770 г. приняло решение о создании Модель-камеры. Собрание этого кабинета предназначалось для научных занятий только членов ВЭО и вплоть до 1802 г. было недоступно посторонним лицам.

В отличие от частных кабинетов, коллекции которых нередко распылялись после смерти, кабинеты учебных заведений и научных обществ имели больше шансов сохранить целостность своих собраний и перерасти в публичные музеи. Так, в 1821 г. в Корпусный музеум превратился кабинет петербургского Горного училища (института), в 1805 г. стал публичным музеем кабинет натуральной истории Московского университета. В 1802 г. на несколько часов в неделю стала открываться для широкой публики Модель-камера ВЭО, которая в конце 1820-х гг. переросла в Музей моделей и машин.

Таким образом, в XVIII веке в России происходило первичное формирование музея как социального института, формировались исторические, художественные и естественно-научные собрания. Число музеев было ещё невелико и сосредотачивалось главным образом в столичных городах. Преобладали музеи универсального кунсткамерного типа и музеи-хранилища закрытого типа. Музейная политика и музейное дело в целом имели в своей основе просветительские и научные цели.

2. Музейное дело в России в XIX в.

2.1 Основные тенденции


XIX век часто называют золотым веком музеев, особенно это относится ко второй половине XIX в., однако место музея в жизни европейского (и российского) общества изменяется еще на рубеже XVIII-XIX вв.

Расширение промышленного производства потребовало более высокой специальной квалификации и общего образования рабочих, что способствовало расширению потенциальной музейной аудитории1. Все большее количество частных коллекций превращается в публичные музеи, открываются новые общедоступные музейные учреждения, что означало признание обществом прав человека на пользование культурным наследием. С просветительскими идеями выступали как представители власти, стремившиеся улучшить существующее общественное устройство, так и радикально настроенная интеллигенция, требовавшая установления новых социальных отношений. Развитие этих идей было медленным и постепенным, часто приостанавливалось, однако прогресс все же был ощутим.

К тому же для идеологии романтизма, пришедшей на смену идеям просветителей, были характерны попытки через обращение к прошлому понять настоящее и предугадать будущее. Романтики очень интересовались своеобразием и самоценностью различных исторических эпох, историзм мышления стал неотъемлемой чертой романтического миросозерцания. В сочетании со стремлением к исследованию особенностей национального духа, национального характера и культуры это дало дополнительные импульсы к появлению новых музеев и возрастанию их социальной важности. Постепенно в системе ценностей европейского общества стало укореняться представление о музее как учреждении общенациональной значимости и необходимом атрибуте суверенного государства.

2.2 Музейное дело в России первой половины XIX в.


В России XIX в. отмечен появлением музеев новых типов и профилей. К первым можно отнести ведомственные музеи, появившиеся прежде всего у военных ведомств и учреждений (к примеру, в 1811 г. открывается Интендантский музей, а в 1819 г. - Достопамятный зал Санкт-Петербургского арсенала (с 1911 г. – Артиллерийский исторический музей).

В 1803 г. на один день в неделю открывается для публики Музей Вольного экономического общества – первый сельскохозяйственный музей в России. В 1820–40-е гг. по его примеру попытки создания подобных учреждений предпринимают сельскохозяйственные общества Москвы, Одессы, Казани, Ярославля, Курляндии и Лифляндии. С 1829 г. под покровительством правительства проходят всероссийские мануфактурные выставки в столицах, а с 1836 г. их начинают организовывать и в губернских городах.

Классицизм, переживавший в нач. XIX в. в Европе свой закат, привел к становлению археологии как науки как в Европе, где развитие археологии начиналось с сенсационных находок Г. Шлимана, открытия Геркуланума и Помпеи, так и в России, где Черноморское побережье таило в себе огромное количество античных памятников. Как только Крым стал российским, его стали посещать ученые с целью описания и изучения крымских древностей. Развитие археологии приводит к организации соответствующих музеев, которые увеличили общее число русских провинциальных музеев. Первый такой музей возникает в Крыму в 1811 г. в Феодосии, затем открываются музеи в Одессе (1825 г.) и в Керчи (1826 г.) В 1818 г. Александр I выделяет на организацию музеев на юге России 10 тыс. руб1.

Романтизм, пришедший на смену классицизму, способствовал росту национального самосознания, что выражалось в практике создания музеев исторического профиля, а еще ранее – в музеефикации памятников отечественной истории и культуры.

Так, по инициативе начальника московского дворцового ведомства П.С. Валуева началась реорганизация Кремля. На месте палат Б. Годунова в 1806–1810 гг. по проекту архитектора Егорова выстроили новое здание Оружейной палаты, а в 1807 г. вышла в свет первая часть описания Оружейной палаты.

В XIX в. инициатива организации музеев часто принадлежала не государственной власти, а обществу, что говорит о формирование музейной потребности. Интересно, что в 1-й половине XIX в. такие инициативы редко выходили за рамки проекта, оставаясь чаще всего на бумаге, но позже многие из них получили свое продолжение. Так, к 1830-м годам относятся проекты создания в России художественного публичного музея, предназначенного как для специалистов, так и для широкой публики. Предполагалось ввести в собрание копии и макеты известнейших произведений с ознакомительными и учебными целями. Однако идея была воплощена в жизнь только в XX в. в 1912 г. И.В. Цветаевым при создании Музея изящных искусств.

Зачастую общество «перехватывало» высочайшие идеи, пытаясь воплотить их по-своему, а государственная власть, не желая видеть реализацию своих идей, если ведущая роль будет принадлежать не монарху, не поддерживала такие инициативы. Это в полной мере отразилось в «соперничестве» при организации Музея по истории России1.
Таким образом, в первой половине XIX в. в музейной работе произошли определенные перемены: увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Однако по-прежнему нельзя было сказать, музеи занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым и художникам, но для широкой публики оставались собранием непонятных диковин.

Отбор и презентация музейных предметов находились пока на низком уровне. Посетитель должен был хорошо разбираться в представленной в музее тематике, чтобы пополнить свои знания или получить стимул к дальнейшим размышлениям.

Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве люди работали до изнеможения, чтобы заработать на самое необходимое. Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высокообразованных личностей.

Правила, ограничивавшие доступ посетителей в музеи, не всегда были главной причиной их небольшой популярности. Мысли многих посетителей оставались за стенами музея даже во время осмотра экспозиционных залов. Большинство людей не воспринимало каноны, полученные в наследство от кабинетов и галерей частных коллекционеров прошлых столетий, которые не только автоматически сохранялись, но и часто перерождались в невероятные гибриды, сочетавшие функции кладовой, дворца и мастерской художника. То, что люди могли увидеть в большинстве крупных музеев, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.

2.3. Музейное дело в России второй половины XIX в.


В пореформенный период происходит окончательное оформление музея как социального института со своими функциями, начинается новый этап в истории музейного дела в России: значительно активизируется работа по созданию новых музеев, многие ранее инициированные проекты получают свое практическое воплощение. Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев выделяются следующие направления: специализация их содержания, совершенствование учетной работы, повышение внимания к форме представления предметов в интересах публики, наконец, количественный рост.

Начало 1860-х гг. ознаменовалось переносом Румянцевского музея в Москву – событие, всколыхнувшее общественное мнение обеих столиц. После переезда в Москву Румянцевский музей был объединен с Московским публичным музеем (в его основе коллекции Московского университета). Александр II продемонстрировал свою благосклонность новому музею, подарив «Явление Христа народу» А.А. Иванова, предметы из эрмитажного собрания. В 1862 г. император утвердил временное «Положение» Московского публичного и Румянцевского музея. В 1867 г. оно было заменено другим, постоянным. Музей пополнял свои коллекции в основном за счет частных даров. С 1870-х гг. в музее стали проводиться первые экскурсии.

В пореформенное время смогла, наконец, воплотиться в жизнь и идея национального музея. Правда, в пореформенное время под таким музеем стали понимать именно музей исторического профиля, тогда как проекты 1-й половины XIX в. предусматривали показ и природных богатств страны1.

В этот период начинаются археологические раскопки славянских древностей, появляется масса исторических, археографических и др. обществ. На археологических съездах (первый прошел в 1869 г. в Москве, второй – в 1871 г. в Петербурге) был поставлен вопрос о сохранении памятников старины от разрушения. В 1872 г. появляется проект по созданию Музея отечественной истории на основе материалов исторического и севастопольского отделов Политехнической выставки. Покровительство над музеем принял наследник вел. кн. Александр Александрович (будущий император Александр III), чье имя предполагалось присвоить вновь открытому музею. Московская городская дума постановила в 1874 г. выделить для него лучшее свободное место на Красной площади. Возведение здания по проекту Шервуда и Семенова началось в 1875 г., но из-за финансовых неурядиц открытие музея и достройка его здания постоянно откладывались. В мае 1881 г. ему присвоили наименование Императорский Российский исторический музей, а в 1894 г. добавилось еще «имени императора Александра III». Для посетителей музей открылся в 1883 г. в день коронации Александра III.

Новацией музея явилось экспонирование памятников по единому научному плану (его в 1873 г. составил А.С. Уваров). Кроме того, в практике именно этого музея впервые в отечественном музееведении стали использоваться макеты, слепки, схемы, копии и т.п.

Сложилась группа церковно-археологических музеев, возникавших при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и православных братствах с просветительскими и миссионерскими целями и экспонировавших предметы церковного обихода. Возникновение Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (1879 г.) на базе Анатомического и Этнографического музеев связано с интенсивным развитием этнографической науки. Уникальные коллекции сделали его одним из популярнейших музеев страны.

С целью пропаганды новейших технических и сельскохозяйственных знаний, рациональных способов ведения хозяйства в пореформенной России при поощрении и финансировании правительства наряду с Политехническим музеем в Москве и Музеем прикладных знаний в Петербурге возникли естественно-исторические, в том числе почвенные, музеи в провинции; сельскохозяйственные музеи, специализированные промышленные технические музеи, в том числе Почтово-телеграфный (1913), Железнодорожный (1910), Музей изобретений и усовершенствований (1910) в Петербурге; художественно-промышленные и кустарные музеи в Петербурге, Москве, Харькове, провинциальных городах, создававшиеся для поощрения развития художественных промыслов и профессионального обучения мастеров. Многие музеи возникали на базе всероссийских и местных выставок, а также русских отделов международных выставок, широко распространенных в середине XIX века.

Организация педагогических музеев, начало которым в 1860-е гг. положил К.Д. Ушинский и Н.Ф. Бунаков, получила особое распространение на рубеже XIX – XX веков в связи с интенсивным ростом сети начальных и специальных учебных заведений. Педагогические музеи (стационарные и подвижные) были созданы в большинстве учебных округов. Их цель – ознакомление с передовым опытом учебно-воспитательного дела в семье и школе, как в России, так и за границей.

Также под влиянием взглядов К.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения с 1880-90-х гг. начинается развитие экскурсионного дела. В программу отделений школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться сначала естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные и другие экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями и училищами на Волгу, Кавказ, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования. По мере развития культурно-просветительской деятельности музеев частью экскурсионного дела становятся музейные экскурсии, хотя их организация ещё носит стихийный характер.

Реформы способствуют активизации в России процесса технической революции. В 1851 г. Россия участвует в 1-й Всемирной выставке в Лондоне, где в ее павильоне представлено было 413 экспонентов, в числе их экспонатов сырье и изделия промышленности и сельскохозяйственного производства, машины, математические, физические, хирургические и музыкальные инструменты. Был издан и каталог российского отдела выставки. С тех пор Россия – постоянный участник Всемирных выставок (исключением стала только Парижская в 1855 г.: русская экспозиция не была представлена, т.к. Россия находилась в состоянии войны с Францией). В России, как и в Европе, растет число технических музеев.

В 1859 г. в Петербурге на базе музея Вольного экономического общества создается Сельскохозяйственный музей. Казна выделила 25 тыс. руб. на закупку для него современной земледельческой техники и изучение опыта зарубежных музеев такого рода. Будущий директор музея Н.В. Черняев объездил с этими целями добрые пол-Европы. В 1860 г. результаты его закупок продемонстрированы на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. С 1863 г. музей стал публичным. В 1871 г. именно в этом музее появился лекторий для народа. Число сельскохозяйственных музеев росло год от года, особенно часто подобные инициативы изъявляли земские органы, в чьи функции входило попечение о развитии хозяйства уездов и губерний. Среди сельскохозяйственных музеев выделяются и особые подгруппы: например почвенные музеи. Проект создания первого почвенного музея в 1882 г. предложил земству Нижегородской губернии профессор-почвовед Петербургского университета В.В. Докучаев. Инициатива нашла понимание, и в 1885 г. в Нижнем Новгороде открылся Естественноисторический музей. Вслед за ним возникают подобные музеи при Бессарабском, Костромском, Полтавском, Самарском, Таврическом, Черниговском и др. земствах.

В 1870 г. организуется Всероссийская мануфактурная выставка. На ее открытие пригласили и иностранных гостей. Выставка дала толчок организации Общего музея прикладных знаний, открытого в 1872 г. В нем был технический отдел, куда поступили коллекции Русского технического общества (создано в 1866 г.) и часть экспонатов с выставки 1870 г.

В том же 1870 г. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (создано в 1863 г. при Московском университете) ходатайствует об открытии музея подобного направления и в Москве. В 1872 г. была проведена Политехническая выставка, экспонаты которой потом были переданы Политехническому музею в Москве. Два музея конкурировали в своей деятельности, но победителем выходил московский: в 1880-е гг. петербургский музей практически прекратил пополнение коллекций, т.к. не имел на это средств, в то время как его соперник, поддерживаемый московскими промышленниками, становился одним из лучших публичных музеев. Большого размаха достигает в Политехническом музее деятельность по организации лектория, пользовавшегося популярностью среди самых различных социальных слоев: «…обычай посвящать праздничное утро на осмотр музеев все более и более распространяется в низших классах московского народонаселения»1.

Возникают и другие музеи технического профиля: Телеграфный музей в Петербурге (1872 г., публичным стал в 1913 г., в 1884 г. переименован в Почтово-телеграфный музей); Железнодорожный музей в Петербурге (учрежден в 1896 г., открыт в 1910 г.).

Пропаганде кустарного производства должен был способствовать Московский торгово-промышленный музей кустарных изделий (1885 г.). При нем были склад и магазин, позволявшие без посредничества скупщиков сбывать свои товары населению.

Военная реформа затрагивает военные музеи, которые подвергаются реорганизации. Активно пополняются фонды Достопамятного зала Арсенала, к тому же музей получает новые помещения в кронверке Петропавловской крепости. В 1889 г. Достопамятный зал открывается для публики. В 1911 г. он стал Артиллерийским историческим музеем и вышел из ведения Главного артиллерийского управления. В 1864 г. создается Петербургский музей военно-учебных заведений, но в 1871 г. его включают в Общий музей прикладных знаний в качестве военно-педагогического отдела. На базе этого отдела будет создана первая в России лаборатория экспериментальной психологии. Возобновляет в 1867 г. работу Морской музей. Сеть военных музеев быстро растет, в том числе за счет полковых музеев (их было около 300).

Более активно развивается музейное дело и на окраинах: с 1861 по 1905 гг. было создано 45 музеев комплексного профиля, в основном краеведческих, из них почти половина в отдаленных от центра районах Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Не всем из них удавалось выжить в условиях отсутствия средств и помещений, о чем с тревогой говорилось на археологических съездах, однако до 1917 г. не существовало государственного органа, чьей задачей было бы формирование национальной музейной политики.

В провинции появились первые художественные музеи. Они организуются в 1886 г. в Харькове, в 1895 г. в Казани, в 1896 г. в Нижнем Новгороде, в 1897 г. в Пензе, в 1899 г. - в Одессе и Киеве.

Во 2-й половине XIX – начале ХХ вв. роль частных инициатив оставалась огромной. Характерным явлением была передача частных коллекций безвозмездно в общественное пользование. В 1862 г. в Москве для публики открылась частная галерея купца В.А. Кокорева, в которой были и произведения русских художников – К. Брюллова, В. Тропинина, И. Айвазовского. Но в 1869 г. из-за финансовых трудностей галерея закрылась, фонды ее были распроданы, большую часть купил великий князь Александр Александрович.

С 1881 г. открылась для публики галерея П.М. Третьякова – известнейшего собирателя отечественной живописи, сыгравшего огромную роль в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок как покупатель и меценат, дававший обществу финансовые средства и привлекавший интерес к национальной художественной школе. После смерти П.М. Третьякова в 1892 г. брат покойного С.М. Третьякова обратился к городским властям Москвы с просьбой принять галерею в дар. Фонд галереи тогда составлял 1276 картин русских художников. В 1893 г. «Галерея Павла и Сергея Михайловича Третьяковых» открылась для бесплатного посещения. Москва первой обзавелась публичным музеем национальной живописи.

Активизируется организация мемориальных музеев. Причем если ранее такие музеи в основном увековечивали память венценосцев, то на рубеже веков ситуация меняется. В 1885 г. открылся Музей Петра Великого в Вологде, где жители выкупили домик голландского консула Гаутмана. Проект создания музея Петра Великого подготовила и Академия наук, однако открытие музея так и не состоялось до революции.

В Петербурге 1879 г. создается Музей Пушкина в Александровском лицее, а в 1881 г. Музей Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище. Юбилей 1899 г. способствовал возникновению идеи создать Пушкинский дом при Академии наук. Для этого музея были проведены и уникальные закупки: библиотека поэта у его внука А.А. Пушкина, Музей Пушкина, созданный коллекционером А.Ф. Отто-Онегиным в Париже. Но здание для музея так и не было приобретено или построено.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX века в музейном деле произошли определенные перемены: начали решаться вопросы систематизации, каталогизации, реставрации, активизировалась исследовательская и выставочная деятельность музеев. Ведущей тенденцией в этот период становится демократизация большинства музеев, выразившаяся в расширении участия общественности в их создании и деятельности. Возникли новые профили музеев и выставок, которые посещали уже широкие массы населения. В конце XIX в. возникает термин «музеология» как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляется специальная литература и периодика. В музеях появились штатные должности хранителей музейных собраний, реставраторов.

Однако вплоть до Первой мировой войны музеи имели больший успех в формальном допуске в свои залы посетителей, чем в раскрытии богатств своих экспозиций умам людей. Поступления в фонды музеев оставались хаотическими, случайными, неплановыми, многие из них были получены в дар. Стиль представления экспонатов оставался фрагментарным и несистематизированным. С началом Первой мировой войны объем деятельности большинства музеев сокращается.


Заключение



Итак, мы охарактеризовали возникновение и развитие музейного дела в России в XVIII – XIX вв. За этот период в музейном деле произошло множество перемен: если в XVIII в. музеи в современном смысле слова только появились в России, то к концу. XIX в. в России уже сложилось развитое музейное дело.

Первые российские музеи были созданы по инициативе верховной власти в русле проводимой ею политики реформирования традиционного общества. При этом музейное строительство на первых порах отличалось прерывистым характером: между появлением Петербургской кунсткамеры и Эрмитажа прошло полвека.

Уже в начале XVIII в. в России были собраны богатейшие частные коллекции, главными зрителями и исследователями которых были владельцы этих коллекций. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако в последствии именно эта большая работа, проведенная коллекционерами в XVIII вв., легла в основу и содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в. А в XVIII веке в России происходило первичное формирование музея как социального института, музейная политика и музейное дело имели в своей основе просветительские и научные цели.

Даже в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни страны. Они начали служить ученым, но для широкой публики музеи оставались собранием непонятных диковин.

Вместе с тем в первой половине XIX в. в музейной работе произошли определенные перемены: количество публичных музеев увеличилось, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX века, получили развитие в последующий период.

Во второй половине XIX - начале XX века начали решаться вопросы систематизации, каталогизации, реставрации, активизировалась исследовательская и выставочная деятельность музеев. Происходил раздел между публичными представлениями экспонатов и исследовательским собирательством. Ведущей тенденцией в этот период становится демократизация большинства музеев, выразившаяся в расширении участия общественности в их создании и деятельности. Возникли новые профили музеев и выставок (например, почтовые, промышленно-технические, сельскохозяйственные), которые посещали уже широкие массы населения.

В самом конце XIX - начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX - начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение, использующее наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний.

Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело, которому, однако, предстояло испытание в виде Первой мировой войны.

Список источников и литературы




  1. Боханов А Н. Коллекционеры и меценаты России. - М., 1987. – 187 с.

  2. Поправко Е.А. Музееведение. - Издательство ВГУЭС, 2005. - 230 с.

  3. Пономарев Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. - 2002. - 168 с.

  4. Российская музейная энциклопедия: в 2 т./ Сост. О. В. Кульбачевская, Худ. А. Ю. Никулин, Худ. А. Е. Смирнов. - М.: Прогресс; Рипол Классик, 2001. - Т. 1. - 416 с.

  5. Сотникова С. И. Музеология. - М. : Дрофа, 2010. - 190 с.

  6. Сотникова С. И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс // Вестник РГГУ. Серия "Культурология", №10/07 - М: РГГУ, 2007. - с. 253-266.

  7. Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии Наук. - М.-Л., Издательство АН СССР, 1953. - 239 с.

  8. Фролов А.И. Основатели российских музеев. - М., 1991. – 78 с.

  9. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. - М., 1991. – 82 с.

  10. Юренева Т.Ю. Музееведение. - Издательство: Академический Проект, 2004. - 560 с.

1 Юренева Т.Ю. Музееведение. - Издательство: Академический Проект, 2004. - с.321.

1 Поправко Е.А. Музееведение. - Издательство ВГУЭС, 2005. - с.23.

2 Фролов А.И. Основатели российских музеев. – М., 1991. – с. 15.

1 Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии Наук. - М.-Л., Издательство АН СССР, 1953. - с. 79.

1 Поправко Е.А. Музееведение. - Издательство ВГУЭС, 2005. - с.26.

1 Поправко Е.А. Музееведение. - Издательство ВГУЭС, 2005. - с.28.

1 Юренева Т.Ю. Музееведение. - Издательство: Академический Проект, 2004. - с.334.

1 Сотникова С. И. Музеология. - М. : Дрофа, 2010. - с. 115.

1 Поправко Е.А. Музееведение. - Издательство ВГУЭС, 2005. - с.36.

1 Там же, с. 38.

1 Сотникова С. И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс // Вестник РГГУ. Серия "Культурология", №10/07 - М: РГГУ, 2007. - с. 257.

1 Поправко Е.А. Музееведение. - Издательство ВГУЭС, 2005. - с. 175.




написать администратору сайта