Лекции по теории личности - отечественные. Отечественные теории личности
Скачать 0.6 Mb.
|
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Общие представления о личности в отечественной психологии Отличия от западных: Западные авторы писали для широкой публики. Отечественные теории были предназначены для специалистов. Не все авторы были практиками, в основном разрабатывались именно теории, часто без планируемого эмпирического применения. Основные вопросы, которые решались в отечественных теориях личности:
Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Ананьев Б.Г.); т.е. как объект личность подвергается влиянию различных факторов, а как субъект – сама влияет на них, хотя и в меньшей степени (см. рисунок). Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Б.Г. Ананьев рассматривал личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества. Личность – это орган индивидуальной интеграции, сознательного самоуправления и формирования активной жизненной позиции (Столин, Петухов и др.) Отсюда три «рождения» личности: 1. Индивидуальная интеграция - ребенок осознает себя как индивидуальность, как отдельное «я» и говорит об этом (ок. 3 лет). 2. Сознательное самоопределение - кризис подросткового возраста: «кто я?», «какой я?», «зачем я?» и т.д. 3. Формирование активной жизненной позиции - может происходить в любом возрасте, но не обязательно формируется у каждого человека. К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности: 1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт; 1936-1950 гг.- личность как опыт человека; 1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст; 1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности. С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности. К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности. В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов). Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова (Москва); В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург), Д.И. Узнадзе (Грузия). А. Н. Леонтьев (1903-1979) Концепция личности По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями». Рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность». Индивид – биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида. Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни). А.Н. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека. Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития. Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Личность - это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Т.е. личность формируется, развивается и изменяется в деятельности. Личность как иерархия мотивов. Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивов. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности. В основе мотивов лежат потребности. Ценности – это высшие, «старшие» мотивы, ради которых человек готов пожертвовать другими мотивами. Отсюда внутриличностный конфликт – это противоречие между двумя разнонаправленными и (обязательно!) равноуровневыми (равнозначными) мотивами. Чем выше конкурирующие мотивы, тем острее и болезненнее воспринимается человеком конфликт. Самый тяжелый конфликт – на уровне ценностей. Варианты снятия противоречия (решения конфликта):
Поступок – это сознательный выбор между конкурирующими мотивами. Личность – это способность к поступку (Столин В.В.), т.е. сознательное разрешение мотивационного конфликта всегда ведет к личностному росту. Три основных параметра личности с точки зрения Леонтьева А.Н.:
Таким образом, процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Мясищев В.Н. (1892-1973) Теория отношений Личность рассматривал как совокупность отношений. Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:
«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.). Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»). Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. Психологические модальности отношений:
Виды (стороны) отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)
Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми. Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:
Пример: Мне нравится ноутбук моего коллеги, я его хочу иметь (эмоциональное отношение), но при этом я осознаю, что это чужая вещь и брать ее нельзя (морально-правовое отношение). Если объект оценивается одинаково по обоим критериям, то речь идет о внутренней гармонии. Если оценка по разным шкалам не совпадает – ситуация потенциального внутреннего конфликта. Для личностного роста необходимо, чтобы при конфликте побеждало морально-правовое отношение. Характер – единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека. Характер определяется и проявляется (формируется) только на уровне активных отношений. Т.е. невозможно дать человеку какую-либо характеристику до тех пор, пока он не вступил в отношения с окружающей средой. Определенность и устойчивость характера определяется определенностью и устойчивостью отношений. Процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений.
Личностный рост – перевод персональных отношений в принципиальные (умение принимать решения и действовать не потому, что так хочет кто-то, а исходя из собственных идеалов и убеждений). Рубинштейн СЛ. (1889-1960) Концепция личности Рассматривал как личность развивается и формируется в деятельности. Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения: 1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются, 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности; 3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов (структура личности):
Ввел понятие направленности. Направленность – совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения (совокупность ведущих мотивов). Личность как открытая система. Личность является субъектом своего жизненного пути, она сама организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует свой выбор. Все поступки и поведение человека закрепляются по средством механизмов обобщения в его характере. Характер человека, с одной стороны обусловлен обстоятельствами его жизненного пути, а с другой стороны сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков человека. Платонов К.К. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в ее структуре К.К. Платоновым выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биологические свойства. Таблица 1. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)
Узнадзе Д.И. Теория установки Установка – готовность действовать определенным образом. Интегральное образование, объединяющее все остальные составляющие личности. Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности. По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности:
Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации. На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Объективация – осознание действительности такой, какая она есть объективно, безотносительно к потребностям. Субъективное умение руководствоваться логикой объекта. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка. Процесс обучения объективации начинается с раннего детства. Сначала на примере конкретных предметов, затем на примере абстрактных понятий и постановки целей. Выготский Л.С. Концепция получила название культурно-исторической теории психики человека. Иногда ее называют теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека. Личность имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении. «Мы не причисляем к этому понятию все признаки индивидуальности, отличающие ее от ряда других индивидуальностей, составляющие ее своеобразие или относящие ее к тому или иному определенному типу. Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием». Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения. Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень. В концепции Л. С. Выготского можно выделить три крупные логические части. 1. Первая часть может быть озаглавлена: "Человек и природа". Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения. 1. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение. 2. Второе. Человеку удалось сделать это, т. е. наложить на природу "печать своей воли", благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей. Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых. II. Вторая часть может быть озаглавлена: "Человек и его собственная психика". Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь. 1.Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции. Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных. У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность. Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны. 2. Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических. Это знаки. Итак, человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство-знак; с помощью этого знака он овладевает поведением - запоминает, делает выбор и т. п. III. Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить "Генетические аспекты". Культурно-историческое развитие человека и онтогенез (развитие ребенка) имеют принципиальное сходство. Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.). В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации.
Итак, высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении. Резюмируем основные положения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского.
Самосознание как особый феномен Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов (Митина 2004). Это выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов (Психологический словарь 2006). В отечественной психологии исследования самосознания сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: - философско-методологические и историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (Кон 1978, Спиркин 1972 и др.); - общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Божович 1968, Чеснокова 1977, Рубинштейн 1989 и др.); - социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (Захарова 1989, Липкина 1976, Столин 1983 и др.). Понятие «самосознание» используется как обобщающее для обозначения всей области в целом, включая как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной (Столин 1983). По мнению В.В. Столина (1983) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ей отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. По мнению М.И. Лисиной (1986), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует также «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе. Таким образом, самосознание – это, прежде всего, сложный многоступенчатый процесс, с помощью которого человек познаёт себя и формирует собственное представление о самом себе и отношение к себе. Уровни и единицы самосознания (Столин В.В.)Эмпирические исследования развития самосознания ребенка показывают, что это развитие проходит ряд стадий, или фаз. Так, В. С.Мерлин выделяет четыре таких фазы:
Понятие уровней в том смысле, в котором мы будем его употреблять' в дальнейшем, предполагает: а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития имеет свою собственную «природу», т. е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего. И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.
И. С, Кон: В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тремя компонентами:
Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей». Для решения проблемы выделения уровней необходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятельности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с действительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность. В.В. Столин: единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Таким образом, единица самосознания (конфликтный смысл «Я») — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа. Этапы развития самосознания Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно. Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ». Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них. Соотношение сознания и самосознания Известны две противопоставляемые друг другу точки зрения.
Рубинштейн: Не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми. И. И. Чеснокова: Вопрос о соотношении сознания и самосознания, с одной стороны, самосознания и личности — с другой, для советской психологии принципиально решен. Самосознание — это особая форма сознания, которая, так же как и сознание, имеет отражательную природу. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и в своих переживаниях выражает отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и противополагая себя ему, осознает себя как личность, свой внутренний мир и соответственно со своими индивидуальными особенностями, сформировавшимися в процессе жизни, относится и к самому себе. Самосознание не есть самостоятельный вид сознания. Оно — то же сознание, только с измененной направленностью. Сознание ориентировано на весь объективный мир; объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта и объекта познания. Сознание и самосознание имеют свою специфику, но разделить их можно только в абстракции. В любом процессе сознания присутствует и самосознание в специфической своей форме — в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к моему Я. Процессы самосознания могут осуществляться только на основе явлений сознания. |