Главная страница
Навигация по странице:

  • «Что ж мы на зимние квартиры

  • Где рощи и луга поблекшие цветут Где хитрость и беспечность злобе дань несут Где сердце жителей волнуемо страстями

  • Умы и хладные и твердые как камень

  • Зачем вы мужеством упали

  • Реферат-Лермонтов. 1. Развитие реалистических тенденций в лирике М. Ю. Лермонтова


    Скачать 74 Kb.
    Название1. Развитие реалистических тенденций в лирике М. Ю. Лермонтова
    Дата25.10.2019
    Размер74 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат-Лермонтов.doc
    ТипРеферат
    #91802


    Содержание
    Введение ………………………………………………………………………..…3

    1. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю.Лермонтова………….4

    2. Взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в его лирике, ее жанровое многообразие М.Ю.Лермонтова……………………….8

    Заключение……………………………………………………………………….11

    Список использованной литературы…………………………………………...12

    Введение
    Лермонтов – это одна из величайших, наряду с Гоголем, вершин русской литературы 30-40-ых годов, и вообще русской литературы в целом, и в мире, всей планеты. Годы жизни - 1814-1841, недолгая жизнь. Но, несмотря на короткий временной отрезок, он прошел достаточно большой путь, его творчество пережило большую революцию. Его можно разделить на несколько этапов, здесь явно выделяются 2 период творчества: ранний и зрелый. Разделом между ними принято считать 1837 год, год смерти Пушкина, который принес не только «Реквием на смерть поэта», но и стал важным переломом в творчестве Лермонтова.

    Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического и общественного гнёта, звал к действию, к борьбе, раскрывал трагическое положение в крепостническо-самодержавном государстве мыслящих передовых людей, указывал, что «спасение находится только в народе» (Добролюбов).

    Своим художественным творчеством Лермонтов продолжал дело декабристов в новых исторических условиях, подготовляя путь, которым в 60-е годы шли революционные демократы, деятели второго этапа освободительного движения в России. Вожди этого движения Чернышевский и Добролюбов, горячо любившие поэзию Лермонтова, указывали на его большую роль в истории развития русской литературы и общественной мысли.


    1. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю.Лермонтова


    В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности.

    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…»

    Прощай, немытая Россия,

    Страна рабов, страна господ,

    И вы, мундиры голубые,

    И ты, им преданный народ.

    Быть может, за стеной Кавказа

    Укроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

    горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее.

    Лермонтов выступал с гневным обличительным протестом против тех порядков, которые царили в России. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания своего одиночества и бессилия. Но это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в котором жил поэт.

    Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино».

    … Мы долго молча отступали,

    Досадно было, боя ждали,

    Ворчали старики:


    «Что ж мы? на зимние квартиры?

    Не смеют, что ли, командиры

    Чужие изорвать мундиры

    О русские штыки?»

    … Да, были люди в наше время,

    Могучее, лихое племя:

    Богатыри — не вы.

    Плохая им досталась доля:

    Немногие вернулись с поля.

    Когда б на то не божья воля,

    Не отдали б Москвы!

    Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии.

    В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.

    Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы.

    Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»).

    Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,


    Где рощи и луга поблекшие цветут?


    Где хитрость и беспечность злобе дань несут?


    Где сердце жителей волнуемо страстями?

    И где являются порой


    Умы и хладные и твердые как камень?

    Но мощь их давится безвременной тоской,

    И рано гаснет в них добра спокойный пламень.

    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

    Там за утехами несется укоризна,

    Там стонет человек от рабства и цепей!

    Друг! этот край… моя отчизна!

    Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

    В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
     

    1. Взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в его лирике, ее жанровое многообразие М.Ю.Лермонтова


    Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

    И скучно и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

    Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются.

    Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

    В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот вопрос он ответил всем своим Творчеством.

    Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни. В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества: «Брожу один, как отчуждённый».

    Уже в первых стихотворениях проявляется настроение отрицания.

    Уныние вызвано отсутствием страны,

    «где дружба дружбы не обманет,

    любовь любви не изменит».

    Однако очень скоро откровенные признания лирического героя о себе сменяются страстным монологом, направленным против «здешнего света», равнодушного к «глубоким познаниям», славе, таланту, «пылкой любви свободы».

    В произведении «Монолог», речь уже о многих: субъективное «я» сменяется расширительным «мы»:

    «Средь бурь пустых томится юность наша,

    И быстро злобы яд её мрачит,

    И нам горька остылой жизни чаша;

    И уж ничто души не веселит».

    Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом.

    Образ «жизни чаши» типичен для ранней лирики Лермонтова и достигает кульминации в стихотворении «Чаша жизни»:

    «Мы пьем из чаши бытия

    С закрытыми очами,

    Златые омочив края

    Своими же слезами,

    Когда же перед смертью с глаз

    Завязка упадет,

    И все, что обольщало нас,

    С завязкой исчезает;

    Тогда мы видим, что пуста

    Была златая чаша,

    Что в ней напиток был - мечта,

    И что она - не наша!».

    Не зря Лермонтов называл себя «сыном страданий». Образ «вечные странники» даёт ключ ко всему произведению: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...».

    Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта:

    «Я меж людей беспечный странник,

    Для мира и небес чужой».

    Как и он, они вынуждены расставаться с родной стороной «милым севером». Та же «чаша страданий». А дальше? «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». Тучи никто и ничто не гонит, они никому не мешают. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских переживаний, страстей. Они – «вечно холодные».

    В сущности, это прямое противопоставление двух мировоззрений. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы от участия в судьбе других, отрицается. Да, я страдаю, я гоним, я не свободен, но у меня есть идеалы, есть чувство Родины. И как бы ни сильна была тоска, её не променять на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет Родины.

    Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлечённых мечтаний. Эта же мысль развита в элегии зрелого периода «Выхожу один я на дорогу...», принадлежащей «к лучшим созданиям Лермонтова» (Белинский).

    Поэт взволнован величием, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим «кремнистый путь», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. Здесь желание «забыться и заснуть» соотнесено с ночным покоем земли, что спит в «сиянье голубом».

    От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и... трудно» оттого, что нет «свободы и покоя», но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о «холодном сне могилы». В заключительных строчках стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни.   Очень хорошо пишет балкарский поэт Кайсын Кулиев об этом стихотворении и вообще о поэзии М.Ю.Лермонтова:   «Эти стихи так дороги мне не только потому, что они родились вблизи родных мне вершин и блестит в них кремнистая горная дорога, по которой, может быть, проходил мой отец и прохожу сегодня я сам, глядя на облака, проплывающие над ней. Лермонтовский шедевр полон лунного света и человеческой боли, света вечности и порыва к свободе. Невыразимы и необъяснимы глубина раздумий и обаяние, пронзившие эти великие стихи! Строка «и звезда со звездою говорит», полагаю, явилась одним из самых замечательных открытий в мировой лирике».

    Находились люди, которые считали это лермонтовское чудо пессимистичным произведением, которые утверждали, что поэт в нем отказывается от активной деятельности и от жизни. Подобные авторы обычно пытаются лезть в учителя к тем великим художникам, которые стали учителями человечества.

    Как можно заниматься литературой и не понимать, что в приведенном выше шедевре Лермонтова томится плененная душа  одного из самых вольнолюбивых художников, что в этих стихах живет дух протеста, желание вырваться на волю. И потому так много в них боли и тоски. Эти чувства у больших художников обычно выражаются не риторическими восклицаниями.

    Необыкновенная поэзия Лермонтова — это его завещание потомкам. Он завещал людям не сгибать спины перед бенкендорфами, служил лучшим человеческим идеалам, воплотил их в нестареющие художественные произведения. Он спутник и соратник многих поколений в их борьбе за лучшую жизнь. Как удивительно, что гвардейский офицер, юноша бросил в лицо царя и его окружения такие действительно железные стихи, полные гнева, угроз и бесстрашия:

    А вы, надменные потомки,

    Известной подлостью прославленных отцов,

    Игрою счастья обиженных родов!

    Вы, жадною толпой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    Таитесь вы под сению закона,

    Пред вами суд и правда — все молчи!..

    Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!

    Есть грозный судия: он ждет;

    Он не доступен звону злата,

    И мысли и дела он знает наперед,

    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:

    Оно вам не поможет вновь,

    И вы не смоете всей вашей черной кровью

    Поэта праведную кровь!

    Редко какой поэт бросал в лицо царскому правительству стихи такой силы и откровенности, редко вызывали стихи в обществе такое волнение и тревогу, как это сделало стихотворение Лермонтова. Оно прозвучало не только голосом гнева и скорби, но и возмездия. Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях. Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов». В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати, оказавшие услугу Николаю Первому в его кровавой расправе с декабристами. Именно они таятся «под сенью закона».
    Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций лучших представителей дворянской интеллигенции первой четверти XIX века. В стихотворении «Смерть поэта» отражена трагедия передовой мыслящей личности.   Отношение к свому поколению. Этому стихотворению очень близко по теме и настроению другое – «Как часто пестрою толпою окружен». Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличается высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства. В своем стихотворении «Дума» Лермонтов высказывает свои общие суждения о поколении 30-х годов:

    «Печально и гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль темно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно». 

    Поэта огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь здесь идет об идейном наследии декабристов, отвергнутом новым поколением. Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поколение Лермонтова, вступившее в жизнь после поражения декабристов, было обречено на беспощадную растрату сил в условиях Николаевской реакции. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:  

    «Толпой угрюмою и скоро позабытой,  

    Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда».

    Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не может предпринять. «Дума» воспринимается как призыв, как сигнал к пробуждению гражданского самосознания.

    Продолжение традиций декабристов. Гражданская лирика Лермонтова продолжила традиции декабристов и Пушкина. Поэт верил в правоту дела дворянских революционеров, боровшихся с самодержавием. В стихотворении «Новгород», обращённом к декабристам, можно найти такие слова:

    «Сыны снегов, сыны славян,


    Зачем вы мужеством упали?

    Зачем?.. Погибнет ваш тиран,

    Как всё тираны погибали!...».

    Революционная тема в лирике Лермонтова сливается с темой личного участия в общественной борьбе. Ради свободы порабощённого народа поэт готов пожертвовать своей свободой и даже жизнью:

    «За дело общее, быть может, я паду,

    Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу...».

    Заключение
    Стихотворения, сделавшие Лермонтова поэтом – трибуном, содержат в себе основные мотивы лирики. Конечно, это прежде всего мысль о высоком гражданском служении поэзии. Это и чувство глубокой, благородной, бескорыстной любви. Это и горькое переживание одиночества в пошлой и равнодушной среде нередко принимающее у Лермонтова окраску «мировой скорби». Это и протест против палачей «Свободы, Гения и Славы».

    Наконец, это сыновнее чувство к Родине и народу, чьи сокровенные думы, мечты и надежды так верно угадал и выразил великий национальный поэт Пушкин. Разумеется, Лермонтов не повторял, а развивал, углублял, обобщал эти мотивы. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались «из пламя и света», то есть из чувств и мысли. Когда я прочитал, что царь, узнав о смерти Лермонтова, бросил фразу : «Собаке – собачья смерть!», я поразился. Можно ли так вообще сказать о человеке, а тем более о великом поэте?

    Чем больше я узнавал о Лермонтове, тем больше меня поражала глубина мысли, талант и гениальность человека, который прожил всего 27 лет. Лермонтов был гений. В этом его величие, поэзия его будет вечной. Его стихи являются  подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшим значение до сих пор.   

    Список использованной литературы
    1.   История русской литературы. Под ред. Е.Н. Купреяновой, Л. «Наука», т.2, 1981г

    2.   Кайсын Кулиев. Так растет дерево.1975 г.

    3.   М.Ю.Лермонтов в русской критике.. К.Н.Ломунова. - М.: Сов. Россия, 1995 г.

    4. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Под ред. Б.М.Эйхенбаума. 1935-1938.

    5. Анненский И.Ф.  Книги отражений (об эстетическом отношении Лермонтова к природе). 1979

    6. И.Л.Андроников. Лермонтов. Исследования и находки. 1964 Сизова М. Из пламя и света. 1953.

    7. Белинский. Стихотворения Лермонтова. 1984.

    8. И.Андроников Исследования и находки 1964г.

    9. Белинский Стихотворения Лермонтова 1984 г. С18




    написать администратору сайта