1. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов
Скачать 122.93 Kb.
|
Введение Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих. Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей. Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил. Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями. Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России. В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость. Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются: – преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите; – верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою; – верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля; – товарищество; – неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля. 1. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов Ратные победы Вооруженных Сил России, способствовавшие обеспечению нашему государству статуса великой державы, достигались прежде всего осознанной готовностью воинов защищать свое Отечество, их твердостью духа, дисциплинированностью и профессионализмом. Большую роль в формировании у военнослужащих этих качеств играют воинские традиции и ритуалы. Весь уклад военной службы определяется и регулируется не только нормами права, закрепленными в уставах, приказах командиров и начальников, но и моральной силой традиций и ритуалов, которые сплачивают воинов, воспитывают у них высокие морально-боевые и нравственно-эстетические качества. Каждый ритуал, как правило, связан с важными моментами в жизни воинского коллектива, Вооруженных Сил государства и оказывает сильное влияние на психологию и духовный мир воинов. Всякое нарушение традиционного порядка проведения ритуала ведет к разрушению его как системы и к резкому ослаблению его эмоциональной действенности. Традиции и ритуалы в значительной степени определяют жизнедеятельность и морально-психологическую атмосферу воинских коллективов армии и флота. Во-первых, имея в своей основе определенные идеи и установки, они способствуют формированию духовного единства и сплоченности личного состава Вооруженных Сил, нацеливают его на осознанное выполнение воинского долга перед Отечеством. Во-вторых, обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовных ценностей, которые складывались в процессе всей истории Вооруженных Сил. В-третьих, регулируют взаимоотношения между военнослужащими, заставляют людей, вливающихся в воинские коллективы, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения. В-четвертых, подают пример для подражания, создают морально-психологический и эмоциональный настрой осознанно действовать в различных ситуациях, опираясь на положительный опыт. В основе воинских традиций и ритуалов лежат три ключевых нравственных понятия – «Родина», «честь», «воинский долг», а также закреплены духовно-нравственные и организационные принципы, на которых держатся Вооруженные Силы – патриотизм, войсковое товарищество, профессионализм, дисциплина и субординация. Воинские традиции поддерживаются и выполняются прежде всего в силу внутренней убежденности военнослужащих в их необходимости, так как приказом и страхом наказания невозможно заставить человека длительное время переносить тяготы и лишения службы, жертвовать здоровьем и жизнью. Многие воинские традиции и ритуалы закреплены в Военной присяге, уставах, наставлениях и инструкциях. Таким образом они приобретают не только моральную необходимость, но и юридическую значимость. Так, например, в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации определены ритуалы служебно-боевой деятельности и традиционные нормы поведения военнослужащих. Кроме того, в Вооруженных Силах России есть ритуалы и традиции, о которых не говорится в уставах, но они прочно вошли в жизнь воинских коллективов и широко практикуются. Это посвящение в гвардейцы (под- j водники, десантники); встречи 1 молодого пополнения; чествования ветеранов и сослуживцев, отличившихся при выполнении воинского долга, и другие. Однако в отечественной армии и на флоте проявляются традиции и негативного характера. Так, например, в отдельные периоды истории Русской императорской армии в ней процветали «муштра», плац-парадность и рукоприкладство. Советская армия в 70–80-е годы XX века «болела» так называемой дедовщиной и связанными с ней ритуалами, унижавшими личность солдата. Эти порочные явления в армейской и флотской среде обычно появлялись в мирное время и были отражением негативных процессов, происходивших в стране. В Русской армии с ними всегда решительно боролись. Так, например, в конце XIX века генерал М.И. Драгом иров требовал докладывать по команде, до штаба округа включительно, о каждом случае рукоприкладства, как о чрезвычайном происшествии, но до конца изжить это позорное явление так и не удалось. Перед началом Первой мировой войны (1914 г.) кулачная расправа в Русской армии еще сохранялась, поэтому «считалась изнанкой казарменного быта и была скрываемой, осуждаемой и преследуемой». Вооруженные Силы не могут существовать без традиций и ритуалов. В отечественной истории был трагический период, когда в годы Первой мировой войны на смену кадровым солдатам и офицерам, погибшим на ее фронтах, пришло пополнение из новобранцев, не имевшее никаких традиций. Кадровая Русская армия из опоры государства и защитника Отечества превратилась в вооруженный народ, переодетый в солдатские шинели. Современник этих событий, военный историк и публицист А.А. Керсновский писал: «Стоя в строю действовавших частей, эти люди чувствовали себя не гвардейцами, гренадерами, стрелками старых полков, чьи победы помнила Европа, а землепашцами, ремесленниками, фабричными, для которых военная служба была несчастным событием жизни». Традиции и воинские ритуалы являются душой армии и флота. Они создают благоприятную социальную среду, в которой происходит формирование у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, они вызывают у них нравственный подъем и чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и своей части. 2. Система воинских традиций и ритуалов В Российских Вооруженных Силах исторически сформировалась стройная система традиций и ритуалов, охватывающая все сферы военной службы: боевую деятельность, повседневную жизнь, обучение и воспитание войск (см. схему). Ведущую роль в жизни Вооруженных Сил России играют боевые традиции, в которых сконцентрирован опыт по защите Отечества. Их исключительно важная роль обусловливается особенностями жизни нашего народа, государства, его Вооруженных Сил. Русская государственность складывалась в тяжелых, главным образом, оборонительных войнах. За 625 лет от Куликовской битвы (1380 г.) до сегодняшнего дня Россия провела в войнах свыше 370 лет. Только проявляя несокрушимую стойкость и мужество при защите Отечества, умелое владение боевой техникой и оружием, взаимовыручку и войсковое товарищество – качества, лежащие в основе боевых традиций и ритуалов, наш народ смог сохранить свою государственность. Среди боевых традиций можно назвать следующие. 1. Верность Военной присяге и торжественный ритуал ее принятия. Принятие Военной присяги – наиболее торжественный и волнующий момент в жизни каждого воина. В Российских Вооруженных Силах традиционно рассматривают принятие Военной присяги как: – акт духовно-нравственный, закрепляющий клятву на верность Отечеству, своим знаменам и славным боевым традициям. Выдающийся военный педагог и психолог генерал М.И. Драгомиров говорил, что присягу следует «держать не в уме, а в сердце»; – акт юридический, определяющий момент вступления в военную организацию и принятие обязанностей по вооруженной защите государственный интересов; – акт волевой, требующий гражданского мужества и готовности жертвовать жизнью, защищая с оружием территориальную целостность и независимость России. В Российской армии принято присягать один раз, повторное принятие присяги превращает ее из священной клятвы в пустую формальность. Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников – первых профессиональных военных – существовал ритуал «Посвящение в воины». Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю. В Русской императорской армии сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». При этом присягавшие держали левую руку на Евангелии, а правую поднимали вверх в крестном знамени (солдаты, подняв только правую руку, повторяли текст за читавшим). После принятия присяги в строю воины подписывали присяжные листы. В Советских Вооруженных Силах этот ритуал неоднократно изменялся, совершенствовался. В послевоенные годы принятие Военной присяги молодыми воинами начали проводить у памятников боевой славы: в Волгограде – на Мамаевом кургане, в Москве – у Могилы неизвестного солдата. 2. Верность Боевому знамени части, флагу корабля и ритуал их почитания. В Российской армии и на флоте стало традицией считать знамя символом духовного единения людей, спаянных общей целью защиты Отечества. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. При Петре I в Русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 года говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота». При Павле I произошло еще большее возвышение статуса знамени: раньше знамена полагались на определенный срок в числе других амуничных и оружейных вещей, теперь же они стали жаловаться императором бессрочно. К ним стали более бережно и ответственно относиться. В Русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом. В ходе многочисленных сражений русские войска захватили большое количество знамен противника. Только под командованием А.В. Суворова они в 28 битвах захватили 609 неприятельских знамен, не потеряв при этом ни одного своего. 3. На Руси с древнейших времен соблюдали традиции и ритуалы почитания ратных дел и героических подвигов. С созданием Русской регулярной армии и флота стала формироваться стройная, законодательно закрепленная система наград и поощрений за военные заслуги. В XIX веке унтер-офицеры (сержанты) и рядовые награждались: знаками отличия военного ордена, медалями, подарками, деньгами, нашивками за «безпорочную службу» и за полученные в боях ранения и т.д. Отличившиеся на поле брани воинские части и корабли переводились в гвардию, награждались знаменами, штандартами, георгиевскими и юбилейными лентами к ним, надписями на шапках, петлицами и др. В 1807 году; для нижних чинов был впервые проведен воинский ритуал награждения «знаком отличия Военного ордена» Святого Георгия (с 1913 года именовался Георгиевским крестом). С 1856 года он имел летные степени и на протяжении всей истории своего существования вручался только за боевые заслуги и личную храбрость в бою. Правопреемником этой высшей солдатский награды стал орден Славы трех степеней, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. За Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. около 980 тыс. воинов были награждены орденом Славы III степени, почти 46 тыс. – II степени и 2631 воин отмечен орденом Славы трех степеней. За безупречную службу и выслугу лет в мирное время нижние чины в Русской армии награждались знаком отличия ордена Святой Анны, медалями «За усердие». Ритуал награждения знаком отличия ордена имел важные последствия: награжденные освобождались от телесных наказаний, получали увеличенное жалование, а затем пенсию «по смерть свою, где бы ни находились». В годы Великой Отечественной войны широко распространилась традиция присвоения почетных наименований частям и соединениям, отличившимся при освобождении городов. Первыми почетных наименований Донских, Зимовийковских, Котельниковских, Сталинградских, Тацинских в январе 1943 года удостоились дивизии и корпуса, отличившиеся в Сталинградской битве. 4. Важной боевой традицией является сохранение памяти о павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 года, как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями». При погребении солдат и офицеров по традиции соблюдается принцип соответствия выделяемых сил и средств должности и заслугам умершего и несовместимости отдания последних почестей военнослужащим, запятнавшим свою честь аморальными поступками и самоубийством. В Русской армии с 40-х годов XIX века стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. В годы Великой Отечественной войны эта традиция была возрождена. Так, например, приказом наркома обороны от 8 сентября 1943 года Герой Советского Союза Александр Матросов был зачислен навечно в списки первой роты 254-го гвардейского полка. Всего же до конца войны навечно в списки частей было зачислено более 350 человек. Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие. Так, в Русской регулярной армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. Строгая ее регламентация в уставах получила завершение в ритуале «Развод и смена караулов». В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба, и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности. В советских Вооруженных Силах с появлением частей, выполнявших боевые задачи в мирное время, появился ритуал «Заступления на боевое дежурство», соответствовавший разводу караулов. Но, несмотря на все изменения ритуала, постоянным оставалось его назначение – это проверка готовности караулов к несению службы, мобилизация воинов на качественное выполнение боевой задачи, переход личного состава в подчинение строго определенным лицам и предоставление права на смену старых караулов. Важную роль в жизни воинских коллективов играет воинская традиция и ритуал «Строевой смотр». Начало свое эта традиция берет со смотра княжеских дружин перед выступлением в боевой поход. В конце XVIII – начале XIX века строевой смотр стал занимать одно из центральных мест в боевой подготовке армии, а в ряде случаев видоизменился в торжественную церемонию – плац-парад. Служба каждого солдата начинается с постановки в строй. Цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью строгого контроля за личным составом, за состоянием его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе. Ритуал «Отдание воинской чести» и соблюдение традиций воинского этикета в Российских Вооруженных Силах свято соблюдаются с древнейших времен. Эти элементы субординации выражают уважение воинов к командирам и начальникам, к своим сослуживцам, военному мундиру и символизируют принадлежность к военной организации. В их основу заложен принцип единоначалия. Всякое послабление в вопросах воинской субординации рассматривается как нарушение воинского долга не только со стороны нарушившего, но и его начальника. Уже в первом отечественном Уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 года были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 году при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории Русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 года была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал. Отдание чести стало одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии. В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». Военные парады являются частью традиций Вооруженных Сил и играют положительную роль в воспитании у воинов гордости за принадлежность к славе русского оружия, сопричастности героизму и мужеству, проявленным офицерами и солдатами предыдущих поколений. Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений. Самыми знаменательными парадами в истории Вооруженных Сил России были: – парад, ознаменовавший вывод Русской армии из Европы после разгрома наполеоновской империи, который состоялся 29 августа 1815 года во Франции в провинции Шампань близ местечка Верно. На нем были продемонстрированы, европейским правителям величие и мощь Русской армии. В нем участвовали 150 тысяч человек и 540 артиллерийских орудий. Зрелище шедших одновременно в ногу 132 батальонов вызвало изумление и восторг иностранцев; – парад 7 ноября 1941 года, который оказал сильное влияние на моральное состояние армии и народа и показал всему миру, что несмотря на то, что немецкие войска находятся в нескольких десятках километров от Москвы, у Советского государства достаточно сил, чтобы выстоять и разгромить врага; – грандиозным парадом XX века стал Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В нем участвовали не просто военнослужащие, а полководцы и воины, чьи имена стали легендами и уже при жизни были вписаны в историю Вооруженных Сил золотыми буквами. В Российской армии и на флоте широкое развитие получили традиции обучения и воспитания, то есть устойчивые правила, принципы и нормы боевой подготовки и организации воспитательной работы, обеспечивающие передачу военнослужащим полезного боевого опыта, высокий уровень профессиональной подготовки, морально-психологической сплоченности и успешные действия при выполнении учебно-боевых задач. К основным воинским традициям обучения и воспитания относятся: обучение тому, что необходимо на войне; добросовестное изучение военного дела; взаимопомощь в учебе; поддержание сознательной воинской дисциплины; гордость за свой род войск, Вооруженные Силы и др. Система традиций и воинских ритуалов Российских Вооруженных Сил складывалась веками на полях сражений. Она формирует военную психологию, военный уклад, в котором все взаимосвязано и нет мелочей. Отечественная военная история свидетельствует, что дальнейшее развитие Вооруженных Сил РФ невозможно без сохранения традиций и ритуалов, обеспечивших ратные победы во имя сохранения и величия России. Положительными для армии и флота являются такие традиции и ритуалы, которые соответствуют требованиям военного дела, национальному духу военнослужащих, сообразуются с их психическим складом и духовными ценностями. Заключение В современных условиях роль дружбы, коллективизма и войскового товарищества еще более возрастает. Это связано с тем, что выполнение возложенных на войсковые коллективы задач сопряжено с риском, опасностью, особенно при ведении боевых действии и при несении боевого дежурства. В этих условиях чувство коллективизма и взаимная выручка зачастую имеют решающее значение. Современный бой происходит скоротечно, в высоком темпе. В войсках велико насыщение огневыми средствами, поэтому требуется четкое взаимодействие между всеми частями и подразделениями, ведущими бой. Воинский коллектив на все время службы по существу становится второй семьей, а корабль – вторым домом. А в хорошем доме всегда складываются добрые и дружеские отношения, царит атмосфера взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки. Хорошо известно, что успех любого подразделения, части (корабля) складывается из достижений каждого воина. Если воин служит небрежно, ленится, отстает в учебе, слабо изучает боевое оружие, то и в бою он может подвести товарищей и сам окажется в сложной ситуации. Список использованной литературы воинский традиция ритуал коллектив Бородин Н. Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. – 2006. – №6. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат – 2007 г. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 2008 г. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», издательство «Советская школа», Киев – 2009 г. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва- 2007 г. «Основы безопасности жизнедеятельности», изд-во АСТ, М, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, 2006 г. Корсновский А.А. «История русской армии» М. 2009 г. Мессюр Вакар «Российские офицеры» М. 2009 г. Минер В. Церемонии и ритуалы Российской армии. – М., 2006. Минер В. Воинская символика и ритуалы в истории Российской армии и флота // Ориентир. – 2008. – №6. Седых В.Д. Воинские ритуалы. – М., 2009 Нравственные основы воинской дисциплины. М. 2007 г. Серых В.Д. «Воинские ритуалы» М. 2006 г. Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М: Воениздат, 2009 «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 2009 г. |