философия. 1. Серебряный век поиски нового религиозного сознания 1 Истоки причин и проявлений кризиса исторического
Скачать 22.94 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Серебряный век: поиски нового религиозного сознания 1.1 Истоки причин и проявлений кризиса исторического (традиционного )христианства 1.2 "Новое религиозное сознание" А.Н. Бердяева 2. "Новое религиозное сознание " Д.С.Мережского 2.1. Идейное влияние позиций выдающихся русских философов 2.3. Черты сходства и различия А.Н. Бердяева и Д.С. Мережского Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Резкий рост интереса к политической и культурной жизни в российском обществе, начавшийся еще в 1890-х годах, был вызван не только экономическим бумом и социальными изменениями, в частности усилением буржуазии и среднего класса. Этому способствовали такие события, как снятие революционно-демократических догм, приведших к наследию Н. Чернышевского, Н. Добролюбова и Д. Писарева, а после цареубийства 1 марта 1881 г. - беспрецедентное расширение предмета духовного поиска радикальных Русская разведка привела. Также мало значимой роли и влияния на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Меренковского, Н. Бирдяева, В. Соловьева, С. Булгакова и др. Современные философы отводят совершенно уникальную роль русской религиозной философии ХХ века, чему есть несколько причин. Во-первых, в рамках этой философии они обобщили мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода была последней реакцией на продолжающийся исторический крах Российской Империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и, следовательно, пальма первенства в ней, несомненно, принадлежит ее наиболее достойным представителям. Я предлагаю рассмотреть и познакомится с двумя русскими философами- это Н.А.Бердяев и Д.С.Мережский. А именно их мнений по поводу религиозного сознания. В чем их взгляды были схожа, а в чем все же были различия? Так же их видение истоков и причин проявления исторического христианства. Н.А.Бердяев получил известность как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии. Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - философ, писатель, публицист, общественный деятель. Один из мастеров мысли 20-го века, экзистенциальный мыслитель, страстно реагирующий на глубокие преобразования человеческого духа; Христианский гуманист, наследник Владимира Соловьева, чувствующий ответственность за судьбу человека в современном мире. Участник сборников «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 году выслан из Советской России. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1821 - 1908) - выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург. Работы Меренковского не оставили равнодушным никого. Они ненавидели его, завидовали ему, восхищались им. Каждая его работа вызвала если не скандальные, но ожесточенные споры и множество противоречивых отзывов. Дмитрий Сергеевич Мережковский — один из крупнейших русских писателей и мыслителей ХХ века. Его творческое наследие — проза, философские и литературно-критические работы, поэзия, биографии — с честью выдержало испытание временем и вошло в золотой фонд русской и европейской классики ХХ века. Мережковский выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, как самый европейский из русских писателей. Цель данной работы: попытка анализа идеологических источников и факторов формирования позиций Н.А. Бердяев, Д.С. Мережский: - причины возникновения кризиса исторического (традиционного) христианства; - поиск характеристик сходств и различий в творчестве Н.А. Бердяев, Д.С. Мережский; Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии. В своей автобиографии Бердяев пишет, что религиозного воспитания в семье он не получил, и когда началось его «духовное пробуждение», в его душу проникла не Библия, а Шопенгауэр. Его настоящее обращение к церкви пришло гораздо позже, после отказа от идей марксизма. Бердяев считал это обращение «новым религиозным сознанием» и «нехристианством». Он был склонен отвергать «историческое христианство», потому что наступила «новая всемирно-историческая эра». Он (вслед за Меренковским) видит «историческое» христианство как чисто аскетический, полагая, что для «человека с новым религиозным сознанием ... необходимо сочетание язычества и христианства». Новые взгляды Бирдяева очень интересны: «... пространство и время должны исчезнуть»; «Земля» будет преобразована ... вневременная и бесконечная; государство - «одно из соблазнов дьявола»; «В апокалиптическом христианстве будет адаптировано то, что не укладывалось в историческое христианство»; «Божество человека, борьба с Богом, демонизм - божественный принцип». Правда, чуть позже Бердяев смягчит подход к религиозным вопросам. Он пишет, что «новую религиозную совесть следует рассматривать в« неразрывной связи со священным и священством ». Бердяев больше не хочет находиться «в зоне священного человеческого предположения». Однако он ожидает глубочайшей революции », он считает, что в мир входит новый религиозный принцип, наступает время« искусства, преобразующего бытие ». В «Русской идее» Бердяев подробно анализирует проблему веры и знания и приходит к выводу, что их противопоставление необходимо заменить свидетельством их взаимодействия. Но чтобы объединить веру и знания, мы должны отказаться от гордости рационализма. Мыслитель исходит из того, что субъект и объект относятся к бытию, и что помимо «бытия нет места никому и ничему, кроме царства дьявола». Следовательно, угнетение позитивизма как теории социальной среды, угнетающий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности гендерным целям, насилие и негодование над вечными надеждами индивидуальности во имя фикции добра будущих поколений, вера в возможность окончательного устройства человечества, основанного на высшей силе объективной науки. Это цена ложного объективизма, натурализма и материализма. Как выйти из философского тупика? Ответ на этот вопрос для самого Бердяева недостаточно ясен, по крайней мере, в его первой книге » В книге «Философия свободы» он пишет, что «философия не может обойтись без религии» и что она должна быть «органической функцией религиозной жизни». И вот наступает период, когда Бердяев пишет книгу «Значение творчества», в которой говорит, что «не только человеку нужен Бог, но и Богу нужен человек». Рассмотрим подробнее этот фундаментальный труд Н.А. Бердяев. Важнейшее произведение Бирдяева, одно из самых интересных и одновременно противоречивых, по мнению М.И. Мотрошилов, это «Важность творчества. Опыт оправдания человека ». «Человеческий дух в рабстве - так начинается введение к книге. - Я называю это рабство «миром», данным миром, необходимостью. Этот мир - мир «вражды, атомизации и распада живых монад из космических иерархий. И истинный путь - это путь ... духовного освобождения человеческого духа из плена необходимости». Из этого фантасмагорического мира, с которым связан человек, необходимо прорваться в какой-то иной мир, в действительно существующее существо как подлинное существо для свободной, то есть божественной жизни. Для этого необходимо собрать все творческие силы для духовного продвижения к единству с Богом. Но единство, во многих отношениях необычное, отмечает Н.В. Мотрошилов. В германском мистицизме, в работах Якоба Беме, Парацельса и других, хотя и в неявной форме, выражалась идея потребности Бога в антропогонии человека как продолжающейся теогонии. Эти идеи косвенно преломлены в книге Бердяева «Смысл творчества». Опыт оправдания человека есть антроподицея, которая, по Бердяеву, должна начаться с превращения философии в творческий акт. Препятствием к этому является понимание мировой философии как науки. Бердяев находит в Платоне образец творческой философии. Такие философы, как он, находятся в центре философии - не знания, не категорий, а любви. Это означает, что философия антропологична, что было довольно необычно для философии. Бердяев тоже решает эту проблему, решая ее, по словам Н.В. Мотрошиловой, что интересно и глубоко: «Бердяев придумал свою книгу, - пишет он, - как антрополь, то есть оправдание человека, философию человека. На протяжении всей своей жизни он видел свою задачу именно в том, чтобы повернуть философию к человеческим проблемам, чтобы сделать это в полном смысле открытой, глубокой философской антропологии, философии человека ». К сожалению, это сочинение было мало известно нп Западе. Но, утверждает Н.В. Мотрошилова – видный специалист по западной философии, - "соответствующим западным "экзистенциальным" образцам книга Бердяева, несомненно предшествует и в некоторых отношениях их превосходит". Некоторые критики Бердяева отмечают непоследовательность в понимании Бердяевым свободы, которое иногда проявляется в негативном обличье хаоса, ничего и дьявольской свободы, граничащей с явным произволом. И это не случайные оговорки. Зло существует в мире, и его нельзя игнорировать, считает Бердяев, и человек призван активно бороться со смертоносными силами зла, чтобы творчески подготовиться к пришествию Царства Божьего. При этом Бердяев отнюдь не склонен к православному христианству. «Как сын свободы, - писал он в своей книге« Экзистенциальная диалектика божественного и человека », - я признаю свободную критику исторического христианства и свободную критику откровения, которая должна быть подобна критике чистого разума». Эта тема подробно освещена в одной из самых сложных и недавних работ Бирдяева «Разум и реальность». Основы божественно-человеческой духовности »(1937), которая« несправедливо попадает в категорию философской публицистики ». Бердяев сразу определяет проблему и трудности ее понимания. «Мир склонен отрицать реальность духа». Исходя из этой модели, Бердяев склоняется к дуализму, основы которого он видит в метафизике Канта: дуализм порядка свободы и порядка природы, доктрина антиномий, признание явлений другой более глубокой реальности, скрытой за Мир. Другим препятствием в анализе метафизики Бердяева было широко используемое им понятие бытия. «Что же будет?» - спрашивает Бердяев. «Это основная проблема философии. Обычно мы используем понятие бытия как нечто бесспорное и само собой разумеющееся. «Концепция бытия дуалистична по своей природе, через нее постигается материальное и идеальное бытие, хотя они различны по сути. Однако на самом деле« бытие »включает в себя« продукт мысли », оно порождается деятельностью субъекта. , который «конструирует» бытие и материально, и духовно. Но отсюда вопрос передвигается в иную плоскость: что есть дух? В философии Бердяева это принципиальный вопрос. "Дух есть истина души, ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер. Он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство" . Итак, разум и дух Бердяева не только субъективны, но и интерсубъективны, но тем не менее богатство «высших» мотивов, ценностей, принципов, познавательных и практических результатов, норм и достижений науки и морали, воплощенных в реальности реальных людей. , Закон, религия, искусство, общение «... то, что на самом деле гипостазирует объективную реальность духовного». Наконец, автор книги выражает свое отношение к философии духа Бирдиаева: «Такой подход к духовной и самой сложной проблеме его реальности - подход в духе экзистенциальной философии жизни - мне кажется во многом оправданным и многообещающим». |